Конспект занятия по социально-коммуникативному развитию для детей старшей группы. Культура земледелия

Занятие в детском саду. Старшая группа

Цель: формирование бережного, уважительного отношения к результатам земледельческого труда и к труду земледельцев.

Задачи:

— формировать дифференцированные представления о традиционном труде русских людей (его назначении, орудиях труда, трудовых действиях, востребованности результатов);

— воспитывать интерес к культуре земледелия;

— формировать навыки практического применения полученной информации в речевой, игровой, изобразительной деятельности.

Оборудование: настольно-печатные игры «Труд русских земледельцев», «От зернышка к хлебу»; «серп», иллюстрации с изображением последовательности выращивания овощей; кусочки разных овощей.

* * *

Воспитатель. Ребята, к нам вчера вечером приходила библиотекарь Татьяна Васильевна и попросила помочь ей в оформлении выставки «Труд земледельцев». В библиотеке есть прекрасные книжки и сказки, а картин и иллюстраций недостаточно, чтобы об этом рассказать маленьким читателям. А они так любят рассматривать картинки! Особенно Татьяна Васильевна просила нарисовать картинки к сказке «Вершки и корешки», ее любят слушать дети. Еще она хочет, чтобы вы помогли ей подобрать игры, интересные задания о труде земледельцев, потому что ребятам, которые приходят в библиотеку, очень нравится играть и выполнять интересные задания. Кто помнит русскую народную сказку «Вершки и корешки»? Чему она учит? Как вы думаете, кто в этой сказке вырастил зерно и репу? Тяжелый или легкий это труд? Легко ли отдавать то, что вырастил человек своим трудом?

Дети отвечают на вопросы.

Раньше пища была простая. В полях росли рожь, пшеница. Из них делали хлеб, который был основным продуктом питания русских людей. Еще росли гречиха, овес, ячмень — из них варили кашу.

Что было главным занятием русских людей?

Дети. Они выращивали хлеб.

Воспитатель. Да, ребята, главным занятием в то время было земледелие. Почему русским земледельцам приходилось много работать?

Дети. Нужно было кормить семью.

Воспитатель. Верно. Чтобы человек смог прокормить семью, ему приходилось много работать. Давайте вспомним о том, с помощью каких орудий труда русский человек выращивал хлеб, и поиграем в игру.

Игра-лото «Труд русских земледельцев»

На большой карте изображен русский человек, который пашет землю плугом. Вокруг нее нужно разложить изображения тех орудий труда, с помощью которых человек выращивал хлеб: плуг или соха, лукошко, серп, деревянный цеп, жернова. Во время выполнения задания воспитатель уточняет знания детей о назначении орудий труда.

Воспитатель. Для чего нужен был плуг?

Дети. Чтобы пахать землю.

Воспитатель. Для чего вспахивали землю?

Дети. Чтобы земля была мягкой.

Воспитатель. Труд пахаря был очень тяжелым. Раньше не было машин, которые бы помогали людям выращивать хлеб. Если в хозяйстве имелись лошадь или бык, с их помощью распахивали землю. Без лошади людям самим приходилось тащить плуг за собой. Какие вы знаете пословицы о тяжелом труде пахаря?

Дети. «Пашню пашут — руками не машут», «Кто пахать не ленится, у того и хлеб родится», «Не трудиться, так и хлебу не родиться», «Терпение и груд все перетрут», «Что посеешь, то и пожнешь».

Воспитатель. Как пользовались лукошком во время сева?

Дети. В него насыпали зерно и руками разбрасывали его по полю.

Психогимнастика «Колоски»

Воспитатель. Представьте себе, что вы маленькие зернышки, брошенные в землю, — присядьте. Лежит зернышко в земле — темно, сыро, мягко. Пригрело теплое солнышко, прошел дождь. Зернышко набухло, лопнуло, и показался первый росток — медленно поднимайте руки. Пробил росток землю и потянулся к солнышку. Качается на ветру, тянется. Прошло время — росток окреп и появился колосок. Колоски тянутся к солнышку — почувствуйте напряжение в руках. Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски — расслабьтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол. Но вот полил дождик, ожили колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски — улыбнитесь друг другу. Колосок из зернышка ржи какой? Ржаной. А из зернышка пшеницы какой? Пшеничный.

Колоски золоченые

Дети поднимают руки вверх.

На ветру качаются,

Качаются из стороны в сторону.

На ветру качаются, низко наклоняются.

Наклоняются вниз.

Что необходимо для роста и созревания колоска?

Дети. Солнце, дождь и руки человека.

Воспитатель. С помощью чего убирали урожай?

Дети. С помощью серпа.

Воспитатель. Правильно, ребята, выросший хлеб жали серпом или косили косой. Что означает выражение «жать серпом»?

Дети. Косить, резать серпом.

Воспитатель. Правильно, жать — косить, резать серпом, жнейкой. Я принесла на занятие серп, чтобы вы посмотрели на это орудие труда и запомнили, что им на Руси убирали хлеб. Срезали колоски и собирали их в снопы.

Воспитатель показывает картинки с изображением снопов на поле и деревянного цепа.

Для чего нужны были цепы?

Дети. Чтобы вынимать (выбивать) зерна из колосков.

Воспитатель. Собранный урожай сушили в овинах, молотили, выбивая зерна и складывали в амбар для хранения.

Рассказ воспитателя сопровождается показом иллюстраций.

Вот как много нужно было трудиться русскому человеку, чтобы вырастить хлеб! А сейчас я покажу вам рисунки с изображением тех орудий труда, которые помогали русскому человеку растить его. По частям предмета нам нужно отгадать, что это за орудия труда, а затем дорисовать их.

Дети дорисовывают рисунки-половинки по принципу симметрии с изображениями орудий труда.

Русские люди всегда с любовью относились к хлебу. Они придумали много пословиц о нем. Вспомните их, пожалуйста.

Дети. «Нет хлеба, так и нет обеда», «Хлеб — всему голова», «Хлеба ни куска, так и стол — доска», «Без хлеба нет песен», «Хлеб — батюшка, вода — матушка».

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, мог ли один человек вырастить и испечь хлеб?

Дети. Много людей трудилось, чтобы был хлеб.

Воспитатель. Чтобы вспомнить, усилия каких людей требовались для получения хлеба, предлагаю поиграть в игру.

Игра «От зернышка к хлебу»

Картинки, на каждой из которых нарисован один из этапов труда русского человека по выращиванию хлеба (пахарь пашет землю, сеятель сеет зерно, мельник перемалывает зерна в муку на мельнице, дома хозяйки просеивают муку сквозь сито, замешивают тесто и в печке пекут из него хлеб), нужно разложить по порядку. Если дети выполняют задание правильно, получается постепенно расширяющаяся от начала до конца лента (если какая-то картинка оказывается не на своем месте, лента получается неровной). В ходе выполнения задания воспитатель уточняет знания детей о том, как выращивают и делают хлеб. Подводит итог: «Много людей трудилось, чтобы вырастить и испечь хлеб, поэтому к нему относились очень бережно: доедали все кусочки, крошки собирали и отдавали птицам, животным. Человек, который выбрасывал хлеб как мусор, наказывался, его не любили».

Воспитатель. С давних времен дошла до нас игра «Дед», в которую любили играть наши предки. Давайте поиграем в нее.

Игра «Дед»

Играющие большинством голосов выбирают «деда», а сами отходят в сторону и договариваются, какую полевую работу будут показывать, а затем воспроизводят характерные для нее движения. Затем подходят к «деду» и говорят: «Здравствуй, дед!» «Дед» отвечает: «Здравствуйте, дети! Где вы были?» Дети: «На работе». «Дед»: «Что делали?» Дети имитируют выполнение той или иной работы. «Дед» угадывает, что обозначают движения. Дети ведут хоровод и поют про свою работу.

У нас серпы-то золотые,

А мы работники-то молодые!

Время жито жать.

Во снопочки вязать,

На ток возить,

Цепами молотить,

У печи сушить,

Тесто месить,

Пирогами всех кормить.

По окончании песни дети убегают, а «дед» их догоняет. Пойманный становится новым «дедом».

Воспитатель. Ребята, как вы понимаете пословицу «Кто хлебушком не дорожит, тот мимо жизни пробежит»?

Дети отвечают.

Кто не дорожит хлебом, тот не дорожит трудом многих людей, сам не умеет трудиться. Ребята, а что еще выращивал мужик в сказке «Вершки и корешки»?

Дети. Репу.

Воспитатель. Ели репу в сыром и вареном виде. Нехитрое это было дело — бросить репу в кипящую воду и распарить до мягкости. Отсюда и пошла поговорка: «Проще пареной репы». Какие еще поговорки и загадки про репу вы знаете?

Дети. «Репа, репка, репища», «Хороша девка, как мытая репка», «Кругла, да не девка, с хвостом, да не мышь».

Воспитатель. А еще какие овощи, кроме репы, выращивали русские люди?

Игра «Узнай на вкус овощи»

В ходе выполнения задания уточняются названия овощей и бобовых: морковь, свекла, редька, репа, картофель, лук, чеснок, бобы, горох.

Воспитатель. А как вы считаете, овощи легче выращивать, чем зерно?

Дети отвечают.

Русские люди много трудились, чтобы вырастить овощи. Когда они начинали сеять семена овощей?

Дети. Весной.

Ответы детей сопровождаются показом иллюстраций с изображением последовательности выращивания овощей.

Воспитатель. Почему весной?

Дети. Весной бывает тепло.

Воспитатель. Правильно, ребята, весной, когда земля становилась сухой и теплой, высаживали овощи. Как люди ухаживали за овощами?

Дети. Поливали их, рыхлили землю.

Воспитатель. Как хранили урожай овощей?

Дети. В ямах.

Правильно, ребята, после уборки овощи складывали в большие погребные ямы.

Воспитатель. Что готовили русские люди из овощей?

Дети. Овощи солили, квасили. Готовили различные овощные каши, щи, паренки.

Воспитатель. Недаром в пословицах говорится: «Щи да каша — пища наша», «Где щи, там и нас ищи». В старину на Руси в деревнях, да и в городах проводили праздник, посвященный капусте. Считалось, что «хлеб да капуста лихо не подпустят». Как вы понимаете эти слова?

Дети. Если в доме есть хлеб и капуста, все будут сытыми, не будет беды.

Воспитатель. Ребята, какую игру вы знаете о капусте?

Дети. «Капуста».

Игра «Капуста»

Воспитатель. Давайте мы сейчас огромный кочан капусты «завьем», только помогайте мне. Беритесь все за руки и не отцепляйтесь. Идите за мной.

Воспитатель заводит хоровод-улитку.

Раз — виток, два — виток и т.д. Остановитесь — осмотритесь: какой кочан мы с вами «завили». А теперь «разовьем» его, руки не отпускайте, повернитесь за ... (называет имя последнего ребенка). Идите за ним. Вот и «развили» капусту.

Воспитатель. Приготовление овощей было сначала очень простым: их солили, квасили, из них готовили щи. Со временем человек научился другим способам приготовления овощей. А что сейчас готовят из них?

Дети. Салаты, рагу, запеканки.

Воспитатель. Нравится ли вам еда из овощей? Чем полезны овощи?

Дети. Овощи полезные, потому что в них есть витамины.

Воспитатель. Правильно, ребята, в овощах находится много витаминов и полезных веществ, нужных для здоровья человека. Вот мы и вспомнили о том, как раньше русские люди выращивали хлеб и овощи. Сегодня после дневного сна мы с вами оформим Рисунки к сказке «Вершки и корешки» и отнесем их в библиотеку. Ребята, еще библиотекарь Татьяна Васильевна просила вас помочь подобрать интересные игровые задания о труде русских земледельцев, в ходе выполнения которых дети смогли бы уточнить свои знания о труде русских людей. Что мы можем ей посоветовать?

Дети. Можно поиграть с детьми в игры: «Труд русских земледельцев», «От зернышка к хлебу», «Капуста», «Узнай на вкус овощи», «Дед», «Мельница», «Ворон», «Огородник», «А мы просо сеяли», «Пахари и жнецы», загадать детям загадки об орудиях труда русских земледельцев, о хлебе, предложить вспомнить пословицы и поговорки о труде русских людей.

Воспитатель. Молодцы, дети, обо всех предложенных вами играх и заданиях я расскажу Татьяне Васильевне. Думаю, что они понравятся детям, с которыми она будет играть.

Похожие статьи:

Занятие по развитию речи в детском саду. Старшая группа

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на зимнюю тему

Конспект НОД по математике в детском саду. Старшая группа

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Рассказывание по серии картинок

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Творческое рассказывание

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2024 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна