Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Хармс «Игра»
Конспект урока литературного чтения во 2 классе
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: познакомить учащихся с журналами для детей 1920—1940-х гг.; рассказать о Д. Хармсе, его творчестве; развивать у детей навыки выразительного осознанного чтения, интерес к чтению, внимание к авторскому слову.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения, планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.
Оборудование: выставка детских журналов, портрет и книги Д. Хармса; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
Организационный момент
Речевая разминка
— Прочитайте скороговорку.
Кричал Архип, Архип охрип.
Не надо Архипу кричать до хрипу.
— Прочитайте с разной интонацией.
III. Проверка домашнего задания
— Расскажите о журнале, который вы принесли на урок.
— Что из этого журнала вы приготовили к уроку?
— Кто из вас читает журналы? Какие это журналы?
(Ответы детей.)
IV. Введение в тему урока
— Знаете ли вы, что ваши прабабушки и прадедушки читали журналы «Чиж» и «Еж»? «Чиж» (это «Чрезвычайно интересный журнал») издавался в Ленинграде (теперь Санкт- Петербург) в 1930—1940 гг. для дошкольников. А «Еж» (это «Ежемесячный журнал») для детей младшего и среднего школьного возраста издавался с 1928 г.
Материал для учителя
Детские журналы в прошлом веке
В 1920— 1930-е гг. в нашей стране была создана широкая сеть детских газет и журналов. Выдержать конкуренцию с ленинградскими журналами «Еж» (1928—1935) и «Чиж» (1930—1941) не в состоянии было ни одно детское периодическое издание тех лет. Писатель Чуковский утверждал, что «никогда в России, ни до, ни после, не было таких искренне веселых, истинно литературных, детски озорных детских журналов».
Авторский состав будущих «Чижей» и «Ежей» формировался вокруг детского отдела государственного издательства (ГИЗ) в Ленинграде. Он был создан в 1924 г. по инициативе Чуковского. В первые годы своего существования отдел меньше всего был похож на государственное учреждение, а скорее напоминал литературную студию, где вырабатывались, утверждались и претворялись в жизнь принципы новой литературы для детей. Звучали шутки, пародии, эпиграммы, рождались гениальные замыслы.
«Весь этот пятый этаж ежедневно и в течение всех служебных часов сотрясался от хохота. Некоторые посетители детского отдела до того ослабевали от смеха, что, покончив свои дела, выходили на лестничную клетку, держась руками за стены, как пьяные», — вспоминал Чуковский. Как ни странно, подобная атмосфера не только не препятствовала делу, а, наоборот, повышала трудовые показатели всех сотрудников веселого цеха. День ото дня, упражняя свою фантазию, воображение и остроумие, писатели и художники поддерживали в себе высочайший творческий тонус. приобретали уникальные профессиональные качества, необходимые создателям веселой детской книги.
Наиболее смелым и удачным из многочисленных опытов Маршака стало приглашение в детский отдел (а затем в журналы) лидеров молодой, но уже опальной литературной группы ОБЭРИУ — Д. Хармса, А. Введенского, Н. Заболоцкого. Патриарх детской литературы безошибочно уловил в «заумной» поэзии обэриутов те качества, которые способны обогатить литературу для детей: искренность чувств, свежесть ритмов, склонность к причудливому словотворчеству, нестандартное мышление. Вскоре обэриуты действительно стали ведущей силой.
Творческое наследие С. Маршака, К. Чуковского, В. Бианки, Е. Чарушина. М. Пришвина, Е. Шварца, Б. Житкова, М. Ильина, значительная часть из которого увидела свет на страницах «Ежа» и «Чижа», давно уже составляет фундамент детской литературы. В первой половине 1960-х гг. в детскую литературу постепенно стали возвращаться произведения Д. Хармса, А. Введенского, Н. Заболоцкого. Сегодня они по праву считаются классикой.
Очень популярным был журнал «Юный строитель», который выпускался с S 923 г. «Рабочей газетой», причем невиданным для того времени тиражом: 100 тысяч экземпляров. Издавала журнал группа молодых педагогов. Здесь печатались лучшие советские писатели. Специально для малышей существовал отдел «Красные маки», из которого в 1924 г. родился знаменитый журнал «Мурзилка». Концепция «Мурзилки» устоялась не сразу, первые номера были заполнены «сюсюканьем» об игрушках. всяких мелких проблемах. С приходом в журнал таких мастеров, как С. Маршак, А. Барто, К. Чуковский, А. Гайдар, журнал «Мурзилка» переменился, стал самым любимым изданием нескольких поколений детей. Журнал был очень хорошо оформлен. Классикой графики для детей стали иллюстрации в «Мурзилке» великолепных художников А. Дейнеки, Е. Чарушина, М. Черемных.
V. Работа по теме урока
1. Рассказ учителя о Д. Хармсе
Сегодня мы познакомимся с одним из авторов этих журналов, прочитаем его произведение. Это писатель Даниил Хармс.
Материал для учителя
Даниил Иванович Ювачев (1905—1942) - это настоящие имя и фамилия — родился в Петербурге в семье дворянина-народовольца, бывшего политзаключенного, отсидевшего в тюрьме и отбывшего ссылку на Сахалине. Будущий поэт свободно говорил и читал по-немецки и по-английски, Он получил образование в таком учебном заведении Петербурга, где преподавание велось на иностранных языках.
Чармс — так впервые он в 1922 г. подписался под шуточным стихотворением. И в английском, и в немецком языках это слово означает «обаяние», «прелесть», по-французски это звучит как «шарм». Тогда, в юности, поэта привлекало именно это человеческое качество. Постепенно закрепился псевдоним Хармс.
После школы Хармс учился в электротехникуме, а вечерами становился актером, выступая на эстраде под именем Даниэля Шармса. Он очень выразительно читал стихи, прекрасно чувствовал ритм, имел актерский дар, неплохо пел, играл на музыкальных инструментах, оригинально рисовал.
Современники Хармса вспоминают, что он очень любил розыгрыши, проделки, шутки не только в поэзии, но и в жизни. В комнате Хармса стоял предмет, который удивлял всех приходивших, — он состоял из железок, досок, пустых папиросных коробок, пружин, велосипедных колес, веревок и консервных банок. Сам писатель объяснял, что это машина, которую ему захотелось иметь в доме, т. е. никак не объяснял. Управдом не переставал удивляться, что жилец постоянно меняет таблички с именем на двери. Даниил Хармс всегда подписывался псевдонимами. Среди множества псевдонимов есть такие: Карл Иванович Шустерлинг или Пустерлинг, Шардам, Дандан, Иван Торопышкин, писатель Колпаков и др. Чаще всего повторялось имя Хармс.
В середине 1920-х гг. Д. Хармс и его друзья — Александр Введенский, Юрий Владимиров, Николай Заболоцкий — объединились в литературно- поэтическую группу ОБЭРИУ. Это расшифровывалось как «Объединение реального искусства».
Поэтов часто спрашивали: почему в конце буква У? «Потому что, потому, что кончается на У!» — отвечали они. Для веселья. Все члены этой группы считали себя шутами, и поэзия их была шутовской. Они сочиняли небылицы, считалки, выдумывали новые слова, писали бессмысленные стихи, экспериментировали. Во взрослой поэзии это сделать было трудно. Их не понимали. Даже начали бороться с такого рода искусством: поэты подвергались арестам и ссылкам. Зато их заметил и оценил С. Маршак — он активно привлекал новых поэтов и писателей в детскую литературу. И не ошибся. Эта группа поэтов сделала журналы «Чиж» и «Еж» самыми популярными в те годы.
2. Первичная проверка понимания
— Что вы запомнили из моего рассказа о Д. Хармсе?
— Каким вы себе его представляете?
— Как вы думаете, понравятся ли вам его стихи?
— Какими они будут, как вы считаете? (Веселыми, смешными...)
VI. Физкультминутка
Гриб
Гриша шел, шел, шел,
Белый гриб нашел.
Раз — грибок,
Два — грибок,
Три — грибок,
Положил их в кузовок.
VII. Продолжение работы по теме урока
Стихотворение Д. Хармса «Игра»
1. Первичное чтение
— Прочитаем стихотворение Д. Хармса «Игра» (с. 160—164).
(Читают учитель и учащиеся.)
2. Работа с текстом
— Понравилось ли вам стихотворение Д. Хармса?
— Оправдались ли ваши ожидания относительно его стихотворений?
— Что значит «по панели»? (По тротуару.)
— Какие слова вызвали затруднение при чтении?
— Давайте научимся их читать.
(Слова записывать на доске, читать по слогам, затем плавно целиком. Прежде всего слова «разойдитесь», «сторонитесь», «панель» [нэ].)
— Найдите в тексте и прочитайте звукоподражательные слова. Что имел в виду автор, когда их писал? {Дети имитируют звуки машины, самолета и парохода во время игры.)
— Кто играл, во что и как?
— А вы так играете?
— Что помешало игре?
— Зачем автор все время повторяет слова, строки, а иногда и целые отрывки текста? (Примерный ответ. Он тоже играет, только со словами. Получается считалка, задается ритм. На самом деле так и играют — все действия повторяются.)
— В стихотворных строчках обычно не меньше трех-четырех слов, а здесь каждое слово с новой строки. Для чего? (Примерный ответ. Чтобы мы при чтении выделяли голосом каждое слово и чтобы получалось ритмично, громко. В каждой строчке каждое слово — главное; не надо искать, где бы поставить логическое ударение.)
3. Выразительное чтение
(Дети читают стихотворение выразительно.)
VIII. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
IX. Подведение итогов урока
— О творчестве какой группы поэтов вы сегодня узнали?
— О жизни какого человека вы сегодня читали и слушали?
— Что вы запомнили?
— С каким стихотворением вы познакомились?
— Есть ли у этого стихотворения главная мысль? (Нет, это просто игра. Д. Хармс очень любил игры и шутки.)
Домашнее задание
Подготовиться к выразительному чтению стихотворения. Найти в журналах другие стихи Д. Хармса, приготовиться читать их в классе.
Автор: Кутявина С. В.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения, 2 класс. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...»
Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Сова»
Нет комментариев. Ваш будет первым!