Конспект урока литературного чтения «Школа России», 2 класс
Урок литературного чтения по ФГОС «Школа России», 2 класс. Тема: С. Михалков «Мой секрет», «Сила воли»
УМК Л. Ф. Климановой
Цели: продолжить знакомство учащихся с творчеством С. Михалкова; развивать ассоциативное мышление и творческие способности детей, расширять их читательский кругозор; учить внимательно относиться к слову, уметь подтверждать свое мнение выдержками из текста.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно, передавая настроение стихотворения; объяснять лексическое значение некоторых слов на основе словаря учебника и толкового словаря.
Оборудование: портрет С. Михалкова, выставка его книг; карточки (текст для речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение наизусть или выразительное чтение стихотворений С. Маршака.
III. Речевая разминка
— Научитесь читать эти скороговорки.
Шел Егорка по пригорку
И учил скороговорку.
Он учил скороговорку
Про Егорку и про горку.
За жужелицей уж бежал,
А жук от ужаса дрожал:
— Живу-живу,
Жужжу-жужжу,
Ужу на ужин угожу!
В. Телегина
Угодить — удовлетворить кого-нибудь, сделав что-нибудь приятное, нужное.
— Прочитайте медленно.
— Прочитайте с разной интонацией.
— Прочитайте с ускорением, замедлением.
— Прочитайте быстро, еще быстрее.
— А теперь — конкурс на самого быстрого чтеца скороговорок.
IV. Постановка целей урока
— Расшифруйте имя поэта.
ЙЕГРЕС ЧИВОРИМИДАЛВ ВОКЛАХИМ.
(Сергей Владимирович Михалков.)
— Какие произведения С. Михалкова вы знаете?
— Что вы знаете о самом писателе?
Сегодня мы продолжим знакомство с жизнью и творчеством С. Михалкова.
V. Работа по теме урока
1. Чтение статьи
— На с. 30 прочитайте статью Р. Сефа. (Дети читают.)
- О каком самом замечательном свойстве на свете говорит Р. Сеф?
- Кто умеет удивляться и радоваться больше всех? - Обладал ли этим качеством С. Михалков? Подтвердите свое мнение словами из текста.
2. Рассказ учителя о С. Михалкове
Материал для учителя
Сергей Владимирович Михалков (1913—2009) — русский поэт, драматург. Родился в Москве в семье служащего, «одного из зачинателей советского промышленного птицеводства». Отец привил сыну любовь к русской литературе, познакомил со стихами В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина, влияние которых сказалось на детских и юношеских поэтических опытах юного Михалкова. Школьные годы он провел в Пятигорске, в 1930 г. окончил среднюю школу.
Первое стихотворение Михалкова «Дорога» было напечатано в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону) в 1928 г. В этом же году он был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей (ТАПП), и его стихи часто стали печататься на страницах пятигорской газеты «Терек».
В 1930 г. Михалков переехал в Москву. Его стихи все чаше публиковались в столичной печати, передавались по радио. С 1933 г. у Михалкова появилась возможность жить только на литературный заработок. Принадлежал к объединению молодых писателей при журнале «Огонек». В 1935—1937 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького.
В 1935 г. в журнале «Пионер» Михалков опубликовал стихотворение для детей «Три гражданина». За ним последовали другие детские стихи: «Веселый турист», «Упрямый Фома», «Мы с приятелем», «Дядя Степа», вошедшие в первую книгу стихов (1936).
Рассказывают, что редактор журнала, прочитав рукопись, решил напечатать ее в «Пионере» немедленно, в ближайшем же номере. Но нужны были иллюстрации.
— За такой короткий срок художнику рисунков не сделать, — вздохнул редактор. - Придется, видимо, выпуск журнала задержать, а не хотелось бы...
Он внимательно посмотрел на стоявшего перед ним поэта, измерил взглядом его долговязую фигуру с ног до головы и неожиданно произнес:
- Зачем нам рисунки, когда можно просто сфотографировать вас. Вы - самый настоящий дядя Степа!
И редактор попросил фотографа срочно сделать необходимые снимки.
3. Работа с иллюстрацией
Рассмотрите иллюстрацию на с. 31. Вспомните этого героя и связанные с ним истории.
VI. Физкультминутка
Поднимает руки класс — это раз.
Повернулась голова — это два,
Руки вниз, вперед смотри — это три,
Руки в стороны пошире развернули на четыре,
С силой их к плечам прижать — это пять.
VII. Продолжение работы по теме урока
1. Стихотворение «Мой секрет»
(Учитель читает стихотворение на с. 32—33.)
— Как называется удивительная страна?
— Какими еще словами называет поэт эту страну?
— Объясните название стихотворения.
— Раскрывает ли автор нам секрет?
— Как вы думаете, можно ли попасть в страну детства, став взрослым?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
2. Стихотворение «Сила воли»
— Прочитайте название следующего стихотворения С. Михалкова.
— Как вы понимаете название? Что такое сила воли?
— Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Учитель читает стихотворение на с. 33—34.)
— На с. 34 есть вопросы. Ответьте на них.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VIII. Рефлексия
— Что вы узнали на уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что у вас особенно получилось?
IX. Подведение итогов урока
— О каком поэте мы говорили на уроке?
— Что нового вы узнали?
— Какие стихи мы читали?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений.
Похожие статьи:
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Хармс «Игра»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Сова»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России
Урок литературного чтения, 2 класс. Успенский «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...»
Нет комментариев. Ваш будет первым!