Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»
Урок литературного чтения в 1 классе. В. Берестов «Любили тебя без особых причин...». Г. Виеру «Сколько звезд на ясном небе!» Н. Бромлей «Какое самое первое слово?»
Цели: ознакомить со стихотворениями о семье, о маме Г. Виеру, Н. Бромлей, В. Берестова; с пословицами и поговорками по теме; обучать выразительному чтению стихотворений, определять их ритм; чувствовать отношение автора к изображаемому в произведении; находить сравнения; развивать память, речь, мышление, воображение.
Планируемые результаты: учащиеся научатся читать с выражением стихотворения, выделяя голосом важные мысли и слова; сравнивать стихи разных поэтов, посвященные одной теме; наблюдать, как меняется настроение поэта; объяснять смысл пословиц и поговорок.
Оборудование: выставка книг по теме урока, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение.
Петушок
Отправляла мама-квочка
В школу милого сыночка.
Говорила: «Не дразнись!
Не дерись! Не петушись!
Поспеши, тебе пора!
Ну, ни пуха ни пера!»
Через час, едва живой,
Петушок идет домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нем и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!
В. Орлов
— Прочитайте стихотворение шепотом.
— Прочитайте, начиная тихо, постепенно увеличивая громкость голоса.
— Прочитайте, начиная громко, постепенно затихая.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Как вы поняли смысл стихотворения «Петушок»? (Ответы детей.)
— Как автор называет маму? (Мама-квочка.)
— Какой мама показана в стихотворении?
— А какая ваша мама? Расскажите о ней.
— Сегодня на уроке мы будем читать произведения о самых близких людях. Кто для вас самые близкие люди? Как вы к ним относитесь?
IV. Работа по теме урока
— Восстановите пословицу.
МАТЬ ЛЮБИМАЯ РОДИНА ЧТО РОДИМАЯ
(Родина любимая что мать родимая.)
— Как вы понимаете смысл этой пословицы?
— Прочитайте диалог Ани и Вани в учебнике на с. 84.
— Согласны ли вы с ними?
— Прочитайте вывод профессора Самоварова.
— Какие еще важные слова вы можете назвать? (Ответы детей.)
— Поработайте в парах. Выполните задание 2 в учебнике на с. 84.
(Проверка и комментарий учителя.)
— Прочитайте в учебнике на с. 85, кто автор стихотворения. Я расскажу вам о нем.
Материал для учителя
Валентин Дмитриевич Берестов (1928—1998) — писатель, поэт. Родился в городе Мешовске Калужской области в семье учителя истории — человека доброго и талантливого.
Прелесть самостоятельного чтения Валентин Дмитриевич понял довольно рано: «Когда мне было четыре года, в моей жизни произошло чрезвычайно важное событие: я научился читать. Это было очень кстати... С тех самых пор я навсегда полюбил детскую литературу и детских писателей...»
Во время войны в эвакуации (в Ташкенте) юный Берестов познакомился с поэтами К.И. Чуковским, С.Я. Маршаком и А.А. Ахматовой. Отец привил Валентину любовь к истории, и тот поступил на исторический факультет Московского университета, стал археологом.
Археолог Берестов принимал участие в раскопках древнего Хорезма, писал очерки, повести. А потом родилась дочка — и появились стихи для детей. Берестов обнаружил, что язык детства — самый естественный для него язык: язык радости, нравственной чистоты, тонкого эмоционального чувства.
Порой трудно определить, что писалось для детей, а что — для взрослых. Автор смело обращается к тончайшим оттенкам человеческих чувств без скидки на возраст. Он верит в способность юных читателей понять все сказанное. Вот почему Берестов часто пишет о первой любви и первом предательстве, о чувстве одиночества, о чувстве порядочности, еще не осознанном, но уже пробудившемся в ребенке, и о чувстве вины.
Три копейки несу в кулаке —
Связан честным мальчишеским словом —
Продавщице в пуховом платке,
Продавщице в ларьке продуктовом.
Но ужасное что-то случится,
Если я не отдам,
Если я не отдам
Этот тягостный долг продавщице.
Первый сборник стихов Берестова «Отплытие» вышел в 1967 г. и получил признание читателей, поэтов и критиков. В том же году выходит первая книга для детей «Про машину». Затем последовали сборники стихов: «Веселое лето», «Как найти дорожку», «Улыбка», «Жаворонок», «Первый листопад», «Определение счастья», «Пятая нога» и многие другие. «Берестов, — писал поэт Н. Коржавин, — это прежде всего талантливый, умный и, если можно так выразиться, веселый лирический поэт». Анна Ахматова так высказывалась по поводу его коротких юмористических стихотворений: «Отнеситесь к этому как можно серьезнее. Так никто не умеет».
— Прочитаем стихотворение Валентина Берестова.
(Читает учитель.)
— Как вы поняли, что хотел сказать нам автор?
— Подумайте и объясните смысл последних строк стихотворения:
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
— Прочитайте выразительно стихотворение.
V. Физкультминутка
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитайте стихотворение Г. Виеру в учебнике на с. 86.
Материал для учителя
Григоре Павлович Виеру (1935—2009) — молдавский поэт. Родился в селе Перерыта Хотинского уезда Бессарабии (ныне Бричанский район Молдавии). В родном селе закончил 7 классов и продолжил образование во второй средней школе города Липканы. Будучи студентом, в 1957 г. дебютировал с книгой стихотворений для детей «Alarina» («Тревога»). Сочинять детские стихи, по его словам, он начал из протеста, чтобы не писать о Ленине, партии и коммунизме.
В 1958 г. окончил факультет истории и филологии Кишиневского педагогического института им. Иона Крянгэ. В этом же году устроится на работу на должность редактора в газету «Ленинская искра».
Работал редактором в издательстве «Молдавская книга», в котором вышли два его сборника стихов для детей. В 1963 г. вышел сборник стихов для детей «Multumim pentru расе» («Спасибо за мир») и сборник стихов, песен и сказок «Fagurasi». В 1967 г. был награжден республиканской премией комсомола Молдавии им. Бориса Главана. В 1968 г. вышел сборник стихов на русском языке «Имя твое», который высоко оценили литературные критики республики и который сразу был признан классикой современной национальной литературы.
В 1973 г. Г. Виеру в составе делегации советских писателей посетил Румынию, встречался с редакторами румынской газеты «Secolul XX» («XX век»). Затем вышла книга стихов «Мама» (1975), книга дошкольника «Albinuta» («Пчелка») (1980), «Fiindca iubesc» («Потому что люблю») (1979). В 1984 г. фирма «Мелодия» в серии «Дискоклуб» выпустила сборник песен Анатолия Кирияка на стихи Виеру в исполнении Сильвии Кирияк, Софии Ротару, Штефана Петраке и Анастасии Лазарюк. Семь песен на стихи Григоре Виеру («Adio», «Аmor», «Молодость-цветок», «Песня о моей жизни», «Меланколие», «Нежная мелодия», «Романтика») исполняла София Ротару; именно эти песни принесли поэту известность за пределами Молдавии.
Жизнь Григоре Виеру оборвалась внезапно: автомобиль, в котором находился поэт, врезался в бетонное ограждение на трассе Басарабяска — Кишинев. Причиной аварии полиция города Кишинева назвала превышение скорости и усталость водителя.
В одной из анкет на вопрос «Ваша профессия?» Григоре Виеру ответил: «Край свой люблю». Край ответил ему тем же. В Кишиневе именем поэта назван проспект, и на этом проспекте установлен его бюст.
— Прочитайте стихотворение, обращая внимание на восклицательные знаки. Какие чувства надо передать при чтении?
— А сейчас послушайте стихотворение Н, Бромлей «Главное слово».
(Учитель читает текст в учебнике на с. 86.)
— Как вы думаете, какое самое главное слово на земле?
— Прочитайте это стихотворение в учебнике на с. 86.
— Поработайте в парах. Прочитайте эти стихи друг другу: один читает тихо, другой — громко. Определите, как лучше прочитать это стихотворение.
VII. Рефлексия
— Покажите смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
— Что вас огорчило?
— Что порадовало?
VIII. Подведение итогов урока
— Что изучали на уроке?
— Какие произведения читали?
— Какое из них вам больше всего понравилось?
— Чему вы научились? Что нового узнали?
Домашнее задание
Подготовить рассказ о своей маме.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России
Урок литературного чтения в 1 классе. Контроль и проверка результатов обучения
Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»
Стихи для 1 класса. Литературное чтение
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Сова»
Нет комментариев. Ваш будет первым!