Рассказы о Пасхе для школьников. Первый день светлого Христова Воскресения

Рассказы о Пасхе для школьников. Первый день светлого Христова Воскресения

* * *

После обеда дедушка шел спать в свой кабинет. Тетенька Александрина садилась подремать в кресле, в зале. Папа, мама, дядя Лиодор и тетя Надюша уходили гулять в «сквер». Дядя Лиодор больше всех своих кузин любил тетю Надюшу, и она платила ему тем же. Это была хорошенькая, живая девушка с длинными русыми косами и с ярким румянцем на смуглом, наивном лице.

— Ох, проста Наденька, очень проста, — всегда говорила няня.

А папа, который занимался со свояченицей, уверял, что «Наденька совершенно неспособна ни к каким наукам».

Тетя Саша в сердитую минуту говорила:

— Наденька у нас просто глупа.

Дядя Лиодор всегда восхищался тетей

Надюшей и посвятил ей много своих стихов. Он часто ходил с ней гулять и говорил про нее, что она — «дитя природы».

Но мы больше всех теток любили тетю Манюшу.

В обществе сложилось мнение, что все горбатые несправедливые, озлобленные люди. Не такова была наша тетя. Она, как и дедушка, была всегда весела, жизнерадостна и полна снисхождения и любви к людям.

— Я хочу быть любимой всеми... Я хочу приносить всюду с собою радость, — говорила не раз наша маленькая тетя, и ее чудные черные глаза сверкали как звезды.

И ее, действительно, все любили.

После праздничного обеда бабушки мы чаще всего оставались с тетей Манюшей. Мы шли на двор. Что это был за дворик! Наверно, ни у кого никогда не было такого. Он всецело принадлежал к квартире дедушки.

Это было пространство в пять сажен в квадрате.

Справа деревянный навес. Под навесом лежали дрова и стоял большой сундук. Это была кладовая бабушки. Там хранилась провизия. И под навесом же были сделаны дедушкой для нас качели. Как весело и приятно было на них покачиваться. Это удовольствие мы получали только у дедушки.

Посредине двора красовалась большая клумба. И каких только цветов не сажал в нее дедушка! Летом эта клумба представляла из себя огромный букет прелестных, душистых цветов. Около забора, который выходил на улицу, росли две кудрявые березки. С другой стороны, около хозяйского сада, росла рябина и стояла высокая жердь. На верху этой жерди висела клетка для ловли птиц. Клетку эту можно было поднимать и опускать при помощи особенного блока и веревки. Как радовались мы, когда, бывало, дедушка вынимал из этой клетки на наших глазах новую птичку. Мы тогда не понимали, что «воля птице дороже золоченой клетки».

Однако я отвлеклась и забыла о дворике... По краям, у самого забора тянулась гряда. Она засевалась укропом, салатом и редиской. А между ними росли мак и подсолнечники. Когда они цвели — это было красиво и так оживляло всю грядку. Головки мака и созревшие подсолнечники поступали в полное наше распоряжение.

К дому со двора вело крыльцо из пяти ступенек. Над крыльцом, на колоннах, был большой балкон. Он принадлежал хозяевам.

Бывало, тетя Манюша сидит на крыльце, а мы тут же прыгаем по ступенькам или играем в мяч... Иногда сражаемся с ней в дурачки или в пьяницы, или же в нашу любимую игру «ручные хлопушки», которую мы сами придумали.

И вдруг сверху, с балкона, на веревке спускается небольшая корзиночка...

Поднимешь голову... И видишь приветливые лица трех старушек и старичка

генерала. Старушки в локонах, как и тетенька Александрина. Это хозяин и его три сестры, старые девушки. Они все улыбаются.

— Милым деточкам за благонравие и послушание ангел с неба принес награду, — слышится ласковый голос.

Тетя Манюша выведет нас на средину двора и заставляет благодарить хозяев:

— Делайте книксен. Присядьте пониже... Наклоните головки, — учит она нас.

— Прекрасные, благовоспитанные деточки... И так всегда кротко, деликатно играют, — одобряют наше поведение хозяйки.

А нас больше всего интересует таинственная закрытая корзиночка. Такие корзиночки спускались сверху почти всегда, когда мы бывали у бабушки. Кроме того, весной хозяйки оделяли своих нижних жильцов букетами чудной сирени, летом — всевозможными цветами, а осенью — фруктами, ягодами и зеленью из своего огорода.

Мне с Лидой не терпится. Хочется скорее, скорее рассмотреть корзинку, что в ней заключено... На дворе, при хозяйках смотреть, конечно, неловко. И мы, не помня себя от радости, бежим к бабушке и няне. Они в кухне моют и убирают посуду.

— Бабусенька! Нянечка! Опять нам хозяйки корзиночку спустили. Они сказали, что это «ангел с неба принес».

— Смотрите, смотрите, какая прелесть! Сколько всего...

И чего, чего не наложено в эту корзиночку руками любящих детей женщин: непременно два крашеных яичка, два апельсина, леденцы, две фарфоровые фигурки (барашек и девочка), коробочки (от лекарств), наполненные бусами, цветные ленты и лоскутки, сеточки на головы и даже куски какого-то вкусного печенья.

Мы, конечно, в неописанном восторге: разбираем, делим, всех угощаем... И надолго, надолго хватит нам радости забавляться этой корзиночкой.

* * *

Между тем наступают сумерки. Наши уже вернулись с гулянья.

В зале слышится чудная игра. Это тетя Манюша играет на старом, дребезжащем

фортепиано Бетховена. Она — настоящая музыкантша.

В зале тишина. Тетя Александрина сидит, точно статуя, в немом восторге, закативши глаза к небу. Папа и мама сидят, обнявшись, на диване... А дядя Лиодор что-то в уголке шепчет тете Надюше... Все слушают и наслаждаются.

Когда тетя Манюша кончает, восторгам, похвалам нет конца...

— Патетично! Божественно! Ах, Бетховен — это мой кумир! И Матинька дивно его исполняет... — говорит тетенька Александрина и крепко целует маленькую музыкантшу.

Дядя Лиодор целует ей руки.

— Ты, Мария, волшебница... У тебя огонь и вдохновение... Мы понимаем с тобой друг друга...

Все растроганы. У тети Манюши необыкновенно блестят глаза. Она конфузливо молчит.

Дедушка и бабушка и даже наша няня, стоя в дверях, слушают, как играет тетя Манюша.

Она играет серьезную, классическую музыку.

Нянечка вытирает глаза и плачет: — Машенька, моя голубушка, моя добродетельная, как хорошо выучилась играть... Это у нее дар Божий!

Все говорили, что у тети Манюши большой талант к музыке и «абсолютный» слух. Она стала играть на дребезжащем фортепиано с четырех лет и всех поражала. Она могла верно подобрать всякую пьесу. Как она любила музыку, как училась на медные гроши, — все это я расскажу при случае. Музыка ей дала много горя и много радости...

Праздничный день у бабушки и дедушки оканчивался всегда пением. Пела наша мама одна или с тетей Надюшей. У мамы был большой, красивый голос контральто; тетя Надюша очень верно вторила ей небольшим, нежным сопрано. Пели они тогда песни, которых теперь больше не поют: «Гляжу, как безумный на черную шаль... И хладную душу терзает печаль» или:

На горе, за рекой,

Лес зеленый шумит.

На реке, под горой,

Хуторочек стоит...

Кроме того, пели: «Стонет сизый голубочек, стонет он и день и ночь...» или «Люди добрые, внемлите печали сердца моего», еще пели много других песен, которые теперь улетучились из моей памяти. Но мы с сестрой Лидой больше всего любили, когда мама и тетя Надюша пели «Таньку и Ваньку».

Так становилось весело, когда звонкие голоса запевали эту игривую песенку. Сердце прыгало, и казалось, точно нам знакомы эти милые Ванька и Танька, про которых так смешно напевали мама и тетя.

К тому же тетя Надюша умела как-то особенно высоко «заводить» эту песенку своим чистым, звонким голосом. Выходило очень красиво:

В селе малом Ванька жил;

Ванька Таньку полюбил.

Ай люли! Ай люли!

Ванька Таньку полюбил.

Ванька дудочку берет,

Таньке песенки поет.

Ай люли! Ай люли!

Таньке песенки поет... И т. д.

Дедушка выходил из своего кабинета и весело говорил:

— Заводи голосом, Наденька, заводи повыше... Заводи, заводи! Браво! Молодец! — и сам он басом подтягивал:

Ай люли, ай люли!

Ай люли, ай люли!

* * *

Так просто, скромно и незатейливо проводили мы праздники в нашей родной семье. Когда я их теперь вспоминаю, пожалуй, они мне кажутся очень патриархальными и бедными. Тогда, в детстве, мы ничего не знали и не желали лучшего. Нас охраняли близкие от житейской нужды, горя, забот. Мы не знали роскоши ни в чем и не желали ее. Среди нашей бедности было много духовных интересов, было много такого, что будило мысль, заставляло интересоваться всем окружающим, любить все кругом; были поэзия и красота.

Потом мы узнали, что если даже придет богатство и все материальные блага, но не будет в жизни живого духа, интереса мысли, поэзии, — ничто уже не создаст радости и счастья. Счастлив тот, кто может довольствоваться очень малым!

1912—1913

Похожие статьи:

Пасха. История и обычаи Пасхи

Как красить пасхальные яйца

Детские стихи к Пасхе. Детям о Пасхе

Пасхальные рецепты и блюда на Пасху

Страницы: 1 2 3 4

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2024 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна