День Святой Троицы. Что за праздник?

День Святой Троицы. Что за праздник?

О празднике День Святой Троицы для детей школьников

Пятидесятница. Двунадесятый праздник православного календаря. Отмечается через пятьдесят дней после Пасхи. День Святого Духа отмечается в день, следующий за Троицей.

День Святой Троицы. Христианское предание

Троица и Духов день рассматриваются православной церковью как единый праздник Пятидесятницы. Праздник Пятидесятницы пришел из Ветхого Завета, он был установлен еще пророком Моисеем в память получения Синайского законодательства. Но у евреев этот праздник существовал и раньше. Он был связан с земледелием и назывался Жатвой, поскольку в это время оканчивалась жатва. В этот день поклонялись духам и божествам — покровителям полей, им преподносили первые хлеба из новой муки. Позже почитание духов было заменено культом бога Яхве — покровителя евреев. Жатвенный смысл Пятидесятницы был вытеснен синайским чудом, когда Бог на горе Синай вручил Моисею десять заповедей, дав закон еврейскому народу.

В основе православного праздника Троицы и Святого Духа лежит христианская легенда о сошествии Святого Духа на апостолов. Она рассказывает о событии, произошедшем в Иерусалиме через десять дней после Вознесения Христа на небо и на пятидесятый день после Его Воскресения. В этот день апостолы были вместе. Внезапно раздался шум с неба, похожий на ветер, и наполнил дом, где они находились. «И явились им разделяющие языки как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деяния 2, 3-4). То есть благодаря силе Святого Духа апостолы обрели способность проповедовать Слово Божие на разных языках. Собравшийся на шум народ пришел в смятение. Изумились люди из разных стран, бывшие тогда в Иерусалиме, ведь каждый слышал, как апостолы говорили на их наречиях. Чудо произвело столь сильное впечатление, что апостол Петр должен был сразу разъяснить его. «Исполнилось пророчество Иоиля, — сказал он, — Бог излил духа Своего на всех верующих». Это произошло и во исполнение обещания Христа о Духе Святом, которого надлежало принять всем верующим в него, ведь, становясь христианами, люди получали силу от Святого Духа.

Апостолы, крещенные Святым Духом, обрели способность, смелость и силу нести учение Христа разным народам. Сошествие Святого Духа на апостолов рассматривается как проявление божественной сущности Святой Троицы, трех ликов Бога: Отца, Сына и Святого Духа. И эта непостижимая тайна существования Бога в трех ипостасях приоткрылась только с пришествием в мир Сына Божия Иисуса Христа. Троицын день проливает свет на смысл христианской жизни, заключающийся в стяжании Духа Святого, который животворит, который преображает душу и тело человека, уничтожая все низменные страсти. Первый день Пятидесятницы Церковь посвящает «во славу Пресвятой Троицы», а второй — «во славу Святого Духа».

В молитвах и песнопениях прославляются все три лица Святой Троицы, участвовавшие в сошествии Святого Духа — Иисуса Христа, умолившего Отца о послании Святого Духа, и Бога — Духа Святого, сошедшего в виде огненных языков.

Народные традиции, поверья и обряды

На Руси праздник Святой Троицы был введен в начале XV века святым Сергием Радонежским и вскоре стал одним из главных и любимых народом. Этому способствовала идея триединства Бога, которую соотносили с идеей единения Руси. Кроме того, Троица совпадает с языческими праздниками в честь окончания весны. Обычно Троица празднуется в воскресенье после языческого праздника Семика, начинающегося в четверг. Древнеславянский праздник Семик, как и еврейская Жатва (ставшая Пятидесятницей), тоже был связан с земледелием. В стародавнюю пору Семик посвящали Перуну - самому грозному языческому богу. Перун не только держатель гроз и молний, но и обладатель животворных сил — одевает леса листьями, а луга — муравою. В некоторых местах Семик называли Поляной, видимо, из-за празднеств на полянах. Постепенно обряды семицкой («зеленой») недели переносились на Троицу и Духов день, празднование которого начинается вечером в Троицын день. В Духов день к божницам подвешивали деревянное изображение голубя — символа Святого Духа.

На Семик особая честь воздавалась березе. Она у древних славян считалась священным деревом, олицетворяла богиню Ладу. В поверьях русского народа береза выступала как счастливое дерево, приносящее добро, оберегающее от нечисти и болезней. Символизирующая женское начало, она считалась покровительницей девушек и молодых женщин. Кроме ветвей деревьев, в обрядах использовались различные травы и цветы, недаром говаривали: «Семик на ветвях, а Троица на цветах». Улицы и дома украшались срубленными березками или ветками, полы устилали травами, к иконам ставили букеты цветов. В церкви тоже ставили березки, а верующие во время праздничной службы стояли с ветками березы и букетиками цветов. Практически все эти ритуалы сохранились и по сей день. Считалось, что ветви, окропленные святой водой или постоявшие в храме, предохраняют от нечистой силы, а также обладают лечебными свойствами.

Обычай украшать храмы и жилища зелеными ветвями пришел из язычества, в котором цветы и ветви имели символическое значение: масличная ветвь знаменовала мир, лавровая — победу, дубовая — славу. Есть в этом ритуале и славянские языческие корни. Древние славяне украшали травой и ветвями дома, хозяйственные постройки, считая, что чудесная сила, заключенная в них, предохранит людей от беды.

С утра в семицкий четверг по селам и городам молодежь с песнями носила изукрашенные лентами зеленые березовые ветки. Затем девушки шли плести венки из цветов. В венках девицы шли в лес, на берег реки или к полю завивать березку. У корня березу обвязывали шелковым поясом, на ее ветки, перевитые лентами, вешали венки. Потом ветви пригибали к земле и закрепляли колышками. Усевшись в кружок, поодаль от березки, девушки принимались распевать:

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Завивайся, кудрявая!

К тебе девки пришли,

Пирога принесли...

Затем девушки пировали под березой: ели пироги, лепешки, яйца, яичницу, запивая пивом.

На Семик одна из деревенских забав - гонять русалок. По поверьям, русалки в это время наиболее коварны: выходят ночами из омутов и бочажин, хохочут в лесу, раскачиваясь на ветвях. Несдобровать тому, кто поддастся их чарам, — защекочут. Выгоняла русалок, разумеется, молодежь. Девушки и парни весело носились друг за другом, играя в горелки. В отличие от обычных горелок, в руках играющих были стебли полыни или травы заря (лютика), оберегающих от козней лукавых русалок. Иногда, чтобы умилостивить русалок, по деревьям развешивали мотки ниток, полотно на рубашки или клали по окнам горячий хлеб: пусть русалки насытятся его паром.

Троица — завершающий день семицких гуляний. В этот день всем миром ходили развивать березки. Разнаряженное деревце срубали, обносили вокруг деревни, потом втыкали на улице и начинали водить вокруг него хороводы. Напоследок девушки отправлялись пускать по воде венки, свитые на семик. Чей венок легко поплывет, той и замуж вскоре выходить. Если венок кружился на одном месте — перемен в ближайшее время не ожидалось, а если тонул, значит, быть беде. В некоторых местах устраивали веселые купания, предварительно бросив в воду одну из девушек. Потом делали барабан из лубка и под барабанный бой отправлялись домой, где хороводились до вечера. Устраивались и народные гуляния с качелями.

Русские люди верили, что вечером в Троицу Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Согласно народным представлениям, он обладал созидающей силой. Идея животворящего начала Духова дня, соединенная с языческими представлениями о матери-земле, нашла свое отражение во многих поверьях. Например, считалось, что в Духов день земля беременна урожаем и поэтому ее нельзя трогать: копать, засевать, втыкать палки.

Существует мнение, что в это время в далекой древности справляли праздник Дивы - богини земли, поэтому народ считал в Духов день землю именинницей. «С Духова дня не с одного неба — из-под земли тепло идет», — примечалось в старой деревне. Унимаются холодные ветры, устанавливаются жаркие летние дни.

Похожие статьи:

Рождество пресвятой Богородицы. Приметы и обычаи

Про Покров Пресвятой Богородицы детям

Николин день – 22 мая. Что за праздник?

Детям о празднике Воздвижения Креста Господня

Юрьев день. Что за праздник?

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2025 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна