Про Покров Пресвятой Богородицы детям

Праздник Покров. Интересное для школьников
14 октября (1 октября по старому стилю) - Покров.
Народное название церковного праздника Покрова Пресвятой Богородицы в память явления Богородицы в храме в Константинополе в середине X века, великий праздник церковного календаря. В народной традиции праздник связан с завершением полевых работ и началом зимы, с первым снежным покровом земли. Считался девичьим праздником и покровителем свадеб. С этого дня молодежные гулянья переносили с улицы в избу, скот ставили на двор, охотники уходили на зимние промыслы.
Христианское предание
История возникновения праздника такова. В начале X века на Константинополь напали сарацины (арабы). Жители города собрались во Влахернском храме Божией Матери и возносили молитвы об избавлении от опасности.
Внезапно юродивый Андрей увидел светозарную величавую Жену, идущую по воздуху от главного входа храма к алтарю, в окружении большой свиты, в которой находились Иоанн Креститель, Иоанн богослов и множество других святителей в белоснежных одеждах. Андрей подошел к своему ученику, знатному византийскому юноше Епифанию, и спросил: «Видишь ли Госпожу и Царицу Мира?» - «Вижу, отец мой духовный!» - ответил тот. Оба наблюдали, как Богородица, преклонив колени, долго молилась перед алтарем, обливаясь слезами. Затем Она подошла к престолу, продолжая молиться за всех находящихся в храме людей. Сняв с головы блиставшее, подобно молнии, покрывало, Она распростерла его над всеми стоявшими в храме и исчезла.
Осажденные, узнав о чуде, увидели в нем знак помощи грекам и воспрянули духом. Вскоре враги были отброшены от стен Константинополя и разбиты.
Христианские философы и богословы расценивают это чудо как материнское предстательство Богородицы за грешное человечество. Осеняя людей спасительным покровом, Она жалеет, защищает, спасает их. Церковному богослужению присвоено в этот день особое «величание»: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим Покров Твой честный». В честь Покрова Божьей Матери существует акафист.
Народные традиции
В России праздник Покрова стал одним из самых любимых. И первый храм, посвященный этому событию, был построен именно на Руси.
На нашу землю Покров пришел во второй половине XII столетия, его установил владимирский князь Андрей Боголюбский. Этот праздник символизировал особое покровительство Царицы Небесной владимиро-суздальскому правителю и его земле, а затем и всей Руси.
По инициативе князя во Владимире стали особо почитать икону Боголюбской Богоматери, которая явилась ему в чудесном видении во время перенесения образа Богоматери из Вышгорода в Суздальскую землю. На месте чудесного видения был основан храм Рождества Богородицы, а место названо Боголюбовом, где князь и основал свою резиденцию. В 1165 году на берегу реки Нерли князь Андрей построил храм Покрова. Изумительный по своей красоте, изяществу, этот храм был посвящен победе владимирского князя над волжскими булгарами, а также памяти погибшего в бою княжича Изяслава. Именем этого праздника был назван город Покров во Владимирской области.
В народном осмыслении церковный праздник Покрова Богородицы предстает далеко оторванным от христианской легенды. Народ создал свою легенду о странствующей Богородице, которой в одной из деревень отказали в ночлеге, за что жители были наказаны Ильей-пророком, пославшим на них «громы-молнии», «огненные и каменные стрелы», «град величиною с человеческую голову», «ли- вень-дождь». Пожалевшая людей Богородица спасла их, развернув покров над деревней, после чего они стали добрыми и гостеприимными. Покров Богородицы приобретает символическое значение и видится сказочной пеленой Девы-Солнца, которая олицетворяет утреннюю и вечернюю зарю. Эта пелена покрывает всех обездоленных и прядется из золотых и серебряных нитей, спускающихся с неба.
Покровские хозяйственные заботы
Этот день был важной точкой отсчета в народном календаре. Для крестьянина Покров день - один из самых важных осенних праздников, связывавшийся в народной традиции с завершением сельскохозяйственных работ и началом зимы. Вместе с зимой приходили новые заботы - хозяйственные и семейные. В некоторых местах на севере существовал обычай поздравлять друг друга «с первым ледком, с первым снежком».
В деревнях существовало поверье, что в этот день на землю с небес спускается Богородица - «заступница усердная» со святыми угодниками, чтобы проверить, собран ли урожай, опустели ли крестьянские нивы, а также чтобы помочь больным и немощным.
К Покрову заканчивалась уборка хлеба - увозились последние снопы и складывались в риге или овине; завершалась уборка овощей с огородов: «Пречистая Мать (Успенье Богородицы) засевает, а Покров собирает»; «На Покров последний сбор плодов».
Покров был днем, по которому считали срок наймов и сделок: «От Ильина до Покрова»; «От Покрова до Евдокей»; «От Покрова до Крещенья»; «От Покрова до Егорья». Производился расчет пастухов и срочных рабочих, нанимались новые на следующий год. В это время вносились платежи за аренду, оживлялись торги. О покровских денежных сроках свидетельствует поговорка: «Подожди до Покрова: весь долг выплачу». Во многих местах начинались Покровские ярмарки: «Приспей, товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке». После Покрова, завершив сельскохозяйственные работы, многие крестьяне уходили в отходники, особенно, если владели каким-нибудь ремеслом, а некоторые, наоборот, возвращались домой. Мужики и парни возвращались к празднику с летних отхожих промыслов, а ткачи уходили из деревни в город, где работали до Пасхи.
Около Покрова выпадал первый снег, покрывая все вокруг, поэтому в народном сознании Покров Богородицы связывался со снежным покровом земли при наступлении зимы: «На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается». Но снег, выпавший на Покров, часто быстро таял, а для крестьянина серьезной проблемой было окончание осенней распутицы и установление санного пути, поэтому следили: «Если в Покров выпал снег, то и в Дмитриев день (26/8 ноября) будет непременно то же»; «Покров наголе, то и Екатерина (24 ноября / 7 декабря) наголе»; «От первого снега до санного пути шесть недель» (Пинежье).
С Покрова было принято начинать зимние работы в домах.
Крестьяне утепляли свои избы: конопатили пенькой пазы, промазывали фаски рам, приваливали завалинки. Для зимних завалин стаскивали с конопляников суволоку - перепутанную соломку, складывали ее валом вдоль стен, захватывая часть окон, сверху пригнетали слегами. Приговаривали: «Батюшка Покров, покрой избу теплом, а хозяев добром», «Батюшка Покров, натопи нашу хату без дров!». Даже там, где было тепло, полагалось в первый раз топить жилые горницы. Не утеплишь жилье - в холоде настрадаешься!
К этому дню приурочивалось начало обработки льна. Девушки и женщины садились за прялки, ткали, шили. Мужчины брались за ремесленные работы, изготавливали все, что необходимо в домашнем быту и что можно сбыть на зимних базарах.
На Покров совершался обряд «закармливания» скота. Скотине скармливали особый сноп овса - «пожинальник», последний сноп последней полосы, оставляющийся «Илье на бороду» с целью умилостивить пророка: «Вот тебе, Илья, борода, а нам хлеба вороха». Эту «бороду» полагалось дожинать непременно всей семьей и обязательно в гробовом молчании. Потом сноп связывали и ставили на лавку в переднем углу, где он и стоял до Покрова. На Покров же сноп торжественно выносили во двор и давали скотине. Этот ритуал должен был предохранить скот от бескормицы и падежа. С Покрова скотину уже держали дома, на зимнем корме. В тот же день хозяйка обращалась к «дворовому», хозяину хлевов, с просьбой защитить скотинушку.
Покров-свадебник
Но не только со снежным покровом соединялся в народном сознании день Покрова Богородицы. Покров (плат) Пресвятой Богородицы связывался с покрывалом, фатою, головным платком, которым покрывалась невеста во время свадебного обряда. Считалось, что день Покрова имеет большое значение для предстоящих браков. С Покрова в русской деревне начинался период осенних свадеб и молодежных посиделок, которые давали возможность выбрать пару. Недаром в Покров пели такие песни:
Покров-праздничек приходит,
Что-то он нам приготовит?
С другом милым ли венчанье,
С нелюбимым ли страданье?
Иль велит в девках остаться,
Замуж больше не сбираться.
Связь Покрова с брачной тематикой объяснялась тем, что Богородица считалась покровительницей и защитницей женщин, помогающей выйти замуж, родить детей.
Девушки особенно верили в силу праздника Покрова, поэтому к нему были приурочены различные действия, помогающие им найти суженого и выйти замуж. Накануне этого дня девушки гадали в овине: для совершения гадания они пекли небольшой ржаной хлеб, а также мяли и трепали пучок льна. Вечером хлеб и лен относили в овин и ставили на колосники - положенные горизонтально жерди, на которые ставили для просушки снопы хлеба, при этом говорили: «Мой суженый, мой милый, приходи сегодня в ригу, на работу насмотрися, из окошка покажися» (ярославск.). При этом девушка должна была молча дождаться появления суженого, стоя посредине гумна и смотря в окно, через которое бросают снопы в овин. Чаще всего, девушки боялись оставаться ночью одни в овине и, положив хлеб и лен на колосники, шли спать, а утром, когда раздавался благовест к утрене, забирали хлеб и лен из овина, которые имели чудодейственную силу привораживать сердца. Если девушка тайно даст съесть кусочек хлеба и положит в карман нитку из «вороженного» льна, то понравившийся ей парень полюбит ее.
В этот день ранним утром девушки спешили в церковь, чтобы поставить свечку перед образом Покрова Пресвятой Богородицы. Существовала примета: кто первый из девиц поставит свечу, та первой и выйдет замуж. В этот день можно было пойти в лес, встать на перекресток двух дорог и крикнуть: «Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком». Была в ходу поговорка: «Придет Покров, девке голову покроет», то есть девушка выйдет замуж. Ведь замужняя женщина не могла появиться на людях с непокрытой головой, без платка или кички, простоволосой, это считалось позором.
С фатой - покрывалом невесты, символом невинности - в народном сознании ассоциировался белый снег, который обычно покрывал землю на Покров день. Кстати, у славян, как и у многих других народов, в старину покрывало или фата были обязательной свадебной принадлежностью. В древности мужчине иногда было достаточно набросить покрывало на девушку, чтобы та считалась его женой. На Руси невесту вели под венец, закутав с ног до головы покрывалом, фатой. По сходству покрывала свадебного с покровом (омофором) Богородицы люди приписали этому дню брачный смысл. Поэтому праздник Покрова вошел в народное сознание как покровитель свадеб, а месяц октябрь получил еще одно название - свадебник.
Собраны последние плоды, скотина загнана в стойла – набирается корма из ясель, теперь и о судьбе подумать впору. На селе игрались свадьбы. Высыпал деревенский люд полюбоваться молодыми - невестой да женихом. Празднично убраны повозки свадебного поезда, под дугой весело названивают колокольцы; лихие кони нетерпеливы, лишь дотронься - вскачь понесутся. Со слезами, с причитаньями расставались родители с дочерью: каково-то в чужой семье приведется жить, у матушки да у батюшки в холе пребывала, беды не знавала. Но вдвойне грустно заневестившимся девушкам, не нашедшим пока суженых. Не они ли Покрова просили: «Батюшка Покров, землю покрой снежком, а меня, молоду, женишком!». Попросишь, глядишь, и смилуется - сватов пришлет на запой. Свадьба - судьба, таковой слыла, таковой и принималась. А как сложится судьба - покажет жизнь.
Снег на Покров предвещал много свадеб, а снег, выпавший в день венчания, сулил молодым счастье. Сильный ветер на Покров обещал большой спрос на невест. Среди девушек была популярна поговорка: «Бел снег землю прикрывает: не меня ль, молоду, замуж снаряжает?». Покрова-дня девушки-невесты ждали с нетерпением. «Покров землю и девку покроет (землю снегом, а девку платком)»; «Прилетай, товарец, к Покрову» (говорили про невест).
В некоторых деревнях этот день считали девичьим праздником, с которого начиналось время выбора женихов. Девушки устраивали трапезу, главным блюдом которой были вареные петухи. А после трапезы ходили по деревне с песнями. В этом был особый смысл, ведь «Покров весело проведешь - дружка милого найдешь». Если в компанию к девушкам случайно попадал парень, то по его движениям и разговорам старались разгадать свою судьбу. После праздника Покрова Богородицы молодежные гулянья переносились с улицы - в избу («Покров - конец хороводам, начало посиделкам»), при этом по воскресеньям устраивались праздничные вечерки, а в будние дни, окончив хозяйственные работы по дому, девушки собирались по очереди друг к другу на посиделки, преимущественно с прядением или шитьем: «Зазимье пришло - за- сидки привело»; «С Покрова пряхи по ночам засиживаются».
Погодные приметы, поминки
Подходила зимняя пора, поэтому весь период вокруг Покрова назывался зазимками.
Пограничное положение праздника Покрова Богородицы между осенью и зимой обозначило его как день, по которому определяли погоду на предстоящую зиму, так как для крестьян всегда представляло важность, сурова ли будет приближающаяся зима. Соответственно примечали: «Какова погода на Покров - такова и зима»; «Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся морозы» (воронежск.); «Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто - к легкому году, а не чисто - к строгой зиме»; «Отлет журавлей на Покров - на раннюю холодную зиму»; «Коли белка до Покрова чиста (вылиняла), то осень (зима) будет хороша» (пермск.); «Если заяц до Покрова не выбегает, то осень будет длинная». Характеризовался двойственный характер погоды в этот день: «Покров - первое зазимье»; «На Покров до обеда осень, а после обеда зимушка-зима»; «С Покрова зима зачинается, с зимних Матрен - 6( 19) и 9 (22) ноября - зима встает на ноги, налетают морозы»; «Покров не лето - Сретенье (Благовещение) не зима»; «Покров кроет землю то листом, то снегом».
Поскольку в большей части России зима - тяжелый период, крестьяне обращались к предкам, веря, что они помогут пережить суровую зиму. На Покров день их поминали, угощали первым блином, испеченным хозяйкой, который укладывали на божницу.
На третьи сутки после Покрова - Ерофей. «На Ерофеев день один ерофеич (зелено-вино) кровь греет. С Ерофея и зима шубу надевает. Суеверные люди в этот день в лес не ходили, боялись лешего. Из тьмы веков передавалось сказание о том, что в эту пору лешаке лесом расстается. А перед тем, как провалиться «сквозь землю», бушует там, обтрясывает, обламывает деревья. Зверье и то от страху по норам разбегается.
Стучали по избам станы. Подошли Харитины (18 октября) - первые холстины. Шмыгал челнок меж основой, протаскивая уток, побрякивали набилки с бердами, подбивая перехваченную нить, подтягивал вал тканье. Вершок за вершком, аршин за аршином.
За Харитинами – Денисы-позимские. День заметно отстает от ночи, раньше смеркается, позже светает. Солнце ходит ниже, исчезают кучевые облака.
Похожие статьи:
Детям о празднике Воздвижения Креста Господня
Рождество пресвятой Богородицы. Приметы и обычаи
Нет комментариев. Ваш будет первым!