Юрьев день. Что за праздник?

Юрьев день. История, традиции праздника для детей школьников
6 мая — Юрьев день, Егорьев день, Егорий теплый, Егорий храбрый. Назван в честь святого великомученика и Победоносца Георгия. Ритуал «отмыкания» земли. Запахивание пашни. Выгон скота в поле.
Юрьев день. Христианское предание
Жития рассказывают, что святой Георгий родился в Каппадокии (Малая Азия) и происходил из знатной, богатой семьи. Будучи
Самое популярное сказание — о победе над драконом (змеем). По легенде, на ливанской земле близ некоего языческого города поселился ужасный змей. Жители платили ему страшную дань, выдавая на съедение юношей и девушек. Дошел черед и до царской дочери. Когда она в слезах ожидала гибели, мимо проезжал воин Георгий. Он заклял змея именем Божьим, и обессилевший, укрощенный змей упал к ногам святого. Георгий велел царевне повязать шею дракона девичьим поясом, и змей покорно пополз за ней в город. На площади Георгий копьем пронзил змея. Весь народ во главе с правителем, пораженный чудом, выслушал проповедь святого и принял христианство. В этой легенде Георгий выступает одновременно в трех ипостасях: как богатырь, как проповедник истинной веры и рыцарь- заступник обреченной невинности. Неслучайно спустя несколько веков крестоносцы, побывавшие в местах легендарной родины святого, прославили Георгия на Западе. Рассказывали, что во время штурма Иерусалима в 1909 году он участвовал в сражении, явившись одетым, как рыцарь в белом плаще с красным крестом. Будучи святым мучеником из военного сословия, Георгий воспринимался как покровитель христолюбивого воинства. Этот идеальный воин стал образцом аристократической чести для византийской военной знати, для европейских рыцарей и славянских князей.
На Руси Георгий Победоносец считался одним из главных святых. День его памяти Православная церковь отмечает дважды — 6 мая, в день его мученической смерти, и 9 декабря. Зимний день святого Георгия установлен в память освящения храма великомученика Георгия в Киеве «перед враты Святой Софии» в 1051 году великим киевским князем Ярославом Мудрым (в крещении — Георгием) и митрополитом Илларионом. Святого Георгия считали главным защитником русского народа от врагов. Неслучайно на Руси были распространены иконы, изображающие святого воина Георгия сидящим на коне и поражающим копьем змея. Одно из таких изображений стало гербом Москвы. Орден святого Георгия и солдатский Георгиевский крест были в России высшими воинскими наградами за доблесть на поле битвы.
Народные традиции, обряды и приметы
Народ называл дни святого Георгия Егорием (Юрием) вешним и Егорием холодным. Имена Юрий и Егорий произошли от древнерусского имени Гюрги. В народном сознании образ христианского святого слился с образом языческого солнечного бога. Русские духовные стихи описывали его как могучего богатыря, героя-полубога, осыпанного звездами и жемчугами.
Имя Георгий в переводе с греческого означает «земледелец». Неслучайно этот святой стал покровителем земледельцев, а со временем — и скотоводов. С Егория сеяли морковь, свеклу, сажали рассаду. Перед началом сева устраивали крестные ходы на поля, молились об урожае и сохранении посевов от града. А в межи зарывали остатки пасхальных кушаний.
В этот день обязательно выгоняли на пастбище скот «на Юрьеву росу», на подножный корм, даже если было холодно. Перед этим обязательно совершали молебен святому Георгию и освящали животных. Иногда скотину окуривали ладаном, а потом подгоняли веточками вербы, оставшимися от Вербной недели, дабы сохранить от падежа и болезней. Выгон животных на пастбище считался в этот день обязательным, иначе коров или овец могла окуковать кукушка, и тогда они не будут возвращаться домой или их задерет медведь. Люди верили, что Святой Георгий объезжает в этот день стадо на белом коне и берет его под свое покровительство.
Проводились и обряды «окликания Егория». Рано утром молодые женщины и мужчины обходили поля, ставили там крестики из прутьев, а после останавливались около каждого дома, вызывая хозяев. Когда те выходили на крыльцо, окликальщики начинали песню:
Батюшка Егорий,
Спаси нашу скотинку,
Всю животинку —
В лесу за горами,
За широкими долами.
Хозяева кланялись поющим и дарили им яйца, крашенные в желто-зеленый цвет.
По легенде, Егорий вешний обладает волшебными ключами, которыми отмыкает весеннюю землю. Во многих деревнях проводились обряды, во время которых святого просили «открыть» землю — дать плодородие полям, защитить скот. Выбирали парня, называвшегося «Юрьем», давали ему зажженный факел, украшали зеленью и клали на голову круглый пирог. Затем процессия, возглавляемая «Юрьем», трижды обходила озимые поля. После чего разводили костер и просили святого:
Юрий, вставай рано,
Отмыкай землю,
Выпускай росу
На теплое лето,
На буйное жито...
В некоторых местах женщины обнаженными катались по земле, приговаривая: «Как мы катаемся по полю, так пусть и хлеб растет в трубку». Иногда проводился молебен, после которого все присутствовавшие катались по озими — чтобы хлеба хорошо росли. Святой Георгий выпускал на землю росу, которую считали целебной «от семи недугов и сглазу». Иногда катались по «Юрьевой росе», чтобы получить здоровье. Недаром желали: «Будь здоров, как Юрьева роса!». Эту росу считали благодетельной для больных и немощных, а о безнадежных говорили: «Не выйти им на Юрьеву росу». В день Егория вешнего во многих местах совершалось водосвятие рек и других источников. Этой водой окропляли посевы и пастбища.
С днем святого Георгия было связано немалое число примет и наблюдений, по которым крестьяне гадали об урожае и погоде. Ясное утро на Юрия означало ранний сев. Дождь предвещал недород гречихи, а вот мороз сулил гречихи воз, да еще урожай проса и овса. Кукование кукушки расценивалось как плохой знак — к неурожаю, к падежу скота. А если кукушку услышать раньше соловья, то все лето прокукуешь. Говорили: «Коли весенний Егорий с кормом, то осенний будет с мостом», то есть замерзнут реки. На весеннего Егория прилетали птицы, поэтому сказывали: «Егорий вешний и касатки не обидит».
Май отомкнул зеленую кладовую кормов, но запасливый крестьянин не перестает еще задавать фураж крупной скотине. Из-под ноги пока не наестся ни корова, ни лошадь. Надобно подкармливать: «Сена достает: у дурня до Юрья, у разумного — до Николы (22 мая). Егорьев день часто перекликался с Николиным. Так, например, наблюдения подсказывали поселянам:
Егорий с теплом, а Никола с кормом.
Егорий с водой, а Никола с травой.
Егорий с кормом, а Никола с теплом.
Егорий с кормами, а Никола с комарами.
Похожие статьи:
Детям о празднике Воздвижения Креста Господня
Рождество пресвятой Богородицы. Приметы и обычаи
Нет комментариев. Ваш будет первым!