Детям о празднике Воздвижения Креста Господня

Детям о празднике Воздвижения Креста Господня

27 сентября – праздник Воздвижение

27 сентября (14 по старому стилю) - Воздвижение (Сдвижение, Здвиженье, Вздвиженьев день, Ставров день, капустки /капустницы/).

Народное название великого двунадесятого праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. В этот день поднимали кресты на строящихся храмах и ставили кресты придорожные.

Христианское предание

В этот день православная церковь празднует обретение Креста Господня святой Еленой, матерью римского императора Константина, а также избавление Креста от «персиянского плена». Согласно легенде, император Константин Великий во время одной из решающих битв со своим соправителем язычником Максенцием увидел на солнце лучезарный крест с надписью «Сим победиша!». Этот крест увидело и его войско. Ночью во сне императору явился Христос и повелел изготовить воинское знамя с крестом. Константин так и сделал. Одержав победу, император крестился, а знамя приказал вложить в руку своей статуи на площади Рима и окружил его великим почитанием. В благодарность за помощь Господню Константин решил воздвигнуть храм в Иерусалиме на Голгофе. Это решение было одобрено Вселенским церковным собором в Никее в 325 году. На следующий год мать императора Елена направилась в Иерусалим на поиски Креста, на котором был распят Иисус Христос.

Найти его было сложно, потому что в начале II века, при императоре Адриане, Голгофа и пещера, где был погребен Иисус Христос, были засыпаны землей и завалены камнями, а на образовавшемся холме воздвигнуты храмы Юпитера и Венеры. После долгих расспросов Елена узнала от одного старого иудея, что Крест и Гроб Господень находятся под храмом Венеры. После того как разрушили храм и провели раскопки, обнаружили три креста и дощечку с надписью «Иисус Назорей, Царь Иудейский», лежавшую отдельно. Чтобы определить, на каком из крестов был распят Иисус, три креста решили испытать. Один из крестов оказался «животворящим»: больная женщина, приложившись к нему, выздоровела, а умерший человек воскрес. Эти чудеса явились доказательством истинности Креста Господня. Крест был торжественно воздвигнут на высоком месте в Иерусалиме, и ему стали поклоняться.

13 (26) сентября 335 года в Иерусалиме на Голгофском холме был освящен построенный храм Воскресения Христова, куда торжественно внесли заключенную в серебряный ковчег частицу Креста. (Большую часть Креста Господня царица Елена отослала ранее сыну в Константинополь). Собором епископов в Иерусалиме 14 (27) сентября был установлен праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

В 614 году Крест был захвачен персами, напавшими на Иерусалим. Персидский царь Хозрой почитал христианскую святыню, не позволял вынимать ее из ковчега. В 628 году его преемник заключил мир с Византией и возвратил Крест в Иерусалим. 14 (27) сентября византийский император Ираклий по велению патриарха Зосимы в смиренных одеждах, босой собственноручно внес Крест в храм Воскресения Христова в Иерусалиме. По случаю возвращения Креста Господня состоялся торжественный молебен, во время которого патриарх снова воздвигнул народу Крест.

Особенностью службы этого праздника являлось перенесение креста с жертвенника на престол во время вечерни и затем вынос его на утрени, после великого славословия, на середину храма для поклонения. В церкви празднование продолжается семь дней; отдание праздника совершается 21 сентября (4 октября).

Народные традиции

В народном сказании, приуроченном ко дню Воздвижения, по-своему раскрывается смысл праздника. В сказании говорится о нападении Константина на «еврейскую землю» и о взятии в плен «царя Евреина», который отказался сказать, где находятся «кресты честны», и был убит. О нахождении крестов сообщила еврейская царица, не выдержав пыток своего ребенка, положенного между двумя «живыми огнями». Она послала царя Константина на Одюбар-гору, где и были обнаружены «кресты честны», о которых говорили апостолы.

В летописях этот день именовался «Ставровым днем» (греч. крест). С давних пор на Воздвижение совершались крестные ходы вокруг селений, чтобы защитить их на год от бед. Служились молебны, подымались иконы и происходил обход полей с молитвою о будущем урожае. Молились и о больных: «С верою помолиться на Воздвиженьев день, так Животворящий Крест и со смертного ложа подымет». Принято было поднимать - воздвигать - кресты на строящихся храмах; устанавливать придорожные кресты; строить обетные часовни (обыденки) и небольшие церкви - по обещанию, в честь праздника.

День Воздвижения Креста Господня крестьяне считали днем борьбы между светлыми и темными силами: чистое борется с нечистым, правда - с ложью, Бог - с дьяволом. Но светлые силы обязательно побеждают темные с помощью Честного и Животворящего Креста. В этот важный день человек должен очищаться перед Богом, то есть думать о своих грехах, раскаиваться и поститься. Так как крест представляет собой символ страданий, то день Воздвижения Креста Господня считался в народе постным: «Хоть на воскресный день придись Воздвижение, а все на него - пятница-середа, постная еда»; «Кто скороми Воздвижению - Кресту Христову, на того семь грехов воздвигнутся»; «У кого на столе о Воздвижение убоина - тот все свои молитвы убивает».

Природные «сдвиженья»

В народном сознании этот день также связывался с «движением природы» - постепенным переходом осени в зиму. К Воздвижению завершалось бабье лето, происходила третья встреча осени.

Воздвиженье лето замыкает, ключи сизая галочка с собой за море уносит.

Воздвиженье осень зиме навстречу двигает.

На Воздвиженье последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится.

Воздвиженье - хлеб с поля двинулся.

На Воздвиженье зазимки - мужику не беда.

На Воздвиженье зима с бела- гнезда снимается, к русскому мужику в гости собирается, - сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу.

Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.

Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу.

В Воздвижение не начинали важных дел, так как существовало поверье, что все начатое в этот день будет неудачным и бесполезным.

К этому дню птицы улетали в теплые края. Если гуси летели высоко, то это предвещало высокое, большое половодье, а если низко, то малое. Змеи, сбившись клубками, прятались под трухлявые пни, впадали в спячку: «На Воздвижение ни змеи, и никакой гад по земле не движется». В этот день тщательно запирались ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады не заползли по ошибке на двор и не спрятались там под навозом, в соломе. Крестьяне верили, что с этого дня змеи не кусаются, а которая укусит, будет наказана: всю осень проползает, не находя места, пока не замерзнет или пока ее не проткнут мужичьи вилы.

Считалось, что с Воздвижения медведь залегает в берлогу. Наелся Потапыч корней крушины слабительной, очистил желудок, берлога утеплена, теперь и зимовать можно. А леший сгоняет в лесах в одно место диких зверей «на смотр» перед зимой. Поэтому на Воздвижение не ходили в лес, так как оборотни, лешие очень злы в этот день и могут не только побить, но и убить.

Капустники - толоки

Бытовал в русских селах и деревнях такой красивый обычай: сельские осенние работы делать сообща. Докашивать остатки урожая («дожинки»), трепать лен («супрядки», «потрепушки»), квасить капусту на зиму собирались всей деревней. Назывались эти совместные работы «толоками», от древнерусского «тапк» - угощение. Думается, что вначале этот обычай произошел от естественного человеческого желания не оставлять в трудном положении своих соплеменников. Традиции «толоки» появились из-за того, что в поселениях нередко оставались одинокие хозяйки, как правило, вдовы воинов, погибших за отчизну. Им всем миром помогали, а те в ответ не могли отказать помощникам в угощении.

«Капустница» была одним из самых распространенных видов толоки. И немудрено — капусту в российских краях именуют «третьим хлебом». Она и во щах, и на сковородке, и просто в миске с подсолнечным маслом и сахаром.

К Воздвижению заканчивалась уборка овощей, льна, конопли; происходила обработка льна («мяли куделю»), наступала пора заготавливать овощи на зиму. Срубали капусту: «На Воздвижение первая барыня - капуста». Поскрипывали возы со спелым овощем, радовалось сердце крестьянина: «Хлеб да капуста лихого не попустят». Крестьянки рубили и квасили капусту: «На Воздвижение - чей-чей праздничек, а у капусты поболе всех!»; «Смекай, баба, про капусту: Воздвижение пришло!». Сопровождалась рубка капусты песнями и угощением по вечерам. «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой»; «На Воздвижение у доброго молодца - капуста у крыльца». Во многих местностях России нарядно одетые женщины ходили в этот день из дома в дом, поздравляя хозяев с началом капусток. Гостей угощали пирогами с капустой.

«Щи да каша - пища наша!» - говорил деревенский люд, а сам приговаривал:

• Без хлеба мужик сытым не будет, без капусты - щи не живут!

• Без картошки, хлеба да капусты - какая еда.

• Капуста не пуста, сама летит в уста!

• Капуста - лучше пуста!

• Не суйся к капусте, пока не припустят.

• Капусту садить - спине досадить.

• Для чего и огород городить, коль капусту не садить.

• Ни один рот без капусты не живёт.

• Капуста не пуста - сама летит в уста

• Сентябрь яблоками пропах, а октябрь - капустой.

• Ешь щи - будет шея бела, голова кудревата.

• Щи капустою пригожи, а солью вкусны.

• Капуста любит воду да хорошую погоду.

• Капуста кочаны копит.

• Хорошая капуста в кочан завьется, а плохая - в листьях сгниет.

Загадки

• Стоит Матрешка на одной ножке, закутана, запутана.

• Стоит Ермошка на одной ножке, на нем сто одежек не шиты, не кроены, а все в рубцах.

• Был ребенок-не знал пеленок, стал стариком - сто пеленок на нем.

• Заплата на заплате, а иглы не бывало.

• Не книжка, а с листьями.

• Толстовата, форсиста, сорочек надела триста, а нога одна.

• Лоскуток на лоскутке-зеленые заплатки,

Стоя на одной ноге, нежится на грядке.

• Ни шит, ни кроен, а весь в рубцах!

• Без счету одежек - все без застежек.

• Маленький попок, сорок ризок оболок!

• Шароватый, кудреватый, на макушке плешь, на здоровье съешь.

Старинное поверье советует выбирать капустные семена из кочанов если не на Воздвижение, то на Благовещение. «Ни Воздвиженской, ни Благовещенской капусты мороз не бьет!» - гласит оно из уст памятливых ко всякой примете старых людей, умудренных опытом. Они же добавляют к этому, что при посеве капусты надо пересыпать семена из руки в руку, - иначе, вместо капусты, уродится брюква. Капусты, по их же словам, в четверг не садят: «Посадишь - всю черви поточат!». Рубить капусту лучше на «молодой месяц», она тогда будет крепче и вкуснее. При рубке капусты приговаривали: «Вилки (вилок, т. е. кочан капусты) в ведро, руби серебро, сечи-мельчи, в кадку топчи».

Наши предки славяне выращивали капусту с IX века и первыми изобрели способ ее заквашивания. Капусту квасили целыми кочанами, шинковали, рубили. Различали белую и серую квашеную капусту. Первую готовили из белокочанной по рецептам, практически не изменившимся и до нашего времени. Вторую же - серую - получали из того же сырья, но слой капусты пересыпали вместе с солью ржаной мукой. В этом случае, если сока под гнетом было мало, в бочку для улучшения брожения доливали ржаной квас.

Возможно, именно такой способ был самым старым, изначальным, давшим капусте название «квашеная», т.е. «заправленная квасом». Капуста квасилась с тмином, сельдереем, укропом, можжевеловыми ягодами. При желании в капусту можно было добавить приправы, душистый перец, лавровый лист, клюкву. Вместе с рубленой капустой заквашивали целые белые кочаны, а также огурцы последнего сбора и яблоки. При этом старинный рецепт все-таки отличался от современного. Так, в частности, обычным делом было класть в нее анис, шафран, а также изюм. Вот что пишет автор XVII века: «Крестьяне вместо всякой повинности обязаны были ставить капусту на Царскую кухню. У каждого почти нашли бы две или три полные бочки капусты самой белой, и так хорошей, какой трудно видеть у нас или в другом месте. Квасят ее в кочнях с анисом и кишнецем (изюмом), от чего она чрезвычайно вкусна». Анис как составная часть рецепта сохранялся достаточно долго. Так, в 1843 году известный журналист Николай Греч, описывая засолку капусты, отмечал, что ее складывают в бочку «слоями, пересыпая солью и анисом, и перекладывая лимонными кружочками».

С Воздвижения начинался ряд осенних вечеринок, называемых «капустниками», «капустками», «капустницами», «капустинскими вечерами». Капустницы происходили не только в деревнях, но и в городах, и продолжались две недели. Девушки, принарядившись, ходили из дома в дом с песнями - рубить капусту. Приготовлялся особенный стол с закусками. Парни-женихи приходили с гостинцами и высматривали невест - «капустниц». Девушки старались показать свое трудолюбие, а хозяйки присматривались, которая невеста удалая. На капустных вечорках могло завязаться знакомство с хозяйским сыном, а там - глядишь, и свадебка. Спросит подрастающий ребенок у молодой матери: «Где меня взяли?». Вспомнит она веселые заготовки, улыбнется и ответит малышу: «В капусте нашли».

К нам приехали капустные вечера

На конях, на соболях, на лисицах, горностаях.

Уж вы, кумушки, подруженьки мои,

Вы придите поработать у меня.

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка ее мне усолить!

Рубка капусты была истинным праздником и для деревенских мальчишек и девчонок. Ведь известно, что дети очень любят грызть кочерыжки. Во время рубки капусты ребята по целым дням не отходили от матерей. После дружной совместной работы, рубки кочанов, красные девицы выходили на улицу и заводили хороводы и пляски до самой зорьки. Нередко села расцветали от их нарядов, оглашаясь звуками песен и народных инструментов: гармошек, балалаек, дудок, трещоток... К девицам присоединялись парни, молодки, а также пожилые люди, и труд увенчивался всеобщим праздником. Немало песен, особого склада и лада, приурочивалось к этому времени, своих, «капустин- ских», хотя не считалось зазорным петь на «вечорках» и всякие другие, лишь бы складны были да веселы. Не отсюда ли пошли знакомые нам с вами «капустники»?

Частушки про капусту

Ходит Катя между гряд,

выдирает все подряд:

Где капуста, где сорняк -

не поймет она никак.

 

Лето целое старалась,

одевалась, одевалась,

А как осень подошла,

все наряды отдала.

 

Я могу капусту квасить

от безделья не грущу.

Приходите ко мне в гости –

всех капустой угощу.

 

Уродилась я на славу –

голова бела, кудрява,

А кто очень любит щи –

там меня всегда ищи.

 

Нарядилася Алена

в сарафанчик свой зеленый,

Завила оборки густо.

Узнаешь ее? Капуста!

 

Чтобы печка разгоралась,

надо жару поддавать,

Чтоб частушка легче пелась,

надо пляской помогать.

Похожие статьи:

День Святой Троицы. Что за праздник?

Про Покров Пресвятой Богородицы детям

Рождество пресвятой Богородицы. Приметы и обычаи

Юрьев день. Что за праздник?

Николин день – 22 мая. Что за праздник?

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2025 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна