Рождество пресвятой Богородицы. Приметы и обычаи

Про Рождество Богородицы для школьников
21 сентября (8 сентября по старому стилю) - Рождество Богородицы, Малая Пречистая, оспожинки, осенины, вторая встреча осени.
Народное название двунадесятого праздника Рождества Богородицы и Приснодевы Марии в память рождения Пресвятой Девы Марии. В народной традиции Богородица избавляла от скорбей и несчастий, облегчала боль, покровительствовала роженицам, была заступницей детей и девушек на выданье.
Христианское предание
Согласно христианскому преданию, Дева Мария, Мать Иисуса Христа, была дочерью праведников Иоакима и Анны, живших в галилейском городе Назарете. Бог дал им Марию в старости, наградив их за благочестие и долготерпение.
Святые родители Преблагословенной Девы происходили из знатного рода. Иоаким был потомком царя и пророка, псалмопевца Давида, Анна была из рода архирейского. Всю жизнь они прожили благочестиво, помогали ближним, несмотря на укоры и даже презрение людей. Ведь бездетность считалась тяжелым наказанием за грехи, причем тайные, в которых грешники не раскаялись. Но благодаря безграничному терпению и живой вере Иоаким и Анна не озлобились сердцем и не возроптали на Бога.
Однажды Иоаким пошел в храм, чтобы принести жертву Богу, но первосвященник не принял у него этой жертвы, ведь бездетная семья считалась отверженной от Бога. Тогда Иоаким отправился в пустыню, где долго молился. И был услышан: к нему явился архангел Гавриил и возвестил, что у него скоро родится дочь, которую нужно назвать Марией, и через нее будет даровано спасение всему миру.
Слово Божие исполнилось, у Анны родилась дочь, и счастливые родители дали обет посвятить Ее Богу. Когда Марии исполнилось три года, Ее торжественно ввели в Иерусалимский храм, чему посвящен праздник Введения.
Праздник Рождества Богородицы прославляет рождение Марии, Ее саму, как Божью Матерь, и ее благочестивых родителей. Ведь праведники Иоаким и Анна стали поучительным примером смирения и терпения для всех верующих. Кроме того, в этот великий день Церковь призывает родителей задуматься о воспитании детей, о спасении их душ.
С Рождеством Богородицы Господь даровал людям надежду на приход в мир Спасителя. Этот праздник «служит дверью к благодати и истине», говорил святой
Андрей Критский. Рождество Богородицы как великий праздник начали отмечать примерно в IV веке.
Народные традиции
В народе Богородица почиталась особо. Образ Богородицы был понятнее, доступнее и ближе народному сознанию, чем образ Иисуса Христа. С одной стороны, «вознесенная в мир божественный», с другой - она осталась связанной с обычными людьми, по-матерински переживающей и заступающейся за них. Русские крестьяне, следуя православной традиции, считали Пречистую Деву своей заступницей перед Богом, «ходатаицей», «молебницей» за людей во всех их нуждах. В трудные минуты жизни они обращались к Ней за помощью: «...под Твою милость прибегаем, Богородице Дево, молений наших не призри в скорбях, но от бед избави нас, единая Чистая и Благословенная». Верили, что Иисус Христос никогда не откажет Ей в просьбе.
Пречудная Царица Богородица!
Услыши молитвы раб своих,
Прими наши слезы горячия,
Не лиши нас Царства Небесного,
Избави нас от муки вечныя...
В праздник Рождества Богородицы все русские люди надевали нарядную одежду и обязательно шли на праздничное богослужение в храм, чтобы помолиться Пречистой Деве, поклониться Ей в день, когда Она пришла в мир, и просили Ее о благодати. Женщины ставили Богородице свечки, обмотанные бумажными цветами. Снизу на свечку надевалась бумажка, на которой грамотные писали просьбы Пречистой Деве. Существовало поверье: с какой стороны обгорит бумажка, такая просьба и будет исполнена, а если бумажка сгорела полностью - услышаны все просьбы. Богородица считалась покровительницей рожениц, что вытекает из материнского начала в ее образе, что подтверждается иконографией Божьей Матери, а также этимологической близостью слов «Богородица» и «роды». Поэтому к Богородице были направлены просьбы о помощи при трудных родах. В особой чести была Богородица и у девушек на выданье. Они обращались к ней с просьбами о женихах. В русской народной традиции образ Богородицы сблизился с образом Матери-земли, что привело к образованию культа Богородицы-земли. Богородица приравнивалась, а иногда и отождествлялась с рождающей и плодоносящей землей-кормилицей. Богородица виделась не только Божьей Матерью, но матерью вообще, родной матерью каждого человека. В этом смысле Богородицу часто называют Матерью, Матушкой. Отсюда и взгляд народа на матерщину: она оскорбляет трех матерей человека - Богородицу, Мать-сыру землю и родную мать.
В фольклорной традиции Богородица - любимый персонаж духовных стихов - эпических песен на религиозные сюжеты, которые
Праздник урожая. Погодные приметы
В этот день почти во всей России праздновали «оспожинки» - сбор урожая. В этом названии смешались слова «госпожа» и «пожни» - жатва. В южнорусских губерниях к Рождеству Богородицы приурочивались Осенины - вторая встреча осени - Осены (первая происходила в Преображение Господне или в Семенов день). Говорили: «Всякому лету - аминь (конец)». Женщины собирались рано утром и выходили на берег рек, озер и прудов «встречать Матушку Осенину». Считалось, что если женщина или девушка умоется водой до восхода солнца, то она будет красива до старости. А если девушка умывалась водой до восхода солнца, то быть ей просватанной. Для этой встречи специально выпекались овсяные хлебцы, на которых выдавливали буквы Р и Б. Эти хлебцы раздавали домашним, клали под иконы и хранили до Рождества Христова. Хлебцы давали больным, их запивали святой водой, освященной на Рождество Богородицы. Ритуал встречи осени проходил так. Старшая из женщин с овсяным хлебом в руках становилась в центр хоровода, а остальные ходили вокруг нее и пели песни. Хлеб разламывали на куски по числу собравшихся и ели его, запивая овсяным киселем. Потом начинались пляски, игры. Овсяным хлебом кормили и скот.
Этот праздник отличался особым хлебосольством и гостеприимством. Хозяйки варили рыбный или грибной суп, пекли пироги, которыми оделяли и нищих. Считалось, что жадность могла обернуться для женщины бесплодием. Было принято ходить друг к другу в гости, а тесть и теща должны были принимать у себя молодоженов. Или, наоборот, новобрачные приглашали к себе родных и знакомых.
Гостям, по обыкновению, полагалось хвалить молодых, учить уму- разуму, наставлять. Молодая жена потчевала гостей пирогом. Если пирог был удачен, ей дарили красивый платок, но если нет - мужу вручали кнут, чтобы проучил жену, а плохой пирог ел сам. Существовало поверье, что крошки от этого пирога нужно отнести к овину, тогда хозяйство будет крепким, птицы не попортят урожай, а звери не уничтожат скот. После сытного обеда молодые показывали свое хозяйство. Хозяин водил гостей во двор, показывал им в амбарах жито, в сараях - зимнюю и летнюю упряжь, а в саду угощал пивом из бочонка. Если хозяйство было налажено хорошо, молодой семье дарили подарки. Недаром 21 сентября называлось еще «поднесеньев день». А вечером, нарядившись, молодые отправлялись к родственникам. Чтобы молодую семью никто не сглазил, жена укрепляла на поясок ленточку с буквами Р и Б. Если ленточка развязывалась, это означало, что молодым завидовали и желали зла.
Похожие статьи:
Детям о празднике Воздвижения Креста Господня
Николин день – 22 мая. Что за праздник?
Нет комментариев. Ваш будет первым!