Методическая разработка классного часа, 4 класс. Ты и твои друзья
Конспект классного часа о дружбе для 4 класса
Цель: на доступных детскому восприятию примерах раскрыть сущность нравственных отношений между людьми.
Подготовительная работа: дети оформляют выставку «Кто я через 20 лет?». Ученики садятся полукругом, лицом к выставке рисунков и поочередно комментируют, кем они представляют себя в будущем и почему именно таким.
Ход классного часа
1. Чтение и анализ стихотворения.
Учитель. Послушайте, что иногда происходит в сказках. Читает ученик.
Буква Я
Всем известно:
Буква Я
В азбуке
Последняя.
А известно ли кому,
Отчего и почему?
Неизвестно?
Интересно! -
Ну так слушайте рассказ.
Жили в азбуке у нас
Буквы.
Жили, не тужили,
Потому что все дружили.
Где никто не ссорится,
Там и дело спорится.
Только раз
Все дело
Стало
Из-за страшного скандала:
Буква Я
В строку не встала,
Взбунтовалась
Буква Я!
-Я,-
Сказала буква Я, -
Главная-заглавная!
Я хочу,
Чтобы повсюду
Впереди
Стояла Я!
Не хочу стоять в ряду.
Быть желаю
На виду!
Говорят ей:
- Встань на место!
Отвечает: - Не пойду!
Я ведь вам не просто буква,
Я - местоимение.
Вы
В сравнении со мной —
Недоразумение –
Не более, не менее!
Тут вся азбука пришла
В страшное волнение,
От обиды покраснев.
- Срам! —
Сердито
С сказало,
В кричит:
- Воображала!
Это всякий так бы мог!
Может, я и сам предлог!
Проворчало У:
- Попробуй,
Потолкуй с такой
Особой!
- Нужен к ней
Подход особый, -
Вдруг промямлил
Мягкий Знак.
А сердитый
Твердый Знак
Молча показал кулак.
Б. Заходер
Вопросы для анализа стихотворения:
- Почему буква встала скандалить?
- Как на это отреагировали другие буквы?
- А люди попадают в такие ситуации?
- Как мы называем людей, которые ведут себя, подобно букве Я?
- А вы хотели бы походить на эту букву?
2. Знакомство с понятием «хороший друг».
Учитель. У русского народа есть чудесная мудрость: «Себялюб никому не люб».
- Как вы понимаете эти слова?
Такого человека мы еще называем - эгоист. Такому человеку тяжело приходится в жизни. Он сосредоточен только на себе, любая в жизни невзгода воспринимается как гибель всего мира, так как утешения и поддержки ему найти не у кого - у него нет друзей.
Черствое сердце от людей не утаишь. Добрый же человек всегда окружен людьми и искренними чувствами. Поэтому необходимо учиться быть добрыми.
- Как вы думаете, что означает «быть хорошим другом»?
- Как вы понимаете поговорку «Не имей 100 рублей, а имей сто друзей»?
Читает ученик.
Хорошие товарищи
Мальчик Миша мается –
Миша заикается.
Как другие - чисто, ясно –
Он не может говорить.
И просить его напрасно То,
что скажут, повторить.
Нелегко ему даются
Все слова на букву К,
Но ребята не смеются –
Дружба классная крепка.
Ты, Мишутка, не теряйся,
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать...
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать.
С. Михалков
Вопросы для анализа стихотворения:
- Почему Мише трудно говорить? Как он себя чувствует в обществе?
- Как к этому относятся одноклассники?
- Как правильно в такой ситуации поступить?
- Уместно ли в такой ситуации жалеть мальчика?
Рассказ читает учитель.
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, очень походили друг на друга. Даже обеих мамы одевали почти в одинаковые платья, обе учились только на пятерки.
- Мы во всем, во всем одинаковые, - с гордостью говорили девочки.
Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике «5», а Вера только тройку. Мы стали уже не одинаковые.
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже...
- Я? - удивилась Соня. - Но ведь тройку получила не я!
- Тройку получила Вера, но она получила ее потому, что на днях болела. .. А ты обрадовалась - и это значительно хуже.
Н. Чабаевский
Вопросы для анализа рассказа:
- За что мама осудила Соню?
- Какой смысл заключается в последней фразе мамы: «А ты обрадовалась - и это значительно хуже»?
- Что бы вы сказали Соне?
Чтение сказки.
Лисица и Журавль
Лисица позвала Журавля на обед и подала похлебку на тарелке. Журавль ничего не мог взять своим длинным носом, и Лисица сама поела.
На другой день Журавль к себе позвал Лисицу и подал обед в кувшине с узким горлышком. Лисица не могла продеть морду в кувшин, а Журавль всунул свою долгую шею и все выпил один. Так у них и дружба кончилась.
Вопросы для анализа сказки:
- Можно ли Лису с Журавлем назвать друзьями?
- А среди людей есть такие отношения?
3. Обобщение.
- Почему русский народ сложил мудрость: «Нет друга - ищи, а нашел - береги». (Ответы детей)
Учитель. В ваших ответах были слова (на табличках):
Вежливость Помощь |
Приветливость Жалость |
Грубость Внимание Сочувствие |
- Распределите слова на две группы, прокомментируйте свой выбор.
- Сделайте вывод для всех, в каком случае в обществе с вами будут считаться.
- Как нужно жить, чтобы иметь настоящих друзей и не терять их поддержку и внимание? (Ответы детей)
Дидактический материал
Три товарища
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко еще!
- А где ты его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверно, в кармане нес, а надо в сумку класть, - сказал Миша.
А Володя ничего не спросил. Он подошел к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
В. Осеева
Похожие статьи:
Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: Книги
Игра-соревнование «Один за всех и все за одного» в начальной школе
Литературный час в начальной школе. Конспект
Нет комментариев. Ваш будет первым!