Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Учусь сочинять сам. И. Пивоварова «Я палочкой волшебной тихонько проведу...». Г. Цыферов «Про меня и про цыпленка»
Цели: обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, сочинению собственных историй; развивать мышление, творческое воображение, речь, память.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены; выразительно читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; сочинять свои собственные истории; объяснять значение понятия «творчество».
Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука, текст речевой разминки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Дети рассказывают свои фантастические истории.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение медленно.
Путаница
Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки,
Старик на окошке лежит, загорает,
А внучкина бабушка в куклы играет,
А рыбы читают веселые книжки,
Отняв потихонечку их у мальчишки...
3. Александрова
— Понравилось вам стихотворение? Чем оно вам понравилось? Почему было весело?
— Попытайтесь эту путаницу распутать. Скажите, как бывает.
— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.
— Прочитайте шепотом, громко.
— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.
— Прочитайте стихотворение выразительно.
IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Отгадайте загадки.
Эта скатерть знаменита:
Кормит вкусно всех досыта,
Посмотрите, вот она,
Вкусных кушаний полна! (Скатерть-самобранка.)
Через тридевять земель,
Через тридевять морей,
Через горы и леса
Вас домчат за полчаса. (Сапоги-скороходы.)
— Какие еще волшебные предметы вы знаете? (Ответы детей.) Сегодня на уроке мы прочитаем произведения замечательных писателей. Ведь писатели и поэты — настоящие волшебники. При помощи воображения они передают в слове свои чувства, настроение, видение окружающего мира.
V. Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 100. Кто автор стихотворения?
— Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, о какой волшебной палочке говорит нам автор?
— О каких чудесах рассказывает нам И. Пивоварова?
— Прочитайте стихотворение выразительно.
VI. Физкультминутка
Весна пришла! Встаем, друзья!
Нас ждет, торопит улица.
Шагаем дружно: ты и я,
И мы не будем хмуриться.
Вот птицы с юга к нам летят,
Букашки пробудились,
Деревья листьями шумят,
Все звери оживились.
Танцует лес, танцует луг,
И мы с тобою кружимся.
Как хорошо весной вокруг!
С природой мы подружимся.
VII. Продолжение работы по теме урока
— Откройте учебник на с. 101. Прочитайте название произведения Г. Ныферова. Как вы думаете, о чем оно?
(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Г.М. Цыферова.)
Материал для учителя
Геннадий Михайлович Цыферов (р. 1930) - детский писатель. Самая известная сказка Г. Цыферова — «Паровозик из Ромашково», по которой в 1967 г. был снят одноименный мультфильм, ставший классикой отечественной мультипликации.
Другие сказки Цыферова: «Жил на свете слоненок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка». Книги Г. Цыферова издаются и в наши дни.
Писатель Сергей Козлов написал о нем так: «...Не знаю, как это сказать, но мне кажется, что Цыферов, прежде чем выпустить несколько слов в свет, на какое-то мгновение удерживал их на губах, чуть покусывая, как золотые монеты. Отсюда ощущение, что он искал продолжение фразы — ощупью.
Геннадий Михайлович Цыферов — хороший импровизатор. Импровизаторы — это такие люди, к которым ноты или слова приходят мгновенно, вспыхивая драгоценной бусинкой на незримой нити воображения. И только потом, дойдя до конца, если надо, они более тщательно отделывают свое произведение... Геннадий Михайлович Цыферов никогда сразу не записывал своих сказок и каждый раз рассказывал их по-новому.
— Но вчера эта сказка была лучше! — изумлялся я. — Ты забыл?
— Нет, — отвечал он. — Ничего я не забыл. Я ищу...»
Эти слова стали предисловием к самой, пожалуй, известной книжке Геннадия Цыферова, которая называется «Тайна запечного сверчка». В книжке говорится про Моцарта, только не взрослого, а маленького. Но ведь Моцарт тоже был импровизатором...
— Прочитайте текст «Про меня и про цыпленка».
— Понравилось вам произведение?
— Определите его жанр. Можем ли мы назвать его сказкой? Докажите. (Ответы детей.)
— Прочитайте строчки, в которых автор рассказывает о себе.
— О какой удивительной вещи рассказал нам Геннадий Цыферов?
— Почему, по мнению автора, хорошо быть маленьким?
— Чему удивлялся малыш?
— Прочитайте последние строчки. Как вы их понимаете?
— Вспомните себя, открывающих мир. Какие вопросы задавали вы?
VIII. Рефлексия
— Что особенно понравилось на уроке?
— Что вас радовало? Что огорчало? Почему?
IX. Подведение итогов урока
— Какие произведения мы читали на уроке?
— Кто их авторы?
— Что нового вы узнали?
— Какие советы дали нам писатели?
Домашнее задание
Читать летом книги. Список, рекомендованный авторами учебника, помещен нас. 105—106.
Автор: Кутявинa Светлана Владимировна
Похожие статьи:
Урок литературного чтения в 1 классе. Контроль и проверка результатов обучения
Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»
Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Сова»
Нет комментариев. Ваш будет первым!