Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. Учусь сочинять сам. И. Пивоварова «Я палочкой волшебной тихонько проведу...». Г. Цыферов «Про меня и про цыпленка»

Цели: обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, сочинению собственных историй; развивать мышление, творческое воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся будут учиться предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены; выразительно читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя; сочинять свои собственные истории; объяснять значение понятия «творчество».

Оборудование: выставка книг по теме урока, магнитная азбука, текст речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Дети рассказывают свои фантастические истории.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение медленно.

Путаница

Собака садится играть на гармошке,

Ныряют в аквариум рыжие кошки,

Носки начинают вязать канарейки,

Цветы малышей поливают из лейки,

Старик на окошке лежит, загорает,

А внучкина бабушка в куклы играет,

А рыбы читают веселые книжки,

Отняв потихонечку их у мальчишки...

3. Александрова

— Понравилось вам стихотворение? Чем оно вам понравилось? Почему было весело?

— Попытайтесь эту путаницу распутать. Скажите, как бывает.

— Прочитайте, четко проговаривая каждое слово и каждый слог.

— Прочитайте шепотом, громко.

— Прочитайте, меняя голос на каждой строчке: громко — тихо, весело — сердито.

— Прочитайте стихотворение выразительно.

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Отгадайте загадки.

Эта скатерть знаменита:

Кормит вкусно всех досыта,

Посмотрите, вот она,

Вкусных кушаний полна! (Скатерть-самобранка.)

 

Через тридевять земель,

Через тридевять морей,

Через горы и леса

Вас домчат за полчаса. (Сапоги-скороходы.)

— Какие еще волшебные предметы вы знаете? (Ответы детей.) Сегодня на уроке мы прочитаем произведения замечательных писателей. Ведь писатели и поэты — настоящие волшебники. При помощи воображения они передают в слове свои чувства, настроение, видение окружающего мира.

V. Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 100. Кто автор стихотворения?

— Прочитайте стихотворение. Как вы думаете, о какой волшебной палочке говорит нам автор?

— О каких чудесах рассказывает нам И. Пивоварова?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

VI. Физкультминутка

Весна пришла! Встаем, друзья!

Нас ждет, торопит улица.

Шагаем дружно: ты и я,

И мы не будем хмуриться.

Вот птицы с юга к нам летят,

Букашки пробудились,

Деревья листьями шумят,

Все звери оживились.

Танцует лес, танцует луг,

И мы с тобою кружимся.

Как хорошо весной вокруг!

С природой мы подружимся.

VII. Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 101. Прочитайте название произведения Г. Ныферова. Как вы думаете, о чем оно?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством Г.М. Цыферова.)

Материал для учителя

Геннадий Михайлович Цыферов (р. 1930) - детский писатель. Самая известная сказка Г. Цыферова — «Паровозик из Ромашково», по которой в 1967 г. был снят одноименный мультфильм, ставший классикой отечественной мультипликации.

Другие сказки Цыферова: «Жил на свете слоненок», «Про цыпленка, солнце и медвежонка», «Про чудака лягушонка», «Про пароходик», «История про поросенка» и др. Сборники сказок: «Как лягушонок искал папу», «Разноцветный жираф», «Как стать большим и другие истории», «Дневник медвежонка». Книги Г. Цыферова издаются и в наши дни.

Писатель Сергей Козлов написал о нем так: «...Не знаю, как это сказать, но мне кажется, что Цыферов, прежде чем выпустить несколько слов в свет, на какое-то мгновение удерживал их на губах, чуть покусывая, как золотые монеты. Отсюда ощущение, что он искал продолжение фразы — ощупью.

Геннадий Михайлович Цыферов — хороший импровизатор. Импровизаторы — это такие люди, к которым ноты или слова приходят мгновенно, вспыхивая драгоценной бусинкой на незримой нити воображения. И только потом, дойдя до конца, если надо, они более тщательно отделывают свое произведение... Геннадий Михайлович Цыферов никогда сразу не записывал своих сказок и каждый раз рассказывал их по-новому.

— Но вчера эта сказка была лучше! — изумлялся я. — Ты забыл?

— Нет, — отвечал он. — Ничего я не забыл. Я ищу...»

Эти слова стали предисловием к самой, пожалуй, известной книжке Геннадия Цыферова, которая называется «Тайна запечного сверчка». В книжке говорится про Моцарта, только не взрослого, а маленького. Но ведь Моцарт тоже был импровизатором...

— Прочитайте текст «Про меня и про цыпленка».

— Понравилось вам произведение?

— Определите его жанр. Можем ли мы назвать его сказкой? Докажите. (Ответы детей.)

— Прочитайте строчки, в которых автор рассказывает о себе.

— О какой удивительной вещи рассказал нам Геннадий Цыферов?

— Почему, по мнению автора, хорошо быть маленьким?

— Чему удивлялся малыш?

— Прочитайте последние строчки. Как вы их понимаете?

— Вспомните себя, открывающих мир. Какие вопросы задавали вы?

VIII. Рефлексия

— Что особенно понравилось на уроке?

— Что вас радовало? Что огорчало? Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Какие произведения мы читали на уроке?

— Кто их авторы?

— Что нового вы узнали?

— Какие советы дали нам писатели?

Домашнее задание

Читать летом книги. Список, рекомендованный авторами учебника, помещен нас. 105—106.

Автор: Кутявинa Светлана Владимировна

Похожие статьи:

Конспект урока литературного чтения, 1 класс. УМК «Перспектива»

Стихи для 1 класса. Литературное чтение

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России. Бианки «Сова»

Урок литературного чтения по ФГОС, 2 класс. Школа России

Урок литературного чтения в 1 классе. Контроль и проверка результатов обучения

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2024 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна