Игры на развитие мышления для детей 4-5 лет
Развивающие игры для детей среднего дошкольного возраста
Мышление является высшей ступенью человеческого познания. Мышление позволяет получать знания о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть восприняты на чувственной ступени познания. Результатом мышления является мысль, выраженная в слове.
Развитие детского мышления происходит поэтапно. На начальном этапе оно представляет собой наглядно-действенное, или практическое, мышление. Развитию наглядно-действенного мышления дошкольников способствуют игры с картинками-пазлами, конструкторы, головоломки.
К четырем - пяти годам дети начинают переходить от действий с предметами к действиям с образами этих предметов, совершаемым в уме. Так развивается наглядно-образное мышление. На этом этапе ребенку необязательно брать предмет в руки, достаточно отчетливо представить его.
В дошкольном возрасте можно говорить лишь о предпосылках развития словесно-логического мышления. Это самый сложный вид мышления, в котором оперируют не конкретными образами, а сложными отвлеченными понятиями, выраженными словами.
Хотя логическое мышление дает возможность решать более широкий круг задач, осваивать научные знания, не стоит торопиться формировать у дошкольника этот вид мышления слишком рано. Важно сначала создать прочный фундамент в виде развитого образного мышления. Именно такое мышление позволяет ребенку находить решения, исходя из конкретной ситуации.
Развитию образного мышления способствуют игры, конструирование, аппликации, рисование, слушание сказок, драматические мини-постановки и другие виды детского творчества.
У ребенка в четырехлетием возрасте важно также сформировать способность к таким мыслительным процессам, как сравнение, обобщение, анализирование, классифицирование. Предложенные игры и упражнения помогут вам в этом.
Да – нет-ка
❀ Ведущий загадывает слово или рассказывает какую-нибудь историю, а дети должны разгадать слово или объяснить ситуацию, задавая такие вопросы, на которые можно дать один из ответов: «да» или «нет».
❀ Цель «да — нет-ок» — научить детей задавать вопросы, научить находить критерии классификации любых объектов окружающего мира, научиться слушать других, быть внимательным, не повторять вопросы.
Визуальные «да нет-ки»
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями предметов (или животных) или небольшие игрушки.
❀ Разложите на столе игрушки или картинки (не больше десяти).
❀ Дайте ребенку минуту, чтобы их рассмотреть.
❀ Затем спросите его: «Какой предмет я загадала?».
❀ Ребенок с помощью наводящих вопросов (Он лежит в правой половине стола? Снизу? Он желтого цвета? Он тяжелый? Он круглый?) определяет загаданный вами предмет (картинку).
❀ Для начала в роли задающего вопросы лучше выступить взрослому. Так ребенок быстрее поймет сценарий игры.
«Да нет-ки» загадки
❀ Вы (или ребенок) загадываете деталь одежды (фрукт, животное, дерево, цвет, имя и т. д.). С помощью вопросов необходимо отгадать задуманный предмет.
Например:
♦ Какую часть одежды я задумала?
— Это верхняя одежда?
— Это одежда для детей?
♦ Какую сказку я задумала?
— Там главный герой человек?
— Там есть принц?
Ситуативные «да нет-ки», или Маленькие детективы
❀ Эта игра — вариант предыдущей, но более сложного уровня. Однако после освоения простых правил четырехлетний ребенок легко справится с заданием и вступит в увлекательный мир выдуманных им историй и их расследования. Ситуативные «да — нет-ки» развивают умение находить причинно-следственные связи.
❀ В ситуативных «да — нет-ках» отвечают на вопросы: «Он это сделал для того, чтобы...?», «Она думала, что это...?», «Он пошел туда, чтобы...?», «Наверное, она знала, что...?» и т. д.
Например, попросите малыша объяснить ситуацию: ребенок с родителями должен был поехать в театр, но не поехал. Как он думает, почему?
❀ Если придумывание историй вызывает у вас затруднения, возьмите готовую ситуацию из литературного произведения, сказки. Например:
♦ Сначала он ее поймал, поговорил с ней и отпустил. Потом она сама к нему приплывала, делала подарки, но однажды обиделась и уплыла. (Золотая рыбка.)
♦ Сначала его сделали, чтобы съесть, но не съели. Потом он убежал, и его съели. (Колобок.)
♦ Сначала он был не настоящий, затем чуть не превратился в животное с копытами. А потом, когда он совершил много хороших поступков, стал настоящим мальчиком. (Пиноккио.)
♦ Он остался без родителей, его воспитывали животные, он победил врага и вернулся к людям. (Маугли.)
♦ Четверо зверей-музыкантов забрались друг на друга и сильно напугали разбойников. (Бременские музыканты.)
♦ Все птицы как птицы, а эти работают у злой старухи и совершают плохие поступки. (Гуси-лебеди.)
♦ Одна лягушка квакнула так, что упала с большой высоты в болото. (Лягушка-путешественница.)
Сундук с сокровищами
Необходимый инвентарь: коробка или сумка; любая съедобная или несъедобная вещь, которая помещается в коробку или сумку.
❀ Ребенку предлагают с помощью десяти вопросов отгадать, что внутри.
Картинки-загадки
Необходимый инвентарь: коробка с картинками или карточки от детского лото.
❀ Эту игру можно проводить как для одного ребенка, так и для небольшой группы детей. В группе выбирается один водящий. Остальные садятся на стулья, они должны отгадывать.
❀ Из коробки водящий берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает то, что на ней нарисовано. Дети предлагают свои версии.
❀ Следующим водящим становится тот, кто первым дал правильный ответ.
Парные картинки
Игра развивает способности к анализированию и синтезированию
Необходимый инвентарь: карточки от двух наборов детского лото.
❀ Игра может проводиться как для двух игроков, так и для небольшого детского коллектива.
❀ Каждый игрок получает по четыре или шесть (число со временем можно увеличить) карточек.
❀ Игроки по очереди описывают предмет, нарисованный на одной из имеющихся у них картинок, не показывая их.
❀ Ребенок, у которого, по его мнению, есть описываемая картинка, показывает ее. Если его ответ правильный, обе картинки откладываются в сторону (в общую коробку, например).
❀ Если ответ неправильный, первый игрок еще раз описывает картинку, но более подробно.
«Мягкие» сказки
Игра способствует разбитию навыков повествовательной речи, дедукции
Необходимый инвентарь: различные игрушки (мягкие, пластмассовые), расставленные на столах или стульях.
❀ В игру можно играть как с одним ребенком, так и с небольшим детским коллективом.
❀ Выбирается водящий. Его просят выйти из комнаты на несколько минут.
❀ За это время оставшиеся игроки придумывают какую-нибудь историю про одну из игрушек.
❀ Приглашается водящий.
❀ Дети поочередно рассказывают ему придуманную историю, используя вместо названия главного персонажа местоимение «он» или «она». История рассказывается в течение 3-5 минут.
❀ Водящий должен показать игрушку, о которой рассказывалась история.
❀ Если он угадывает правильно, выбирается другой водящий, и игра повторяется. Если ответ водящего неправильный, ребята дополняют рассказанную историю новыми деталями, по-прежнему не называя при этом задуманную игрушку.
Угадай, кто это
❀ Выбирается один водящий, который выходит на две- три минуты из комнаты. В его отсутствие выбирается тот, кто будет загадывать «загадку».
❀ Загадывающий должен жестами и мимикой показать, какую игрушку он задумал.
❀ Например, выбрана игрушка кот. Ребенок должен постараться как можно правдоподобнее изобразить это животное.
❀ Водящий должен отгадать игрушку, выбрать ее, взять в руки и громко назвать.
❀ Если ответ правильный, выбираются другой водящий и другой ребенок, который будет загадывать «загадку». Если ответ неправильный, показать «загадку» предлагается другому ребенку, и так до тех пор, пока не будет получен правильный ответ.
Лишняя картинка
Необходимый инвентарь: детское лото.
❀ Игра командная, но можно поиграть в нее и с одним малышом.
❀ Детей нужно поделить на две равные команды, одна из которых выходит на несколько минут из комнаты.
❀ Вторая команда подбирает три карточки. При этом две карточки должны быть объединены каким-то общим признаком. Например, бык, заяц и цветок.
❀ Дети из первой команды возвращаются в комнату и, посовещавшись, убирают лишнюю карточку — ту, которая, по их мнению, «не подходит»; комментируют свое решение.
❀ Если ребята легко справляются с тремя карточками, их число можно увеличить до 5-8. Карточки можно заменить мягкими или пластмассовыми игрушками.
Тренировка памяти и мышления
Игра активно тренирует память и последовательное мышление, повествовательную речь
❀ Игра подходит для одного ребенка или небольшого детского коллектива.
❀ Из группы детей выбирается один водящий. Он выходит из комнаты на две минуты.
❀ В это время дети выкладывают на стол пять - семь предметов и придумывают о них историю. Например, к истории «Я иду в кафе» нужно подобрать предметы, которые ассоциируются с походом в кафе.
❀ Водящего приглашают в комнату и рассказывают придуманную историю. Ему разрешается в течение двух минут осмотреть разложенные на столе предметы. Затем он должен повернуться спиной к столу и перечислить их. Если водящий перечислил не все предметы, группа говорит, какие предметы он забыл.
Противоположность
Необходимый инвентарь: карточки от детского лото или открытки с изображениями различных предметов.
❀ Взрослый показывает ребенку одну картинку.
❀ Задача ребенка — назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает картинку с изображением реки. Ребенок должен сказать «суша» («гора» и т. д.) и дать объяснение, почему он произнес это слово. Кроме того, ему следует назвать отличительные признаки того и другого.
❀ Если детей несколько, то каждый ребенок по очереди предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он назвал то или иное слово.
Придумай загадку
❀ Выбирается водящий. В его задачу входит придумать загадку. Остальные должны загадку отгадать. Затем загадку придумывает другой ребенок и т. д.
❀ Дети любят придумывать загадки, игра проходит оживленно.
Простые рисунки
Необходимый инвентарь: карандаши или фломастеры, альбомные листы.
❀ Первый этап игры. Попросите ребенка нарисовать простые геометрические фигуры: квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник. Можно использовать изображение дуг, прямых и кривых линий.
❀ Затем попросите его назвать предметы, которые содержат в себе эти фигуры.
❀ Второй этап игры. Попросите ребенка нарисовать любой простой рисунок, не задумывая при этом никакого конкретного предмета.
❀ Полученный рисунок нельзя поворачивать.
❀ Простые рисунки нужно разгадать, то есть найти в них смысл, ответив на вопрос «Что это такое?». Чем больше придумано решений, тем лучше. Занятие очень увлекательное! В эту игру можно играть всей семьей и с несколькими детьми.
❀ Представьте, вам кажется, что перечислены уже все варианты, как вдруг обнаруживается еще один!
Жили-были...
Игра на смекалку, развитие мышления и повествовательной речи, закрепление знании об окружающем мире
❀ Играть можно вдвоем с ребенком или небольшой компанией, задавая вопросы по очереди.
❀ Взрослый задает вопрос, который должен начинаться фразой «жили-были» (жил-был).
❀ Ребенок должен попытаться дофантазировать, что же было дальше.
Например:
— Жил-был котенок, что с ним потом стало?
— Он вырос и стал взрослым котом, ловил мышей и спал на диване.
❀ Эта игра очень увлекательна. Вы от души повеселитесь над детской фантазией.
Кто кем (чем) будет?
❀ Игра хороша тем, что в нее можно играть и компанией, и вдвоем с ребенком где угодно. Задавайте друг другу вопросы. Следите за тем, чтобы малыш, отвечая на вопросы, грамотно склонял имена существительные. Например:
Кем будет слоненок? (Слоном.)
- яйцо? (Птенцом, черепашонком, крокодилом, яичницей и т. д.)
- дождь? (Лужей.)
- девочка? (Женщиной.)
- гусеница? (Бабочкой.)
Кто кем был?
❀ Игра противоположна предыдущей. Ребенок должен назвать состояние, предшествовавшее тому, что называет ему взрослый.
Например:
Кем. был старичок? (Мальчиком.)
- дерево? (Ростком.)
- Буратино? (Поленом.)
Третий лишний
В этой игре дети учатся классифицировать предметы по признакам, заданным в условиях
❀ Взрослый называет три слова, например: «собака», «кошка», «рыба».
❀ Ребенок должен определить, что все три слова относятся к обозначениям живой природы, но «собака» и «кошка» обозначают животных, а «рыба» — нет. Значит, слово «рыба» лишнее.
❀ Несколько примеров: береза, сосна, роза; мыло, шампунь, зубная щетка; молоко, кефир, чай; дверь, диван, окно; море, океан, бассейн и т. д.
Что бывает...
❀ Играя в эту игру, дети научатся сравнивать, обобщать свойства предметов, понимать значение понятий «высота», «ширина», «длина», классифицировать предметы по форме, размеру, цвету.
❀ Сначала вопросы задает взрослый, а ребенок отвечает. Затем нужно дать возможность ребенку проявить себя.
❀ В игру можно включать самые разные понятия: «мягкое», «живое», «острое», «горячее», «твердое» и т. д. Примеры:
— Что бывает высоким? (Дерево, столб, человек, дом.)
— Что выше: дерево или человек; фонарь или машина?
— Что бывает узким (широким)?
— Что бывает глубоким (мелким)?
— Что бывает круглым (квадратным)?
Чего не может быть без...
Игра помогает ребенку научиться выделять существенные признаки
❀ Запишите на листочке несколько рядов слов. В каждом ряду должно быть одно главное слово и несколько дополнительных, относящихся к главному.
❀ Зачитайте ребенку один ряд слов, из которых он должен выбрать главное.
❀ Например, главное слово — «детсад», ряд дополняющих его слов — «дети», «воспитатель», «игрушки», «каша», «веранда».
❀ Задаете вопрос ребенку: «Какое слово самое главное? Без чего не бывает детского сада? Может ли быть детский сад без детей? А без воспитателя? А без веранды? А без каши? Почему?».
❀ Каждое слово подробно разбирается. Главное, чтобы ребенок понял, почему именно то или иное слово является главным понятием.
❀ Примерные задания:
♦ Море (берег, рыбаки, корабли, рыбы, солнце, вода).
♦ Улица (магазин, пешеходы, дома, дорога, велосипед, дети).
♦ Дом (окно, жители, лифт, крыша, лестница).
♦ Магазин (полки, кассир, продавец, игрушки, молоко).
♦ Лес (деревья, тропинки, волк, лесник, грибы, река).
Кто что делает?
Игра поможет познакомить ребенка с профессиями и глаголами, обозначающими действия, которые сопровождают профессиональную деятельность; научит правильно строить простые предложения. отвечать на вопрос «Что делает??
Необходимый инвентарь: карточки с изображениями людей разных профессий.
Вариант 1
❀ Показывая ребенку карточки, задайте ему вопросы, начиная с простых: «Кто водит машину?», «Кто продает билеты в автобусе?», «Кто летает на самолете?».
Вариант 2
❀ Более сложные вопросы: «Что делает швея?», «Что делает повар?», «Что делает дворник?».
Вариант 3
❀ Задайте вопрос-загадку: «Этот человек работает в магазине, сидит на стуле, покупатели приносят ему свои покупки, а он выбивает чек и берет деньги».
Вариант 4
❀ Спросите ребенка: «Что нужно водителю?», «Что нужно доктору?», «Кому нужна метла?».
Живое неживое.
В паре ребенок знакомится с понятиями - одушевленный» и «неодушевлённый»
❀ Объясните ребенку, что, говоря о живом, мы задаем вопрос «Кто?», а о неживом — «Что?».
❀ Приведите несколько примеров:
♦ Медведь — это кто? Это животное.
♦ Цветок — это что? Это растение.
♦ Бабочка — это кто? Это насекомое.
♦ Шкаф — это что? Это мебель.
♦ Петя, что лежит у тебя на столе? Тетрадь.
❀ Затем начните игру в вопросы и ответы:
♦ Кто растет? Что растет?
♦ Кто летает? Что летает?
♦ Кто плавает? Что плавает?
♦ Кто самый смелый? Что самое большое? и т. д.
Снаружи - внутри
Игра поможет ребенку научиться соотносить понятия «большое»-маленькое», «внутри» — «снаружи»
❀ Назовите ребенку пару предметов и попросите его сказать, что может находиться внутри, а что — снаружи.
❀ Например: дом - подушка, котлета - кастрюля, сердце - кошка, рыба - река,-сахар - чай и т. д.
❀ Затем поменяйтесь ролями — пусть ребенок называет пары слов.
Части целое
В эту игру можно играть в дороге, гуляя с ребенком по парку, в очереди к врачу и т. д.
❀ Назовите ребенку несколько слов, которые обозначают составляющие одного предмета или существа. Например: четыре ноги, сиденье, спинка; картинки, буквы, бумага; листья, кора, ствол; голова, хвост, четыре лапы, поводок. Малыш должен ответить на вопрос: «Что это?» или «Кто это?».
❀ Можно поменяться ролями — ребенок называет слово, вы отвечаете на вопрос.
Несколько примеров:
♦ Цифры, стрелки.
♦ Корень, стебель, листья, лепестки.
♦ Экран, кнопки, пульт, каналы.
♦ Полки, дверцы, одежда
♦ Ноги, хвост, хобот.
Отгадай по описанию
Игра способствует развитию речи ребенка, в частности умению согласовывать прилагательные и существительные. Закрепляет знания о понятиях, объединяющих собой те или иные предметы, существа
❀ Игра является усложненным вариантом предыдущей игры.
❀ Заранее подготовьте предложения-загадки, на которые дети должны дать ответ.
Несколько примеров:
♦ Красивое насекомое, с разноцветными крылышками, любит летать, ест нектар.
♦ Транспорт, длинный, состоит из нескольких частей, ездит по железным рельсам.
♦ Дикое животное, живет в лесу, воет на луну.
♦ Дикое животное, с шерстью рыжего цвета, в сказках всегда всех обманывает.
♦ Фрукт с желтой кожурой.
♦ Профессия человека, который ходит в белой одежде, делает уколы.
Из каких фигур состоит предмет
Игра на развитие абстрактного мышления, умение раскладывать целое на части
Необходимый инвентарь: картинки с изображениями гриба, кораблика, снеговика, банана, домика и т. д.; вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры: круги, квадраты, треугольники, трапеции, прямоугольники, ромбы и т. д.
❀ Покажите ребенку одну картинку, рассмотрите, из скольких частей состоит изображенный на ней предмет, какой они формы.
❀ Затем попросите найти похожие на эти части геометрические фигуры.
❀ Предложите ребенку попробовать сложить картинку из геометрических фигур.
Придумывалки
Игра способствует развитию абстрактного мышления, речи
Необходимый инвентарь: предметы разной формы (счетные палочки, шарики, коробочки, крышечки, баночки и т. д.); картинки, которые можно соотнести с подобранными вами предметами (например: зеркало, карандаш, мороженое, удочка и т. д.).
❀ Предложите ребенку подобрать картинки, на которых изображены предметы, похожие на счетную палочку, шарик, коробочку и т. д.
Например:
♦ Карандаш, удочка, иголка и нож по форме похожи на палочку.
♦ Ваза, стакан, наперсток — на баночку.
♦ Зеркало, озеро, монокль, монета — на крышечку от банки.
Я - ты
Игра на развитие логического мышления, быстроты реакции
❀ Подходит для индивидуальных занятий с ребенком и для проведения в небольшом детском коллективе.
❀ Цель игры — быстро понять, о чем говорит соперник, и ответить ему в том же духе.
❀ Например, взрослый говорит: «Я — радуга!», ребенок должен ответить: «Я — солнце!», взрослый продолжает: «Я — небо», ребенок отвечает: «Я — самолет!» и т. д.
Сравнение предметов
Игра способствует развитию логического мышления, речи; учит находить причины сходства и различия предметов
Необходимый инвентарь: несколько карточек с изображениями различных предметов: помидор, огурец, шкаф, стул, автобус, грузовик, книга, тетрадь, конфета, шоколадка и т. д.
❀ Сравните, например, морковь и капусту. Сходства: и то и другое овощ, растут на грядках. Различия: цвет, форма, вкус.
❀ Задайте ребенку вопросы, ответы на которые предполагают объяснение различия и сходства. Предлагайте ему самостоятельно искать объекты для сравнения.
❀ Поощряйте самые неожиданные сравнения, которые может придумать ребенок, сами пробуждайте его фантазию. Например: полосатый кот похож на пижаму; луна похожа на кошачий глаз; змея — на папин ремень; гриб — на зонт и т. д.
Заштрихуй бусы
Транспорт
❀ На отдельном листе бумаги нужно нарисовать эти предметы так, чтобы они двигались в разных — противоположных — направлениях.
Квадрат
❀ Попросите ребенка раскрасить квадрат А1 в красный цвет, А2 — в синий, Б2 — в желтый, БЗ — в зеленый, В1 — в коричневый, В2 — в фиолетовый цвет.
Похожие статьи:
Агушечки для детей группы раннего возраста
Игры на развитие мышления для детей 5-6 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!