Игры на развитие логического мышления у детей 4-5 лет
Игры на развитие логики у детей среднего дошкольного возраста
Логическое мышление ребенка необходимо постоянно развивать. Это поможет ему быстро освоить основные математические понятия, разовьет умение сравнивать, конкретизировать, обобщать, анализировать. Игры и упражнения помогут вам научить ребенка находить выход из проблемных ситуаций, делать определенные выводы, приходить к логическому заключению.
Решение логических задач развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. Логические игры воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.
Старенькая бабушка
Необходимый инвентарь: много разных пуговиц — большие, средние с ножками, покрытые материей, шершавые, квадратные и т. д.
❀ Игроки садятся за стол. Им завязывают глаза. Ведущий раздает каждому по 10 или 20 пуговиц разного размера, формы и фактуры. Пуговицы надо рассортировать. Побеждает тот, кто сделает это быстрее и без ошибок.
❀ С каждой игрой разнообразие форм, размера и фактур используемых пуговиц рекомендуется увеличивать.
Двадцать палочек
❀ На столе рассыпают двадцать палочек (карандашей, фломастеров).
❀ Двое игроков по очереди берут по одной, две или три палочки.
❀ Проигрывает тот, кому придется взять последнюю палочку.
Какой он?
С помощью игры закрепляются знания о величине, форме, цвете, умение соотносить их с конкретными предметами
Необходимый инвентарь: любой предмет, имеющий ярко выраженную геометрическую форму (мяч, книга, косынка и т. д.).
❀ Взрослый показывает предмет детям и просит их назвать его характеристики: «Какой он?». Например, мяч круглый, легкий, большой, маленький, желтый, зеленый и т. д.
❀ Второй этап игры — введение более сложных предметов: дерево, машина и т. д.
Кто больше?
Игра помогает ребенку научиться анализировать предметы, выделяя их по форме.
❀ Ведущий называет геометрическую фигуру, а дети должны назвать похожий на нее предмет. Побеждает тот, кто больше всех найдет и назовет таких соответствий. Например, на прямоугольник похожи дом, автобус, хлеб, стол и т. д.
❀ Можно разбить игроков на пары взрослый - ребенок и устроить командную семейную игру.
Фигуры
Игра помогает закрепить знания о предметах, их геометрической форме; закладывает основы абстрактного мышления
❀ Ведущий называет любой предмет, а дети должны определить геометрическую фигуру, которая лежит в его основе. На первом этапе игры можно использовать наглядный материал: карточки или сами предметы. Затем необходимо перейти к устной передаче информации. Это поможет ребенку развить абстрактное мышление.
❀ Сначала берите знакомые и несложные по форме предметы (дверь, мяч, окно и т. д.). Только когда ребенок освоит простые геометрические фигуры, следует переходить к более сложным формам: многоугольникам и пр.
❀ Например: кастрюля — круг; окно — квадрат; спящая кошка — овал и т. д.
Были-небыли
Игра помогает развивать логическое мышление, умение фиксировать противоположные высказывания, закладывает навыки apгументированного отстаивания своей позиции, умения корректно спорить
❀ Ведущий задает детям вопросы. Например: «Может ли крокодил летать? А почему? А может ли он летать в самолете? Может ли маленькая девочка водить машину? А почему? А если ее посадил на колени папа? Может ли торт быть соленым? А почему? А если мама перепутала банки?» и т. д.
Холодно горячо
Игра помогает ребенку научиться координировать сбои действия, развивает навыки ориентирования в пространстве, логическое мышление
Необходимый инвентарь: небольшой предмет или игрушка.
❀ Один из игроков прячет предмет, задача остальных — найти его. Ведущий должен помогать им в поисках, но при этом произносить только слова «холодно» и «горячо»,
❀ Слово «горячо» обозначает, что ищущий подошел к предмету очень близко, «холодно» — что отошел слишком далеко.
Антонимы
❀ Игроков должно быть двое, но можно и больше. Можно играть с водящим, тогда он предлагает всем слова, но лучше говорить по очереди.
❀ Один играющий произносит слово, другой должен назвать противоположное ему по значению слово.
❀ Это просто, когда говорятся слова, имеющие четкую пару, например, быстро — медленно (или долго), холодный — горячий (или жаркий). Но если противопоставить огню — воду, веткам — корни, а забору — дыру или проход достаточно просто, то искать противоположности предметам одежды, профессиям, частям тела или геометрическим фигурам — занятие захватывающее и полезное.
Обручи
Игра помогает ребенку научиться классифицировать предметы по форме и цвету
Необходимый инвентарь: два обруча, разные игрушки по форме и цвету или разные геометрические фигуры из детского конструктора.
❀ Для начала возьмите простые предметы, например, кубики красных и синих цветов или круглые предметы и квадратные. Ребенок должен разложить их в разные обручи.
❀ Можно усложнить игру, вводя более сложные предметы, которые обладают двумя признаками: и цветом, и формой. Возможно, ребенок сам придумает, как включить такой предмет в обе группы. Если он не догадается, покажите, как можно положить обручи, образуя пересеченное пространство, чтобы синий кубик в красных полосках оказался сразу в двух обручах.
С помощью обруча меньшего размера внутри групп предметов можно создавать подгруппы: например, подгруппу больших предметов среди синих кубиков или подгруппу больших кубиков среди кубиков.
Алгоритмы
Эта игра поможет вашему ребенку без утомительных нотаций научиться правильно планировать время и самостоятельно принимать решения
❀ Вспомним, что алгоритм — это разбиение действия на его составные части. Для составления даже простого алгоритма мы должны осмыслить детали наших действий, а сами действия подразделить на составные элементы. Для этого нужно научиться находить начало и конец действия и уметь выделять его отдельные этапы.
Вариант 1 (самый простой)
❀ Составьте алгоритм действия, уже один или много раз совершенного ребенком. Например, чтобы составить алгоритм дороги в детский сад или на игровую площадку, необходимо мысленно проделать это путешествие, дробя его на различные этапы (оделся, обулся, открыл дверь, вышел, закрыл дверь, спустился по лестнице и т. д.).
Вариант 2
❀ Ребенок составляет алгоритм действия, ни разу не совершенного им, то есть прогнозирует его. Для таких случаев подходят игры на программирование — составление алгоритмов для управления игрушечными «роботами». «Роботами» могут быть машинки, поезда, куклы, любимые игрушки.
Вариант 3
❀ Попросите ребенка представить себя в сказочной ситуации и описать по порядку, что нужно сделать, чтобы достичь определенной цели (например, провести автомобиль по дороге среди гор или леса).
❀ Для того чтобы начать игру, нужно сначала нарисовать игровое поле или «лабиринт» и придумать «цель».
Примеры:
♦ провести автомобиль по дороге среди гор или леса;
♦ помочь мышонку проползти по подземному лабиринту его норки;
♦ превратиться в космонавта и пройти по поверхности планеты;
♦ помочь маме доехать на машине к магазину;
♦ доехать с помощью карты дорог от дома до Черного моря;
♦ помочь лисичке пройти через поле, лес и речку.
❀ Для начала можно использовать поле из прямоугольных клеток (лист бумаги), размеченных, например, тонкой линией. Стенки можно изображать толстыми сплошными линиями. В принципе, клеточки не обязательно должны быть прямоугольными, и само поле может оказаться довольно сложным. Главное, чтобы малышу было ясно, как им пользоваться.
❀ Активно вводите в речевой оборот ребенка слова «верх», «низ», «право», «лево».
Игра с цветами
Необходимый инвентарь: парные таблички красного, синего и желтого цвета из картона.
❀ Таблички выкладываются в два ряда в произвольном порядке.
❀ Взрослый подбирает пары, выкладывает их на столе, предлагает ребенку повторить то же самое самостоятельно.
❀ Можно дать ребенку табличку и попросить отыскать в комнате предмет такого же цвета.
❀ Возьмите парные таблички основных цветов плюс дополнительные: фиолетовый, черный и т. д. Попросите ребенка выбрать три понравившихся дополнительных цвета, остальные таблички уберите. Из оставшихся табличек ребенок выкладывает пары.
❀ Другим вариантом игры может быть такой, при котором взрослый выкладывает все таблички от самого темного до самого светлого цвета, а затем просит ребенка повторить свои действия.
❀ Усложнить игру можно, вводя таблички одного цвета, но разных оттенков — от самого темного до самого светлого. Взрослый сам выкладывает спектр, затем просит ребенка повторить его действия: выложить линейку цвета от самого темного оттенка до самого светлого.
Угадай животное
Игра помогает разбить и закрепить умение классифицировать, разделять и объединять
❀ Угадывать можно не только животных, подойдет любая группа предметов или существ, поддающихся классификации.
❀ С детьми четырехлетнего возраста лучше всего играть именно в животных, потому что классификация животных — одна из первых, с которыми знакомится ребенок.
❀ Один из детей загадывает животное. Остальные по очереди задают ему вопросы, на которые ведущий должен отвечать «да» или «нет». Выигрывает тот, кто угадал.
❀ Ведущий выигрывает, когда сдаются все игроки.
Логические задачки
Игра учит концентрации Внимания, развивает логическое мышление
❀ По пути в сад, магазин, на прогулке или в автомобиле вы можете легко придумывать для ребенка логические задачки, облекая их решение в игровую форму. Помогите ему научиться концентрировать внимание, запоминать условие задачки. Для этого не торопясь проговаривайте условия задачки.
❀ Попросите ребенка рассказать, что он понял из заданной вами задачи. Из первого предложения, второго. Скорее всего, к концу условия ребенок уже догадается, какой здесь должен быть ответ.
❀ Сначала решите какую-нибудь задачку вместе. Проговаривайте весь ход своих мыслей, чтобы ребенок мог следить за логикой вашего мышления.
❀ Вот несколько примеров задачек.
♦ Стоит елка. На елке две ветки. На каждой ветке растет по одному яблоку. Сколько всего яблок? Ответ: ни одного — на елке яблоки не растут.
♦ Если пингвин с северного полюса полетит на юг, то в каком направлении ему нужно двигаться? Ответ: пингвины не летают.
♦ Если мальчик стоит на двух ногах, то он весит 12 кг. Сколько килограммов он будет весить, если сядет на стул? Ответ: 12 килограммов.
♦ У двух братьев одна сестра. Сколько детей в семье? Ответ: 3.
♦ Маша и Саша пошли в лес собирать грибы и ягоды. Саша грибы не собирал. Что собирала Маша? Ответ: Маша собирала грибы.
♦ Артем и Лена сели рисовать. Один ребенок рисовал красками, а девочка стала рисовать карандашами. Чем стал рисовать Артем?
♦ В магазине в трех корзинках лежат разные игрушки. Мишки лежат не в синей и не в оранжевой корзинке. Слоны не в синей и не в розовой корзинке. В какой корзинке лежат собачки? А мишки? А слоны? Ответ: мишки лежат в розовой корзинке, слоны — в оранжевой, а собачки — в синей.
♦ На березе не сидит белка, а на сосне не сидит сорока. Кто сидит на березе? А кто сидит на сосне? Ответ: на березе сидит сорока, а на сосне — белка.
♦ Мышка едет не в первом и не в последнем вагоне. Цыпленок не в среднем и не в последнем вагоне. В каких вагонах едут мышка и цыпленок? Ответ: мышка едет в среднем вагоне, а цыпленок — в первом.
♦ Две машины ехали по широкой и по узкой дорогам. Грузовая машина ехала не по узкой дороге. По какой дороге ехала легковая машина? А грузовая? Ответ: легковая машина ехала по узкой дороге, а грузовая — по широкой.
Логическая цепочка
В процессе игры ребенок учится отделять частное от целого.
❀ В игре могут участвовать от 4 до 10 детей. До начала игры нужно поговорить с детьми о людях разных профессий: поваре, враче, спортсмене и т. д., действия которых наиболее легко воспроизвести в пантомиме.
❀ На игровом поле рисуется круг радиусом два метра, внутрь которого встает ведущий. Остальные дети выстраиваются по кругу. Ведущий (для начала им должен быть взрослый) загадывает какую-нибудь профессию, например повара, и начинает изображать его (например, мешать суп в кастрюле).
❀ Остальные дети должны догадаться, кого он изображает, и включиться в игру, начав изображать какое-нибудь другое действие, присущее работе повара (резать овощи, чистить картофель, тереть морковь, разливать суп по тарелкам и т. д.).
❀ Ведущий все это время внимательно смотрит за действиями игроков и решает, правильно ли тот или иной игрок отгадывает загаданное. Если да, то он приглашает игрока в круг. Они начинают двигаться вместе, и уже оба высматривают среди играющих, кого можно пригласить в круг.
❀ Игра заканчивается, когда все играющие оказываются в круге.
❀ После игры все вместе обсуждают, кого они изображали. Раскручивается логическая цепочка: кто что придумал показывать, кто кого отгадал и ввел в круг.
Народные загадки
Отгадывание загадок способствует развитию логического мышления ребенка
♦ Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы.)
♦ Висит груша, нельзя скушать. (Лампочка.)
♦ Зимой и летом одним цветом. (Елка.)
♦ Сидит дед, во сто шуб одет;
кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук.)
♦ Мягкие лапки, а в лапках царапки. (Кошка.)
♦ По дороге я шел, две дороги нашел, по обеим пошел. (Брюки.)
Найди пуговки
Положите в шкатулку (коробочку) много разных пуговиц и попросите ребенка выбрать ту из них, которая подойдет к кофточке (круглая с двумя дырочками) и штанишкам (квадратная с четырьмя дырочками).
Назови лишнее
❀ Попросите ребенка внимательно рассмотреть рисунок и определить, какое яблоко лишнее.
Перемести окна
❀ Подготовьте листочки в клеточку и на одном нарисуйте домик. Попросите ребенка внимательно посмотреть на рисунок с домом 1. Затем в доме 2 переместить все окна на одну клетку вниз и нарисовать то, что получится. После этого в доме 3 переместить все окна на одну клеточку вверх и нарисовать то, что получится.
Похожие статьи:
Задание: Соедини по точкам для детей 3-5 лет
Игры на развитие мышления для детей 4-5 лет
Игра путешествие для дошкольников 4-5 лет
Театрализованная игра в детском саду в средней группе. Огород на окне. Конспект
Нет комментариев. Ваш будет первым!