Игры дома с детьми на развитие речи и мышления. Примеры
Игры на развитие речи и логического мышления в домашних условиях для дошкольников
Рассказываем сказки
Когда приходится ездить далеко, дочь всегда просит: «Расскажи мне сказку про Бимку и Неженку!». Бимка и Неженка — два котенка. Они однажды прибежали на помощь, когда маленькая Катринка не хотела уходить от любимой подружки и раскапризничалась. С тех пор, если долгая дорога, или плохое настроение, или очень-очень не хочется расставаться с мамой перед сном, рождается очередная история про котят. А с друзьями и засыпать легче, и дорога не такая скучная.
После двух историй про Бимку и Неженку обычно прошу дочь: «Теперь ты расскажи мне сказку!». Иногда она придумывает свою историю, но чаще всего говорит: «Давай вместе!». И мы вместе рассказываем сказку про Тигренка и Слоненка. Тигренок — в душе хороший, но очень часто ведет себя плохо: не любит умываться, капризничает и т. д. Это мой персонаж. А Слоненку, другу Тигренка, приходится что-то придумывать и справляться с приятелем. Это Катринкина часть сказки.
Мне нравятся эти истории еще и тем, что, когда возникает очередной конфликт, иногда достаточно вспомнить подходящую фразу из той или другой истории (как вы догадываетесь, Тигренок и котята, случается, повторяют поведение дочки), чтобы ребенок понял, как он ведет себя, и улыбнулся. И проблема решается гораздо проще и спокойнее.
Сочиняем стихи и частушки
Маленькие дети обожают рифмовать. Мои двухгодовалые двойняшки напевают что-то по-своему. В песнях встречаются их имена, имя сестры, упоминаются папа и мама... Дочка на знакомые мелодии накладывает то слова какого- то диковинного языка, то трогательные истории о вечной любви, то философские рассуждения, в которых, как и в нашем сложном мире, сплетаются воедино галактики и листья, время и куклы... Слушать их очень интересно и порой поучительно.
А вы знаете, как здорово заниматься стихосложением вместе?
Многие из нас «баловались стихами» в юности. Некоторые и сейчас пишут, вырывая драгоценные кусочки времени у бесконечных «взрослых» дел. И мало кто не сможет перефразировать популярную песню или закончить ее строчку по-своему. Поэтому смело беритесь за это увлекательное и благодарное занятие!
Мы с детьми любим заниматься сочинением стихов по дороге в школу или когда что-то делаем традиционно на кухне. Иногда начинаем сочинять по принципу «строчку — ты, строчку — я». Такое сотворчество, бывает, перерастает в веселый бардак, когда один «спотыкается» на половине строки, а второй заканчивает — не так, как задумано, а смешно и неожиданно. Мне больше нравится, когда дочь просит: «Мама, помоги закончить стихотворение!». Тогда просто слушаю, как она нанизывает слово за слово и сочиняет строки. Иногда подскажу окончание, подправлю ритм...
Бывают и казусы. Слушаю песню о том, как девушка полюбила русачка (что неудивительно, если учесть, что, будучи маленькой, дочка просто обожала всевозможных зайчиков). Вопросы стали возникать, когда оказалось, что папе девушки их любовь не понравилась и влюбленные собрались бежать... Ребенок думал, что русского паренька не возбраняется ласково называть этим словом...
Как-то раз дочь спросила меня:
— Мама, а чем частушка отличается от стихотворения?
— В частушке обычно посмеиваются над какой-то ситуацией или чьим-то недостатком. И все это помещается в четыре строчки.
— А детские частушки есть?
— Конечно, есть!
— А спой!
— Катя с мылом руки мыла,
А лицо помыть забыла.
Увидал ее Трезор,
Зарычал: «Какой позоррр!».
— Ага, понятно! Давай сочинять частушки!
— Давай! О чем?
— О наших мальчишках!
— Хорошо. Давай выберем конкретную ситуацию.
— Ну... Например, они рисуют: Радюшка аккуратно на листочке, а Егорка всегда и руки, и ноги раскрасит!
— Подходит.
— А частушка может начинаться со слов «жили-были»?
— Конечно!
— Жили-были два мальчишки,
Оба были шалунишки:
Рисовали на руках
И, конечно, на ногах.
— Очень хорошо. Только это получается стихотворение — нет момента неожиданности. Надо сказать, например, что рисовали открытку маме или сестренке в подарок: стебли и цветы остались на листочках, а цветы оказались на ногах и на руках.
Некоторое время вместе пытаемся уместить все это в две оставшиеся строки. Наконец дочь выдает:
Рисовали на листах,
Получилось — на ногах.
Что ж, будем считать, что частушка получилась!
Придумываем загадки
Загадки придумывать не так сложно, а главное, очень полезно. Отгадать то, о чем говорила маленькая дочка, было практически невозможно: ассоциации были понятны только ей. Понемногу объясняли правила, придумывали загадки вместе, поясняли, почему то или иное определение не может быть загадкой. Например:
— О чем будет твоя загадка?
— Про чайник.
— Давай вместе подумаем, что про него можно сказать, какой он?
— Белый. Иногда горячий. С водой.
— Хорошо. А что он делает?
— Пыхтит. Кипятит воду. Дымит.
— Не дымит, а пускает пар. Уже есть за что «зацепиться». А на что он похож?
— На кастрюлю, на большую кружку. Может быть, на большое яйцо. Или на дом.
— Хорошо. А сейчас из всего, что ты только что рассказала, выбирай несколько признаков и соединяй их в загадку.
— Белое облако плывет...
— Так. Хорошо. Ты зацепилась за слово «белый». Давай подумаем вместе, что еще бывает белым.
— Облако. Снег. Лед.
— Хорошо. Как ты думаешь, на что больше похож чайник — на облако или на лед?
— На лед, конечно!
— Почему?
— Облако, оно такое, расплывчатое...
— Правильно, у облака нет постоянной формы. У чайника она есть. Лед твердый, из него можно создать что-то, что будет сохранять свою форму.
— Так. Белый, а не лед, горячий, а не огонь, иногда шипит.
— Хорошо, мне очень нравится твоя загадка. Вот только получается, что чайник всегда белый и всегда горячий.
— Тогда «иногда горячий».
— Теперь слово «иногда» дважды повторяется. Попробуй подобрать другое слово.
— Бывает горячий.
— Молодец!
— Белый, а не лед, бывает горячий, а не огонь, иногда шипит.
Сначала, конечно, загадки были в прозе. А йотом все чаще стали получаться рифмованные и вполне удачные. Когда нам становится неинтересно отгадывать, мы, бывает, усложняем задачу — играем в «загадки наоборот».
Придумываем загадку, но все признаки меняем на противоположные: вместо «горячий» говорим «холодный», вместо «яркий» — «тусклый», вместо «птица» — «рыба» и т. д.
Например: «Меняет цвета, не растет, у нас его нет». «Меняет цвета» — значит, всегда одного цвета. «Не растет» — откровенная подсказка: что-то живое или, по крайней мере, может менять размер. «У нас его нет» — указание на то, что за ответом идти далеко не нужно. Комнатное растение было отгадано с первого раза.
Загадывать можно и по частям, а тому, кто отгадывает, разрешается задавать уточняющие вопросы:
— Оно всегда розовое.
— То есть никогда не бывает розовым?
— Да.
— Оно не движется.
— То есть постоянно движется?
— Нет, не постоянно. Тогда так: «оно не может двигаться».
— Понятно. Еще подсказку!
— У нас его нет.
— То есть, оно у нас есть?
— Есть, есть. Не отгадала еще?
— Нет. Дальше.
— Люди в него не могут садиться.
— Мы можем в него садиться, оно может двигаться... Машина!
И придумать, и отгадать такую загадку гораздо сложнее, тем обычную.
Театр за 5 минут
Для таких спектаклей выбираем хорошо знакомый материал — русскую народную сказку или уже выученное стихотворение. Актерами становимся мы сами или берем кукол. У нас есть зверюшки, дед и баба из кукольного театра. Обычно, когда кого-то не хватает, «труппа» пополняется игрушками обыкновенными. Их можно не только использовать в качестве самих себя (плюшевые медвежата в сказке «Три медведя»), но и «гримировать» (надеваем кукле Барби платок, используем лоскут в качестве юбки — получаем «бабку»). Нет куклы-мальчика на роль деда или Трубадура? Кукла Барби одевает брюки, собираем ее волосы в высокую прическу или прячем под шапочку. В театре главное — фантазия! Недостающих актеров могут заменить фигурки, вырезанные из плотного картона. Наши друзья персонажей для своего театра лепили из пластилина.
Легко и с удовольствием можно разыграть сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок», рассказы В. Сутеева, стихотворение С. Маршака «Отчего кошку назвали кошкой».
Возможно, первые спектакли пройдут не так гладко, как на настоящих театральных подмостках, но, если вам нравится театр, с каждым разом ваши представления будут становиться лучше. И однажды вы обнаружите, что в качестве зрителей у вас друзья и знакомые.
Похожие статьи:
Игры детям до 1 года развивающие
Нет комментариев. Ваш будет первым!