Игры дома с детьми на развитие речи и мышления. Примеры

Игры на развитие речи и логического мышления в домашних условиях для дошкольников

Рассказываем сказки

Когда приходится ездить далеко, дочь всегда просит: «Расскажи мне сказку про Бимку и Неженку!». Бимка и Неженка — два котенка. Они однажды прибежали на помощь, когда маленькая Катринка не хотела уходить от любимой подружки и раскапризничалась. С тех пор, если долгая дорога, или плохое настроение, или очень-очень не хочется расставаться с мамой перед сном, рождается очередная история про котят. А с друзьями и засыпать легче, и дорога не такая скучная.

После двух историй про Бимку и Неженку обычно прошу дочь: «Теперь ты расскажи мне сказку!». Иногда она придумывает свою историю, но чаще всего говорит: «Давай вместе!». И мы вместе рассказываем сказку про Тигренка и Слоненка. Тигренок — в душе хороший, но очень часто ведет себя плохо: не любит умываться, капризничает и т. д. Это мой персонаж. А Слоненку, другу Тигренка, приходится что-то придумывать и справляться с приятелем. Это Катринкина часть сказки.

Мне нравятся эти истории еще и тем, что, когда возникает очередной конфликт, иногда достаточно вспомнить подходящую фразу из той или другой истории (как вы догадываетесь, Тигренок и котята, случается, повторяют поведение дочки), чтобы ребенок понял, как он ведет себя, и улыбнулся. И проблема решается гораздо проще и спокойнее.

Сочиняем стихи и частушки

Маленькие дети обожают рифмовать. Мои двухгодовалые двойняшки напевают что-то по-своему. В песнях встречаются их имена, имя сестры, упоминаются папа и мама... Дочка на знакомые мелодии накладывает то слова какого- то диковинного языка, то трогательные истории о вечной любви, то философские рассуждения, в которых, как и в нашем сложном мире, сплетаются воедино галактики и листья, время и куклы... Слушать их очень интересно и порой поучительно.

А вы знаете, как здорово заниматься стихосложением вместе?

Многие из нас «баловались стихами» в юности. Некоторые и сейчас пишут, вырывая драгоценные кусочки времени у бесконечных «взрослых» дел. И мало кто не сможет перефразировать популярную песню или закончить ее строчку по-своему. Поэтому смело беритесь за это увлекательное и благодарное занятие!

Мы с детьми любим заниматься сочинением стихов по дороге в школу или когда что-то делаем традиционно на кухне. Иногда начинаем сочинять по принципу «строчку — ты, строчку — я». Такое сотворчество, бывает, перерастает в веселый бардак, когда один «спотыкается» на половине строки, а второй заканчивает — не так, как задумано, а смешно и неожиданно. Мне больше нравится, когда дочь просит: «Мама, помоги закончить стихотворение!». Тогда просто слушаю, как она нанизывает слово за слово и сочиняет строки. Иногда подскажу окончание, подправлю ритм...

Бывают и казусы. Слушаю песню о том, как девушка полюбила русачка (что неудивительно, если учесть, что, будучи маленькой, дочка просто обожала всевозможных зайчиков). Вопросы стали возникать, когда оказалось, что папе девушки их любовь не понравилась и влюбленные собрались бежать... Ребенок думал, что русского паренька не возбраняется ласково называть этим словом...

Как-то раз дочь спросила меня:

— Мама, а чем частушка отличается от стихотворения?

— В частушке обычно посмеиваются над какой-то ситуацией или чьим-то недостатком. И все это помещается в четыре строчки.

— А детские частушки есть?

— Конечно, есть!

— А спой!

— Катя с мылом руки мыла,

А лицо помыть забыла.

Увидал ее Трезор,

Зарычал: «Какой позоррр!».

— Ага, понятно! Давай сочинять частушки!

— Давай! О чем?

— О наших мальчишках!

— Хорошо. Давай выберем конкретную ситуацию.

— Ну... Например, они рисуют: Радюшка аккуратно на листочке, а Егорка всегда и руки, и ноги раскрасит!

— Подходит.

— А частушка может начинаться со слов «жили-были»?

— Конечно!

— Жили-были два мальчишки,

Оба были шалунишки:

Рисовали на руках

И, конечно, на ногах.

— Очень хорошо. Только это получается стихотворение — нет момента неожиданности. Надо сказать, например, что рисовали открытку маме или сестренке в подарок: стебли и цветы остались на листочках, а цветы оказались на ногах и на руках.

Некоторое время вместе пытаемся уместить все это в две оставшиеся строки. Наконец дочь выдает:

Рисовали на листах,

Получилось — на ногах.

Что ж, будем считать, что частушка получилась!

Придумываем загадки

Загадки придумывать не так сложно, а главное, очень полезно. Отгадать то, о чем говорила маленькая дочка, было практически невозможно: ассоциации были понятны только ей. Понемногу объясняли правила, придумывали загадки вместе, поясняли, почему то или иное определение не может быть загадкой. Например:

— О чем будет твоя загадка?

— Про чайник.

— Давай вместе подумаем, что про него можно сказать, какой он?

— Белый. Иногда горячий. С водой.

— Хорошо. А что он делает?

— Пыхтит. Кипятит воду. Дымит.

— Не дымит, а пускает пар. Уже есть за что «зацепиться». А на что он похож?

— На кастрюлю, на большую кружку. Может быть, на большое яйцо. Или на дом.

— Хорошо. А сейчас из всего, что ты только что рассказала, выбирай несколько признаков и соединяй их в загадку.

— Белое облако плывет...

— Так. Хорошо. Ты зацепилась за слово «белый». Давай подумаем вместе, что еще бывает белым.

— Облако. Снег. Лед.

— Хорошо. Как ты думаешь, на что больше похож чайник — на облако или на лед?

— На лед, конечно!

— Почему?

— Облако, оно такое, расплывчатое...

— Правильно, у облака нет постоянной формы. У чайника она есть. Лед твердый, из него можно создать что-то, что будет сохранять свою форму.

— Так. Белый, а не лед, горячий, а не огонь, иногда шипит.

— Хорошо, мне очень нравится твоя загадка. Вот только получается, что чайник всегда белый и всегда горячий.

— Тогда «иногда горячий».

— Теперь слово «иногда» дважды повторяется. Попробуй подобрать другое слово.

— Бывает горячий.

— Молодец!

— Белый, а не лед, бывает горячий, а не огонь, иногда шипит.

Сначала, конечно, загадки были в прозе. А йотом все чаще стали получаться рифмованные и вполне удачные. Когда нам становится неинтересно отгадывать, мы, бывает, усложняем задачу — играем в «загадки наоборот».

Придумываем загадку, но все признаки меняем на противоположные: вместо «горячий» говорим «холодный», вместо «яркий» — «тусклый», вместо «птица» — «рыба» и т. д.

Например: «Меняет цвета, не растет, у нас его нет». «Меняет цвета» — значит, всегда одного цвета. «Не растет» — откровенная подсказка: что-то живое или, по крайней мере, может менять размер. «У нас его нет» — указание на то, что за ответом идти далеко не нужно. Комнатное растение было отгадано с первого раза.

Загадывать можно и по частям, а тому, кто отгадывает, разрешается задавать уточняющие вопросы:

— Оно всегда розовое.

— То есть никогда не бывает розовым?

— Да.

— Оно не движется.

— То есть постоянно движется?

— Нет, не постоянно. Тогда так: «оно не может двигаться».

— Понятно. Еще подсказку!

— У нас его нет.

— То есть, оно у нас есть?

— Есть, есть. Не отгадала еще?

— Нет. Дальше.

— Люди в него не могут садиться.

— Мы можем в него садиться, оно может двигаться... Машина!

И придумать, и отгадать такую загадку гораздо сложнее, тем обычную.

Театр за 5 минут

Для таких спектаклей выбираем хорошо знакомый материал — русскую народную сказку или уже выученное стихотворение. Актерами становимся мы сами или берем кукол. У нас есть зверюшки, дед и баба из кукольного театра. Обычно, когда кого-то не хватает, «труппа» пополняется игрушками обыкновенными. Их можно не только использовать в качестве самих себя (плюшевые медвежата в сказке «Три медведя»), но и «гримировать» (надеваем кукле Барби платок, используем лоскут в качестве юбки — получаем «бабку»). Нет куклы-мальчика на роль деда или Трубадура? Кукла Барби одевает брюки, собираем ее волосы в высокую прическу или прячем под шапочку. В театре главное — фантазия! Недостающих актеров могут заменить фигурки, вырезанные из плотного картона. Наши друзья персонажей для своего театра лепили из пластилина.

Легко и с удовольствием можно разыграть сказки «Три медведя», «Маша и медведь», «Теремок», «Колобок», рассказы В. Сутеева, стихотворение С. Маршака «Отчего кошку назвали кошкой».

Возможно, первые спектакли пройдут не так гладко, как на настоящих театральных подмостках, но, если вам нравится театр, с каждым разом ваши представления будут становиться лучше. И однажды вы обнаружите, что в качестве зрителей у вас друзья и знакомые.

Похожие статьи:

Летние подвижные игры на свежем воздухе в ДОУ. Подготовительная группа

Игры на развитие мелкой моторики для детей 5-6 лет в детском саду

Игры на развитие творческих способностей у детей 4-8 лет

Музыкальные игры для детей 6-7 лет в детском саду

Подвижные игры для детей 5 - 6 лет в детском саду

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2021 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна