Внеурочное занятие по окружающему миру, 4 класс

Конспект внеурочного занятия по окружающему миру для учащихся 4 класса на тему: «Два конца, два кольца...»

Цели:

1. Расширять кругозор и представления детей об обычных предметах.

2. Развивать познавательный интерес учащихся.

Оборудование: ножницы разных видов или картинки с их изображением.

Ход занятия

I. Сообщение темы заседания.

- Сегодня мы поговорим о предмете, которым часто пользуемся в нашей жизни. А о чём, вы узнаете, отгадав загадку.

Инструмент бывалый –

Не большой, не малый.

У него полно забот:

Он и режет, и стрижет.   (Ножницы.)

II. Рассказ об истории изобретения ножниц.

- Тысячи мелочей, изобретённых когда-то, настолько прочно вошли в нашу жизнь и стали так привычны, что мы уже не задумываемся, а как же они появились. А ведь у каждого или почти каждого предмета, поселившегося в нашем доме, есть своя замечательная, а порой волшебная история. Вот, например, ножницы. Ножницы как ножницы. Между тем еще в античности про них сложили красивую легенду.

Давным-давно, когда в лесных озёрах резвились нимфы, в чащах бродили священные единороги, а миром управляли бессмертные боги, на высокой горе паслось обширное стадо баранов, чья шерсть сияла на солнце так, что люди принимали это сияние за восход второго светила.

Однажды пастух Ферсит решил отправиться на эту гору, чтобы посмотреть, в чём же причина столь загадочного блеска. Через два дня пути он вышел на дивную поляну, где паслись животные. Ферсит был поражён их красотой - ведь шерсть баранов оказалась из чистого золота! Он хотел было увести с собой хотя бы одного, чтобы дома поверили такому чуду. Однако даже самый маленький барашек, которого он выбрал, упирался подобно десяти быкам, так что Ферсит не смог сдвинуть его с места.

Земляки и правда не поверили ни слову из того, что рассказал пастух. Обиженный Ферсит ушёл к себе в хижину и долго не выходил оттуда, забыв даже про своё стадо. Но однажды на рассвете вышел он во двор, держа в руках два ножа, соединённых тугой и гибкой скобой. «Вот что поможет мне доказать людям мою правоту», — сказал пастух и отправился в гору.

Семь потов сошло с мастера, пока он состригал с баранов их золотую шерсть. Но лишь наполнив до отказа огромный мешок, вернулся он на родину. Подивились люди золотой шерсти, и, не поверив своим глазам, решили сами подняться на гору, чтобы во всём убедиться.

Однако вершина оказалась пуста: животные, напуганные дерзким поступком Ферсита, ушли куда-то. «Нет там твоих золотых баранов! — кричали Ферситу люди. - А если бы и были, то как ты сумел лишить их шерсти?» И тогда открыл им Ферсит секрет своих ножей. Люди было засомневались, но, когда пастух у них на глазах обстриг обыкновенного барана, поверили. Ферсит стал человеком уважаемым, зажил богато и счастливо, а ножи его со скобой получили с той поры название ножницы.

Правда это или вымысел - кто знает? Одно известно доподлинно: самые первые ножницы были придуманы три с половиной тысячи лет назад.' При раскопках в Греции археологи обнаружили это древнейшее приспособление, представлявшее собой два лезвия, соединённых наподобие пинцета.

Изобретение это, хоть и функционировало, не было особо удачным. Лезвия «овечьих» ножниц приходилось сжимать руками наподобие огромных щипцов для раздачи торта, а потом ещё и разжимать. И потому наши прадеды пользовались им только в крайних случаях.

Такими ножницы долго бы и оставались, если бы не величайшее открытие математика и механика Древней Греции Архимеда. Он сформулировал принцип рычага, заявив: «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Именно этим принципом в VIII веке воспользовался некий ближневосточный ремесленник, соединив лезвия не в виде пинцета, а с помощью гвоздика, загнув ручки кольцами.

А далее случилось, как всегда: изобретение стало жить собственной жизнью. Постепенно оно усовершенствовалось: ножницы «приобретали» специальности. Одни предназначались для лекарей, вторые - для парикмахеров, третьи - для скорняков. Были и такие, что становились предметами роскоши - из золота и серебра.

Ближневосточной культуре мы обязаны современной изящной формой маникюрных ножниц. Один ювелир получил титул первого мудреца за то, что сумел придумать ножницы такого размера, что они идеально подходили к ноготкам любимой жены шаха.

Французы стали использовать ножницы в кулинарии для разделывания рождественских гусей и прочей домашней птицы. Немцы создали гигантские стальные ножницы для резки металла при авариях на дорогах. Этим приспособлением можно прорезать заклинившую дверь, вскрывать корпус машины. А англичане изобрели ножницы для стрижки газонов.

На смену стальным ножницам сегодня пришли лазерные. Они не только разрезают ткань по заданной программой выкройке, но и оплавляют края, чтобы те не обсыпались. Скорость раскроя - почти метр в секунду.

Но и привычные ножницы для повседневных нужд с годами всё больше совершенствуются, становясь острее и удобнее. Думаете, изобретателям не над чем здесь поломать голову? Ошибаетесь...

Согласитесь, что идеально разрез должен быть очень ровным, а для этого поверхность лезвий следует отполировать. Но нити разрезаемой ткани при этом будут скользить вдоль полированных лезвий, и резать такими ножницами трудно.

Парадокс! Улучшения привели к ухудшению! Решение этой непростой изобретательской задачи нашли инженеры немецкой фирмы «Золинген».

На внешнюю часть лезвий предложенных ими ножниц были нанесены специальные зубчики, благодаря которым нити не скользят и резать становилось очень легко. Внутренняя же поверхность отполирована, поэтому разрез получается ровным.

III. Практическая работа.

- Перед вами ножницы, которые затупились, и ими стало трудно резать. Как заточить их самим?

(Возьмите в одну руку иголку и попробуйте другой «резать» её, держа перпендикулярно лезвиям. Если проделать так раз 10- ножницы вновь заострятся.)

IV. Мини-викторина.

- Когда появились первые ножницы? (Три с половиной тысячи лет назад.)

- Чье открытие помогло усовершенствовать древние ножницы? (Архимеда.)

- Какие виды ножниц бывают?

- Какие ножницы самые современные?

V. Подведение итогов заседания.

а) Чтение шуточного стихотворения.

ПОМОЩНИЦА С НОЖНИЦАМИ

Мама шьёт, а я стригу.

Я ведь тоже всё могу.

Шторку подровняю,

Маме помогаю!

 

Скатерти кусочек,

ЧИК-ЧИК.

И готов платочек,

ЧИК-ЧИК.

 

Книжки половинку,

Вырежу картинку...

Бахрому на платье,

Тяжёлое занятье.

 

Новые носочки,

ЧИК-ЧИК.

Ниточки-клубочки,

ЧИК-ЧИК.

 

Мамины колготки

Просят обработки,

Папины штанишки

Требуют подстрижки.

 

А теперь цветочек,

ЧИК-ЧИК,

Подправлю лепесточек,

ЧИК-ЧИК.

 

И мои косички,

ЧИК-ЧИК,

Стали «невелички»,

ЧИК-ЧИК.

 

Сяду, дух переведу,

Может, что ещё найду?

Зазвонил вдруг телефон,

Мне мешает этот звон.

 

Вот он проводочек,

ЧИК-ЧИК,

Уснул наш телефончик,

ЧИК-ЧИК.

 

Шнурочки на ботинке,

ЧИК-ЧИК,

Хлястики, резинки,

ЧИК-ЧИК.

 

Ушки у подушки,

Ой, мои игрушки!

Сколько тут работы...

Не справлюсь до субботы...

б) - О чём узнали на заседании?

- Где могут пригодиться эти знания?

Похожие статьи:

Конспект внеурочного мероприятия по окружающему миру, 4 класс

Сценарий конкурсной программы для 1 класса

Внеклассное мероприятие по сказкам в начальной школе

Внеклассное мероприятие в начальной школе на тему: Книги

Конкурсная программа. Сценарий для 3 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2024 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна