Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Занятие в детском саду. Старший дошкольный возраст. Общение и культура общения
Тема: Как понять друг друга.
Цель: учить детей понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, походке, телодвижениям, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения.
Ход занятия
- Ребята, представьте себе, что все вы из разных стран: Франции, Англии, Испании, Германии и разговариваете на разных языках. Как вы сможете понять друг друга? (предположения детей)
- Какие интересные ваши предложения! Оказывается, общаться можно и без слов. Выражение лица без слов рассказывает нам о чувствах и настроении человека. Этот язык лица называется мимикой.
- Ребята, возьмите карточки, где нарисованы дети, беседующие друг с другом. Попробуйте по мимике их лица догадаться, какая сложилась ситуация. О чем говорят дети? Почему у ребят такое выражение лица? (дети высказывают свои предположения)
- Как вы догадались, что дети ссорятся?
- Как вы догадались, что дети обиделись?
- Как вы догадались, что дети испугались?
- Как вы догадались, что дети рады друг другу?
(Дети рассматривают несколько вариантов.)
- А теперь давайте оживим эти ситуации.
Два ребенка выбирают карточку, вживаются в образ, третий ребенок отгадывает, какую ситуацию они выбрали: «ссору», «дружбу», «беседу», «испуг» и т. д. и дает обоснование своим предположениям. (Например: 1. Мне кажется, дети ссорятся, потому что мимика лица выражает злость, они кричат друг на друга, говорят неприятные слова и т.д. 2. Мне кажется, что дети рады друг другу. Наверное, они друзья, улыбаются, их глаза веселые, радостные, они говорят слова приветствия, рассказывают друг другу интересные истории и т. д.)
- Ребята, а теперь посмотрите на меня и догадайтесь по мимике и жестам, что я вам хочу сказать. (Воспитатель прикладывает палец к своим губам.) Что означает этот жест? (Тихо, молчите, не разговаривайте.)
- А теперь догадайтесь. (Воспитатель машет ладонью к себе.) Что означает этот жест? (Если смотришь на одного - «иди сюда!», если на всех - «идите сюда, ко мне!»)
Воспитатель обнимает всех детей.
- Что означает этот жест? (Вы все мне очень нравитесь, я рада вас видеть, я вас всех люблю...)
- Оказывается, понимать друг друга можно по движениям лица, рук, тела, с помощью жестов. Многие жесты вам знакомы. И сейчас мы с вами поиграем в игру «Покажи жесты и мимику»:
Ай-ай-ай, нехорошо!
Какие красивые облака!
Ура! Мне купили шоколадку!
Опять меня ребята не приняли в игру!
Мама, иди скорее сюда, я нашел ящерицу!
Ой, какой кислый лимон! и т.д.
- Молодцы, ребята, вы научились отгадывать чувства и мысли по мимике и жестам. Вот так же, без слов произошла одна встреча.
Встреча
Встретились Бяка и Бука.
Никто не издал ни звука.
Никто не подал и знака –
Молчали Бука и Бяка.
И Бука думал со скукой:
«Что он так смотрит - букой?»
А Бяка думал: «Однако
Какой он ужасный бяка...»
(Б. Заходер)
- Ребята, давайте поиграем в Бяку и Буку. (Дети изображают Бяку и Буку.)
- А теперь давайте представим, что мы с вами лягушки из стихотворения Н. Орлова «Лягушачье счастье».
На полянке алеют цветочки,
На болоте - зеленые кочки,
А на кочках лягушки сидят
И в свое отраженье глядят:
«Ах, какие же мы красивые,
Ах, какие же мы счастливые,
Что в болоте родном живем
И комариков дружно жуем».
- Ребята, покажите, как лягушки квакали. Если лягушки были счастливые, какие интонации в их голосе прослушивались? (дети демонстрируют)
- Молодцы! И в общении между людьми помогают интонации. В интонации отражаются чувства, отношение к окружающему. Интонация - это как, каким голосом, с каким выражением говорит человек. Очень важно, что мы говорим, но еще важнее, как мы говорим. Послушайте, как можно по-разному сказать слово «Здравствуйте». (Воспитатель интонационно меняет оттенки голоса: зло, приветливо, раздражительно, ласково, доброжелательно и т. д.)
- Дети, а какая интонация вам больше всего понравилась? (ответы детей)
- А теперь, ребята, придумайте небольшой рассказ по картинкам и по настроению, жестам, мимике догадайтесь, с какой интонацией говорят герои и о чем они разговаривают.
Воспитатель предлагает серию картинок из журнала «Веселые картинки». Дети придумывают рассказы, обсуждают, какие больше всего понравились.
- Ребята, сегодня мы с вами научились понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям. Вы сами высказывали свое мнение и говорили, что приятно смотреть на лица, которые выражают доброжелательность. Приятно воспринимать жесты ласковые и дружелюбные. Приятно слышать в голосе мягкие и радостные интонации. Приятно общаться с человеком, который любит людей и улыбается всем. Такой человек всегда красивый. Не забывайте об этом!
Похожие статьи:
Сценарий конкурсной программы в старшей группе по сказкам
Викторина по загадкам для детей старшей группы
Театральное представление в средней группе. Как солнце с морозом поссорились
Сценарий развлечения для детей подготовительной группы
День мальчиков в детском саду. Старшая – подготовительная группа
Нет комментариев. Ваш будет первым!