Конспект музыкального познавательного занятия в детском саду в старшей группе по ФГОС
Занятие в ДОУ на тему «Девочка Мелодия». Старший дошкольный возраст
Задачи: развивать познавательные интересы детей; привлекать детей ритмичностью повествования, завораживающей повторяемостью рифмованных фраз.
Ход занятия
Музыкальный руководитель. История эта началась очень давно, в те самые времена, когда музыкальные звуки гуляли совершенно самостоятельно, без всякого присмотра. Конечно, звуки не дети, и ничего страшного с ними произойти не могло - коленки они разбить себе не могут, с забора не спрыгнут, ноги в ручье не промочат. Но и хорошего в такой свободе тоже мало. Помните, мы на прошлом занятии учили инструменты играть в гармонии? Как неприятно было, когда звучала какофония. Она такая неприятная: ни благозвучности в ней нет, ни красоты, ни стройности. Она ходила везде без всякой цели и только распугивала всех. Но одни звуки к ней привыкли, а другие возмущались: «В каком мы ужасном окружении живем. Ни смысла, ни гармонии, ни красоты».
Хорошо, что на Земле, в те времена, еще были спокойные уголки, куда нога Какофонии не ступала. Вот и решили спрятаться, укрыться от шума 7 звуков: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си.
Они построили себе деревушку в горном месте, каждому отдельный домик. И значок-нотку на ставеньках нарисовали, чтобы не спутать, где чей. А охранять пригласили Скрипичный Ключ.
Скрипичный Ключ очень любил соблюдать во всем порядок. Он был правильный, собранный и аккуратный. Не забывал будить по утрам, а перед сном проверял, все ли на месте. Жители деревушки - звуки: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си, - так устали от шумной жизни в царстве Какофонии, что большую часть времени проводили в молчании. Только по вечерам заботливый сторож Скрипичный Ключ переговаривался с ними через окошечко.
Музыкально-дидактическая игра «Ответь Скрипичному Ключу» (импровизация ответов).
- До, дорогая, ты здесь?
(Я здесь.)
- А ты, резвушка Ре, на месте?
(Да, я на месте.)
- Ми, милая, спокойной ночи.
(Спокойной ночи.)
- Фа, Соль, вы где?
(Завтра поговорим, завтра поговорим.)
- Ля, певица, все поешь?
(Поет: «Ля-ля» - громко, а потом тихо.)
- Все спокойно, принцесса Си?
(Не вол-нуй-ся, все хо-ро-шо.)
Но однажды Скрипичному Ключу все надоело. Эта тишина: он много спал, разленился, поправился и, чтобы вернуть свою прежнюю изящную форму, решил заниматься музыкальной зарядкой. Он собрал нотки и всех их выстроил по порядку от До до Си на пологую горную дорожку. Они назвали ее Гаммой.
Дети исполняют мелодию попевки:
7 нот
Есть всего семь нот на свете:
До - Ре - Ми - Фа - Соль - Ля - Си!
Ты запомни ноты эти
И пой песню, не спеши!
А потом нотка До стала перебегать из конца в конец: вверх- вниз, вверх-вниз. Остальные звуки ей прощали эту слабость. В конце концов нота До была очень серьезной, ответственной: на место приходила всегда вовремя, никогда никого не подводила. Да и последнее слово далеко не всегда было за ней.
С сожалением и тоской вздыхали нотки:
или робко и неуверенно:
И только тогда, когда требовалось передать утвердительную информацию, До решительно отвечала:
В этом и заключалась музыкальная зарядка - слушать других, договариваться, искать смысл в различных звуковых сочетаниях.
После этого у ноток появилось желание чаще общаться, и они могли поделиться радостями и печалями. Они так увлеклись своими беседами, что не замечали, как из их разговора появилась Мелодия. Саму мелодию они, конечно, заметили, но вот когда она возникла, никто не понял.
Мелодия очаровала всех своей красотой.
Звучит «Шутка» И.-С. Баха. (Запись «Музыкальные шедевры» - «Мы слушаем музыку».)
На фоне музыки продолжается повествование.
Музыкальный руководитель. В этой Мелодии слышались необыкновенно легкие звуки: изящество, гармония, которую так долго искали измученные Какофонией ноты. Мелодия, совсем еще юная, хрупкая девочка, добродушно шутила, играла с нотками, увлекая их за собой в трогательном порхающем танце.
С этого момента у жителей свободной горной деревушки началась совершенно другая жизнь: интересная, осмысленная. Каждый день Мелодия звучала по-разному. Иногда трепетно, иногда мечтательно.
Звучит фрагмент из «Мелодии» П. И. Чайковского «Юмореска».
Ноткам доставляло большое удовольствие резвится с Мелодией на горных лужайках, играть с ней в прятки, кружиться, взявшись за руки, беззаботно шутить.
- Давайте мы сейчас представим себя на горной полянке, как будто все мы - это нотки, но с нами не Какофония, а Гармония. Движения плавные, поскоки легкие, улыбка нежная.
Дети импровизируют под музыку (фрагменты из «Музыкальных шедевров»).
...Во время шумных забав голоса радостных ноток рассыпались по всему горному району. Они забирались в пещеры и играли там с эхом, хохотали в ущельях, чем очень помешали трем угрюмым, непривлекательным пещерным жительницам - Зависти, Скуке и Злобе.
(Т. Рогаткина.)
- А сейчас вы пойдете в группу и нарисуете прекрасную девочку Мелодию и страшных жительниц - Зависть, Скуку, Злобу - и придумаете, что случится дальше.
Звучит спокойная мелодия, дети выходят из зала, и занятие продолжается в группе; дети самостоятельно рисуют отрицательных героев.
Похожие статьи:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Правила общения
Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе детского сада
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе
Конспект занятия по познанию в старшей группе детского сада на тему: ЗОЖ
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Электричество»
Нет комментариев. Ваш будет первым!