Пальчиковые игры для малышей от 1 года
Пальчиковые и жестовые игры для самых маленьких
Сорока
Назначение: Пальчиковые и жестовые игры очень полезны для развития речи, мышления, координации моторики.
Возраст: для детей от 3 месяцев.
Пальчиковая гимнастика и песенки-потешки должны войти в ежедневное «расписание игр» с вашим ребенком.
Сорока-белобока (указательным пальцем правой руки совершайте круговые движения по ладони левой руки — «варите кашу»).
Кашку варила.
На порог скакала,
Гостей созывала (обеими руками позовите к себе гостей).
Гости не бывали (разведите руки в стороны, как будто сожалеете),
Кашки не едали.
Всю кашку сорока-белобока деткам отдала:
Этому — на ложке
(сложите правую ладонь ковшиком и протяните руку вперед),
Этому — на поварешке
(сложите обе ладони ковшиком),
Этому — на ухвате
(держите ладони вертикально, прижимая одну к другой в области запястья).
Этому — на лопате
(прижмите ладони друг к другу и протяните их вперед).
Где же наши ручки?
Назначение: Игра развивает координацию, развивает память, знакомит малыша с частями тела.
Возраст: для детей от 6 месяцев.
Разучите с ребенком веселую песенку. Пусть малыш, повторяет за вами названия частей тела и выполняет движения:
У меня пропали руки.
Где вы, рученьки мои (руки за спиной)?
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять (показываете руки)!
У меня пропали уши (уши закройте ладонями).
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять (покажите уши)!
У меня пропали глазки.
Где вы, глазоньки мои (закройте глаза ладонями)?
Раз, два, три, четыре, пять —
Покажитесь мне опять (уберите ладони от глаз)!
Ленивый пальчик
Назначение: Игра развивает мелкую моторику, память.
Возраст: для детей от 3 месяцев.
Спойте потешку, перебирая детские пальчики:
Сорока-белобока кашу варила,
Деток кормила.
Этому дала, этому дала, этому дала,
Этому дала,
А этому не дала:
— Ты воды не носил,
Дров не рубил,
Каши не варил —
Ничего тебе не дам!
Слегка погладьте ладошку малыша, мягко надавливая на основания пальцев.
Зайчики
Назначение: Игра развивает гибкость пальчиков, воображение.
Возраст: для детей от 6 месяцев.
Поставьте все пальчики одной руки ребенка на ладонь другой.
Вышли зайки на лужок,
Встали в маленький кружок:
Раз зайка, два зайка, три зайка, четыре зайка
(пересчитывая, приподнимайте пальчики поочередно),
Будут лапками стучать
(пальчики стучат по ладони вместе или вразнобой),
Постучали и устали — сели отдыхать.
Ладушки
Назначение: Игра развивает мелкую моторику, координацию движений, усиливает эмоциональную связь с близкими.
Возраст: для детей от 6 месяцев.
Посадите малыша в детское креслице или на диван так, чтобы он чувствовал опору. Взяв руки малыша в свои, учите его ритмично хлопать в ладоши:
— Ладушки-ладушки,
Где были?
— У бабушки.
— Что ели?
— Кашку.
— Что пили?
— Бражку.
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька!
Предложите малышу похлопать ладошкой по вашей ладони:
Постучим ладошкой,
Похлопаем немножко.
Пальчиковая семья
Назначение: Пальчиковые игры чрезвычайно полезны для развития интеллекта ребенка и его моторики.
Возраст: для детей от 3 месяцев.
По очереди загибайте пальчики малыша и рассказывайте ему:
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — я,
Вот и вся моя семья!
Перебирая пальчики малыша, слегка массируйте их.
Вот я какой!
Назначение: Игра развивает координацию движений, мышление.
Возраст: для детей от 6 месяцев.
Не забывайте постоянно напоминать малышу, как называются части тела и лица.
Потрогайте малыша за животик, ножки, ручки, назовите их.
Напевая песенку-потешку, показывайте части тела на мягкой игрушке, а затем — на ребенке:
Все котятки
Мыли лапки:
Вот так! Вот так!
Мыли ушки,
Мыли брюшки:
Вот так! Вот так!
А потом они устали:
Вот так! Вот так!
Сладко-сладко засыпали:
Вот так! Вот так!
Предложите малышу показать, где у мамы ручки, ножки и т. д.
Покажи «козу»!
Назначение: Игра помогает улучшить координацию движений, способствует развитию мышления.
Возраст: для детей от 6 месяцев.
Учите ребенка различать интонацию.
«Напугайте» малыша, показав ему «козу» (одну из любимых пальчиковых игр). «Рожки» — это вытянутые указательный палец и мизинец. Приговаривайте, меняя ритм и интонацию:
Идет коза рогатая
За малыми ребятами:
Ножками — топ-топ!
Глазками — хлоп-хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Того забодает, забодает, забодает!
Покажите, что делает «коза» (похлопайте глазами, потопайте ногами), а затем попросите малыша потопать ножками, похлопать глазками.
Возьмите ручку ребенка и покажите, как сделать «козу».
Совушка-сова
Назначение: Игра развивает координацию чувства ритма.
Возраст: для детей от 1 года.
Читая стишки, разыгрывайте сценки вместе с малышом.
Совушка-сова, большая голова
(руки положите на голову, покачайте головой из стороны в сторону),
На суку сидела, головой вертела (не убирая рук, покрутите головой).
Во траву свалилася (уроните руки на колени),
В яму провалилася
(уберите руки с колен и уроните их «в яму»),
Кукушечка
Назначение: Жестовые игры развивают чувство ритма, координацию движений.
Возраст: для детей от 1 года.
Ритмично двигайтесь в такт словам:
Ку-ку, ку-ку, кукушечка
(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону 4 раза),
Лети скорей в лесок
(слегка разведите руки в стороны и 3 раза взмахните ладонями, как крыльями),
Ку-ку, ку-ку, кукушечка
(ладони прижмите к щекам и покачайте головой из стороны в сторону 4 раза),
Подай свой голосок
(слегка разведите руки в стороны и 3 раза махните ладонями, как крыльями)!
Уточки
Назначение: Игра развивает воображение, речь, мелкую моторику.
Возраст: для детей от 1 года.
Попросите ребенка повторить ваши движения:
Наши уточки с утра
(сложите пальцы обеих рук щепотью, большой палец напротив остальных — получится «клюв»):
«Кря-кря, кря-кря!»
Наши гуси у пруда (открывайте и закрывайте «клюв»):
«Га-га, га-га!»
Наши гуленьки вверху
(поднимите руки вверх и помашите кистями):
«Гу-гу, гу-гу!»
Наши курочки в окно
(постучите указательными пальцами по столу, как курочка клювом):
«Ко-ко, ко-ко!»
А как Петя-петушок
(спину выпрямите, голову поднимите, руки разведите в стороны)
Рано-рано поутру
Нам споет: «Ку-ка-ре-ку!»
(взмахните руками, как крыльями, и прокукарекайте)!
Спрашивайте малыша: «Что говорят уточки, курочки, гуси, гуленьки?»
Попросите показать курочку, гуся и т. д.
Гимнастика для пальчиков
Назначение: Игра развивает мелкую моторику, внимание.
Возраст: для детей от 1 года.
Для усиления кровообращения в кистях рук полезны хлопки; сжимание и разжимание мягких и упругих предметов; потирание ладоней одна о другую; перекатывание между ладонями предметов с неровной поверхностью (грецкий орех, граненый карандаш); постукивание кончиками пальцев рук по столу; перекатывание по поверхности стола мелких предметов — двумя пальчиками или каждым пальчиком по очереди.
Сядьте с ребенком напротив друг друга. Читайте стишки, а малыш пусть повторяет движения:
Хлоп (хлопните в ладоши)!
Раз (легко ударьте себя по коленям)!
Еще (хлопните в ладоши)
Раз (легко ударьте себя по коленям)!
Мы похлопаем сейчас (похлопайте в ладоши)!
А теперь скорей, скорей!
Шлепай, шлепай веселей
(наклонившись вперед, быстро, в такт, шлепайте ладонями перед собой)!
Как тебя называть?
Назначение: Игра развивает мелкую моторику, память и речь.
Возраст: для детей от 2 лет.
Читайте стишок, показывая свои пальцы, чтобы малыш запомнил их названия:
Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
Указательный с порога
Показал ему дорогу.
Палец Средний — самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
Безымянный поедает,
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает.
Повторяя стишок, перебирайте пальчики малыша.
Предложите малышу показывать пальчики, когда вы расскажете потешку еще раз.
Строим дом
Назначение: Игра развивает гибкость пальчиков, воображение.
Возраст: для детей от 1 года.
Потренируйте пальчики малыша, чтобы каждый пальчик умел двигаться не только вместе с другими, но и изолированно.
Это — домик (ладошки приставлены друг к другу);
Это — крыша (ладони сцеплены, пальцы переплетены)
А труба — еще повыше
(поочередно поднимаем вверх мизинцы и безымянные пальцы то на одной руке, то на другой, то на обеих одновременно).
Птички-невелички
Назначение: Игра развивает чувство равновесия, улучшает координацию движений.
Возраст: для детей от 2,5 лет.
Скажите малышу: «А теперь давай полетаем».
Прилетели птички, птички-невелички
(побегайте по комнате, размахивая руками, как крыльями).
Все летали, все летали,
Крыльями махали.
На полянку прилетали,
Зернышки клевали
(присядьте и покажите, как птички клюют зернышки, — постучите пальцами по полу).
Бельевые прищепки
Назначение: Игра способствует развитию мелкой моторики.
Возраст: для детей от 2,5 лет.
Предложите малышу поиграть с пластмассовыми прищепками. Это прекрасный тренажер для развития мышечной силы рук.
Научите ребенка брать прищепку двумя пальцами, разжимать ее и прикреплять на лист плотного картона.
Пусть малыш прикрепит прищепки:
— по краю соломенной хлебницы, миски;
— на веревку, натянутую между спинками стульев.
Разноцветные прищепки можно прикреплять к листу картона поочередно, создавая узор. Пусть малыш пофантазирует.
Расскажу про кошку
Назначение: Игра развивает мелкую моторику, воображение и артистизм.
Возраст: для детей от 2 лет.
Любое стихотворение можно превратить в настоящее представление:
Подставляй ладошку
(протяните вперед руку ладонью вверх).
Расскажу про кошку (погладьте ладонь другой рукой).
Будем пальчики считать (пошевелите пальчиками)?
Будем пальчики считать (сожмите пальцы в кулак и разожмите)!
Раз-два-три-четыре-пять (поочередно загибайте пальцы)!
Вот — кулак (сожмите пальцы в кулак),
А вот — ладошка (разожмите пальцы).
На ладошку села кошка
(поставьте на ладонь пальцы второй руки — это кошкины «лапки»)!
И крадется потихоньку
(«пробегите» пальцами по руке до плеча),
И крадется потихоньку...
(спрячьте кисть другой руки под мышки),
Видно, мышка там живет!
Кому что?
Назначение: Пальчиковые игры очень полезны для развития мелкой моторики и интеллекта ребенка.
Возраст: для детей от 1 года.
Гладя по ладошке малыша, приговаривайте:
Сорока-белобока
Кашу варила,
На порог скакала,
Гостей высматривала:
Не едут ли гости,
Не везут ли гостинцы?
Приехали гости,
Привезли гостинцы.
Загибая пальчики, продолжайте:
Этому — кашки,
Этому — бражки,
Этому— пивца,
А этому недостало.
Поди, там
Есть колодец,
Напейся водицы!
Тут — пень (покажите на ладонь),
Тут — колода (покажите на кисть руки).
Тут — мох (продвигайтесь к локтю).
Тут — болото (приближайтесь к подмышке).
Тут — студеная вода (пощекочите под мышкой).
Репка
Назначение: Игра развивает гибкость пальчиков, воображение.
Возраст: для детей от 2 лет.
Посадите с малышом «репку».
Репку мы сажали
(пальцами вы как будто роете ямку на детской ладошке)
Репку поливали
(перебирая пальцами, покажите, как льется вода из лейки);
Вырастала репка
(постепенно выпрямите все пальцы);
Хороша и крепка
(ладонь оставьте открытой, пальцы согните. Согнутыми пальцами возьмитесь за согнутые пальчики малыша и тяните — каждый в свою сторону)!
Вытянуть не можем,
Кто же нам поможет?
Тянем-потянем, тянем-потянем! Ух (расцепите руки)!
Потрясите кистями, чтобы руки расслабились.
Отдохните, пальчики!
Назначение: Игра развивает мелкую моторику, расслабляет мышцы.
Возраст: для детей от 2,5 лет.
Эта игра помогает расслабить пальчики. Ваш ребенок порисовал, сделал аппликацию — пальчики устали. Им нужно отдохнуть. Предложите такую игру.
Наши пальчики проснулись
(сожмите кулак, а затем постепенно распрямляйте пальцы).
Потянулись, потянулись...
И встряхнулись (встряхните пальцы).
По ладошке побежали
(пробегитесь пальцами по одной ладони, потом — по другой),
Побежали, побежали,
Поскакали, поскакали (пальцы «прыгают» на ладошке) —
И устали. Сели отдыхать
(потрясите пальцами и положите руки на стол или на колени).
Зайка и морковка
Назначение: Игра развивает чувство равновесия, улучшает координацию движений.
Возраст: для детей от 2,5 лет.
Предложите малышу самостоятельно инсценировать стихотворение или сказку:
Зайка шел (ходьба),
Зайка шел.
Морковку нашел (приседание);
Сел, поел и опять пошел (покажите, как идет зайка).
Далее зайка может найти капусту, конфетку и т. д.
Солдатик
Назначение: Игра развивает чувство равновесия, учит различать понятия «право» и «лево».
Возраст: для детей от 2,5 лет
Покажите малышу, как стоит на одной ноге стойкий оловянный солдатик. Рассказывайте стихотворение и выполняйте движения вместе с малышом. Руки держите на поясе.
Постойте на правой ноге, затем на левой. Поднимите прямую правую ногу перед собой, Подняв руки в стороны, покачайтесь на одной ноге.
На одной ноге постой-ка,
Будто ты солдатик стойкий.
Ну, смелее подними,
Да гляди, не упади.
А сейчас постой на левой,
Если ты солдатик смелый.
А сейчас постой на правой,
Если ты солдатик бравый.
Похожие статьи:
Агушечки для детей группы раннего возраста
Нет комментариев. Ваш будет первым!