Игры соревнования для младших школьников 1-2 класса
Подвижные игры для учащихся начальной школы
Погребок
Среди детей выбирается «хозяйка». Она отходит в сторону, а дети негромко, чтобы не слышала «хозяйка», договариваются между собой, кто из них будет овощем, фруктом или ягодой: кабачком, морковкой, клубникой, помидором, репой, грушей и т.д. Все встают в круг. В центр круга заходит «хозяйка». Между игроками происходит диалог, который начинает «хозяйка»:
— Тук-тук-тук!
— Что за стук?
— Это я, хозяйка,
Двери отворяй-ка!
— А за чем ты пришла?
Что с собой принесла?
— У меня есть мешок,
На три метра широк.
Я морковку возьму
И в мешок положу.
— Кто морковка — угадай,
Вот тогда и забирай!
«Хозяйка» должна угадать, кто из ребят назвал себя «морковкой». Если она угадывает верно, то забирает «морковку» с собой (выводит за круг), затем возвращается за следующим овощем или фруктом и снова стучит в погребок. Если же «хозяйка» не угадала, то ребята говорят:
Ай-ай-ай! Не угадала!
А морковка-то сбежала!
(Или: Ай-ай-ай! Его (её) здесь нет,
Ты беги за ним (за ней) вослед!)
Пока ребята произносят эти слова, «морковка» старается убежать от «хозяйки» (заранее оговаривается место, до которого «хозяйка» имеет право ловить сбежавшие от нее овощи и фрукты). Если «хозяйка» ловит «морковку», то возвращается в погребок за следующим овощем или фруктом, если же нет, то выбирается другая «хозяйка», дети снова распределяют роли овощей, фруктов и ягод.
Кувшин
Выбираются «кот» и «хозяйка». Остальные дети садятся на корточки по кругу, прижав колени к груди и обхватив их руками, — это «кувшины» с молоком и сметаной. «Хозяйка» спрашивает «кота»:
— Котик-котик, где ты был?
— Во дворе мышей ловил.
— Много ли мышей поймал?
— Я, хозяйка, не считал.
Дай сметаны, молока.
— Выбирай кувшин пока.
«Кот» на ушко «хозяйке» шепчет имя того игрока, кого он выбрал, и идёт за кругом, толкая «кувшины» за плечи влево и приговаривая: «Не хочу этот, не хочу этот...» Дойдя до выбранного игрока «кот» толкает его вправо, сказав: «Хочу этот!» Если игрок теряет равновесие и опирается на руку, он выбывает из игры, а «кот» вновь начинает переговоры с «хозяйкой». Если равновесие удержано, «кот» меняется с игроком ролью.
Горшок
Из числа играющих выбираются «хозяйка» и «покупатель». Остальные участники игры — «горшки». «Горшки» сидят по кругу на корточках. «Хозяйка» говорит:
Горшки продаю,
Почти даром отдаю!
Выбегает «покупатель», обегает «горшки», останавливается у одного из них. «Хозяйка» продолжает:
Мой горшок такой блестящий,
Из фаянса! Настоящий!
Налетай! Покупай!
Убегает! Догоняй!
«Покупатель» и «горшок» обегают круг, при этом «покупатель» старается занять место «горшка». В этом случае «горшок» становится «покупателем».
Стая уток
Дети становятся в шеренгу. Они слегка сгибают ноги в коленях и кладут на них руки, принимают позу «уточка». Ведущий произносит:
Ути-ути-уточки,
Кто за две минуточки
Добежит до лужи —
Дам зерна на ужин.
Марш!
После слова «Марш!» «уточки» начинают быстро продвигаться вперёд до обозначенной черты — «лужи», не меняя положения рук и ног. Побеждает «утка» (или две-три «утки»), которая первой достигнет «лужи». А тот, кто начал движение до команды «Марш!» или нарушил установленное положение рук и ног, считается проигравшим. «Уточки», добежавшие до «лужи» первыми, получают
Гуси
Дети выстраиваются в две цепочки — это «гусята». Впереди каждой цепочки стоит «гусыня». Одна цепочка выстраивается против другой. Ведущий говорит:
Вышли гуси погулять,
Свежей травки пощипать.
Травки быстро пощипали
И друг друга поклевали.
Га-га-га! Га-га-га!
Сильно поклевали!
После приговорки «гусыни» с криками «га-га-га!» пытаются дотронуться (запятнать) до «гусят» другой «стаи» и защитить своих. «Гусёнок», до которого дотронулась «гусыня» из другой «стаи», переходит к ней. Побеждает та «гусыня», у которой в конце игры окажется больше «гусят».
Птицы
На полу или на земле рисуют круг — это небо. Выбирают, кто будет лисой. Все дети выбирают также себе названия разных птиц (воробей, сорока, ворона, жаворонок и т.д.) и выстраиваются в нескольких шагах от круга в ряд. «Лиса» ходит между кругом и «птицами» и говорит:
Сорока-белобока,
Верти-вертибока,
Зелёный хвост,
Длинный нос,
Прилетай на покос —
Там рассыпан овёс!
Дети, назвавшиеся ранее сороками, машут руками, как будто хотят взлететь, и перебегают в круг, а «лиса» их ловит.
В конце игры птицы, пойманные «лисой», и птицы, убежавшие в круг, берут за концы верёвку или палку и тянут, каждая сторона к себе. Чья сторона перетянет, та и выигрывает.
Зазывания для других птиц:
Кар-кар!
Большой базар!
Ворона — чёрный нос,
Длинный хвост,
Прилетай на покос —
Там рассыпан овёс!
(Последние две строчки везде повторяются.)
Кукушечка, кукушечка,
Серая рябушечка...
Соловейка маленький,
Сизенький, удаленький,
Пёрышки рябенькие,
Головка гладенькая...
Воробей, чик-чирик,
Прыг-прыг, прыг-прыг...
Жаворонок, тры-тры —
Певец солнечной поры...
Синичка, синичка —
Воробью сестричка...
Белки, зайцы, мышки
Дети делятся на три равные группы: «белки, зайцы, мышки». На полу на расстоянии 5 метров чертятся три круга — «домики». У каждой груп-пы — свой «домик». К началу игры все заходят в свои «домики». Водящий произносит:
Белки, зайцы, мышки —
Все в своих домишках.
Поменяйте-ка домишки...
Белки и... мышки!
Названные группы должны поменяться «домиками». Водящий может дать любую команду: «зайцы-мышки», «зайцы-белки». Игрок, пойманный водящим, становится новым водящим, а тот присоединяется к команде, из которой был пойманный.
Купол
Для игры необходим большой лёгкий кусок ткани (можно сшить несколько). Дети встают в круг и берут ткань за края. Водящий произносит:
Купол-купол, раскрывайся
И раскрытым оставайся!
Раз-два-три!
На счёт «раз-два-три» дети резко вскидывают ткань вверх, чтобы образовался купол. В этот момент водящий называет имена двух детей, которым предстоит поменяться местами, пробежав под куполом. Тот, кто не успел это сделать и кого купол накрыл, становится водящим.
Вертушка
Дети стоят лицом в круг, чередуясь мальчик, девочка, мальчик, девочка, и вытягивают одну руку вперёд. Два водящих встают в центре, взявшись под руки, выпрямляют свободные руки в стороны. Закрыв глаза, они вращаются, задевая вытянутые руки стоящих в кругу. Игроки из круга хором произносят:
Вертушка, вертушка,
Кто моя подружка?
Кто мой дружок?
Выйди на лужок!
Водящие останавливаются. Если их вытянутые руки на момент остановки указывают на мальчика и мальчика или на девочку и девочку, водящие занимают их место в кругу, а указанные игроки становятся водящими. Если указывают на мальчика и девочку, то мальчик должен сделать по отношению к девочке рыцарский жест, например, встать на колено и взять её за руку, а девочка сделать реверанс. Затем они рядом становятся в круг, и игра продолжается с этими же водящими.
Мельница
Дети становятся в круг, и каждый, не сходя с места, кружится вокруг себя. Все хором говорят:
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай
И в мешочки набивай!
Крутись, вертись, жёрнов,
Съеден хлеб наш чёрный!
Съеден белый хлебик,
Мели новый, мельник!
На последнем слове все должны остановиться и стоять молча, не шевелясь. Кто из игроков не сможет удержать равновесие или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют слова и опять кружатся.
Репа
На полу или на земле чертится круг. Это «огород». На его середину играющие складывают свои пояса, платки. Это «репа». Все участники игры стоят за кругом, а один из них, выбранный хозяином, садится рядом с «репой». Он говорит:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу,
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу.
Чтобы репу не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобёр и куница,
Заяц усатый,
Медведь толстопятый.
Приговаривая, «хозяин» изображает свою работу соответствующими движениями, а игроки пытаются быстро забежать в огород, схватить «репу» и убежать. Кого «хозяин» коснётся рукой в «огороде», тот в игре больше не участвует, а тот, кто больше унесёт из «огорода» «репы», считается победителем.
Прыгалки
На земле рисуют круг. По очереди каждый игрок входит в него, прыгает через скакалку, одновременно проговаривая считалку:
Прыг-прыг, рики-факи,
Скок-скок, синти-бряки,
Прыг-скок — пац-пац!
Кидай прыгалку — бац-бац!
На последнем слове игроки бросают прыгалку за круг и глядят, сколько получилось петель. Затем от самого края круга прыгают в петлю, стараясь не задеть скакалку. За каждый удачный прыжок игрок получает конфету. Участник, который, прыгая, заденет ногой скакалку, уступает место следующему игроку. В конце игры подсчитывают количество конфет. У кого их больше, тот объявляется победителем.
Вывернуться наизнанку
Дети делятся на две команды. Они становятся друг за другом в колонну по одному, взявшись за руки и широко расставив ноги. Ведущий рассказывает историю:
Раз вздумалось купаться мне
Не днём, а ночью при луне.
Нырял и плавал я покуда,
За мной гонялась барракуда.
Всё норовила цапнуть в нос,
Но я схватил её за хвост.
Вертел её я и крутил,
Разинул рот и... проглотил.
Наутро чувствую: живот
Мне эта рыбина грызёт.
Я думал день, я думал два
(Аж утомилась голова),
Как эту рыбину достать
И самому не пострадать.
Решил я так: скручусь в баранку
И вывернуся наизнанку.
Вот так и сделал: рыба в море
Гуляет где-то на просторе.
Гляжу, что мне не верят тут.
Тогда пусть не сочтут за труд
Скрутиться все, как я, в баранку
И вывернуться наизнанку.
Ведущий показывает, как первый игрок, не размыкая рук, а за ним второй, третий и т.д. должны проползти между ног своих товарищей по команде и принять снова вертикальное положение. Таким образом, вся цепочка игроков «выворачивается наизнанку». Побеждает команда, первой закончившая «выворачиваться».
Примечание: дети должны быть одеты в спортивные костюмы или брюки.
Волна
Дети, взявшись за руки, становятся в круг. Ведущий встаёт в центр круга и говорит:
Как за волной бежит волна,
И как торопится она
Скорее влиться в ту волну,
Потом догнать ещё одну,
Чтобы потом
Одной волной
На берег ринуться родной,
Расплескаться и остаться,
В золотой песок впитаться.
Когда ведущий начинает произносить эти слова, дети бегут по кругу, не расцепляя рук и подняв их вверх. Из двух нарушивших правило выходит из игры один — тот, у кого окажется свободной правая рука. С окончанием слов все должны быстро присесть на корточки и опустить руки, не расцепляя их. Тот, кто не сумеет это выполнить, т.е. сделает хотя бы один шаг или упадёт, выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останутся трое игроков. Они становятся победителями.
Золотое яйцо
Дети выстраиваются в шеренгу на расстоянии 30- 40 см друг от друга. Вытянутые руки с раскрытыми ладонями они держат за спиной. Водящий ходит за спинами игроков и произносит:
Зёрна курочка клюёт
И яички нам несёт.
А яички не простые,
Честно слово, золотые!
Вот и нам яйцо на днях
Курочка снесла в сенях.
Да яичко не простое,
Честно слово, золотое!
Водящий, пока произносит эти слова, в чью-то ладонь опускает шарик — «золотое яйцо». Играющим не разрешается оглядываться. Игрок, которому водящий опустил в ладонь шарик, старается выбежать вперёд из строя. Его соседи должны помешать ему это сделать: осалить, не сходя с места. Если игрок не смог убежать, то он меняется местом с водящим. Если вырвался, то возвращается на место, и игра продолжается.
Пирог
По считалке выбирается «пирог». Игроки стоят в две линии лицом друг к другу. Между ними участник, изображающий пирог. Все говорят, сопровождая слова движениями:
Да как он высок, (Руки поднимают вверх.)
Да как он широк, (Руки в стороны.)
Да какой он вкусный,
Наш пирог с капустой! (Гладят живот.)
Режь да ешь!
После слов «Режь да ешь» из каждой линии к игроку бегут по одному участнику, стоящему с края. Кто первым коснётся «пирога», тот и уводит его в свою команду, а проигравший остаётся изображать пирог. Выигрывает та команда, которая перетащила к. себе больше «пирогов».
Кильки в бочке
Выбирают водящего. Пока все считают до пятнадцати, водящий должен спрятаться. Затем игроки по одному с интервалом в одну минуту отправляются на поиски водящего и, отыскав его, прячутся вместе, стараясь ничем себя не выдавать. Те игроки, которые не смогли найти водящего, выходят из игры. Игра заканчивается, когда из игры вышел последний ребёнок или все оказались спрятанными с водящим, как кильки в бочке.
На границе
Дети делятся на команды с равным количеством участников. На полу или на земле чертится «граница» — полоса шириной 10 метров.
«Границу» можно переходить только в определённое время, например, после первой минуты с начала игры — первой команде и после третьей минуты — в противоположную сторону — второй. (Когда именно — команды договариваются заранее.) Часы имеются только у ведущего.
Переходить «границу» можно только в течение 30 секунд, после чего ведущий даёт сигнал и не успевших вовремя перейти направляет в «плен» к «противнику».
Для того чтобы узнать, пора ли начинать переход, можно «посылать «разведчиков», которые переходят «границу», рискуя быть взятыми в «плен» — выбыть из игры, если время ещё не наступило. Побеждает команда, в которой после перехода оказалось большее число играющих.
Затем игра повторяется, но устанавливается другое время.
Данная игра хорошо развивает чувство времени и очень нравится детям.
Загаданное число
Выбирают водящего. Дети рассаживаются на стулья в ряд. Расстояние между стульями — не менее полуметра. Водящий загадывает любое число до десяти, прохаживается перед игроками и спрашивает кого-нибудь: «Я загадал число. А какое?» Игрок отвечает. Если он угадал, то становится водящим, если не угадал, то водящий спрашивает следующего игрока, и так до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не назовёт загаданное число. Все, кто не угадал загаданное водящим число, обегают вокруг стульев такое количество раз, какое число они назвали, и с выражением, при помощи мимики и жестов, произносят фразу, названную водящим. Например, бегая вокруг стула, надо размахивать руками и кричать: «На помощь! Буйный Бяка бузит, Бяка Буку тузит!»
Дети очень любят эту игру, и каждый заранее придумывает смешное «наказание» проигравшим. Наиболее изощрённые «пытки» — хлопать себя по голове и повторять: «Не хватает во лбу семи пядей! У кого бы занять?»; после каждого круга приседать на пол у стула и говорить: «Одышка! Надо срочно похудеть!» Играют до тех пор, пока каждый не побывает в роли водящего.
Одна нога... четыре ноги
Выбирается водящий. Все игроки рассаживаются на корточки по кругу, лицом наружу. Водящий ходит вокруг игроков, останавливается, кладёт руки на плечи двум сидящим рядом игрокам и говорит: «Три ноги!» Игроки устремляются в противоположные стороны, используя для движения обе ноги и одну РУКУ: упираясь рукой в пол, переставляют ноги, затем снова упор рукой в пол и следующая перестановка ног. Водящий занимает место одного из игроков. Тот, кто пришёл первым, занимает второе свободное место, а проигравший становится водящим.
Если водящий скажет: «Одна нога!», то игроки прыгают в разные стороны на одной ноге, если «Две ноги!», то просто бегут, если «Четыре ноги!», то передвигаются на четвереньках.
Похожие статьи:
Подвижные игры для детей 6-9 лет
Подвижные игры для детей от 6 до 11 лет
Игры с мячом для детей 1-2 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!