Игры на лыжах для детей начальной школы

Зимние игры на лыжах для младших школьников

По алфавиту

Игроки делятся на команды по 7-10 человек в каждой. По сигналу ведущего команда должна образовать шеренгу, построившись на лыжах не по росту, а по алфавиту (по первой букве фамилии). Если первые буквы фамилий некоторых игроков совпадают, принимают во внимание вторые буквы и т. д. Выигрывает команда, которая построится быстрее всех и сделает это без ошибок.

По карте, следам и приметам

Игра проводится в лесу или парке. Для игры ведущему потребуются помощники, которые будут помогать следить за тем, чтобы дети не заблудились и не потерялись. Играют две команды на лыжах. Для игры нужны нагрудные нашивки различного цвета с обозначенными на них номерами. Номера каждой команде даются вразбивку: первой - от 101 до 300, второй - от 301 до 500. Номера первой команды неизвестны игрокам второй, и наоборот. Каждому участнику надо приготовить небольшую картонную карточку (5-8 см) с привязанным к ней карандашом. На карточках записываются номера замеченных противников.

Флажками или другими ориентирами обозначается игровая зона (чем она больше, тем лучше). По сигналу с разных сторон обе команды начинают двигаться навстречу друг другу (можно запускать с разных мест, не обязательно, чтоб команды вначале стояли точно друг напротив друга, можно поставить по диагонали одну прямо, другую справа или слева и т. п.). Команды находятся далеко друг от друга, поэтому друг друга они не видят. Задача команд за определенное время (10-20 минут). Записать как можно больше номеров противника. После окончания времени игры (следует громкий звуковой сигнал, который должен быть слышен на всей игровой зоне) команды возвращаются на место своего старта. Там все игроки передают записанные номера судьям, которые проверяют, какая команда увидела больше номеров противника. Команды собираются в общей точке сбора, где и объявляется победитель.

Игроки не имеют права закрывать свой номер чем бы то ни было, но это не значит, что они должны близко подходить к игрокам другой команды и поворачиваться к ним грудью, можно стоять полубоком, спиной к игрокам. Увидел номер, записал, и отъехал подальше, чтобы не заметили. Ни в коем случае игрокам нельзя прятаться в снегу. Игрокам запрещено обмениваться информацией, нарушившего игрока можно вывести из игры или засчитать на один узнанный номер меньше. Во время игры все участники могут двигаться в любом направлении по всей игровой зоне, но не выходя за нее. Вышедшие за игровую зону номера объявляются другой команде и выбывают из игры.

По местам

Игроки делятся на две команды: первая шеренга - одна команда, вторая шеренга - другая. По команде ведущего игроки команд, продвигаясь вперед, перестраиваются в колонну по одному. Ведущий отводит игроков на 60-70 м от места построения. По команде «По местам!» игроки бегут кратчайшим путем на места и строятся в колонны (или шеренги). Выигрывает команда, вставшая на свое место первой.

Место построения можно чем-нибудь обозначить, флажками или лыжными палками.

Другой вариант этой игры. Игроки делятся на команды и строятся в шеренги (или колонны). Втыкают палки в снег, перестраиваются в колонну по одному (если были в шеренге). Начинают двигаться по учебному кругу, а затем по извилистой лыжне за ведущим. Когда все игроки отойдут на 50-70 м от палок, ведущий подает команду «По местам!» Все игроки бегут (можно заранее оговорить, каким способом бежать, например скользящим шагом), кратчайшим путем к своим палкам. Какая команда построится раньше, та и побеждает.

По следам

Игра проводится во время прогулок в лес или парк.

Игроки делятся на четыре команды (в каждой команде должен быть взрослый в качестве наблюдателя, но он не помогает). Команды разделяются в условном месте и едут в разные стороны, но потом съезжаются в другом условленном месте. Задача игроков состоит в том, чтобы каждая команда отмечала свою лыжню специальными знаками, например на конец палки что-нибудь прикрепить, чтобы она оставляла специфический след; сделать из сучка «птичью лапку» и рядом с лыжней оставлять такой след; опираться на палки только каждый четвертый шаг и т. п. Встретившись, игроки меняются путями, теперь первые возвращаются по второй, вторые по первой, третьи по четвертой, а четвертые по третьей. По пути взрослый сопровождающий записывает все приметы, которые замечают ребята. Команды встречаются вновь и сравнивают, кто сделал больше меток и кто нашел больше меток, поэтому у игры два победителя: команда, которая придумала и реализовала больше других команд своих идей, а вторая команда, победительница, которая сумеет найти большее количество следов.

Можно делиться и на две команды, но тогда каждому в отдельности труднее будет проявить себя, и получится большая запутанность следов.

Если игра проводится еще раз, то тогда команды меняются партнерами по прохождениям (первая по третьей, вторая по четвертой, соответственно третья по первой, а четвертая по второй).

Подъем в гору

Все участники игры делятся по 4—5 человек. Участники первой команды выстраиваются на одной линии у подножия небольшой горы. По сигналу ведущего все участники этой команды начинают подъем в гору заранее оговоренным способом, например лесенкой (елочкой и т. п.) до установленного места. Время подъема всей команды засекается. Пока первая команда осуществляет подъем, участники второй команды выстраиваются у подножия склона. Подается команда для подъема и т. д.

Побеждает команда, игроки которой в полном составе выполнили подъем быстрее. Если один из участников поднимается неустановленным способом, время подъема команды удваивается.

Поезд

Игроки выстраиваются в 2—3 колонны, каждая на своей лыжне. По сигналу ведущего участники команд продвигаются ступающим шагом (или скользящим шагом) вперед в «депо», ворота которого обозначены лыжными палками, поставленными по бокам лыжни. Победу можно присуждать по двум параметрам. Первый - дети должны все движения выполнять согласованно и четко (все движения выполняются одновременно и с одноименных рук и ног). Второй - кто быстрее проедет свои ворота.

Поменяй флажок

На одной стороне площадки располагаются игроки, у каждого в руке флажок. Напротив каждого на расстоянии 10-20 м втыкаются еще флажки — по одному на каждого играющего (флажки желательно поставить разного цвета). По сигналу игроки стартуют, доходят до своих флажков, берут воткнутый и втыкают тот, который несли, и возвращаются назад. Эту игру можно проводить как эстафету в колоннах, но расстояние между колоннами должно быть не менее 2 м, чтобы можно было свободно, не мешая друг другу, делать повороты.

Помоги товарищу

Игровую дистанцию длиной 20 м размечают линиями старта и финиша. Игроков разбивают на тройки. Средние игроки каждой тройки стоят на лыжах без палок, а боковые игроки с палками. По сигналу судьи боковые игроки каждой тройки протягивают к среднему игроку ближайшие к нему палки и, отталкиваясь свободными палками, бегут к финишу. Задача среднего игрока - крепко держаться за палки возниц и скользить по снегу, не делая никаких шагов. Выигрывает тройка, первой пересекшая линию финиша.

Палки желательно использовать с тупыми концами.

Попади в цель на лыжах

При спуске с горки попасть в мишень (щит, корзину) снежком или мячиком.

Второй вариант. Своеобразный биатлон. Готовятся 2-3 мишени, а дети готовят по 3—5 снежков. Для девочек и мальчиков можно сделать разные мишени и на разном расстоянии. Обычно используется вертикальная мишень — пластмассовые обручи, которые можно подвесить. А можно в качестве мишени использовать все, что есть «под рукой»: деревья, стену и т. п. Обозначается линия метания, у которой дети складывают свои снежки. Потом игроки, пробежав круг (метров 100-150), выполняют броски снежков в цель (можно бросать только свои снежки, а можно сразу договориться, что каждый может бросать любой снежок). Можно бросить сразу 5 и подсчитать количество попаданий у каждого, а можно бросать по одному или по два снежка каждый круг.

Попробуй, догони!

В игре участвует небольшая группа детей - 4-5. Линия финиша обозначается одна, но каждый участник игры имеет свою стартовую отметку на лыжне. В результате самый сильный должен пробежать 100 м, кто немного послабее - 80, еще слабее - 60 и т. д. По сигналу учителя все одновременно пускаются в путь. Каждый стремится прибежать к финишу первым, обогнав по пути бегущего впереди.

Посадка картошки (посадка картофеля; огородники)

Игроки делятся на две команды, которые выстраиваются перед линией старта на лыжах. У первых игроков в руках мешочки с пятью «картофелинами» (камешки или любые другие небольшие предметы). На расстоянии 20-30 м от линии старта для каждой команды обозначаются пять кружков. По сигналу первые игроки бегут к своим кружочкам и сажают в каждый кружочек по одной «картошине», затем возвращаются к своей команде и передают мешочек следующему игроку, который уже бежит собирать картошку и т. д.

Без мешочка игроки не имеют права выходить за стартовую линию. «Картошку» следует сажать точно в кружочек, а не рядом и не на линию. Желательно заранее определить, с какой стороны следует пробегать финиширующим игрокам, чтобы не было столкновений и задержек, например: пробегать можно только с левой стороны.

Другой вариант игры предназначен для праздников. Команды делятся по 6 человек и встают за стартовой линией. Стоящие первыми держат в руках небольшие обручи (4-5). У вторых игроков в руках ведерки с мелкими кубиками или камешками, у третьих ведерки с песком, у четвертых - лейки (лучше без воды), у пятых - пустые ведерки, шестые - без инвентаря.

На расстоянии 10-15 м от линии старта обозначается еще одна линия. По сигналу ведущего стоящие в колонне первыми бегут ко второй линии, раскладывают за ней обручи - как бы делая лунки - | на расстоянии шага один от другого. Возвращаются назад, хлопают второго в колонне игрока по руке или по плечу. Вторые игроки бегут за линию и кладут в каждый обруч по одному кубику (камешку) - сажают картошку. Возвращаются, хлопают третьих игроков. Стоящие третьими игроки бегут и сыплют в каждый кружок немного песка (засыпают или удобряют картошку). Передают эстафету четвертым. Те бегут, имитируют полив картошки, возвращаются. Пятые бегут с ведерками и собирают урожай (кубики или камешки). А шестые собирают разложенные обручи.

Выигрывает так команда, которая быстрее посадит овощи и соберет урожай.

Посмотри в окошко

Эта игра-упражнение очень хорошо помогает научить детей держать правильные стойки при различных спусках с горы.

При спуске с горки дети держат в руках небольшой обруч. Принимая в начале спуска какую-нибудь позу, он спускается вниз, смотря в обруч (в окошко). Позы можно выбирать абсолютно разные в зависимости от умений учеников.

Преодоление подъема

Игра-эстафета для двух команд. Команды выстраиваются на линии старта перед подъемом в гору (между командами должно быть достаточно места, чтобы не мешать друг другу). По сигналу первые номера преодолевают подъем любым способом, огибают флажок и спускаются вниз, передавая эстафету следующему игроку. Команда, закончившая первой, выигрывает.

Пробег с пересадкой

Игра проводится на лыжах, у которых специальные крепления с лямкой, куда вставляется нога (без застежек), без палок. Для игры достаточно четыре пары лыж. Игроки делятся на две команды. Каждая команда рассчитывается на первый-второй. Первые номера стоят на одной стороне площадки, вторые - напротив них на другой стороне (между ними 20-30 м). По сигналу одновременно стартуют первые и вторые номера, стоящие во главе колонны. Они бегут навстречу друг другу. Встретившись, партнеры меняются лыжами, не беря их в руки, а затем оба продолжают путь. Первые бегут ко вторым, а вторые - к первым. Как только игрок передаст эстафету, стартует следующий игрок. Так первые постепенно переходят на место вторых, а вторые на место первых. Выигрывает та команда, в которой перемена номеров закончится раньше.

Проехать ноги врозь

Для игры потребуется сделать снежный валик, невысокий, такой, чтобы над ним могли проехать дети ногами врозь. Длина снежного вала должна быть не менее 3 м. Задача игроков проехать над этим снежным валом ноги врозь. Можно сделать несколько таких валов, тогда уже несколько лыжников могут соревноваться друг с другом в скорости. Такое упражнение можно вставлять и в эстафеты, и спортивные праздники, особенно если сделать несколько снежных валов с промежутками между ними по 5—10 м. Тогда игрокам придется постоянно менять способ скольжения - то в узкой, то в широкой стойке.

Кто проедет и не заденет лыжами или палками снежного вала, тот и побеждает.

Пройди в ворота

Эта игра-соревнование проводится на лыжах.

На горке, у начала склона, располагаются три флажка. У флажков стоят капитаны команд - на лыжах, без палок. За ними команды. В середине склона установлены «ворота» (которые можно сделать из лыжных палок и желательно с верхней планкой).

По команде учителя первые игроки команд - капитаны спускаются с горки, в низкой стойке проходят ворота, добегают до флажков, которые стоят на расстоянии 10-15 м от подножия горки, огибают флажки (переступанием «веером») и, остановившись, поднимают правую руку вверх. Поднятая рука - сигнал для старта следующего члена команды. Второй игрок стартует, выполняет те же действия и становится в колонну за своим капитаном. В это время капитан дает старт следующему участнику команды и т. д. Не пройденные ворота считаются ошибкой, число ошибок подсчитывается. Можно определить результаты эстафеты по затраченному на прохождение времени.

Для усложнения можно флажками разметить коридор, по которому должен спуститься лыжник (причем коридор может быть совершенно разнообразным, прямой, с зигзагами, поворотами и т. п.)

Пройди и не задень

На прямой расставляются лыжные палки (6-8 штук) на расстоянии 2-2,5 м друг от друга. Ребята идут между ними змейкой, огибая с правой и с левой стороны. Пройти надо так, чтобы никто из детей не задел ни одну палку. Кто заденет, выходит из игры.

Прокатись с вертушкой

Игроки скатываются с горки, держа в руке (или в руках) вертушку, чем больше скорость, тем быстрее крутится пропеллер на вертушке. Эта игра помогает детям учиться концентрироваться не только на самом спуске, но и на окружающих предметах (в частности, вертушке).

Кататься с вертушкой можно и на коньках.

Прокладка железной дороги

Эта игра является одним из вариантов прокладывания лыжни в начале урока. Лыжни прокладывается две: внешняя и внутренняя (для обгона). Игроки делятся на две команды. В каждой команде выбирается направляющий, им должен быть самый подготовленный ребенок. По сигналу обе команды начинают идти ступающим шагом, прокладывая «железную дорогу». Выигрывает та команда, у которой ровнее и четче будет лыжня.

В эту игру можно играть и не командно. Для игры будет необходима незатоптанная территория. Тогда игроки выстраиваются в одну шеренгу с интервалом 1 м, передвигаются ступающим шагом, прокладывая каждый свою «железную дорогу» (15-20 м). Выигрывают те, у кого ровнее и четче будет лыжня.

Прыжки на лыжах

Прыжки выполняются на лыжах, но без палок. Прежде чем соревноваться, игрокам необходимо предварительно хорошенько потренироваться. Игроки строятся в шеренгу, расстояние между игроками не менее 3 м. По сигналу дети прыгают с поворотом на 90° четыре прыжка (возвращаются в и.п.). По второму сигналу четыре прыжка совершаются в обратную сторону. По третьему сигналу прыжки совершаются на 180°, два прыжка в одну, два в другую сторону.

Если дети выполняют хорошо и без ошибок, тогда можно увеличивать поворот, но если есть хотя бы сомнение, то увеличивать не надо.

Победителя определяют так: кто первый, притом правильно, выполнил задание, тот и побеждает. Победитель объявляется после каждого задания.

Можно пробовать выполнять прыжки с палками, но тогда с игроком, выполняющим задание, рядом лучше никому не стоять.

Пустое место

Игроки передвигаются по кругу (дистанция между ними не менее 2 м). Выбирается водящий, который идет рядом с кругом (снаружи) в противоположную сторону. По сигналу водящего «Стой!» все останавливаются, водящий дотрагивается палкой до палки кого- либо из игроков и продолжает движение по кругу. Осаленный игрок выходит из круга, быстро бежит в том же направлении, в котором двигался до сигнала. Осаленный и водящий стремятся как можно быстрее обежать круг и встать на пустое место. Не успевший занять место становится водящим; игра продолжается. При встрече водящий должен обойти осаленного снаружи.

Играть можно и без палок (чтобы было менее травмоопасно), тогда водящий касается плеча выбранного игрока рукой.

Раю-раю

Выбираются двое игроков, которые, взявшись за руки образуют ворота (можно образовать несколько ворот, если играющих много). Остальные идут по кругу, проходя через ворота. Ведущий вместе с игроками, образующими ворота, говорит:

Раю-раю, пропускаю,

Но кого-то оставляю.

Кто попался, стоп, стоять,

Не спеши к нам попадать!

С последними словами дети отпускают руки (ворота закрываются), кто в это время окажется в воротах, тот выбывает.

Здесь следует смотреть за тем, чтобы игроки шли ровным шагом по кругу, не тормозя, а ускоряясь только в критической ситуации (если позволяет место).

Рейд в тыл врага

Играют на большой сильно пересеченной территории (в лесу, парке). Для этой игры необходима серьезная подготовка. Играют Две команды. Перед игрой командиры (капитаны) команд получают план-схему места игры, на которой нарисованы крепость противника, секретные письма, засады и т. п. Задача игроков проникнуть в тыл противника и спустить (или уронить) чужой флаг. Какая команда быстрее справится с заданием, та и побеждает.

На планах-схемах отмечен примерный путь, по которому следует идти, поэтому команды не должны встретиться. На пути встречаются различные препятствия (которые заранее готовятся ведущими игры), например, нужно спуститься со склона, подняться на небольшую горку, пройти минное поле (у каждого препятствия должен находиться свой судья). Если игроки не справляются с заданием или попадают в засаду (место, обозначенное на карте, где прячется один из помощников) они должны оставить одного из игроков своей команды и продолжить путь. Если на минном поле (в снегу зарыты 10 мин - кубиков, пластмассовых тарелок, места их расположения обозначены на карте, можно также поставить над ними маленькие флажки или другие опознавательные знаки) игрок задевает мину, то он выбывает. Поэтому это задание следует выполнять с особой осторожностью.

Команда, первой закончившая игру (добралась до крепости противника и спустила его флаг), подает громкий звуковой сигнал, оповещающий вторую команду о том, что они уже проиграли.

Ручейки и озера

Игроки делятся на 2—3 команды в зависимости от количества игроков (но количество игроков в командах должно быть одинаковым). Каждая команда выстраивается в колонну на своей части игровой площадки (четких границ очерчивать не надо, только примерно). Каждая команда - это ручеек. По сигналу «Ручейки побежали!» все игроки бегут за своим направляющим, направляющий сам выбирает, как бежать, по прямой, змейкой, поворачивая и т. д. Игроки должны оставаться в своих колоннах, поэтому направляющему не стоит торопиться. Неожиданно ведущий подает сигнал «Озера!» Игроки останавливаются, берутся за руки и строятся в круг, образуя озеро. Выигрывает команда, которая быстрее других сделает озеро.

Направляющий не имеет права во время ходьбы в колонне перестраиваться в круг или даже делать элементы круга до условных слов.

С горки

Соревнуются две команды. Ведущий в 40-50 м от подножия горы флажками (метками, которые хорошо видно издали) отмечает линию финиша. На горе игроки команд рассчитываются по порядковым номерам. По сигналу ведущего спуск начинают первые игроки каждой команды. За ними следуют вторые, причем очередному игроку разрешается начинать спуск после того, как предшествующий игрок пересечет линию финиша и даст отмашку. Выигрывает команда, которая затратит на спуск меньше времени.

Способы спуска могут быть произвольными или заранее устанавливаются ведущим.

С горы через ворота

На склоне ставятся несколько ворот, расстояние между которыми - не менее 5 м. Игроки поочередно спускаются и, наклоняясь, проезжают через ворота (воротами могут служить лыжные палки, можно между палками повесить верхнюю палку, а можно обойтись и без верха) так, чтобы их не свалить. Выигрывает тот, кто сможет 2-3 раза спуститься с горы, не свалив ни одних ворот.

Если игроков много, их можно разделить на команды. Побеждает та команда, у которой больше игроков правильно выполнит задание. Игрок, сваливший ворота, должен поставить их на место.

Следует придерживаться главного правила - до тех пор пока не спустился и не освободил место спуска предыдущий лыжник, следующий не начинает спуск.

С мячом на лыжах

Играют на лыжах без палок. Выбирается водящий и игрок с мячом (лучше играть с мячом среднего размера), остальные игроки произвольно распределяются по игровой площадке. По сигналу водящий начинает преследовать игрока с мячом, если игрока с мячом догоняют, он может перебросить мяч другому игроку. Водящий переключается на нового игрока с мячом и т. д. Если игрок бросил мяч плохо и другой игрок его поймать не смог, то у водящего еще есть возможность осалить бросившего игрока, лишь только когда мяч будет в руках другого игрока, водящий начинает его преследовать.

С шариком на лыжах

Это веселая игра-развлечение. К ноге каждого лыжника короткой ниткой привязывается воздушный шарик (так, чтобы шарик лежал рядом с ногой лыжника). По сигналу все игроки начинают двигаться по кругу, кто, нечаянно задев шарик палкой, лопает его, выбывает. Так играют некоторое время. Главное условие - при передвижении игроки обязаны использовать обе палки.

Другой вариант - соревнование. Двоим игрокам привязывают шарики к ногам и ставят их на разных концах круга (диаметр которого 20-50 м). Задача игроков догнать друг друга, но так, чтобы не лопнул шарик. Если игрок почти догнал соперника, но шарик его лопнул, то он проиграл.

Салки на лыжах

Играют на лыжах, но без палок. Выбирается водящий, который получает веревочку длиной 1-1,5 м с привязанным на конце резиновым или паралоновым мячиком. На другом конце веревочки петля, которая надевается на запястье водящего. Остальные игроки разбегаются по игровой площадке. Задача водящего осалить мячом других игроков. Играть можно по-разному: кого осалили, тот выбывает; кого осалили, тот сам становится водящим. Играть можно с двумя водящими, тогда уже играют на выбывание, и тогда необходимы 2 мяча на веревочках.

Салки с домом

Водящий-салка может салить любого игрока (касаясь своими лыжами задников лыж убегающего). Но на игровой площадке, в центре, обозначается специальный круг (3—4 м в диаметре), в котором игрок, которого преследует салка, может спрятаться и отдохнуть. Находиться в кругу можно ограниченное время (например, 10 секунд), если, конечно, салка не находится постоянно рядом, не давая выйти из круга. Если игрок по окончании этого времени не покинул дом (круг), он становится водящим.

Сбор флажков

Играть можно командами или индивидуально. Вдоль лыжни, которая идет с горки вниз, справа и слева через каждые 2 м расставляются флажки (количество флажков зависит от длины спуска). Задача игрока, спускаясь вниз без палок, собрать как можно больше флажков. Брать их надо правой и левой руками. Кто соберет больше флажков, тот и побеждает.

Если играют две команды, то подсчитывается общекомандный сбор флажков. Или обозначают два спуска с горки, вдоль каждого расставляя флажки, тогда ускоряется игровой процесс и дети меньше стоят в ожидании своей очереди. Когда все игроки спустятся, подсчитывается количество собранных флажков у каждой команды. Где их больше, та команда и побеждает.

Помощники или сам игрок, собравший флажки, поднимаясь наверх, расставляет их на свои места.

Слалом на равнине

Игра проводится на извилистой дистанции в 60-80 м. Трассы прокладываются одновременно для 3-5 команд. По дистанции расставляются флажки или лыжные палки на расстоянии 6-8 м друг от друга. Участники команд по правилам эстафетного бега передвигаются попеременным двухшажным ходом, огибая флажки поочередно то слева, то справа. Затем делают поворот переступанием и, повернувшись на 180°, возвращаются по параллельной лыжне скользящим шагом (попеременным двухшажным ходом). Участник, сбивший или пропустивший флажок, обязан вернуться, поставить его на место и обогнуть вновь. Выигрывает команда, закончившая эстафету первой.

Можно соревноваться индивидуально. Кто быстрее проходит дистанцию, объехав все флажки и не сбив ни одного, тот и побеждает.

След в след на лыжах

Эта игра-упражнение применяется в начале урока, для прокладывания лыжни, или на «чистом» снегу (где еще нет никаких следов). Ученики следуют за направляющим (ведущим) ступающим шагом, ставя палки и лыжи точно в следы впереди идущего.

Можно играть и в парах первый идет, второй повторяет, затем они меняются. Считается, кто сколько ошибок допускает.

Следопыты

Эта игра для праздников и развлечений. Играют по два человека. Игроки на лыжах, но без палок, чтобы руки были свободны. Оба игрока получают по биноклю. Их задача, смотря в бинокль (можно смотреть вдаль или приближать, смотря по условию), проехать по прямой или по лыжне 20-30 м. Кто лучше справится с заданием, тот и побеждает.

Более сложный вариант, когда надо проехать по лыжне, собирая предметы (3-4 небольших предмета, которые помещаются в одной руке). Кто убирает бинокль от глаз до выполнения задания, выбывает из игры.

Слепой лыжник

Если кому-то не нравится слово «слепой», то его можно заменить на «сонный» или «невыспавшийся лыжник». Эта игра-развлечение больше подходит к праздникам и различным конкурсам. В 15-20 м от игрока кладут 3 пары лыж, одна пара с креплениями (в которые легко вставляются обычные ботинки), две без. Задача игрока запомнить расположение лыж с креплениями. Ему завязывают глаза, и он должен отыскать нужные лыжи, причем лыжи опознавать он может только по концу лыжи. Если же он взялся за центр (крепление) лыжи, то уже менять свое решение не может.

Слепой на лыжах

Задача игроков в этой игре пройти вперед на лыжах как можно дальше с завязанными глазами. Конечно, рядом с ними в это время должен находиться учитель, но если игру проводить на большой площадке, то опасаться будет нечего. Можно играть с командами: Пройти 10 шагов прямо, 5 влево, 3 назад и т. д. Установка дается заранее, игрок должен ее запомнить и выполнить в точности. Кто точнее и правильнее выполнит все задания, тот и будет победителем.

Слушай сигнал

Игроки передвигаются по лыжне учебного круга, кисти рук из ремней лыжных палок вынуты. По сигналу «два свистка» игроки продолжают скользить, но перехватывают палки двумя руками за спину. По сигналу «один свисток» игроки берут палки обычным хватом и продолжают движение. Считается, кто сколько раз ошибется.

Количество сигналов можно увеличить: три свистка, простенькая трель. Задания тоже могут меняться, например переходить со скользящего на ступающий шаг, на переменный или одновременный ход и т. д.

Или другой вариант. Один свисток - игроки перехватывают палки за середину и уже не отталкиваются ими; два свистка - игроки продолжают скользить, палки держат уже за спиной; третий сигнал - возвращаются к обычному хвату палок.

Снайперы на лыжах

Игроки делятся на две команды, которые строятся без палок в колонны по одному, каждая команда на своей лыжне. В руках у каждого снежок. По сигналу первые игроки команд стартуют, подбегают к линии броска и бросают снежок одной рукой из-за головы через плечо (можно предложить и другие варианты: броски снизу, сбоку), стараясь попасть в обруч (мишень), подвешенный на две лыжные палки, установленные в 10-12 м от линии броска. После броска игрок разворачивается и возвращается к линии старта, где хлопком по ладони вытянутой вперед руки следующего игрока передает ему эстафету, а сам становится в конце колонны. За каждое попадание игроки приносят командам по очку. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков.

Но если вы хотите, чтобы у игроков был стимул торопиться, тогда команда, прибежавшая последней, может выиграть только в том случае, если у них на два попадания больше, чем у первой.

Снежные снайперы

Класс делится на две команды. Прокладываются две лыжни. Отмечаются флажками отрезки по 20-30 м. Участники одной команды встают в две колонны на противоположных сторонах площадки, каждая колонна на своей лыжне. Участники другой команды со снежками в руках (или мячами) встают с двух сторон вдоль лыжни. По команде учителя первые игроки в колоннах начинают передвижение по лыжне. Снайперы метают снежки в бегущих лыжников (можно, конечно, попросить кидать только в ноги и туловище, но в пылу борьбы это вряд ли будет иметь сильное действие. А если не считать подбитым лыжника, которому попали в голову, то они специально будут ее подставлять, во избежание подбивания). Если лыжник был подбит, по нему метание повторно не производится, снайперы ждут следующих лыжников. Следующие лыжники стартуют, когда впереди бегущие достигнут флажка (метки) на противоположной стороне площадки. И так друг за другом. Лыжник, преодолевший опасную зону, встает в конец другой колонны. Участники команды проходят опасную зону по 2 раза (если остается кто-то в живых и в зависимости от количества участников). После игры производится подсчет подбитых лыжников. После чего команды меняются ролями. Выигрывает команда, у которой будет меньше подбитых лыжников.

В эту игру можно играть и летом. Только метать придется мячи, а игрокам быстро перебегать на противоположную сторону.

Снятие шапки

Играют на лыжах, но без палок. На одном конце площадки перед стартовой линией на расстоянии 3-4 м друг от друга выстраиваются две колонны играющих. Напротив каждой из них в снег втыкаются по две лыжные палки, ближние на расстоянии 2-3 м, а дальние - 7-8 м от стартовой линии. На дальние палки вешается по одной шапке (с детей, конечно же, шапки снимать нельзя, вместо них можно использовать маленькие детские ведерки).

Первые игроки обеих команд по сигналу бегут в дальний конец площадки, снимают шапки с палок, возвращаются к палкам у стартовой линии и вешают шапки на палки. Затем подбегают к следующему игроку своей команды, касаются ладони его вытянутой руки и становятся в конец колонны.

Следующие игроки команд бегут вначале к ближним палкам, снимают с них шапки, затем бегут к дальним палкам и вешают их на палки. После чего они возвращаются к стартовой линии, чтобы коснуться рукой ладони следующего игрока своей команды, и т. д., пока все дети по разу не примут участия в игре.

Выигрывает команда, закончившая игру раньше другой.

Каждый следующий игрок вступает в игру лишь после того, как его руки коснется предыдущий. Если игрок уронит шапку, то он обязан ее подобрать и повесить на палку.

Можно заранее оговорить, каким ходом должны двигаться игроки.

Солнце и дождик (стая)

Играть можно с лыжными палками и без. Играют на игровой площадке, возле которой много деревьев и кустов. Выбирается вожак стаи - направляющий. Он скользит вперед, а остальные игроки за ним следуют одной колонной. Вожак может менять направление полета стаи в любое время в пределах игровой площадки. Неожиданно следует сигнал учителя «Дождик!» Птицы (дети) разлетаются. Каждый спешит спрятаться от дождя под деревом, кустом, по одному под каждый навес (если деревьев немного, то можно разрешить под одним деревом прятаться нескольким игрокам). Через некоторое время ведущий объявляет о том, что дождь закончился, и игроки снова строятся за вожаком. После построения вожак стаи меняется.

Можно играть с выбыванием. Тогда игрок, спрятавшийся последним, выбывает на одно повторение игры.

Солнышко

Играющие делятся на 2-4 команды. Участники каждой команды, взявшись за руки, образуют круг (спиной к центру) и по сигналу начинают движение по кругу приставным шагом до исходного положения. Команда, сделавшая передвижение по «солнышку» быстрее, выигрывает. Повторить игру, но уже в другую сторону.

Спорт в лесу

Эта игра-соревнование обычно проводится на большой территории (не обязательно в лесу), но при правильной расстановке станций и запуска команд, ее можно провести и за 20-30 минут. Эти соревнования можно проводить между командами не только одного класса, но и на межклассовых соревнованиях.

Интереснее играть, когда команд 3-4, по 8-10 человек каждая. Небольшая сложность при подготовке к игре - это предварительная разработка кольцевых маршрутов (количество маршрутов зависит от количества участвующих команд). Можно, конечно, запускать команды по очереди и в конце оценивать время прохождения дистанции, но общий старт всегда вызывает больше эмоций и заинтересованности.

Каждый из маршрутов - это маршрут пяти городов (например, это крупные города России). А начинаются и заканчиваются все этапы в Москве (если соревнования проходят в Москве). Маленькая схемка дается каждой команде, чтобы она знала, в какой город ей следовать дальше (на деревьях или в снегу должны находиться указатели к нужным городам, чтобы игроки не путались на местности). Протяженность маршрутов должна быть примерно одинаковой как по дистанции, так и по сложности (если соревнуются два разных класса, например 3 и 4, то одну трассу можно сделать чуть полегче, но не короче). У каждой команды есть судья, который следует с ними от этапа к этапу и записывает все результаты (можно запускать команды самостоятельно, но тогда на каждом этапе должен быть свой судья). Этапы для всех команд одинаковые.

Первый этап - метнуть палку (гимнастическую) в сугроб так, чтобы она воткнулась. Бросок выполняется с 5-10 м, должны быть воткнуты 3 палки. После этого команда может следовать дальше.

Второй этап - сбить снежками (заранее заготовленными) 3 деревянные фигурки, стоящие на возвышении (броски выполняются с 5-10 м).

Третий этап - участвует вся команда. Задача игроков - взяться за веревку (длина веревки 10-15 м). И подтянуть к себе ведро с замерзшей водой (мешок с набивными мячами или т. п.). Вес груза может быть разным, в зависимости от командных сил, но не менее 7 кг.

Четвертый этап - забросить в ведро 5 снежков с расстояния 7-10 м.

Пятый этап - включается при наличии условий. Для него потребуются клюшки (2-3), шайба, городок и, по возможности, круглая ледяная площадка 10 м в диаметре. В центре этой ледяной площадки стоит городок. Задача команды, ударяя клюшкой по шайбе сбить этот городок.

На этапах игроки выполняют задания по очереди (кто уже попробовал свои силы на прошлом этапе, сначала дает возможность проявить себя другому игроку, и только в случае неудачи того может тоже участвовать). Участники могут снимать лыжи, если им так будет удобнее выполнять задание.

По сигналу команды из Москвы стартуют одновременно. В каждом другом городе команда выполняет одно задание, пока задание | не выполнено, она не может двигаться дальше.

Какая команда первой вернется обратно в Москву, та и побеждает.

Спуск шеренгами

Игроки делятся на команды по 5—6 человек. Задача каждой команды встать на горке в шеренгу, взяться за руки (под руки; в глубоком приседе; держась за вытянутые в стороны руки; с изменением стойки спуска, например вторые номера спускаются в приседе, а первые, стоя, по команде (которая следует примерно на середине спуска) первые опускаются в присед, а вторые поднимаются, а затем спуститься с горки вниз, не потеряв по дороге ни одного игрока.

Победителя можно определять по-разному. Побеждают те, у кого игроков доехало больше. Если же до конца добралось одинаковое количество игроков, то тогда смотрят на то, какая команда проехала дальше.

Спустись и поднимись

Для игры-эстафеты делаются две дорожки. На склоне длиной 30-40 м зигзагообразно расставляют флажки через 8-10 м один от другого. Игроки делятся на две команды. Каждая из команд лыжников делится на два отделения. Одно располагается у подножия горы, другое на ее вершине. По сигналу первые по порядку лыжники, спускаясь с горы, объезжают флажки. Как только они пересекают черту, за которой стоят их отделения, из этих отделений выбегают вперед очередные лыжники и поднимаются по склону прямо, попеременным шагом (или елочкой, полуелочкой и т. п.). За каждое задевание флажка или за выезд из коридора команде засчитывают по 1 штрафному очку. Выигрывает команда, получившая меньшее количество штрафных очков, при равных очках выигрывает команда, выполнившая задание быстрее (все игроки прошли оба этапа).

Другой вариант (более сложный).

На склоне зигзагообразно расставляются пять пар маленьких флажков. Рядом с каждым из них ставятся флажки большего размера. Лыжники (без палок) делятся на две команды. Все нечетные номера каждой из команд становятся на верху горы, четные номера - внизу.

По сигналу первые номера обеих команд, скатываясь вниз, собирают по дороге свои маленькие флажки и передают их вторым номерам своих команд; вторые номера, быстро поднимаясь в гору, расставляют флажки на прежние места (около больших флажков); третьи номера, скатываясь, снова собирают флажки, четвертые — опять расставляют и т. д., пока все не совершат спуски или подъемы.

Побеждает команда, раньше другой выполнившая задание. При повторном проведении игры четные и нечетные номера меняются местами и ролями. 

Сумей догнать (догонялки; эстафета с гандикапом; старты с преследованием)

Участники игры становятся на лыжне так, чтобы между ними была одинаковая дистанция, примерно 10 м. По сигналу все игроки начинают передвижение на лыжах. Задача каждого — не дать себя догнать и постараться коснуться рукой впереди идущего (или коснуться носками своих лыж пяток лыж соперника), чтобы таким образом вывести его из игры. Игра заканчивается, когда на лыжне остаются 2 - 3 человека (хотя можно играть и до полной победы, если позволяет время). В эту игру лучше играть без палок, чтобы у детей не было соблазна коснуться впереди идущего палкой.

Трудная дорога

Игра проводится на круговой учебно-тренировочной лыжне общей длиной 1000 м. Первые 500 м разбиваются на пять 100-метровых этапов, отмеченных флажками или другими метками (круг учебной лыжни можно сделать длиной 500 м. Тогда первый круг делится на этапы, а на втором ученики выполняют одно задание).

Игроки делятся на две команды, которые выстраиваются у линии старта. Старт дается парный (один игрок от первой команды, другой - от второй) с промежутками в 10-15 секунд. Первые 20-30 м должна быть дорога без лыжни, чтобы двое игроков могли ехать рядом друг с другом, на этом этапе и решается, кто первый попадет на лыжню и получит некоторое преимущество.

Первый этап игроки проходят попеременным двухшажным ходом; второй - положив палки на плечи (но так, чтобы не задеть других игроков, если те окажутся рядом); третий - пешком, неся лыжи и палки на себе; четвертый - любым одновременным ходом; пятый - на одной лыже, неся вторую в руке (задания на этапах могут быть очень разнообразными и подбираются в зависимости от умений игроков и от необходимой учебной направленности). Обратный путь до финиша (или второй круг) игроки пробегают любым способом. Выигрывает команда, раньше всех закончившая пробег.

У кого красивее снежинка?

Задача игроков выполнить поворот переступанием на месте на 360° вокруг пяток лыж. У кого рисунок получился самым четким и красивым, тот объявляется победителем.

Угадай-ка

Эта игра проводится для проверки знания учениками названий различных передвижений на лыжах. Выбирается водящий, которому дети по очереди показывают различные способы передвижения, а водящий должен их отгадать (например, ступающий, скользящий шаг, попеременный или одновременный двухшажный шаг, коньковый ход и т. п.). Совершив одну-две ошибки, водящий меняется.

Ударить по ведру

Игра проводится на лыжах с палками. В центре (или в любом другом месте, но так, чтобы было много свободного места) втыкается палка, на которую надевается ведро (можно играть и без ведра, просто воткнуть палку). Игрок встает перед стартовой линией, чтобы ведро находилось не перед ним, а чуть справа. Ему завязывают глаза и подают сигнал. Игрок должен рассчитать движение по прямой, проехать и сбить своей лыжной палкой ведро с палки (или просто уронить палку). Кто справляется, тот и выигрывает. Ведущему следует внимательно смотреть за тем, чтобы игрок не врезался в саму палку или в любое другое препятствие. В случае опасности ему можно крикнуть «Огонь!» или просто остановить рукой. Если игрока останавливают, считается, что попытка не удалась. Во время выполнения задания рядом с игроком никого не должно быть, только учитель может идти сзади, но так, чтобы его не могли задеть палкой.

Между попытками палку с ведром можно перемещать с места на место, чтобы игроки не привыкали к определенным действиям.

Удержи равновесие

Задача игроков, стоя в шеренге на лыжах (дистанция между игроками не менее 3 м), по команде «один» или «раз» поднять правую ногу и стоять на одной лыже 10 счетов. По команде «два» - поднять левую ногу и стоять на правой. При хорошем исполнении количество счетов постепенно увеличивается. Кто простоял все 10-20 счетов, ни разу не коснувшись поднятой лыжей снега, тот побеждает.

Финские гонки

Играют на лыжах с палками. Игровую дистанцию длиной 30-40 м размечают линиями старта и финиша. Игроков разбивают на две команды, игроки обеих команд строятся в две колонны. У всех игроков ноги выше колен связаны веревочками. По сигналу судьи первые игроки передвигаются к финишу на обеих лыжах одновременно, отталкиваясь палками и не делая ни одного шага (чему помогает веревочка). Как только лыжник пересекает финишную черту, он поднимает руку вверх, и следующий участник его команды начинает забег. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету.

Это название игры происходит от словосочетания «финский ход», который обозначает передвижение на лыжах без отрыва лыж от снега, т. е. отталкиваться придется только палками. Линиями старта и финиша отмечается дистанция от 20 до 50 м. Соревноваться можно и индивидуально. Кто быстрее преодолеет дистанцию, тот и побеждает.

Немного облегченный вариант этого задания, когда ноги игроков также связаны выше колена, но теперь работать они могут не только палками, но и ногами. Эту игру еще называют «Семенящею походкой».

Фонарик

На склоне горки кладется небольшой предмет (кубик, платочек). Дети, спускаясь, должны объехать его, разводя ноги. Если горка длинная, то можно положить несколько предметов. Победителем считается тот, кто не заденет ни одного предмета (или заденет их меньше всех).

Ходьба парами, тройками

На игровой площадке расставляются веточки (кубики, кегли и т. п.). Игроки разбиваются на пары (тройки). Первая пара (тройка) по сигналу начинает объезжать предметы. Их задача за полминуты объехать как можно больше препятствий, но не отпуская руки. Если руки расцепляются, то пара (тройка) выбывает из борьбы.

Чем меньше, тем больше

На снегу обозначаются (подкрашенной водой или кладется лист бумаги с цифрой и присыпается снегом) 3 круга через каждые 2 м, первый круг поменьше, второй побольше, а третий самый большой (до 3 м в диаметре). Задача лыжника встать в первый круг (самый I маленький). Ему завязывают глаза. Игрок идет в любом направлении 10 шагов, разворачивается, идет обратно и останавливается. Его задача попасть в самый маленький круг. Круги имеют свои числа, I маленький 10, средний 5 и большой 3 - это очки, которые наберет 1 лыжник в случае попадания в тот или иной круг. Кто сможет попасть 1 в маленький круг, тот и побеждает. Попаданием считается касание 1 хотя бы одной лыжей линии круга.

Черное и белое

Это зимний вариант эстонской игры (Марья-магдалеэна) на лыжах, который является вариацией игры «воробьи-вороны», «день и ночь» и т. п. Играют две команды «Черные» и «Белые», которые становятся друг перед другом в шеренгах правым (левым) боком друг к другу, между командами 3-4 м. От них в 15-20 м находятся линии их домов. Для игры потребуется картонный диск с черной и белой стороной. Ведущий подбрасывает вверх этот диск так, чтобы тот вращался. В зависимости от того, какая сторона окажется сверху при падении - белая или черная, - одна команда начинает ловить другую (если сверху черная, значит, черная ловит белую, и наоборот). Задача убегающих успеть добраться до своего дома, а задача догоняющих коснуться носками лыж концов лыж игроков противоположной команды. Играют с выбыванием (кого осалили, тот выбывает) или с переходом в другую команду (осаленный белый переходит в команду черных, и наоборот).

Выигрывает команда, в которой на конец игры окажется больше игроков.

В эту игру можно играть и на коньках.

Что изменилось возле дерева (елочки)?

Играть можно и без лыж, но в лыжном походе эта игра может очень даже пригодиться.

Ведущий выбирает дерево и раскладывает возле него различные предметы (кубики, веточки, втыкает палки и т. п.). Все игроки запоминают сложившуюся обстановку. После этого желательно провести одну-две игры, в это время ведущий незаметно что-то меняет (убирает или перекладывает). Все игроки опять подходят к дереву и пытаются отгадать, что же изменилось?

Игрок, который сумеет найти больше всех изменений, побеждает.

Шире шаг

Класс делится на 5-7 команд. Команды выстраиваются на своей лыжне в колонну по одному. По сигналу ученики, стоящие первыми, начинают движение скользящим шагом до флажков (меток). Кто сделает меньше шагов, тот выигрывает для своей команды 1 очко. Команда, набравшая больше очков, выигрывает.

Можно играть и без команд, каждый сам за себя, кто сделает меньше шагов, тот и победил.

Еще возможно заранее условиться, каким ходом идти - скользящим или нет.

Играть можно и по-другому. Игроки строятся в шеренгу. По команде все делают 3 шага. Выявляется победитель (тот, кто дальше проехал). Игроки возвращаются на исходную позицию и по сигналу делают 5 шагов. Снова объявляется победитель и т. д. За каждую победу игроку начисляется 1 очко. В конце, когда дистанция достигнет 15-20 шагов, объявляется абсолютный победитель, игрок, набравший больше всех очков по сумме всех заездов.

Штурм высоты

В игре участвуют несколько команд, построенных в колонны по одному у подножия склона. На вершине установлены цветные флажки по числу команд. По сигналу первые номера команд устремляются к вершине (можно выбрать, каким шагом двигаются игроки, например ступающим или скользящим). Достигнув цели, игрок поднимает свой флажок вверх, вновь устанавливает его на том же месте, спускается со склона в низкой стойке (или в любой другой, в зависимости от задания) по другой лыжне и, возвратившись к своей команде, становится в ее конец. Это служит сигналом для вторых номеров, которые выполняют то же задание, и т. д. Побеждает команда, последний игрок которой первым с флажком в руках завершит эстафету.

Эстафета на лыжах

Игроки делятся на две-три команды по 6-8 человек. В каждой команде рассчитываются по порядку номеров. Четные и нечетные от каждой команды строятся в шеренги, одна напротив другой, на расстоянии 80 м. Перед четными и нечетными номерами отмечаются линии старта. По сигналу ведущего все четные номера, стоящие первыми, выбегают на лыжах вперед (бежать можно произвольными или заранее условленным ходом) и пересекают противоположную линию (с левой стороны от очередного нечетного номера своей команды).

Как только подбежавший лыжник пересек черту, вперед выбегает очередной (нечетный) номер и т. д.

Команда, в которой последний по порядку лыжник совершил перебежку, заканчивает эстафету. Выигрывает команда, закончившая перебежки первой.

Ведущему здесь придется следить за тем, чтобы очередной лыжник выбегал только после того, как пятки обеих лыж подбежавшего окажутся за чертой.

Эстафета парами

Эта эстафета довольно сложна, особенно выполнение поворотов в парах, ведь повернуться надо так, чтобы не задеть лыжи партнера, поэтому бег и повороты желательно попробовать заранее, до игры.

Игроки делятся на две команды. Каждая команда разбивается на пары. По сигналу первые пары от каждой команды стартуют на лыжах, но без палок, держась за руки. Доезжают до ориентира (воткнутой палки, кубика, снежного комка), объезжают его и возвращаются обратно, передают эстафету следующей паре и т. д. Какая команды быстрее справится с заданием, та и побеждает.

Расстояние от линии старта до поворотного ориентира не менее 15 м.

Я - пятнашка (я - салка)

На игровой площадке (размер которой определяется количеством играющих) располагаются все игроки, один из них водящий - пятнашка (салка). По сигналу он начинает догонять остальных игроков, его задача лыжной палкой коснуться заднего конца лыж убегающего. Осаленный поднимает руку и произносит: «Я - пятнашка» («Я - салка») и начинает догонять других игроков.

Яблоко червивое

Игроки на лыжах без палок идут по среднему кругу (круг должен быть такой, чтобы игрокам хорошо были слышны слова ведущего) друг за другом.

Ведущий произносит слова, ритм которых служит ритмом передвижения лыжников:

Яблоко червивое,

Очень некрасивое.

Я ногою топ!

Оно на землю - хлоп!

Последнее слово является сигналом к тому, что игроки должны быстро присесть на корточки и замереть. Кто падает или касается снега руками, тот получает штрафное очко. Постепенно скорость передвижения лыжников следует увеличивать, можно сначала их разогнать счетом «раз, два, три, четыре», а потом уже приступать к словам.

Выигрывает тот, кто получит меньше всех штрафных очков.

В то же время игроки должны держать такую дистанцию, чтобы во время замирания не наехать лыжами на впереди стоящего игрока. Наезд на впереди стоящего можно приравнивать к падению.

Похожие статьи:

Подвижные игры для детей от 6 до 11 лет

Подвижные игры для детей 6-9 лет

Игры с мячом для детей 1-2 класса

Игры соревнования для младших школьников 1-2 класса

Подвижные весенние игры для начальной школы

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2024 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна