Игры дома с детьми 2-3 года
Чем занять ребёнка 2-3 лет дома
Знаете ли вы, что у вас дома есть великое множество интереснейших вещей? Это кастрюли и пуговицы, платочки и шарфики, тарелки и салфетки, книжки и, наконец, игрушки. Дайте малышу в руки, например, тарелку — он придумает столько способов её использования! Наденет на голову как шляпу, возьмёт в руки в качестве руля машины, использует как корабль для медвежонка или как озеро для бумажного кораблика. Так, может, не надо постоянно останавливать фантазии ребёнка жёстким «нельзя», а стоит убрать все опасные для малыша вещи и позволить ему исследовать дом самостоятельно? Вполне возможно, что в этом случае он сам найдёт занятие себе по душе.
Конечно, взрослые должны позаботиться о том, чтобы занятия были для малыша безопасными: из шкафов, которые ребёнок может открыть самостоятельно, необходимо убрать стеклянную посуду, большие тяжёлые банки с консервами, колющие и режущие предметы. Не стоит давать открытые жестяные банки с острой кромкой, металлические вилки для малышей можно заменить на пластмассовые с закруглёнными зубчиками. Кроме того, продукты, которые вызывают аллергию у ребёнка, тоже должны находиться вне пределов досягаемости.
Мы предлагаем вам занятия для малыша, которые легко организовать дома с помощью подручных средств. Они рассчитаны в первую очередь на то, чтобы дать маме время приготовить обед, пока малыш рядом на коврике занят своими делами.
В то же время большинство этих занятий вполне можно перенести в комнату. Расстелите на полу небольшое одеяло или коврик, чтобы малышу было тепло на нём сидеть. Взрослым не составит труда после игры, взяв коврик за уголки, собрать всю крупу в центре. Крупу не стоит выкидывать — вы можете дать её для игры в следующий раз или использовать для занятий с пластилином.
Не бойтесь изменять и дополнять игры! Окиньте кухню и комнаты хозяйским взглядом — может, вы найдёте свой вариант игры или придумаете новое интересное занятие с обычными на первый взгляд предметами.
Кухонная пирамидка
Что нужно: контейнеры, пластиковые стаканчики.
Одно дело — традиционная игрушечная пирамидка, и совсем другое, если пирамидку можно соорудить из подручных средств. Дайте малышу набор контейнеров разного размера, пластиковые стаканчики и покажите, что можно их ставить друг на друга или вкладывать один предмет в другой. Если вы готовы сидеть рядом и следить, чтобы тяжёлый предмет не упал ребёнку на ногу, пирамидки можно строить из кастрюлек и жестяных банок с консервами.
Как интересно!
Что нужно: контейнеры, пластиковые стаканчики или кукольная посудка, различные крупы.
Эта игра хороша тем, что не только даёт свободное время маме, но и активно развивает мелкую моторику малыша через тактильные ощущения.
Достаньте пластиковые контейнеры с крышками, коробочки и жестяные банки от детского питания, стаканчики от сметаны, йогурта, можно добавить небольшие кастрюльки и детскую посуду.
Не стоит давать малышу стеклянные или жестяные банки с острыми краями. Расположитесь на коврике или покрывале, с которого легко будет стряхнуть крупу.
Насыпьте в несколько стаканчиков разные крупы, не забывая комментировать: «Сюда насыплем гречку. Посмотри, какая она интересная — как маленькие камешки! Гре-е-ечка! А вот сюда — рис! Посмотри, какие зёрнышки — длинные, беленькие! А это — пшено. Пшено мелкое, жёлтенькое». Можно добавить к этому набору макароны.
Скорее всего, ребёнок сам решит, что можно делать со всеми этими «сокровищами». Но, если он в растерянности, покажите ему, как можно насыпать крупу, например, в стаканчик от сметаны или в маленький контейнер, закрыть крышкой, а потом потрясти и послушать, как это звучит.
Убежал наш апельсин
Что нужно: апельсин или маленький мяч, набор пластиковых контейнеров, коробок или кастрюль разного размера.
Посадите малыша на коврик, дайте ему несколько кастрюлек, пластиковых контейнеров или пустых жестяных банок для сыпучих продуктов (края жестяных банок должны быть закруглённые, не острые). Возьмите апельсин, яблоко или маленький мячик, покажите малышу.
Возьмите игрушку, пусть она предложит ребёнку поиграть в прятки: «Егорушка, давай со мной играть! Закрой глазки!» Спрячьте апельсин, пусть игрушка скомандует: «Открой глазки! Ну-ка, куда наш апельсин убежал?» Первый раз можно помочь малышу найти потеряшку. Потом предложите малышу спрятать апельсин, пусть его ищет игрушка: «Так... Ну-ка, где наш апельсин? Сейчас я его найду!» Переворачивая кастрюльку, не забывайте комментировать: «Здесь нет! Куда же его Егорушка спрятал?» Обнаружив апельсин, игрушка непременно бурно радуется.
Когда прячете апельсин, можно вложить несколько маленьких контейнеров в большой — как матрёшку. Возможно, ребёнок, обнаружив эту конструкцию, будет с ней разбираться подольше и даст вам больше времени на домашние хлопоты.
Бам-бам – барабан!
Что нужно: набор контейнеров или кастрюль, металлические и деревянные ложки, карандаши.
К набору кастрюль и контейнеров из предыдущей игры добавьте ложки — металлические и деревянные. Если нет деревянных ложек, дайте карандаши. Покажите, что можно ударить по контейнеру ладошкой, карандашом, ложкой: «Вот как мы: бам-бам-барабам! Получился барабан! Ну-ка, попробуем теперь карандашиками постучать — громче получилось! Какой хороший барабан мы с тобой придумали!» Хорошо, если есть банка от детского питания (молочной смеси) — у неё металлическое дно и пластиковая крышка, можно поэкспериментировать, переворачивая «барабан».
Эта игра может быть продолжением предыдущей. В этом случае не убирайте апельсин — возможно, «нагремевшись», малыш снова примется играть в прятки.
Покатаем мячик
Что нужно: мяч.
Возьмите мячик. Усадите малыша на пол. Сами сядьте напротив него так, чтобы ваши ноги соприкасались, образуя барьер для мяча. Толкните мячик малышу: «Тебе мячик! Ну-ка, кати его теперь мне! Вот так! Хорошо, молодец! Теперь я тебе — лови! Вот молодец, поймал!»
Возьмём соломинку
Что нужно: кружка с водой или соком, трубочка для коктейля.
Когда дети через соломинку — трубочку для коктейля — начинают дуть в кружку с водой, взрослые часто сердятся: «Не балуйся!» И совершенно напрасно: эта забавная игра развивает лёгкие и речевой аппарат. Так что налейте полкружки (чтобы не выплеснуть на стол) воды или сока, дайте малышу соломинку и покажите, какие замечательные пузыри получаются в этом маленьком море.
Баю-баю, Катя!
Что нужно: кукла или другая игрушка, пелёнка или платок.
Укладывать куклу спать могут не только девочки, но и мальчики. Может, мальчишки, баюкая в детстве кукол и мишек, став взрослыми, будут хорошими заботливыми папами для наших внуков.
Возьмите пелёнку, куклу или мишку. Сообщите малышу, что Катя устала и хочет спать. Запеленайте Катю, покачайте её на руках, предложите то же самое сделать ребёнку: «Катя просит: „Покачай меня, Виолетточка!“ Покачаешь? Ой, какая молодец! Катя сразу плакать перестала!» Попросите малыша спеть кукле песенку. Конечно, никто не ждёт от ребёнка полноценной колыбельной, можно просто спеть: «А-а-а-а!» или: «Баю-баю-бай!»
Уснувшую куклу можно уложить в постельку, ласково укрыть одеялом. Возможно, малыш захочет уложить другие игрушки или устроиться рядом сам. Одобрите его действия: «Вот хорошо! У нас Катя спит, мишка спит и Виолетточка тоже спит! Вот как они все у нас глазки закрыли! Спите, мои хорошие, а я вам песенку спою, чтобы нашим малышам сказки хорошие, добрые приснились!»
Обед для куклы
Что нужно: игрушка, кукольная посудка или блюдце с маленькой ложечкой, крупа, кусочки фруктов или овощей.
Посадите на пол или на стол куклу или любую другую игрушку и предложите малышу её покормить. Поставьте перед игрушкой кукольную посудку — тарелку, ложку, кружку. В кукольные кастрюльки положите немного крупы, можно добавить кусочки овощей или фруктов, в чайничек налейте воды. Пусть кукла попросит малыша: «Сашенька, покорми меня, пожалуйста!». Пусть ребёнок почувствует себя большим, как мама.
Если посудки нет, её можно заменить стаканчиками от йогурта или «Растишки», крышками от сметаны или контейнеров, небольшими блюдцами.
Раз, два, три, четыре, пять — будем ложки выбирать!
Что нужно: три куклы (игрушки) разной величины, набор кукольной посудки, блюдце, тарелка, чайная ложечка, столовая ложка, маленькая кружечка, кружка, крупа, кусочки овощей или фруктов.
Возьмите, как и в предыдущей игре, набор кукольной посудки, но добавьте к нему блюдце с чайной ложечкой и маленькую кружечку, тарелку с большой ложкой и большой кружкой. Если есть опасение, что малыш может разбить стеклянную посуду, замените её на одноразовую — пластиковую или бумажную.
Принесите на кухню три куклы или другие игрушки разных размеров, посадите их и попросите малыша подобрать для них подходящую посуду и накормить гостей. Хорошо, если есть три медвежонка разного размера. Тогда можно вспомнить сказку «Три медведя», добавить, что Машенька уже подружилась с медведями и теперь ждёт их в гости. Надо помочь девочке накрыть на стол.
Раскладывая столовые приборы, не забывайте комментировать: «Большая тарелка — для Михайлы Ивановича, средняя — для Настасьи Петровны, а маленькая — для Мишутки».
Раскладывая угощение, можно тоже провести время с пользой, осваивая счёт: например, положить на тарелку Мишутке одну фасолину или картофелину, маме медведице — две, папе медведю — три.
Что везёт грузовичок
Что нужно: несколько игрушек, грузовик, контейнеры с различной крупой.
Возьмите несколько пластиковых контейнеров или стаканчиков от йогурта или сметаны, игрушечный грузовик, две-три игрушки. Поставьте игрушки на расстоянии друг от друга, рядом с каждой поставьте контейнер. В некоторые из них насыпьте немного крупы.
Начинаем играть. Пусть, например, жираф попросит: «Грузовичок, привези, пожалуйста, мне немножко риса!» Грузовичок подъезжает к медвежонку с пластиковым стаканчиком, просит немного крупы. Пусть малыш насыплет крупу из большого контейнера, что стоит рядом с медвежонком, в стаканчик, поблагодарит игрушку и перевезёт груз жирафу. Жираф тоже не забудет поблагодарить грузовичок, а потом попросит отвезти немного гречи своему другу — щенку.
Маленький помощник
Дети обожают помогать взрослым. А взрослые отчего-то любят делать всё сами.
Конечно, вряд ли у малыша сразу всё получится. Но если не разрешить ему заниматься домашними делами сейчас, возможно, он просто не захочет это делать, когда подрастёт. Позволяйте ребёнку помогать вам — и вы сделаете сразу два важных дела: проведёте время с пользой и вырастите помощника.
Правда, вам придётся запастись терпением и не ругать малыша за промахи. Вспомните: разве у вас всегда всё получается с первого раза? Лучше вместе подметите крупу, вытрите пролитую воду (если ваш ребёнок не привык к самостоятельности, и вы опасаетесь, что он может разбить чашку, используйте только небьющуюся посуду). Утешьте малыша, он, скорее всего, сам испугался: «Ничего, у всех бывает! В следующий раз ты постараешься быть аккуратнее, правда?»
И не забудьте похвалить родного человечка — скажите, что с его помощью вы с делами справились быстрее, дома стало чисто и красиво, а накрытый стол выглядит нарядно и аппетитно.
По местам!
Что нужно: жестяная банка или сахарница, ложка, пакет крупы или сахара.
Если вы храните сахар в банке, дайте ребёнку большую ложку, поставьте банку рядом с сахарницей и попросите малыша наполнить её. Сначала возьмите его ручку с ложкой в свою руку и покажите, как он должен это делать. Ребёнок может осторожно пересыпать крупу из пакета в банку или взять из неё крупу для каши.
Похвалите ребёнка, даже если он пересыпал крупу не до конца — в этом возрасте дети часто бросают начатое. Всё равно он помощник.
Стираем вместе
Возьмите пустой таз, поставьте его близко к стиральной машине, придерживайте, чтобы он не отодвинулся. Попросите малыша убрать чистое бельё из стиральной машины в таз. Помогайте ему вытащить постельное бельё, следите, чтобы мелкие вещи не упали на пол.
Позовите ребёнка развешивать бельё с вами — ему по силам подавать небольшие вещи.
Приготовьте таз с грязным бельём, принесите его сами или с помощью малыша к машине. Загрузить бельё в машину для него — удовольствие.
Не забудьте объяснить помощнику, что машину, когда она работает, никто не трогает: бельё из неё можно взять только тогда, когда она выключена. И попросите не делать этого без взрослых.
Если вы стираете руками, не отказывайте малышу в радости поплескаться рядом. Дайте ему таз с небольшим количеством воды, мыло, кукольную одежду или небольшую тряпочку. И будьте готовы к тому, что малыш при этом может вымокнуть с головы до ног.
Будет в доме чистота!
Вытирая пыль, не забудьте о своём помощнике. Получив небольшую влажную тряпочку, малыш с удовольствием вытрет пыль в доступных ему местах.
Похвалите его: «Молодец, Верочка! Как стало чисто и красиво! Хорошо, что у меня есть такая помощница!»
Накрываем на стол
Когда у каждого есть своя салфеточка (пластиковая или тканевая), легко решаются вопросы с местом за столом, стол легче вытереть после еды и, кроме того, повышается аппетит. Выберите вместе с ребёнком салфетку, лучше пластиковую, на которую он будет ставить свою тарелку.
Перед обедом малыш может принести на стол салфетки, положить на них бумажные салфетки, ложки и вилки. Бумажные салфетки — обязательная часть любого приёма пищи. Если ребёнок в этом возрасте привыкнет ими пользоваться, родителям не придётся краснеть за него в дальнейшем.
Маленький повар
Что нужно: овощи, салатница или кастрюля, безопасная овощерезка или не очень острый нож, разделочная доска.
Малыш может вместе с вами готовить. Если взрослый чистит картофель, пусть очищенные картофелины опускает в кастрюльку малыш. Ребёнку нетрудно переложить нарезанные овощи с разделочной доски в салат, нарезать специальной безопасной овощерезкой яйца или варёный картофель.
Ребёнка постарше можно поставить на стул рядом с плитой и доверить ему под наблюдением взрослого положить в суп макароны или картофель. При этом он должен устойчиво стоять на стуле, а взрослый — находиться рядом и контролировать движения малыша. Кроме того, двух-трёхлетние дети под наблюдением мамы уже могут попробовать нарезать ножом варёные овощи или яйца. Нож можно заменить на пластмассовый.
Ах, как красиво!
Что нужно: тарелка, овощи, листья салата.
Вы можете предложить малышу сделать обед особенным: пусть он положит на тарелочку каждому члену семьи листик салата, а затем на них разложит уже нарезанные кружками огурцы, дольки помидора и редиса.
Ребёнок справится и с другим заданием: положить в центр большой плоской тарелки помидоры, а огурцы, нарезанные на длинные тонкие ломтики, разложить вокруг, словно солнечные лучики.
Такой обед повышает аппетит и настроение. Скажите малышу: «Ах, как красиво! Какой ты у меня молодец! За такой стол садиться приятнее! »
Моем посуду
Играть с водой так здорово! Почему бы не совместить приятное с полезным?
Поставьте ребёнка на стул у раковины. Убедитесь, что стул стоит хорошо и риск упасть с него минимален. Вручите малышу губку. Моющее средство лучше налить отдельно в небольшую пластиковую банку, иначе ребёнок может вылить всю бутылку. Его также можно заменить содой. Покажите ребёнку, как мыть посуду. Пусть он возьмётся за кружки и чайные ложки, а взрослому оставит всё остальное.
Будьте готовы к тому, что вымокнет малыш, стул и всё вокруг. Но зато он будет очень доволен. Немного воды — не такая уж большая плата за то, чтобы вырастить настоящего помощника.
Похожие статьи:
Скороговорки о животных для дошкольников
Скороговорки про птиц для дошкольников
Нет комментариев. Ваш будет первым!