Методическая разработка классного часа в начальной школе. Культура общения

Этикет для младших школьников

Цели: отработать формулы речевого этикета, прививать умения пользоваться ими в своем речевом поведении.

Форма проведения: комбинированная.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

Инсценировка отрывка из сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Автор. Странствия привели Утенка в дом, обитатели которого считали себя непререкаемыми авторитетами.

Курица. Умеешь ли ты нести яйца?

Утенок. Нет.

Курица. Так и держи язык на привязи.

Кот. Умеешь ли ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать?

Утенок. Нет.

Кот. Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди.

Вопросы для анализа:

- Оцените ситуацию. Как объединить собеседников? (Быть равными)

- Как нужно поступить, если вы затронули неподобающую тему? (Сменить тему разговора)

- Что такое «вежливость в общении»? (Это проявление уважения к собеседнику, признание его достоинств)

- По правилам вежливости запрещено шуметь, тревожить окружающих. Где нельзя громко разговаривать и почему?

Читает учитель (или ученик).

В музее, кинотеатре и трамвае

О том, о сем друг другу говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что, как в лесу дремучем, мы кричим.

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А между прочим, дождика все нет.

Пожалуйста, потише!

Тсс... Тсс! Ч-ч-ч!

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас ни привела,

Учтите, никому не интересно

Все знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!

Совсем не обязательно кричать!

Ведь вас и так услышат,

Попробуйте все тихо рассказать!

2. Игра.

Цель игры: показать, почему необходимо внимательно слушать собеседника и выполнять правила речевого этикета.

Ход игры: дети становятся в круг. Первый ученик начинает рассказывать какую-нибудь историю, второй повторяет все то, что рассказал первый, и продолжает рассказ и т. д.

Например:

1-й. «Моя кошка делает вот так» (движение рукой, имитирующее почесывание уха).

2-й. «Моя кошка делает вот так» (повторяет за 1-м). «И еще вот так» (прогибает спинку, имитируя потягивание).

3-й. «Моя кошка делает вот так» (повторяет движения за 1-м и 2-м). «И еще вот так» и т. д.

- Что мешало вам внимательно слушать товарищей? (Ответы детей)

3. Формулирование правил речевого поведения.

Учитель. Сделаем вывод, как правильно себя вести при общении слушающему, а как говорящему:

Говорящий

• Говорить спокойно;

• смотреть доброжелательно;

• наблюдать за реакцией собеседника;

• называть собеседника по имени;

• спрашивать, ясно ли изложенное.

Слушающий

• Взглядом, мимикой показывать внимание, интерес;

• не перебивать;

• попросить уточнить.

Учитель. Привычка запоминать и правильно называть имена своего собеседника, друга - один из секретов доброжелательных отношений. Некоторые люди не хотят тратить время на то, чтобы запечатлеть имя в своей памяти. А ведь это один из простых способов завоевать расположение окружающих. Как это сделать? Услышав чье-то имя, надо произнести его про себя. Затем в беседе употребить еще раз. Можно дома занести имя в записную книжку. Ведь кто-то обладает зрительной памятью, а у кого-то она - слуховая.

Человек как настоящий актер: в день играет множество ролей. Не задумываясь об этом, мы бываем и покупателями, и пассажирами, прохожими, зрителями.

4. Разыгрывание ситуаций.

Ситуации:

1) пассажир такси просит передать плату за проезд;

2) прохожий спрашивает о времени;

3) зритель в кинотеатре просит соседа впереди снять головной убор, так как ему ничего не видно;

4) покупатель интересуется, есть ли необходимый журнал.

Слово учителя. Итак, общаясь друг с другом, мы пользуемся определенными словами-шаблонами. Попробуйте не употреблять их, вы испытаете затруднения в общении.

- Чтобы общение приносило вам удовлетворение, взаимопонимание, чего надо избегать?

Существуют запреты в общении. Избегайте грубых слов, насмешек в адрес собеседника; обидного, презрительного, унижающего тона, угроз.

Если соблюдать эти нехитрые правила, вы станете интересным и желанным собеседником.

Похожие статьи:

Игровая программа для детей младшего школьного возраста

Классный час для младших школьников. Права ребёнка

Игры «Поле чудес» для младших школьников. Разработки

Этикет для младших школьников. Внеклассное мероприятие

Творческая игра для младших школьников 3-4 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2024 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна