Методическая разработка классного часа в начальной школе. Культура общения

Этикет для младших школьников

Цели: отработать формулы речевого этикета, прививать умения пользоваться ими в своем речевом поведении.

Форма проведения: комбинированная.

Ход классного часа

1. Вступительная часть.

Инсценировка отрывка из сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок».

Автор. Странствия привели Утенка в дом, обитатели которого считали себя непререкаемыми авторитетами.

Курица. Умеешь ли ты нести яйца?

Утенок. Нет.

Курица. Так и держи язык на привязи.

Кот. Умеешь ли ты выгибать спину, сыпать искрами и мурлыкать?

Утенок. Нет.

Кот. Так и не суйся со своим мнением, когда говорят умные люди.

Вопросы для анализа:

- Оцените ситуацию. Как объединить собеседников? (Быть равными)

- Как нужно поступить, если вы затронули неподобающую тему? (Сменить тему разговора)

- Что такое «вежливость в общении»? (Это проявление уважения к собеседнику, признание его достоинств)

- По правилам вежливости запрещено шуметь, тревожить окружающих. Где нельзя громко разговаривать и почему?

Читает учитель (или ученик).

В музее, кинотеатре и трамвае

О том, о сем друг другу говорим,

Но часто одного не замечаем,

Что, как в лесу дремучем, мы кричим.

О том, что мы вчера ходили в гости,

Что папа подарил велосипед,

У дедушки к дождю разнылись кости,

А между прочим, дождика все нет.

Пожалуйста, потише!

Тсс... Тсс! Ч-ч-ч!

В какое бы общественное место

Судьба сегодня вас ни привела,

Учтите, никому не интересно

Все знать про ваши личные дела.

Про то, что к вам приехал дядя Коля,

Что кошка утащила пять котлет,

Что вы немножко пошалили в школе,

А маму вызывает педсовет.

Пожалуйста, потише!

Совсем не обязательно кричать!

Ведь вас и так услышат,

Попробуйте все тихо рассказать!

2. Игра.

Цель игры: показать, почему необходимо внимательно слушать собеседника и выполнять правила речевого этикета.

Ход игры: дети становятся в круг. Первый ученик начинает рассказывать какую-нибудь историю, второй повторяет все то, что рассказал первый, и продолжает рассказ и т. д.

Например:

1-й. «Моя кошка делает вот так» (движение рукой, имитирующее почесывание уха).

2-й. «Моя кошка делает вот так» (повторяет за 1-м). «И еще вот так» (прогибает спинку, имитируя потягивание).

3-й. «Моя кошка делает вот так» (повторяет движения за 1-м и 2-м). «И еще вот так» и т. д.

- Что мешало вам внимательно слушать товарищей? (Ответы детей)

3. Формулирование правил речевого поведения.

Учитель. Сделаем вывод, как правильно себя вести при общении слушающему, а как говорящему:

Говорящий

• Говорить спокойно;

• смотреть доброжелательно;

• наблюдать за реакцией собеседника;

• называть собеседника по имени;

• спрашивать, ясно ли изложенное.

Слушающий

• Взглядом, мимикой показывать внимание, интерес;

• не перебивать;

• попросить уточнить.

Учитель. Привычка запоминать и правильно называть имена своего собеседника, друга - один из секретов доброжелательных отношений. Некоторые люди не хотят тратить время на то, чтобы запечатлеть имя в своей памяти. А ведь это один из простых способов завоевать расположение окружающих. Как это сделать? Услышав чье-то имя, надо произнести его про себя. Затем в беседе употребить еще раз. Можно дома занести имя в записную книжку. Ведь кто-то обладает зрительной памятью, а у кого-то она - слуховая.

Человек как настоящий актер: в день играет множество ролей. Не задумываясь об этом, мы бываем и покупателями, и пассажирами, прохожими, зрителями.

4. Разыгрывание ситуаций.

Ситуации:

1) пассажир такси просит передать плату за проезд;

2) прохожий спрашивает о времени;

3) зритель в кинотеатре просит соседа впереди снять головной убор, так как ему ничего не видно;

4) покупатель интересуется, есть ли необходимый журнал.

Слово учителя. Итак, общаясь друг с другом, мы пользуемся определенными словами-шаблонами. Попробуйте не употреблять их, вы испытаете затруднения в общении.

- Чтобы общение приносило вам удовлетворение, взаимопонимание, чего надо избегать?

Существуют запреты в общении. Избегайте грубых слов, насмешек в адрес собеседника; обидного, презрительного, унижающего тона, угроз.

Если соблюдать эти нехитрые правила, вы станете интересным и желанным собеседником.

Похожие статьи:

Классный час для младших школьников. Права ребёнка

Творческая игра для младших школьников 3-4 класса

Этикет для младших школьников. Внеклассное мероприятие

Игры «Поле чудес» для младших школьников. Разработки

Игровая программа для детей младшего школьного возраста

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2023 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна