Классный час для 2 класса
Конспект классного часа во 2 классе
Классный час во 2 классе на тему «Игрушечный город»
Цели: познакомить с историей игрушки; прививать бережное отношение к игрушке, любовь к народной игрушке.
Оборудование: игрушки, выставка книг об игрушках.
Ход классного часа
Вступительное слово учителя
- Невозможно представить ребенка без игрушки. У кого из вас есть игрушки?
(Все дети поднимают руки.)
- А всегда ли были игрушки у детей? Давайте заглянем в историю игрушки.
Из истории игрушек
По ходу рассказа учитель демонстрирует игрушки, о которых идет речь.
- Закройте глаза и представьте, что вы встретились с мальчиком, который живет в Древнем Египте. Он, конечно, станет показывать свои игрушки, как любой мальчик, который хочет с вами подружиться. Как вы думаете, какие? (Мячики, человечков, погремушки.)
В эти игрушки играли дети еще в глубокой древности. Только мячик был не резиновый, а кожаный. Глиняные человечки - это солдатики. В глубокой древности не было еще машин, но у того мальчика был ежик на маленькой тележке с колесиками и привязанной веревочкой.
А что еще было в его ящике с игрушками? Оказывается, в нем можно было увидеть погремушки из орехов, деревянный волчок и куклы младшей сестры. Игрушки - это очевидцы и свидетели времени. По игрушке можно читать историю человечества.
Например, если проследить, как развивалась кукла, то мы увидим, как человек из века в век становился совершеннее. Куклы появились в глубокой древности. Самым старым египетским куклам около четырех тысяч лет. Их вырезали из тонких дощечек, украшали геометрическим узором, а головы - шариками из деревянных и глиняных бус.
Таких кукол обнаружили в египетских гробницах. Интересно, что многие из них не имели ног: в ту пору люди боялись, что игрушка оживет и убежит от умершего хозяина.
Кукла Барби
- Барби - очень популярная кукла среди девочек, и о Барби они могут говорить бесконечно. А ведь появилась она у нас в России совсем недавно - чуть больше десяти лет назад. А «родилась» Барби в Калифорнии в 1959 году, в мае. Это получилось так. У Рут Хендлер, стенографистки американской игрушечной фирмы «Маттел», была дочь по имени Барбара - хорошенькая, как кукла. Это и подсказало Рут идею, которой она тут же поделилась со своим мужем Эллиотом, совладельцем фирмы. Почему бы не выпустить куклу-девушку, веселую и современную?
Разрабатывал образ новой куклы дизайнер Джек Риан. Он подарил ей внешность самой красивой актрисы американского кино Кони Стивенсон и дал имя дочери Хендлеров (Барбара - Барби). Барби была ростом 29 сантиметров, весом 135 граммов. На очаровательной головке красовалась модная прическа «лошадиный хвост», глазки были подведены, а ногти покрыты красным лаком. Модельеры фирмы тут же разработали для нее гардероб в соответствии с последней парижской модой, а ее первой профессией была профессия манекенщицы.
В том же году Барби отправилась на ярмарку игрушек в Нью-Йорк и... не имела там особого успеха. Создатели куклы поняли, что перестарались. Уж слишком она была шикарная. Сшили ей новые платья - точно такие, какие носили хорошенькие американские девушки. Сделали рекламу, чтобы куколку узнали не только в Калифорнии, где она родилась, но и во всей стране. Вскоре Барби стала подружкой множества американских девчонок. Ее популярность росла с каждым днем, тем более что «папы» и «мамы» из фирмы «Маттел» продолжали совершенствовать свое любимое дитя. В 1964 году у Барби стали сгибаться коленки, а в 1967 - руки, затем начала вращаться талия. В этом же году изменилось лицо куклы, особенно похорошели выразительные глазки с длинными ресницами. Тогда же фирма объявила о проведении удивительной акции - обмене старых кукол Барби на новые. Девочки приносили своих игрушечных подружек с «устаревшими» лицами, а взамен получали новых.
Со дня рождения Барби прошло почти полвека. Но интерес к ней не становится меньше. Барби знают во всем мире, и каждые две секунды ее где-нибудь кто-нибудь покупает. Почему? Да потому, что она живет совсем как настоящая девушка.
Барби
Барби - куколка-милашка,
Золотистый завиток.
Платье в белую ромашку –
Ах, как ей оно идет!
Мне тебя на день рожденья
Подарили той зимой.
Сразу стали мы друзьями,
Ты теперь всегда со мной.
Мы в свободные минуты
Говорим с ней обо всем,
Делим радости мы вместе
И грустим всегда вдвоем.
Кукле я сошью наряды,
Бусы, серьги смастерю.
Станет Барби первой дамой,
Средь игрушек на виду.
Дни идут за месяцами,
Но у детства краткий путь.
Барби, куколка-подружка,
Наши игры не забудь!
Налетят метели злые
И с ручьями убегут.
Станут сверстники большими,
Наши дети подрастут.
И однажды в день рожденья
Я в коробку посмотрю...
Барби, куколку-красотку,
Своей дочке подарю.
Автор: Женя Карпова
Физкультминутка
Исполняется танец «Мишка с куклой».
Мишка с куклой
громко топают - 2 р.
Раз, два, три!
И в ладоши
Звонко хлопают - 2 р.
Посмотри!
Мишке весело - 2 р.
Машет мишенька головой.
Кукле весело - 2 р.
Ой, как весело,
Ой, ой, ой!
Солдатики
- Барби - игрушка девочек. А вот солдатики - игрушка для мальчишек. Ну-ка, мальчики, поднимите руку, у кого тесть солдатики? А вот о чем может нам рассказать армия оловянных солдатиков?
(Солдатики расскажут нам о сражениях всех веков и народов.) (Ученик читает стихотворение В. Кремнева «Оловянный солдатик».)
Солдатик оловянный,
Мой неизменный друг,
Ты стал какой-то странный.
Что приключилось вдруг?
Поведал воин славы:
- Признаться, старшина,
Мой повелитель главный,
Противна мне война!
А с нею танки, пушки.
В расплавку их пора...
Я вижу - то игрушки,
И знаю, что игра.
Но повторяю снова
И снова, старина...
Претит само мне слово
Зловещее - «война»!
Патронов спрячь обоймы,
Мой убери мундир.
Давай играть с тобою
Не в войны - в добрый мир!
- В истории человечества было множество войн, изобреталось оружие, а это значит: взрослые изобретали для своих детей игрушечное оружие. И мне тоже хочется прочитать стихотворение.
Вредная игра
Мне купили пистолет –
Я мужчина или нет?
Забиваю ствол горошком,
И давай скорей по кошкам
Через форточку стрелять,
А потом в войну играть!
Бах-бах-бах по всем углам –
Бью горохом по «врагам»:
По матрешкам и по книжке.
По сестренкиному мишке,
По игрушкам, по портрету,
Бах-бах-бах: в утюг, в конфету!..
Вдруг - икона предо мной,
На иконе - лик родной...
И подумал я, друзья:
«Разве можно так? Нельзя!
По живым и по игрушкам:
Кошкам, мышкам и зверюшкам –
Разве хорошо стрелять?
Даже в шутку убивать?!»
Пистолет я опустил,
Бросил его где-то...
«Господи, - сказал, - прости
Ты меня за это!»
С той поры я ни в одну
Не стрелял матрешку.
Не играю и в войну,
Даже понарошку!
Автор: Е Санин
- Мальчики, о чем стоит задуматься после прочтения этого стихотворения?
(Выслушиваются высказывания детей.)
Разные игрушки
- А о чем нам могут рассказать механические игрушки?
(Эти игрушки нам расскажут, что человек с веками становился умнее, изобретательнее.)
- А еще есть игрушки воспитатели и учителя, наставники... Как ты думаешь, что это за игрушки?
(Я думаю, это погремушки, пирамидки, кубики.)
- Правильно. Эти игрушки знакомят малышей с понятиями формы, цвета, величины, с числами, развивают движение и слух. А вы можете назвать спортивные игрушки?
(Конечно. Это мячи, скакалки, обручи.)
- Да. Они развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. А конструкторы и головоломки - интеллект и воображение. А еще есть игрушки очень дорогие, и продаются они не в игрушечном магазине, а в художественных салонах. Они создаются настоящими мастерами-художниками и становятся произведениями искусства.
Народные игрушки
- Что же такое народная игрушка? Народные игрушки - это не те, которые создаются целыми партиями на фабриках и заводах. Первую народную игрушку сделал еще древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из оставшейся глины сделал дочке куклу, чтобы не плакала. И еще тот, кто, сделав себе большое копье, изготовил маленькое копье для сынишки и куклу из щепочки дочке. А сын и дочь выросли и сделали такие же игрушки своим детям. И пошло...
Правда, многие народные игрушки сначала были вовсе не для игры. Глиняные свистульки и деревянные дудочки делали, чтобы отгонять злых духов. Той же цели служили и погремушки. Узоры тоже рисовали не для красоты, а в качестве магических знаков. Кукла была изображением богини, а образ коня связывался с солнцем. Но со временем грозные свистки, гремящие шары, суровые богини превратились в веселые свистульки, утешительные погремушки и в нарядных кукол, а магические знаки стали просто красивыми узорами. Такими они и дошли до наших дней. В России самой распространенной народной игрушкой считают... Отгадайте!
Матрешка
Алый шелковый платочек.
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука
В деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может - три, а может - шесть.
Разрумянилась немножко
Это русская... (матрешка).
Мы матрешки, мы подружки.
Утром рано мы встаем,
Вшестером поем частушки
И танцуем вшестером.
Никогда мы не скучаем:
Шесть у нас платочков есть,
Чашек шесть у нас для чая
И салфеток тоже шесть.
И кроваток нам не нужно,
Потому что в час ночной
Спим мы вместе, спим мы дружно,
Спим мы все одна в другой.
- Матрешка - знаменитая русская игрушка, которая родилась уже более ста лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Но кукла эта была японцем - сердитым на вид узкоглазым стариком. Малютин переодел куклу в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передничек. Нарисовал ей круглые голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей - старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.
Матрешка на окошке
Под ярким сарафаном,
И вся семья в матрешке
Как в доме деревянном.
Открой - увидишь чудо:
Матрешенька-детеныш.
А там еще! Откуда?
А там опять... Найденыш.
Умыты ручки, ножки,
У каждой у матрешки
Поглажены сапожки...
Поют матрешки в хоре,
Живут, не зная горя:
И дружно, и счастливо,
И весело на диво.
- Игрушки не перестают удивлять, они полны сюрпризов и неожиданностей. Не зря игрушку изучают такие серьезные науки, как история, педагогика, искусствоведение...
А сколько снимают про игрушки фильмов, пишут пьес, музыкальных произведений и книг! Одна из таких книг перед вами, называется она «Я познаю мир. Игрушки». Эта книга познакомит вас с историей игрушки во все времена.
(Учитель знакомит детей с этой книгой, а также, по возможности, и с другими книгами об игрушках. А затем читает сказку.)
Сказка «Жил игрушечник Бартрам»
Жил на свете один добрый человек, который придумывал, мастерил и изучал игрушки. Звали его Николай Бартрам. Он был фантазером, сказочником, чудаком и еще, как ни странно, известным ученым. Многие взрослые улыбались, глядя на него: «Ну и наука - в игрушки играть!» Но он отвечал: «Игрушки - это очень серьезное дело». Он верил, что кукла Варя может превратиться в прекрасную принцессу или стать злой феей; он верил, что оловянный солдатик был доблестным воином, а плюшевый медвежонок когда-то бродил по лесным неведомым дорожкам.
Бартрам всю жизнь играл и не только верил в разные истории об игрушках, но и сам их сочинял. С рюкзаком за спиной он бродил по городам и селам, лазил по чердакам и подворотням. Собирал часто безногих и безруких кукол, чинил их, шил им новые платья, подбадривал и утешал их. А они рассказывали ему о себе необычные и неожиданные вещи, которые ни за что не сообщили бы другим взрослым.
Бартрам говорил: «Изучая игрушку, можно узнать историю человечества». Взрослые при этом пожимали плечами и отвечали: «Если хочешь изучать историю, читай книги. Зачем же лазить по чердакам и подворотням?» Но Бартраму язык игрушек казался интересней. А узнать он от них мог не меньше, чем из учебника истории.
«Вот знакомый всем мяч, - говорит Бартрам. - Мяч - это самая древняя и любимая игрушка и больших и маленьких. Ты, конечно, знаешь много игр с мячом. Но, наверное, не знаешь, что у детей, которые жили две тысячи лет назад, были такие же игры, как у тебя. Разве что немного другими были правила. И мячи отличались от твоего. В древности не было звонких резиновых мячей. Мячи делали из кожи и набивали травой, шили из тряпок, плели из веревок и вытачивали из дерева. Конечно, если такой мяч попадет по лицу, только мужественный человек найдет в себе силы засмеяться, а не заплакать.
А еще в древности, как рассказывает Бартрам, любили играть в куклы. Правда, они мало походили на современных. Это были грубые чурбанчики, к которым иногда приделывали руки и ноги из тонких палочек. Ты, наверное, сначала и не понял бы, что это за странное существо.
Если ты сохранишь свои игрушки, они когда-нибудь расскажут о тебе и о твоем времени мальчишкам и девчонкам, которые будут играть в электронных роботов и межпланетные корабли. Так считал Бартрам и доказывал это.
Конечно, не всех удалось убедить в том, что изучение игрушки - это дело важное и необходимое. Бартрама давно нет на свете. Он умер больше 80 лет назад. Но он создал музей игрушек, а помогли ему люди, которые любили детей и детские игрушки.
Вот такая сказка о добром и замечательном человеке, игрушечнике Бартраме.
Если вы когда-нибудь будете в старинном русском городе Сергие- вом Посаде, посетите тот самый музей игрушек, который создал Николай Бартрам. В нем хранятся игрушки разных времен и народов. Если вы придете в этот необыкновенный музей, его научные сотрудники покажут игрушки, в которые играли дети много веков назад и в которые играют сейчас. Там находится большая коллекция погремушек. Как и сегодня, погремушка - это первая игрушка ребенка, она была еще в древности. Но погремушки тогда имели и иное назначение: сохранилось поверье, что шумом они отгоняли злых духов и тем самым оберегали малышей. В этом музее вы увидите кукольный домик с кукольной посудой и мебелью и подумаете о девочке, которая жила очень давно и играла в такой домик: расставляла мебель, раскладывала посуду и нянчила свою куклу. В этом музее хранятся музыкальные игрушки. Одна из них называется «Концерт обезьян». Много здесь игрушек из глины, дерева, серебра, слоновой кости, цветного стекла и папье-маше. Такую коллекцию игрушек собрать было нелегко, ведь во все времена считалось, что игрушки не представляют никакой исторической ценности, и их, как правило, не берегли. Сломанные игрушки часто выбрасывают, а когда дети вырастают, куклы куда-то уходят из наших домов. Были целые эпохи, которые не сохранили игрушек. И это очень обидно, потому что, как вы поняли, они могли бы рассказать много интересного о жизни и увлечениях людей.
Мягкие игрушки
- Мы еще не поговорили о мягких игрушках. У некоторых детей есть целая коллекция таких игрушек. А все началось с одного маленького плюшевого медвежонка.
Мишка появился на свет в Германии в декабре 1901 года. Его «мамой» стала мастерица игрушек Маргарет Штайф. Ребенком Маргарет перенесла тяжелую болезнь и стала инвалидом. Она не могла Участвовать в шумных играх живущих по соседству детей, поэтому любимым ее занятием было шитье. Родители девочки владели небольшим ателье, и им очень нравилось увлечение дочери. Как-то раз мама
принесла ей разноцветные лоскутки, и Маргарет сшила маленького тряпичного слоника. Он был таким симпатичным, что мама решила выставить игрушку в витрине ателье. Симпатичный слоненок привлекал внимание всех прохожих. А дети не хотели отходить от витрины ателье и со слезами на глазах требовали у родителей такую же игрушку. Увидев такой интерес, родители Маргарет решили наладить пошив мягких игрушек. И вскоре за стеклом витрины появились симпатичные зверята, сшитые из разноцветных лоскутков. Зайчики, котята, щенята, цыплята - кого там только не было! Но медвежата почему-то еще не появились. Плюшевого медвежонка придумал двоюродный брат Маргарет Ричард. Он закончил художественную школу и целыми днями пропадал в зоопарке, делал рисунки разных животных, искал персонажей для новых игрушек. Однажды он увидел маленького медвежонка. По его рисунку и сшили первого игрушечного медвежонка из лоскутков плюша.
Но на этом история не закончилась. Оказалось, что примерно в это же время в далекой заморской стране Америке тоже сшили игрушечного медвежонка, и в Америке не знали ничего про немецкого. Но вот что интересно: обоим мишкам дали одинаковые имена. Как же их назвали? Обе игрушки назвали Тедди в честь тогдашнего американского президента Теодора Рузвельта. И это не шутка. Дело в том, что в один из своих выходных президент США Теодор Рузвельт отправился на охоту. А местные власти, желая угодить президенту, накануне поймали медвежонка и привязали его к дереву прямо на пути Рузвельта. Но американский президент возмутился такой жестокостью и не стал стрелять в беззащитного малыша. Об этом случае узнали во всем мире. Поэтому плюшевых медвежат, не сговариваясь, и в Америке, и в Германии назвали в честь Теодора Рузвельта - Тедди.
Каких только медведей не выпускали в начале XX века производители игрушки: с пищалками в животе, с механическими устройствами, всех цветов и размеров. Ну а немецкая фирма «Штайф», прославившаяся благодаря незатейливому мишке, первая освоила выпуск мягких игрушек из плюша и бархата в виде различных животных: кроликов, собак, кошек и других пушистых любимцев.
Рассказы детей о своих игрушках
- А какие забавные истории и случаи вы можете рассказать про свои игрушки?
(Дети берут свою любимую игрушку и ведут о ней разговор: как ее зовут, при каких обстоятельствах она появилась в доме и т. д.)
Подведение итогов
Ведущий. Как хорошо будет, если вы сохраните любовь к своим игрушкам, о которых вы сейчас рассказывали, на всю жизнь-
И даже когда игрушка становится старой и ломается, хороший хозяин никогда ее не обидит и не выбросит. Ведь мы, взрослые, знаем, что только дети умеют уберечь свои игрушки. Ведь рядом с игрушкой - большой, сильный, любящий ребенок. Игрушка счастлива с таким хозяином, она чувствует себя в безопасности. Ее любят, а что может быть сильнее вот такой любви...
Моя любимая игрушка –
Это не свинка, не рыбка, не хрюшка.
А всего-навсего толстое брюшко –
Так называю я жабку мою,
Мягкую, влажную, плюшевую.
Автор: Серена Кручфилд, 11 лет
К тому же игрушки - друзья, которые никогда не обманывают. Они всегда рядом с кроватью, и стоит их только взять в руки - на душе сразу становится легче. Кажется, что они все понимают, и если бы могли говорить, то сказали бы тысячу ласковых слов. И хотя они молчат, вы чувствуете, как они улыбаются вам в темноте. Потому что, в отличие от людей, всегда помнят ту любовь, которую дарите им вы, дети, и всегда ее возвращают.
Дополнительный материал для учителя
Загадки
Вот игра теперь для вас –
Стихи-загадки прочту сейчас.
Я начну, а вы кончайте –
Хором дружно отвечайте.
Он с бубенчиком в руке,
В сине-красном колпаке.
Он веселая игрушка,
А зовут его... (петрушка).
Вот упрямый человек!
Не заставишь лечь вовек!
Уложили... Глянь-ка!
Встал уж... (ванька-встанька).
Серый байковый зверушка,
Косоглазый, длинноушка.
Ты морковку ему дай-ка!
Вот обрадуется... (зайка).
Он и стройный, и красивый,
У него есть хвост и грива.
Но скакать не может... Жалко!
Лишь качает... (конь-качалка).
Бочку за бочкой
Тянут из мешочка.
Интересно все же, кто
Победит сейчас в... (лото).
Красные щечки,
Пестрые платочки,
Хлопают в ладошки
Веселые... (матрешки).
Стреляет, как пушка,
Игрушка... (хлопушка).
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела,
В пестрой юбке танцовщица.
Музыкальная... (юла).
Вот и ярмарке конец
Получите леденец! (Петушки на палочке.)
Любимой игрушкой крестьянских детей были кони. Конь в то время у людей вызывал огромное уважение. И этот образ для них был связан с солнцем. В старину солнце на Руси называли «колесом». От него и произошли слова «колесница», «кони». Люди считали, что солнце по небу передвигается на огненной колеснице, в которую запряжены крылатые кони. На крышах изб в деревне и сейчас можно увидеть деревянного конька, который смотрит на восток, откуда появляется солнце. Он как бы встречает, приветствует его. И это означает, что все жители дома ждут его и рады ему. А деревенские мальчишки и девчонки скакали на конях-качалках или просто на палке, на которую была надета вырезанная из дерева голова лошади. И громко радовались этой «солнечной» игрушке.
Когда пришел 1812 год, конь стал главной игрушкой и у городских ребят. Шла война с Наполеоном, и кони мчали воинов на суровые битвы. Дети скакали на игрушечных конях, размахивая игрушечными шашками. Оловянные, деревянные и бумажные солдаты сражались на столах. В то время появилась даже кукла Наполеон.
Среди твоих игрушек вряд ли можно увидеть коня, а если даже он и есть, то не занимает такого почетного места, и ты понимаешь, что к солнцу он не имеет никакого отношения, а передвигаться удобнее на машине, поезде, самолете. Вот и куклы твои разъезжают в гости друг к другу на заводных машинках, а может быть, по игрушечной железной дороге, где ты сам работаешь стрелочником или машинистом. Потому что ты живешь во времена технического прогресса, а окружают тебя механические машины, луноходы и космические ракеты.
Похожие статьи:
Конспект классного часа: Посиделки с друзьями, 2 класс
Конспект игрового классного часа для 2 класса
Нет комментариев. Ваш будет первым!