Игровое и театрализованное представление в 3 классе
Театрализованно-игровой вечер в начальной школе, 3 класс
«Починки» - праздник будничного женского труда для младших школьников
Действующие лица
Ведущая
Пять девушек
Место для проведения мероприятия следует оформить в виде деревенской избы. В ней должны обязательно присутствовать предметы деревенского быта. Если же при школе есть небольшие выставки народного творчества, предметов домашнего обихода, одежды и т. п., это значительно облегчает задачу, - можно позаимствовать экспонаты оттуда. В другом же случае необходимо привлечь ребят к оформлению декораций, места выступления.
Уместна здесь и выставка детского прикладного творчества школьников: шитье, вязание, плетение и т. п.
Длинная лавка, на которой расположились девочки в русских народных костюмах. Они чинят одежду, вышивают, шьют. Тут же на лавке, рядом, раскрытые шкатулочки, корзиночки с предметами рукоделья. Выходит ведущая праздника в русском народном костюме. На фоне приглушенной музыки (русской народной мелодии) ведущая рассказывает о происхождении праздника.
Ведущая. Латание дыр в одежде - «Починки» - устраивали по русскому обычаю 16 февраля, после Сретенья, которое отмечали 15 февраля. Считалось, что в это время встречались Зима с Весною в честном поединке. Дабы помочь матушке Весне одолеть надоевшую всем Зиму, устраивались импровизированные поединки, кулачные бои между мужчинами, парнями: стенка на стенку, деревня на деревню. Те, кто помоложе и послабее был, брали выстроенные снежные крепости. После таких состязаний хозяйкам приходилось срочно «починять одежку»: оторванные воротники да рукава к тулупам пришивать, «порватые» кафтаны чинить, латки на штаны накладывать, пришивать недостающие пуговицы. А заодно перед весной надо было перебрать и пересмотреть всю зимнюю, осенне-весеннюю одежку, подготовиться к смене погоды.
Вроде бы совсем обычное, довольно будничное женское дело - штопанье и латание дыр. Но предки наши из всего умели праздник сделать. А что для праздника надо? Собраться вместе, повеселиться, угоститься да развлечься. Так, немного, чисто по- женски. Какие развлечения были у женщин в те домостроевские времена, когда семейный очаг, обустройство быта были главным смыслом всей их жизни? Например, погадать, приворожить любимого, заговорить недоброе, отвести беду от себя и своих близких и тому подобное. Про дело, конечно, тоже не забывали: за неторопливым разговором, душевной песней мелькали в проворных женских руках иголки...
Таким вот образом и возник своеобразный праздник женского труда - «Починки». Слово «починки», как вы уже, наверное, догадались производное от слова «чинить», «починять».
Готовились к этому празднику задолго. Хозяйки собирали в течение года и бережно хранили в своих ларцах и шкатулочках разные предметы, хоть как-то пригодные для рукоделия. Яркие лоскутки, тесьму, ленты, бисер и тому подобное. Собиралась и старая, непригодная для ношения одежда, из которой потом делали небольшие коврики: резали на полоски, плели из них разноцветные косички, сшивали. Получался пестрый, веселый коврик, который стелили на лавки и полы...
Хотите, ребятки, посмотреть да послушать, как праздник этот праздновали? (Дети отвечают.) Ну что ж, смотрите да слушайте...
Сцена 1
Ведущая. Собрались наши девицы кто с шитьем, с вышивкой, а кто с починками. Иголка мелькает в быстрых, умелых руках, плавно и печально льется песня...
Не отрывая глаз от своих работ, девушки исполняют рус. скую народную песню «Не одна во поле дороженька». После окончания песни одна из девушек обрывает нить, убирает в шкатулочку иголку, расправляет свое рукоделие, любуется.
1-я девушка (Марья). Папаня вон вчера всю рубаху-то изорвал, живого места не осталось, а я ее починила, лучше новой стала.
Девушки отрываются от своих работ, разглядывают рубаху.
2-я девушка (Фрося). Ай да Марья, залатала так искусно, рубаха будто новая, будто и не ношена вовсе...
3-я девушка (приговаривая, вновь склоняется над своей работой). Не носить плаченого, не видать злаченого. Ныне - в рубахе простой, а завтра - что у царевны самой.
Выходит ведущая, обращается к девушке, занятой починкой верхней одежды.
Ведущая. Расскажи-ка, Настенька, а чем ты занята?
4-я девушка (Настя). Латку на телогреечку ставлю, поистерлась немного. Сейчас подлатаю, еще одну зиму поносить можно. А под латку копеечку заветную схороню, потом зашью крепо-накрепко. Придет времечко, и на счастье найдется эта копеечка...
Ведущая (продолжая рассказ). Когда наставал черный день, ощупывали кафтаны да телогрейки, извлекали денежки, которые бывали очень кстати: выручали семью - ведь раньше копейка была дорога.
Ведущая присаживается с краю, на скамейку, наблюдая за работой девушек.
4-я девушка (взглянув на работу своей подруги). По- смотрите-ка, Фрося из маленьких лоскуточков исхитрилась одеяло какое сшить! Вот красота-то...
Девушки рассматривают работу подруги: одеяло из разноцветных ярких лоскутков.
5-я девушка (обняв Фросю). Фрося у нас тоже мастерица искусная, такое смастерит, - ни у кого подобного в округе не сыщешь...
Фрося (зардевшись). Да ладно вам, девоньки, сглазите еще...
Девушки разом стучат по деревянной скамье, приговаривая: «Тьфу, тьфу, тьфу!» Потом вновь склоняются над своими работами, поют русскую народную песню «У реки». После песни приглушенно звучит мелодия.
Ведущая встает со скамьи.
Ведущая. Где девушки и женщины собирались, там непременно и песня звучала. А как же иначе, какой праздник без хорошей, задушевной песни?! Какие песни певали раньше? Про жизнь нелегкую, про мать, отца, про женскую долю горькую да про суженого, милого дружка...
Сцена 2
Ведущая. Вот и сейчас, шьют девицы-красавицы и спрашивают у иголочки, что в руках так и мелькает. Авось, иголочка что и укажет да поможет милого к себе покрепче привязать...
1-я девушка (шьет и приговаривает). Иголка-сестричка, покажи мне личико суженого. Перед кем явлюсь не в латаном, а в сосватанном?
2-я девушка. Иголка, иголка, на кого буду шить, кого буду любить?
3-я девушка. Иголка, иголка, справно сшивай, синичкой Летай, от меня да к милому, крепко-накрепко, долго-надолго связывай!..
Ведущая (продолжая рассказ). От сосредоточенности на зеркальной поверхности иглы и от монотонной работы девицу впадали в особое состояние, в котором их «посещали» видения А так как думали они о женихах, вот и являлся им суженый на кончике иглы. С какой стороны сватов ждать, вычисляли очень просто. Надо только было лишь отследить момент, когда возникал образ суженого, на каком этапе вышивания.
Ведущая берет у одной из девушек пяльцы с вышивкой крестом, показывает зрителям.
Ведущая. Концы креста символизируют север - юг - запад - восток. Стежки узора же задают направление, откуда будут засланы сваты.
Не обходилось и без гадания. Соберутся, бывало, девушки и ну судьбу свою пытать...
Сцена 3
Ведущая вновь садится на скамью. Одна из девушек откладывает свое шитье в сторону, потянувшись «с усталости», обращается к подругам.
4-я девушка. А что, девоньки, не погадать ли нам?
5-я девушка (оживленно). И то правда, заработались совсем...
Берет свою шкатулочку, высыпает из нее содержимое, девушки отбирают по одной вещице, показывают зрителям, затем, приговаривая, заворачивают в бумагу и кладут обратно в шкатулку.
1-я девушка (показывая иголку).
Брякнула иголка во ящичек,
Полно, иголка, шить на батюшку,
Пора тебе, иголка, шить на подушку.
Кому же мы споем,
Тому добро,
Кому вынется,
Тому сбудется.
2-я девушка (показывает жемчужину).
Жемчужина окатная, слава!
До чего тебе докатываться.
Пора тебе вон выкатываться,
Князьям и боярам на шапочку!
3-я девушка (в руках у нее колечко).
Покачу я колечко кругом города, слава!
А за тем колечком сама пойду, слава!
Я сама пойду, до милого дойду, слава!
4-я девушка (показывает бусы).
За рекой мужики живут богатые,
Гребут жемчужины лопатами.
Кому вынется –
Тому сбудется,
Не минуется.
Далее закрывают шкатулку, несколько раз встряхивают ее. Затем девушки считаются, кому первой вытягивать.
Девушки (хором).
Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку,
Кто ее возьмет –
Тот и вон пойдет...
Девушка, которой выпало первой тянуть, в волнении закрывает глаза и с опаской запускает руку в шкатулку, вытягивает осторожно бумагу, разворачивает ее.
Если выпадает иголка, девушки восклицают: «К замужеству», гадавшая радостно хлопает в ладоши. То же самое предсказание ожидает девушек, вытащивших из шкатулки жемчужину и кольцо.
Ту, которой достанется нитка жемчужных бус, ждет в будущем большое богатство. Ну а та девушка, которой ничего не досталось, вздыхает грустно и приговаривает.
Девушка.
За квашней сижу,
Пятерней вожу,
Еще посижу,
Еще повяжу...
Ну что ж, оставаться мне пока в девках, с папенькой да маменькой!..
Потом, повеселев, притопывая, задорно поет плясовые припевки, далее к ней присоединяются подруги. Они исполняют русские народные частушки с движениями.
ЧАСТУШКИ
Плясать пойду,
Головой тряхну –
Своими серыми глазами
Завлекать начну.
Ой, топни нога,
Не жалей сапога,
Тятька новые сошьет
Или эти подошьет.
Чай пила,
Самоварничала,
Всю посуду перебила –
Накухарничала!
Прялку продам,
Веретенушко продам,
Гармонь куплю –
Плясать пойду!
Шила милому кисет,
А вышла рукавица.
Пришел милый, похвалил:
Какая мастерица!
Шила милому кисет,
Пока мамы дома нет,
Маменька за скобочку,
Кисетик я - в коробочку!
Вышивала я платок,
Золотые коймы,
Вышивала, говорила:
«Люби, милый, помни!»
У меня на сарафане
Косолапы петухи.
Я сама не косолапа –
Косолапы женихи!..
Я надену бело платье,
Стану лебединочка.
Полечу я в ту сторонку,
Где мой ягодиночка.
Я у маменьки одна,
Работушкой замаена.
Замаена, замучена,
Работать научена.
После исполнения частушек девушки рассаживаются на лавках.
Ведущая (встав со скамьи, продолжает свой рассказ). Бытовало поверье: если кто-то из женщин 16 февраля никому из близких ничего не зашил, не починил, весь год одежка домочадцев будет рваться, трещать по швам, казаться неприглядной. Так что отметиться с иголкой надо было во что бы то ни стало.
После того как с починкой одежды было закончено, полагаюсь обязательно отведать пирогов с грибной начинкой, в которых среди однородной массы непременно попадался один целенький грибок.
Когда хозяйка закладывала его внутрь кулинарного изделия она заговорное слово произносила:
«В ухоронушке постой, мальчик-серенький кафтанчик, красная шапочка. Кто тебе добудет, тому с тобой прибудет».
Пирожки ели медленно, осторожно. Той, кому попадался целенький гриб, скоро должно было повезти с женихом или нежданным наследством...
Вот он, какой этот праздник - «Починки»...
Звучит русская народная мелодия. Девушки-рукодельницы с поклоном, одна за другой поочередно демонстрируют свои работы и уходят. Звучит музыка Б. Карамышева «Хоровод». Участники фольклорного ансамбля исполняют хороводный танец.
Ведущая продолжает праздник.
Ведущая. Сызмальства девочек приобщали матери по хозяйству в доме управляться: за порядком следить, детей младших нянчить, стряпать, рукодельничать.
Мне бы хотелось узнать, а наши девочки - так ли они проворны в ведении хозяйства, как в учении? Ни для кого не секрет, что они учатся лучше, да и намного прилежнее мальчиков. А начнем с самого простого. Ну-ка, девицы-красавицы, какие русские народные пословицы или поговорки вы знаете о рукоделии?
Если девочки затрудняются с ответом, на помощь им могут прийти мамы, бабушки, приглашенные на праздник в качестве гостей.
Пословицы и поговорки:
• Кроить не шить, после не распорешь.
• Не бывает скуки, коли заняты руки.
• Семь раз отмерь - один раз отрежь.
• Не игла шьет, а руки.
• Как шьется, так и носится.
• К большому терпению придет и умение.
• Длинная нитка - ленивая швея.
• Шить не сошью, а распороть сумею.
• Крой да песни пой, шить станешь, наплачешься.
Ведущая (в руках у нее шкатулка). В моем ларце заветном много чего есть для рукоделия: тут и пуговицы, и нитки, иголки есть, тесьма кружавчатая да лоскутки для латок, заплаток разные- А вот здесь (показывает на большую плетеную корзинку) одежка разная, которую надобно починить.
Ну-ка, кто из присутствующих здесь девочек хочет умение свое показать да мастерство?
Игра «Почини одежду»
По желанию выходят девочки. За определенное время одна должна пришить оторванную пуговицу к кофточке; другая зашить дырку, третья - поставить заплатку и т. д. В образовавшуюся паузу ведущая загадывает зрителям загадки об одежде, предметах рукоделия.
Русские народные загадки:
Конь стальной,
Хвост льняной. (Иголка с ниткой.)
Маленький Данилка
В петелке удавился. (Пуговка.)
Весь мир одевает,
Сама нагишом. (Иголка.)
Пять чуланов,
Одна дверь. (Перчатка.)
Десять мальчиков,
У каждого свой чуланчик. (Перчатки.)
Утка ныряла, ныряла -
И хвост потеряла. (Шьют иголкой.)
Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомых встречу,
Соскочу - привечу. (Шапка.)
Далее девочки, участвующие в игре «Почини одежду», демонстрируют свои работы.
Ведущая (оценивая работы). Ну-ка, ну-ка, посмотри^ Ай да молодцы, мастерицы вы, девочки, просто превосходные!
Ведущая обращает внимание зрителей на выставку прикладного искусства, комментирует каждую из работ. Или э/се каждый из участников выставки сам рассказывает о своем «экспонате»: вязанье, вышивке, шитье и т. д. Далее ведущее предлагает подвижную игру.
Игра «Кто быстрее пришьет»
Формируются две команды с одинаковым количеством игроков. Участники игры на скорость должны «пришить» всех членов своей команды друг к другу. Вместо иголки используется маленькая ложка, к которой привязана нитка (бечевка). «Пришивать» можно через ремень, лямку, петлю и т. п.
Ведущая. Да, золотые руки у наших маленьких рукодельниц. В народе говорят: «Мастерами не рождаются, ими становятся».
Некоторые из наших мастериц научились своему мастерству в кружках, а многие переняли опыт и умение у своих милых и дорогих мам и бабушек. И сейчас они продемонстрируют работы своих мудрых наставниц.
Под музыку выходят девочки в одежде, сшитой или связанной руками мам или бабушек. Ведущая комментирует каждую из работ.
В заключение праздника - слово ведущей и приглашение на чаепитие.
Ведущая. Вот и подошел к концу наш праздник, праздник будничного женского труда. А теперь милости просим к нашему столу: на угощение да чаепитие!
Звучит веселая русская народная мелодия. Праздник продолжается за чаем и угощением.
Похожие статьи:
Творческая игра для младших школьников 3-4 класса
Игры на бумаге для детей 10 лет
Классный час «Правила поведения в гостях», 3 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!