Занятие в средней группе на зимнюю тематику
Конспект занятия в средней группе. Окружающий мир
Тема занятия: Кто дедушка моему папе?
Программное содержание: Формировать у дошкольников представление о членах семьи и своем месте в ней. Побуждать детей называть главных членов в семье. Познакомить с традициями русской семьи. Развивать зрительное и слуховое восприятие. Воспитывать любовь и уважение к близким и родным, желание проявлять о них заботу.
Материал: часы «Времена года». Макет русской избы, скамейки, стол, кочерга, посуда, клубок. Картины «Зима в деревне», «Семья». Семейные детские альбомы.
Ход занятия
Воспитатель предлагает посмотреть в окно. Обращает внимание на первый снег, деревья стоят без своего зеленого наряда, люди надели теплые вещи.
- Все эти приметы подсказывают нам, что наступило новое время года, какое? (зима)
- На наших часах «Времена года» где надо установить стрелочку? (кто-то из детей устанавливает стрелку на синей или белой части часов).
Воспитатель вместе с детьми рассматривает картину «Зима в деревне». Дети сравнивают изображение на картине с реальной картиной за окном (деревья, дорожки, почва, дома, люди). Выявляют, что общего: за окном и на картине дорожки и почва покрыты снегом, на деревьях нет листьев, люди надели теплые вещи. Наступила зима.
- Можно сказать, что на картине изображен наш город? (нет)
- Что напоминает нам эта картина? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что на картине изображена деревня, село)
- Как вы думаете, кто живет в деревне? (ответы детей обсуждаются)
- Мы сегодня с вами отправимся в деревню. Посмотрите, что у меня? (клубок) Этот клубок привел нас в деревню.
Воспитатель вместе с детьми переходит на другую сторону группы, где стоит изба. В избе лавки, стол, печка, посуда, кочерга.
- Раньше, в старину, давным-давно, когда еще не было городов, люди жили в маленьких домиках. В каждом домике жила своя...? (семья). Построит семья дом, а там, значит, и вселяться в него надо. А чтобы семья жила ладно, по-доброму, самый главный в семье брал клубок, выстраивал за собой всю свою семью и заводил в дом.
- Как вы думаете, кто был главным в семье? (ответы детей обсуждаются)
- Чтобы узнать это, мы должны войти в избу. Так раньше называли дом, в котором жила семья. Давайте мы не будем нарушать обычаев наших предков и войдем в дом, взявшись за клубок.
Воспитатель становится первой, за ней выстраиваются все дети и входят в избу, усаживаются на скамейки.
- Давайте посмотрим, кто живет в этой избе?
Дети рассматривают фотографию или рисунок семьи: мама, папа, дети, бабушка и дедушка.
- Старшими в семье всегда считали мужчин. Посмотрите на фотографию и скажите:
- Кто, по-вашему, в этой семье старший и почему? (старший в этой семье дедушка. У него седые волосы, усы.)
- Если бы на этой картине не было бы дедушки, кто был бы старший в семье? (папа этих детей)
- Если бы не было на этой картине ни дедушки, ни папы детей, кто был бы старшим в семье? (сынок этого папы).
- Вы совершенно правы. Так и было в те далекие времена, главным в семье был самый старший мужчина. Иногда все старшие мужчины уходили на войну, в семье оставались женщины и маленькие мальчики, но они считались в семье старшими.
- Как вы понимаете слова быть в семье старшим? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что старших надо всегда уважать.)
- Давайте дадим имена всем мужчинам на этой картине.
- Кто самый младший из мужчин на этой картине, как мы его назовем? (мальчик, мы его назовем Андреем)
- Как мы назовем папу Андрея? (мы назовем папу Андрея Николаем )
- В те далекие времена очень часто можно было услышать такие слова: «меня зовут Сергей, а по отцу Александрович!»
- Когда Андрей вырастет, его будут звать по имени и отчеству. По имени - это понятно. Какое имя у мальчика? (Андрей)
- Но какое же отчество будет у нашего Андрея. Послушайте внимательно, как я говорю: от-чест-во.
- Какое слово вам оно напоминает? (отец)
- Так что нам нужно еще знать? (как зовут отца)
- Как зовут отца, или папу Андрея? (Николай)
- Значит, у нашего Андрея будет отчество какое? (Николаевич)
- Когда вырастет этот мальчик, как его будут уважительно звать? (Андрей Николаевич).
- Но пока он маленький и у него есть папа, которого зовут Николай.
- А кем до этого времени был папа Андрея? (маленьким мальчиком)
- Как вы думаете, кто же был его папой? (вот этот дедушка)
- Какое имя мы дадим ему? (мы назовем его Владимиром)
- Если его зовут Николай, а отца его зовут Владимир, то какое отчество будет у Николая? (Владимирович)
- Кто из вас может назвать папу Андрея по имени и отчеству? (Николай Владимирович)
- Как вы думаете, Владимир кто для нашего Андрея? (дедушка)
- Если полное имя и отчество дедушки Андрея Владимир Иванович, как звали его отца? (Иван)
В конце занятия проводится дидактическая игра «Как меня будут звать, когда я вырасту?»
Дети берут свои семейные альбомы и рассказывают друг другу, как его будут звать, когда он вырастет и почему.
- Когда я вырасту, меня будут звать Сергей Владимирович, потому что моего папу зовут Владимир. И т.д.
Похожие статьи:
Игровое тематическое развлечение в средней группе. Конспект
Вечер развлечений для детей 3-5 лет. Конспект
Театрализованный праздник в детском саду
Тематическое занятие в старшей группе. Американский фольклор
Тематическое занятие для детей средней группы. Венгерский детский фольклор
Нет комментариев. Ваш будет первым!