Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе. Животные зимой
Занятие по ознакомлению детей 4-5 лет с окружающим миром на зимнюю тематику
Тема: Зачем зайчику другая шуба?
Программное содержание: Продолжать знакомить дошкольников с жизнью животных в зимних условиях. Побуждать детей дифференцировать животных по месту проживания, питанию, внешним отличительным признакам. Делать элементарные логические выводы. Развивать наблюдательность, любознательность. Воспитывать заботливое отношение к представителям живой природы.
Материал: магнитная доска и сюжетные картинки для дидактической игры «Что было дальше»: дети, катающиеся на санках; гуляющие в лесу. Дорога, ведущая в лес. Транспорт: автобус, автомобиль, трамвай, троллейбус. Объемные предметы для дидактической игры «Что сейчас происходит в зимнем лесу?»: деревья, пни разной величины. Мягкие игрушки: заяц, ежик, медведь, белочка, Гномик.
Ход занятия
Воспитатель сообщает, что Незнайка приглашает всех детей в гости к Гномику в лес. Дети обсуждают это предложение: какая за окном погода, на чем можно добраться до леса, какие подарки взять с собой Гномику и лесным друзьям?
- На улице метель. Ветер очень сильный. Солнца на небе нет. Пасмурно. Деревья все в снегу. На улице никто не гуляет. Люди одеты очень тепло, натянули шапки и подняли у пальто воротники.
- Можно в такую погоду гулять или отправиться в лес? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что в метель гулять и ходить в гости нельзя)
- Давайте Незнайке объясним, что может случиться, если мы в такую погоду все-таки пойдем в лес:
Проводится дидактическая игра «Что было дальше?»
Воспитатель выставляет на магнитную доску сюжетную картинку. А дети должны описать события, отвечая на вопрос педагога. На столе перед магнитной доской лежат сюжетные картинки, на которых изображены: дети, катающиеся на санках; гуляющие в лесу. Дорога, ведущая в лес. Транспорт: автобус, автомобиль, трамвай, троллейбус.
- На улице началась метель, а дети решили отправиться в гости к Гномику. Оделись, сели в троллейбус и отправились в лес. Что было дальше?
Первое описание событий дает воспитатель.
- Едут дети в троллейбусе, а метель все сильнее и сильнее. Разыгралась настоящая вьюга. Решили дети вернуться, да не могут. Дорогу замело. Стали они на помощь звать. Но никто их не услышал, потому что ветер завывал сильнее и сильнее. Потом кто-то вспомнил, что у Мити есть телефон, позвонили домой его маме. Она вызвала МЧС и нас спасли.
Но предупредили, что в такую погоду лучше оставаться дома.
- На улице началась метель, а дети решили отправиться в гости к Гномику. Оделись, взяли с собой санки, и пошли по дороге в лес. Что было дальше? (дети придумывают продолжение при помощи наводящих вопросов воспитателя)
- Снег перестал идти или нет?
- Кто мог встретиться детям по дороге?
- Кого дети встретили в лесу?
- Кто помог детям вернуться домой?
- Как поступили дети, когда без разрешения взрослых решили пойти в лес?
- На улице началась метель, а дети решили отправиться в гости к Гномику. Оделись, сели в трамвай и поехали в лес. Что было дальше? (дети придумывают продолжение при помощи наводящих вопросов воспитателя)
- На улице началась метель, а дети решили отправиться в гости к Гномику. Оделись и пошли по дороге в лес. Что было дальше? (дети придумывают продолжение при помощи наводящих вопросов воспитателя)
- Незнайка, ты теперь понимаешь, как опасно ходить в лес в такую погоду, да еще без взрослых? Незнайка соглашается с воспитателем и детьми, но задает вопрос:
- Мы с вами вот здесь дома, в тепле. А как же Гномик, как же звери в лесу, в такую метель? Они ведь погибнут?
- Незнайка, и на этот вопрос мы тебе с детьми ответим. Зима приходит к нам каждый год. Это время года наступает сразу после ... какого времени года? (зима наступает сразу после осени)
- Лесные наши друзья знают об этом и готовятся к зиме заранее. Давайте расскажем Незнайке, что сейчас происходит в зимнем лесу:
Проводится дидактическая игра «Что происходит в зимнем лесу?»
Воспитатель расставляет с детьми деревья без листочков, пеньки разной величины. Кое-где раскладывает на веточки и на землю вату вместо снега. Дети вместе с воспитателем оформляют зимний лес и его обитателей из объемных предметов:
- Наступила зима. Все букашки спрятались в кору деревьев, корни пеньков. Голодно стало птицам. И они... что сделали? (улетели в теплые края, где много жучков, мух и других насекомых)
Воспитатель выставляет медведя рядом с большим пнем.
- А вот медведь летать не умеет. Но ему тоже голодно.
- Как вы думаете, почему медведю голодно? (медведь ест малину, ягоду, мед, а зимой этих лакомств нет)
- Как медведь зиму зимует? (медведь делает берлогу и спит всю зиму. А если есть захочет, то лапу сосет).
- Кто из вас поможет медведю сделать берлогу и уложит его спать? (кто-то из детей укладывает медведя рядом с пнем и накрывает сугробом снега)
Воспитатель накрывает маленький пенек ватой, в которой спрятан ежик.
- Догадайтесь, кто еще в лесу зимой спит, вот в этой норке, прикрытой снегом? (ежик)
- А ежик зимой тоже лапу сосет, как медведь? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что зимой ежик, если проснется, то поест заготовленные с осени грибы, ягоды, яблочки)
Воспитатель сажает на дерево или пенек белочку в ярко-рыжей шубке и читает стихотворение:
Хвост пушистою дугой,
Вам знаком зверек такой?
Острозубый, остроглазый.
По деревьям любит лазать.
- Как зовут этого зверька и как он будет зиму зимовать? (это белочка. Она поменяет свою рыжую шубку на серую, чтобы не видна была на деревьях, на которых нет листьев)
- Где будет жить белочка зимой и что кушать? (белочка зимой живет в дупле, которое находится на дереве, и кушает грибы, яблочки, ягоды)
- Кто поможет белочке поменять шубку? (кто-то из детей меняет белочке рыжую шубку на серую)
- Найдите на столе еще лесного жителя, который зимой меняет свою шубку, (ребенок должен выставить зайца)
- Что происходит зимой с этим лесным жителем? (зайчик меняет серую шубку на белую)
- Зачем зайчику нужна новая белая шубка? (чтобы спрятаться от лисы, волка и охотников)
- Кто поможет зайчику поменять шубку? (кто-то из детей меняет зайчику серую шубку на белую)
- Что будет кушать зайчик зимой? (кору деревьев, разгребать снег на полях и кушать морковку, листья капусты)
- Где живет зайчик зимой? (в норке под деревом или кустиком)
Тут Незнайка задает детям вопрос:
- Ребята, теперь я знаю, как звери зимой в лесу живут. А где же наш друг Гномик? Когда мы его видели в последний раз, он готовил свой домик к зиме возле пня. Как же он зиму зимует? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что Гномик живет в норке под пнем. Гномик очень маленький. А зимой он всегда спит, как медведь и ежик. Потому что питается лесными ягодами, фруктами и грибами).
Незнайка теперь понял, что в лес идти нельзя, потому что на улице метель. Да и Гномик спит. Надо подождать, когда придет весна. Незнайка благодарит детей и обещает вернуться весной.
Похожие статьи:
Тематическое занятие для детей средней группы. Венгерский детский фольклор
Вечер развлечений для детей 3-5 лет. Конспект
Игровое тематическое развлечение в средней группе. Конспект
Тематическое занятие в старшей группе. Американский фольклор
Нет комментариев. Ваш будет первым!