Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Родной город»
Занятие по ознакомлению с окружающим миром в средней группе ДОУ
Тема занятия: Эти родные просторы
Программное содержание: Формировать у детей понятия город, область. Познакомить с картой Воронежской области. Побуждать детей делится впечатлениями при рассматривании фотографий. Развивать наблюдательность и зрительное внимание. Воспитывать любовь и гордость к своей малой Родине, городу Воронежу, Черноземному краю.
Материал: фотографии с видами Воронежа, Воронежской области. Карта Воронежской области. Геометрические плоскостные фигуры Дьенеша, фишки, фломастеры.
Ход занятия
Воспитатель собирает детей возле уголка «Родной край» и ведет с ними беседу:
- Как называется город, в котором мы с вами живем? (Воронеж)
- Как называется улица, на которой расположен наш детский сад? (улица Домостроителей)
- Найдите среди фотографий улицу Домостроителей.
- Как вы догадались, что это улица Домостроителей? (на фотографии изображен наш детский сад)
- Кто может объяснить, почему эту улицу так назвали?
- Как называется главная улица нашего города? (проспект Революции)
- Как называлась эта улица раньше? (Большая Дворянская)
- Найдите среди фотографий улицу проспект Революции или Большую Дворянскую.
- Как вы догадались, что эта улица проспект Революции? (на фотографии изображен кукольный театр. Кукольный театр расположен на проспекте Революции).
- Что изображено на этих фотографиях? (лес)
- Ребята, мы с вами очень хорошо знаем наш город. Мы его рассматривали по фотографиям, мы с вами путешествовали на автотранспорте по улицам города. Мы даже конструировали макет нашего района.
- Давайте посмотрим еще раз на этот макет.
- Как мы на него смотрим, сверху вниз или снизу вверх? (сверху вниз)
- Почему, вы решили, что смотрите на макет сверху вниз? (потому что мы выше стола, на котором стоит макет)
- Если мы смотрим на предметы сверху вниз, предметы какими становятся по величине? (маленькие)
- А если мы поднимемся в небо на самолете и посмотрим на наш район, какими предметы станут по величине? (очень маленькие) Очень давно люди поднялись высоко в небо, увидели нашу Землю с высоты (сверху вниз) и решили зарисовать все, что увидели на большом листе бумаги. И назвали этот лист картой.
Проводится дидактическая игра «Зарисуй карту нашего района».
Воспитатель предлагает детям на листе бумаги расположить все объекты района: школу, детский сад, администрацию Советского района, дороги, остановку, дома с помощью геометрических фигур и обвести все фигуры фломастерами. После этого воспитатель с помощью детей наносит на объекты обозначения: А — администрация района, Ш - школа, Д - детский сад, О - остановка и т.д.
Выставляется карта Воронежской области.
- Как вы думаете, что это? (карта)
- Давайте рассмотрим эту карту.
- Что вы видите на карте? (ответы детей обсуждаются)
- Как вы думаете, что это за черные тонкие ниточки по всей карте? (это рельсы для поезда)
- Черные тонкие ниточки - это дороги, по которым проложены рельсы для поездов. Эти черные ниточки-дороги подходят к круглым черным точкам. Черные точки разные по величине: маленькие и вот одна большая.
- Как вы думаете, что могут обозначать круглые черные точки на карте? (города)
- Вот черная тонкая ниточка подошла к маленькой черной точке. Значит, это город. Если черная точка маленькая, то какой впереди город, большой или маленький?
- Тянется черная тонкая ниточка дальше, и вот подошла она к большой черной точке на карте.
- Как вы думаете, какой по величине впереди город? (впереди большой город)
- Этот город нам знаком. В его названии есть слова ворон и еж.
- Догадались, как называется этот город? (Воронеж).
— Все черные ниточки-дороги обязательно ведут к городам. Поэтому мы с вами можем поехать в любой город к своим родным и знакомым.
Проводится дидактическая игра «Мы едем в гости».
Воспитатель предлагает детям поочередно взять фишку и проехать от Воронежа по железной дороге на карте до любого понравившегося города. Когда фишка оказывается в условленном месте, воспитатель читает название города. Дети во время поездки объясняют направление движения поезда:
— Мой поезд выехал из города Воронежа и поехал направо. Теперь он едет прямо по железной дороге. Теперь он едет по мосту через реку и подъезжает к городу ... (воспитатель читает название города - Борисоглебску). И т.д.
— Ребята, обратите внимание, на карте есть и другие тонкие ниточки. Только они совсем не черного цвета.
— Какого цвета эти тонкие ниточки? (голубого, синего)
— Давайте посмотрим, куда ведут эти голубые ниточки? (они ведут к голубым кружкам)
— Что вам напоминают эти круглые голубые кружки? (озеро, море, воду)
— Ну, если голубые круги на карте озера и моря, то что тогда обозначают эти длинные тонкие голубые ленточки? (реки)
— Обратите внимание на цвет самой карты. Какой цвет у этой карты? (есть зеленый цвет, есть желтый)
— Что нам напоминает зеленый цвет карты? (травку, листочки)
— Если мы будем смотреть на наш город сверху вниз и увидим очень много зеленого цвета, как вы думаете, о чем мы можем догадаться? (о том, что внизу лес и много деревьев)
— Что нам напоминает желтый цвет? (солнышко, песок)
— А если мы будем смотреть на наш город сверху вниз и увидим много желтого цвета, как вы думаете, о чем мы можем догадаться? (внизу много песка, мало деревьев)
— Карта нам может очень много рассказать. Посмотрите, на карте есть еще и черные прерывистые черточки. Давайте очень внимательно проследим, как они располагаются. Воспитатель обводит указкой по границе Воронежской области.
— Эта черная прерывистая линия показывает нам, что здесь граница нашей области.
— Как вы понимаете слово граница? Что оно обозначает? (ответы детей обсуждаются)
- Область включает в себя разные города. Один из них - главный город. По территории области протекают реки и проходят автомобильные дороги, железные дороги. Область, как правило, имеет название созвучное названию главного города.
- Есть город Москва. Этот город расположен в Московской области.
- Как называется наш главный город? (Воронеж)
- Кто догадался, как называется наша область? (Воронежская)
- Внимательно подумайте и ответьте на вопросы:
- Как называется главный город в Курской области? (Курск)
- Как называется главный город в Липецкой области? (Липецк)
- Как называется главный город в Тамбовской области? (Тамбов) и т.д.
- Как будет называться область с главным городом Рязань? (Рязанская область)
- Как будет называться область с главным городом Волгоград? (Волгоградская область) и т.д.
- У нашей области есть еще очень интересное название. Оно связано с двумя знакомыми нам словами: черная земля.
- Как вы думаете, почему земля в нашей области очень черная? (ответы детей обсуждаются и подводятся к тому, что в нашей земле мало глины и песка, она очень плодородная)
- Действительно, наша земля очень плодородная, она богата разными питательными веществами. В такой земле хорошо произрастают различные семена.
- Семена каких растений выращивают на наших полях? (пшеницы, овса, подсолнечника, гречихи и т.д.)
- Наша плодородная земля славится не только в нашей стране.
- Как называется наша страна? (Россия)
- Но и далеко за ее пределами можно услышать о Воронежском крае, Черноземном крае.
В конце занятия воспитатель предлагает детям посмотреть фотографии Воронежской области.
Похожие статьи:
Театрализованный праздник в детском саду
Вечер развлечений для детей 3-5 лет. Конспект
Игровое тематическое развлечение в средней группе. Конспект
Тематическое занятие для детей средней группы. Венгерский детский фольклор
Тематическое занятие в старшей группе. Американский фольклор
Нет комментариев. Ваш будет первым!