Конспект НОД в подготовительной группе по ФГОС. Традиции русских людей
Занятие в ДОУ на тему «Во что верили русские люди». Подготовительная группа
Цель: формирование уважительного отношения к традициям русских людей.
Задачи:
— расширять первоначальные представления о вере людей в природные, земные и неземные силы, культовых атрибутах (храм, икона, крест, священные книги);
— воспитывать познавательный интерес к культуре своего народа;
— формировать навыки практического применения информации в игровой деятельности.
Оборудование: письмо, заранее оформленная обложка и листы для самодельной детской книги «Во что верили русские люди», картина В. Васнецова «Богатырская застава», аудиозапись музыки М. Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с выставки», небольшие по размеру картинки-раскраски с контурным изображением русских богатырей, цветные карандаши и фломастеры, аудиопроигрыватель.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, к нам пришло письмо от воспитателя из татарского детского сада. В своем письме она рассказала о том, что в их группе есть много разных книг о жизни русских людей, но нет такой, в которой рассказывается, во что верили русские люди. К кому только воспитатель ни обращалась с просьбой помочь ей найти такую книгу, в которой было бы много картинок и игр по этой теме. Ведь маленькие дети так любят рассматривать
Дети. Да.
Воспитатель. А чтобы книга получилась интересной, я предлагаю сегодня на занятии вспомнить все, что вы знаете о том, во что верили русские люди. Прежде люди верили в различные неземные силы. В какие?
Дети. В домового, лешего, водяного.
Воспитатель. Ребята, а кто такой домовой?
Дети. Это добрый дух, он живет в доме.
Воспитатель. Да, русские люди верили, что в каждом доме на чердаке или за печкой живет добрый дух — домовой. Ребята, а почему наши предки считали его добрым?
Дети. Он следил за порядком, ухаживал за животными, предупреждал о пожаре.
Воспитатель. Русские люди верили в то, что если с домовым поддерживать хорошие отношения (обращаться к нему с ласковым словом, оставлять немного вкусной еды), он будет платить добром за добро (ухаживать за скотиной, помогать содержать дом в порядке, предупреждать о грозящем несчастье). Верили, что он ребятишек бережет, любит с ними играть, шалить. Русские люди всегда с уважением относились к домовому. Как ласково они его называли?
Дети. «Дедушка-суседушка», «хозяинушка-господин». Много песен, сказок, игр придумано о домовом. Предлагаю поиграть в одну из этих игр.
Игра «Аюшки»
На роль Кузи считалкой выбирается ребенок.
Дети. Кузя!
Кузя. Аюшки!
Дети. Где ты был?
Кузя. У хозяюшки.
Дети. Что принес?
Кузя. Оладушки.
Дети. Где они?
Кузя. Под лавочкой.
Дети. Вот чудак! Мы бы оладушки на стол положили да съели. Кузя!
Кузя. Аюшки!
Кузя выглядывает.
Дети. Где ты был?
Кузя. У хозяюшки.
Дети. Что принес?
Кузя. Сапоги.
Дети. Где они?
Кузя. А я на стол поставил и съел, как вы велели.
Дети смеются.
Игру можно повторить 2—3 раза, меняя слова.
Воспитатель. Ребята, о ком мы расскажем на первой страничке нашей книги?
Дети. О домовом.
Воспитатель. Что мы можем поместить здесь?
Дети. Наши рисунки и портреты домового, рассказы о нем, описание игры «Аюшки», песенку про Кузю.
Воспитатель. О ком нам можно рассказать на второй странице книги?
Дети. О лешем.
Воспитатель. Кто такой леший?
Дети. Люди думали, что он живет в лесу, что он там главный.
Воспитатель. Да, русские люди верили в то, что в лесу живет леший, что он там главный, повелевает птицами, зверями. Как русские люди относились к лешему?
Дети. Они оставляли ему на пнях угощения, благодарили за грибы, ягоды.
Воспитатель. Да, наши предки верили в то, что леший не только может «заблудить» в лесу, проказит, пугает людей, но нередко и помогает человеку, особенно если тот его чем-то уважил.
Поэтому они ему на пнях оставляли угощение, благодарили за грибы, ягоды, спрашивали разрешения их собирать. Послушайте сказку о лешем, которую придумали русские люди. Ненастной ночью в избу попросился незнакомец, озябший, вымокший. Мужик пустил его, накормил и спать уложил, а наутро, когда тот ему стал за ночлег деньги давать, не взял, отказался. Прощаясь, прохожий ему сказал: «Пусть коровы ходят в мой лес без пастуха, ни один зверь не обидит».
Как вы думаете, ребята, кто попросился ночевать к мужику?
Дети. Леший.
Воспитатель. Как леший отблагодарил мужика?
Дети. Он стал пасти коров в лесу.
Воспитатель. Как, по-вашему, леший был злой или добрый?
Дети. Добрый.
Физкультминутка «Раз — грибок, два — грибок»
По тропинке леший шел,
На полянке гриб нашел.
(Дети ходят на месте.)
Раз — грибок, два — грибок,
Вот и полный кузовок.
(Приседают.)
Леший охает — устал,
Оттого, что приседал.
Леший сладко потянулся,
(Потягиваются.)
А потом назад прогнулся,
А потом вперед нагнулся
И до пола дотянулся,
(Наклоняются.)
И налево и направо повернулся.
(Делают повороты туловища.)
Леший выполнил разминку
И уселся на тропинку.
(Садятся.)
Воспитатель. Что мы поместим на второй страничке нашей книги?
Дети. Мы можем нарисовать рисунки к сказке, портрет лешего.
Воспитатель. Ребята, в какую еще неземную силу, кроме домового и лешего, верили русские люди?
Дети. В водяного.
Воспитатель. Что можно рассказать в нашей книге о водяном?
Дети. Он был добрым духом, жил в воде.
Воспитатель. Русские люди верили в то, что если к водяному относиться по-доброму (благодарить, ласково с ним разговаривать, оставлять ему угощение), он не порвет сети, не утянет под воду. Наши предки с уважением относились к водяному; много песен, сказок, игр придумано о нем. Предлагаю поиграть в одну из них.
Русская народная игра «Водяной»
Играющие, взявшись за руки, образуют круг. Выбирается водящий — «водяной». Он закрывает глаза и садится на корточки в центр круга. Играющие идут по кругу и произносят:
Дедушка-водяной,
Что стоишь ты под водой?
Выйди хоть на час
И поймай кого из нас!
Затем произносят: «Ночь!» и приседают, а «водяной» с закрытыми глазами идет в любую сторону, стараясь кого-нибудь поймать. Поймав игрока, «водяной» пытается узнать, кого он схватил: ощупывает голову, одежду. Если он узнал пойманного, последний становится «водяным».
Воспитатель. Ребята, можем мы рассказать в нашей книге об этой игре?
Дети отвечают.
Думаю, что она всем понравится.
Кроме неземных сил славяне высоко ценили силы земные. В какие земные силы они верили?
Дети. В силу русских богатырей, которые защищали от врагов родную землю.
Воспитатель. Каких русских богатырей вы знаете?
Дети. Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича.
Воспитатель. О них слагали песни, былины. Что такое былины?
Дети. Это рассказы о подвигах богатырей.
Воспитатель. Да, былины — это рассказы о битвах богатырей, о подвигах, которые они совершили, защищая родную землю. Раньше телевидения не было, как же передавались песни и былины от одних людей к другим?
Дети. Гуслярами.
Воспитатель. Да, ребята, песни и былины передавались из поколения в поколение специальными песенниками — гуслярами. Каким образом они это делали?
Дети. Они ходили пешком от одного города или села к другому.
Воспитатель. Все верно, они ходили от города к городу, от села к селу. Под звуки гуслей гусляры-песенники рассказывали людям о ратных сражениях Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алеши Поповича, силе и славе матушки — России, любви и верности русских людей.
Вывешивается картина В. Васнецова «Богатырская застава». Звучит ! музыка М. Мусоргского «Богатырские ворота» из цикла «Картинки с | выставки».
Послушайте отрывок из былины «Русские богатыри».
Тут все богатыри, все святорусские,
Садились они на добрых коней,
И поехали раздольицем чистым полем...
А со той горы да со высокой
Усмотрел старый казак да Илья Муромец,
А то едут ведь богатыри чистым полем,
А то едут ведь на добрых конях,
И пустился он с горы высокой,
И подъехал он к богатырям ко святорусским,
Рядом с ними встал.
Ребята, предлагаю вам раскрасить картинки с изображением | богатырей и красиво разместить их на следующей странице нашей книги.
Дети раскрашивают небольшие по размеру картинки-раскраски с | контурным изображением богатырей и затем объединяют их всех на странице будущей книги в один коллаж под названием «Богатырское войско».
Ребята, послушайте пословицу о вере, которую мы тоже запишем в нашу книгу «Вера и гору с места сдвинет». Что она означает?
Дети. Вера помогает человеку.
Воспитатель. Она означает, что вера дает силу. Без веры невозможно жить. Все люди во что-то верят. А кто из вас во что верит?
Дети. В солнышко, волшебство, белочек, сказку, радость, Жар-птицу.
Воспитатель. Каждый из вас верит во что-то свое, но все, во что вы верите, можно назвать одним словом — «добро». Все, во что верили русские люди, можно тоже назвать этим словом. Они верили, что добро сильнее зла, что оно всегда побеждает. Вот это красивое слово «добро» мы напишем на последней странице нашей книги, а рядом поместим наши рисунки о том, во что мы верим. Ребята, давайте еще раз рассмотрим странички нашей книги о том, во что верили русские люди.
Воспитатель рассматривает вместе с детьми страницы книги.
Как вы думаете, понравится наша книга воспитателю и детям из татарского детского сада?
Дети. Да.
Воспитатель. Почему вы так думаете?
Дети. В книге много картинок и игр, мы придумали интересные рассказы.
Воспитатель. Я тоже думаю, что наша книга всем очень понравится.
Похожие статьи:
Конспект занятия в подготовительной группе по ФГОС. Жилища русских людей
Занятие по математике в ДОУ для детей. Подготовительная группа
Занятие по математике в ДОУ для детей 6-7 лет
Конспект занятия в подготовительной группе про Детский сад
Конспект занятия по математике в подготовительной группе ДОУ
Нет комментариев. Ваш будет первым!