Классный час для 2 класса

Конспект классного часа во 2 классе

Классный час во 2 классе на тему «Игрушечный город»

Цели: познакомить с историей игрушки; прививать бережное отношение к игрушке, любовь к народной игрушке.

Оборудование: игрушки, выставка книг об игрушках.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

- Невозможно представить ребенка без игрушки. У кого из вас есть игрушки?

(Все дети поднимают руки.)

- А всегда ли были игрушки у детей? Давайте заглянем в историю игрушки.

Из истории игрушек

По ходу рассказа учитель демонстрирует игрушки, о которых идет речь.

- Закройте глаза и представьте, что вы встретились с мальчиком, который живет в Древнем Египте. Он, конечно, станет показывать свои игрушки, как любой мальчик, который хочет с вами подружиться. Как вы думаете, какие? (Мячики, человечков, погремушки.)

В эти игрушки играли дети еще в глубокой древности. Только мячик был не резиновый, а кожаный. Глиняные человечки - это солдатики. В глубокой древности не было еще машин, но у того мальчика был ежик на маленькой тележке с колесиками и привязанной веревочкой.

А что еще было в его ящике с игрушками? Оказывается, в нем можно было увидеть погремушки из орехов, деревянный волчок и куклы младшей сестры. Игрушки - это очевидцы и свидетели времени. По игрушке можно читать историю человечества.

Например, если проследить, как развивалась кукла, то мы увидим, как человек из века в век становился совершеннее. Куклы появились в глубокой древности. Самым старым египетским куклам около четырех тысяч лет. Их вырезали из тонких дощечек, украшали геометрическим узором, а головы - шариками из деревянных и глиняных бус.

Таких кукол обнаружили в египетских гробницах. Интересно, что многие из них не имели ног: в ту пору люди боялись, что игрушка оживет и убежит от умершего хозяина.

Кукла Барби

- Барби - очень популярная кукла среди девочек, и о Барби они могут говорить бесконечно. А ведь появилась она у нас в России совсем недавно - чуть больше десяти лет назад. А «родилась» Барби в Калифорнии в 1959 году, в мае. Это получилось так. У Рут Хендлер, стенографистки американской игрушечной фирмы «Маттел», была дочь по имени Барбара - хорошенькая, как кукла. Это и подсказало Рут идею, которой она тут же поделилась со своим мужем Эллиотом, совладельцем фирмы. Почему бы не выпустить куклу-девушку, веселую и современную?

Разрабатывал образ новой куклы дизайнер Джек Риан. Он подарил ей внешность самой красивой актрисы американского кино Кони Стивенсон и дал имя дочери Хендлеров (Барбара - Барби). Барби была ростом 29 сантиметров, весом 135 граммов. На очаровательной головке красовалась модная прическа «лошадиный хвост», глазки были подведены, а ногти покрыты красным лаком. Модельеры фирмы тут же разработали для нее гардероб в соответствии с последней парижской модой, а ее первой профессией была профессия манекенщицы.

В том же году Барби отправилась на ярмарку игрушек в Нью-Йорк и... не имела там особого успеха. Создатели куклы поняли, что перестарались. Уж слишком она была шикарная. Сшили ей новые платья - точно такие, какие носили хорошенькие американские девушки. Сделали рекламу, чтобы куколку узнали не только в Калифорнии, где она родилась, но и во всей стране. Вскоре Барби стала подружкой множества американских девчонок. Ее популярность росла с каждым днем, тем более что «папы» и «мамы» из фирмы «Маттел» продолжали совершенствовать свое любимое дитя. В 1964 году у Барби стали сгибаться коленки, а в 1967 - руки, затем начала вращаться талия. В этом же году изменилось лицо куклы, особенно похорошели выразительные глазки с длинными ресницами. Тогда же фирма объявила о проведении удивительной акции - обмене старых кукол Барби на новые. Девочки приносили своих игрушечных подружек с «устаревшими» лицами, а взамен получали новых.

Со дня рождения Барби прошло почти полвека. Но интерес к ней не становится меньше. Барби знают во всем мире, и каждые две секунды ее где-нибудь кто-нибудь покупает. Почему? Да потому, что она живет совсем как настоящая девушка.

Барби

Барби - куколка-милашка,

Золотистый завиток.

Платье в белую ромашку –

Ах, как ей оно идет!

Мне тебя на день рожденья

Подарили той зимой.

Сразу стали мы друзьями,

Ты теперь всегда со мной.

Мы в свободные минуты

Говорим с ней обо всем,

Делим радости мы вместе

И грустим всегда вдвоем.

Кукле я сошью наряды,

Бусы, серьги смастерю.

Станет Барби первой дамой,

Средь игрушек на виду.

Дни идут за месяцами,

Но у детства краткий путь.

Барби, куколка-подружка,

Наши игры не забудь!

Налетят метели злые

И с ручьями убегут.

Станут сверстники большими,

Наши дети подрастут.

И однажды в день рожденья

Я в коробку посмотрю...

Барби, куколку-красотку,

Своей дочке подарю.

Автор: Женя Карпова

Физкультминутка

Исполняется танец «Мишка с куклой».

Мишка с куклой

громко топают - 2 р.

Раз, два, три!

И в ладоши

Звонко хлопают - 2 р.

Посмотри!

Мишке весело - 2 р.

Машет мишенька головой.

Кукле весело - 2 р.

Ой, как весело,

Ой, ой, ой!

Солдатики

- Барби - игрушка девочек. А вот солдатики - игрушка для мальчишек. Ну-ка, мальчики, поднимите руку, у кого тесть солдатики? А вот о чем может нам рассказать армия оловянных солдатиков?

(Солдатики расскажут нам о сражениях всех веков и народов.) (Ученик читает стихотворение В. Кремнева «Оловянный солдатик».)

Солдатик оловянный,

Мой неизменный друг,

Ты стал какой-то странный.

Что приключилось вдруг?

Поведал воин славы:

- Признаться, старшина,

Мой повелитель главный,

Противна мне война!

А с нею танки, пушки.

В расплавку их пора...

Я вижу - то игрушки,

И знаю, что игра.

Но повторяю снова

И снова, старина...

Претит само мне слово

Зловещее - «война»!

Патронов спрячь обоймы,

Мой убери мундир.

Давай играть с тобою

Не в войны - в добрый мир!

- В истории человечества было множество войн, изобреталось оружие, а это значит: взрослые изобретали для своих детей игрушечное оружие. И мне тоже хочется прочитать стихотворение.

Вредная игра

Мне купили пистолет –

Я мужчина или нет?

Забиваю ствол горошком,

И давай скорей по кошкам

Через форточку стрелять,

А потом в войну играть!

Бах-бах-бах по всем углам –

Бью горохом по «врагам»:

По матрешкам и по книжке.

По сестренкиному мишке,

По игрушкам, по портрету,

Бах-бах-бах: в утюг, в конфету!..

Вдруг - икона предо мной,

На иконе - лик родной...

И подумал я, друзья:

«Разве можно так? Нельзя!

По живым и по игрушкам:

Кошкам, мышкам и зверюшкам –

Разве хорошо стрелять?

Даже в шутку убивать?!»

Пистолет я опустил,

Бросил его где-то...

«Господи, - сказал, - прости

Ты меня за это!»

С той поры я ни в одну

Не стрелял матрешку.

Не играю и в войну,

Даже понарошку!

Автор: Е Санин

- Мальчики, о чем стоит задуматься после прочтения этого стихотворения?

(Выслушиваются высказывания детей.)

Разные игрушки

- А о чем нам могут рассказать механические игрушки?

(Эти игрушки нам расскажут, что человек с веками становился умнее, изобретательнее.)

- А еще есть игрушки воспитатели и учителя, наставники... Как ты думаешь, что это за игрушки?

(Я думаю, это погремушки, пирамидки, кубики.)

- Правильно. Эти игрушки знакомят малышей с понятиями формы, цвета, величины, с числами, развивают движение и слух. А вы можете назвать спортивные игрушки?

(Конечно. Это мячи, скакалки, обручи.)

- Да. Они развивают координацию, силу, ловкость, глазомер. А конструкторы и головоломки - интеллект и воображение. А еще есть игрушки очень дорогие, и продаются они не в игрушечном магазине, а в художественных салонах. Они создаются настоящими мастерами-художниками и становятся произведениями искусства.

Народные игрушки

- Что же такое народная игрушка? Народные игрушки - это не те, которые создаются целыми партиями на фабриках и заводах. Первую народную игрушку сделал еще древний человек, когда слепил себе горшок для еды, а из оставшейся глины сделал дочке куклу, чтобы не плакала. И еще тот, кто, сделав себе большое копье, изготовил маленькое копье для сынишки и куклу из щепочки дочке. А сын и дочь выросли и сделали такие же игрушки своим детям. И пошло...

Правда, многие народные игрушки сначала были вовсе не для игры. Глиняные свистульки и деревянные дудочки делали, чтобы отгонять злых духов. Той же цели служили и погремушки. Узоры тоже рисовали не для красоты, а в качестве магических знаков. Кукла была изображением богини, а образ коня связывался с солнцем. Но со временем грозные свистки, гремящие шары, суровые богини превратились в веселые свистульки, утешительные погремушки и в нарядных кукол, а магические знаки стали просто красивыми узорами. Такими они и дошли до наших дней. В России самой распространенной народной игрушкой считают... Отгадайте!

Матрешка

Алый шелковый платочек.

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука

В деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может - три, а может - шесть.

Разрумянилась немножко

Это русская... (матрешка).

Мы матрешки, мы подружки.

Утром рано мы встаем,

Вшестером поем частушки

И танцуем вшестером.

Никогда мы не скучаем:

Шесть у нас платочков есть,

Чашек шесть у нас для чая

И салфеток тоже шесть.

И кроваток нам не нужно,

Потому что в час ночной

Спим мы вместе, спим мы дружно,

Спим мы все одна в другой.

- Матрешка - знаменитая русская игрушка, которая родилась уже более ста лет назад. Ее придумал художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел в Японии деревянную пустотелую куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше. Но кукла эта была японцем - сердитым на вид узкоглазым стариком. Малютин переодел куклу в русский костюм, в яркий платочек, пестрый передничек. Нарисовал ей круглые голубые глазки, яблоками положил на щеки румянец, свесил из-под алого платочка толстую косу. Как же назвать красавицу? И назвали Матрешей - старинным русским именем. Так звали добрую, красивую девушку, которая работала в доме художника.

Матрешка на окошке

Под ярким сарафаном,

И вся семья в матрешке

Как в доме деревянном.

Открой - увидишь чудо:

Матрешенька-детеныш.

А там еще! Откуда?

А там опять... Найденыш.

Умыты ручки, ножки,

У каждой у матрешки

Поглажены сапожки...

Поют матрешки в хоре,

Живут, не зная горя:

И дружно, и счастливо,

И весело на диво.

- Игрушки не перестают удивлять, они полны сюрпризов и неожиданностей. Не зря игрушку изучают такие серьезные науки, как история, педагогика, искусствоведение...

А сколько снимают про игрушки фильмов, пишут пьес, музыкальных произведений и книг! Одна из таких книг перед вами, называется она «Я познаю мир. Игрушки». Эта книга познакомит вас с историей игрушки во все времена.

(Учитель знакомит детей с этой книгой, а также, по возможности, и с другими книгами об игрушках. А затем читает сказку.)

Сказка «Жил игрушечник Бартрам»

Жил на свете один добрый человек, который придумывал, мастерил и изучал игрушки. Звали его Николай Бартрам. Он был фантазером, сказочником, чудаком и еще, как ни странно, известным ученым. Многие взрослые улыбались, глядя на него: «Ну и наука - в игрушки играть!» Но он отвечал: «Игрушки - это очень серьезное дело». Он верил, что кукла Варя может превратиться в прекрасную принцессу или стать злой феей; он верил, что оловянный солдатик был доблестным воином, а плюшевый медвежонок когда-то бродил по лесным неведомым дорожкам.

Бартрам всю жизнь играл и не только верил в разные истории об игрушках, но и сам их сочинял. С рюкзаком за спиной он бродил по городам и селам, лазил по чердакам и подворотням. Собирал часто безногих и безруких кукол, чинил их, шил им новые платья, подбадривал и утешал их. А они рассказывали ему о себе необычные и неожиданные вещи, которые ни за что не сообщили бы другим взрослым.

Бартрам говорил: «Изучая игрушку, можно узнать историю человечества». Взрослые при этом пожимали плечами и отвечали: «Если хочешь изучать историю, читай книги. Зачем же лазить по чердакам и подворотням?» Но Бартраму язык игрушек казался интересней. А узнать он от них мог не меньше, чем из учебника истории.

«Вот знакомый всем мяч, - говорит Бартрам. - Мяч - это самая древняя и любимая игрушка и больших и маленьких. Ты, конечно, знаешь много игр с мячом. Но, наверное, не знаешь, что у детей, которые жили две тысячи лет назад, были такие же игры, как у тебя. Разве что немного другими были правила. И мячи отличались от твоего. В древности не было звонких резиновых мячей. Мячи делали из кожи и набивали травой, шили из тряпок, плели из веревок и вытачивали из дерева. Конечно, если такой мяч попадет по лицу, только мужественный человек найдет в себе силы засмеяться, а не заплакать.

А еще в древности, как рассказывает Бартрам, любили играть в куклы. Правда, они мало походили на современных. Это были грубые чурбанчики, к которым иногда приделывали руки и ноги из тонких палочек. Ты, наверное, сначала и не понял бы, что это за странное существо.

Если ты сохранишь свои игрушки, они когда-нибудь расскажут о тебе и о твоем времени мальчишкам и девчонкам, которые будут играть в электронных роботов и межпланетные корабли. Так считал Бартрам и доказывал это.

Конечно, не всех удалось убедить в том, что изучение игрушки - это дело важное и необходимое. Бартрама давно нет на свете. Он умер больше 80 лет назад. Но он создал музей игрушек, а помогли ему люди, которые любили детей и детские игрушки.

Вот такая сказка о добром и замечательном человеке, игрушечнике Бартраме.

Если вы когда-нибудь будете в старинном русском городе Сергие- вом Посаде, посетите тот самый музей игрушек, который создал Николай Бартрам. В нем хранятся игрушки разных времен и народов. Если вы придете в этот необыкновенный музей, его научные сотрудники покажут игрушки, в которые играли дети много веков назад и в которые играют сейчас. Там находится большая коллекция погремушек. Как и сегодня, погремушка - это первая игрушка ребенка, она была еще в древности. Но погремушки тогда имели и иное назначение: сохранилось поверье, что шумом они отгоняли злых духов и тем самым оберегали малышей. В этом музее вы увидите кукольный домик с кукольной посудой и мебелью и подумаете о девочке, которая жила очень давно и играла в такой домик: расставляла мебель, раскладывала посуду и нянчила свою куклу. В этом музее хранятся музыкальные игрушки. Одна из них называется «Концерт обезьян». Много здесь игрушек из глины, дерева, серебра, слоновой кости, цветного стекла и папье-маше. Такую коллекцию игрушек собрать было нелегко, ведь во все времена считалось, что игрушки не представляют никакой исторической ценности, и их, как правило, не берегли. Сломанные игрушки часто выбрасывают, а когда дети вырастают, куклы куда-то уходят из наших домов. Были целые эпохи, которые не сохранили игрушек. И это очень обидно, потому что, как вы поняли, они могли бы рассказать много интересного о жизни и увлечениях людей.

Мягкие игрушки

- Мы еще не поговорили о мягких игрушках. У некоторых детей есть целая коллекция таких игрушек. А все началось с одного маленького плюшевого медвежонка.

Мишка появился на свет в Германии в декабре 1901 года. Его «мамой» стала мастерица игрушек Маргарет Штайф. Ребенком Маргарет перенесла тяжелую болезнь и стала инвалидом. Она не могла Участвовать в шумных играх живущих по соседству детей, поэтому любимым ее занятием было шитье. Родители девочки владели небольшим ателье, и им очень нравилось увлечение дочери. Как-то раз мама

принесла ей разноцветные лоскутки, и Маргарет сшила маленького тряпичного слоника. Он был таким симпатичным, что мама решила выставить игрушку в витрине ателье. Симпатичный слоненок привлекал внимание всех прохожих. А дети не хотели отходить от витрины ателье и со слезами на глазах требовали у родителей такую же игрушку. Увидев такой интерес, родители Маргарет решили наладить пошив мягких игрушек. И вскоре за стеклом витрины появились симпатичные зверята, сшитые из разноцветных лоскутков. Зайчики, котята, щенята, цыплята - кого там только не было! Но медвежата почему-то еще не появились. Плюшевого медвежонка придумал двоюродный брат Маргарет Ричард. Он закончил художественную школу и целыми днями пропадал в зоопарке, делал рисунки разных животных, искал персонажей для новых игрушек. Однажды он увидел маленького медвежонка. По его рисунку и сшили первого игрушечного медвежонка из лоскутков плюша.

Но на этом история не закончилась. Оказалось, что примерно в это же время в далекой заморской стране Америке тоже сшили игрушечного медвежонка, и в Америке не знали ничего про немецкого. Но вот что интересно: обоим мишкам дали одинаковые имена. Как же их назвали? Обе игрушки назвали Тедди в честь тогдашнего американского президента Теодора Рузвельта. И это не шутка. Дело в том, что в один из своих выходных президент США Теодор Рузвельт отправился на охоту. А местные власти, желая угодить президенту, накануне поймали медвежонка и привязали его к дереву прямо на пути Рузвельта. Но американский президент возмутился такой жестокостью и не стал стрелять в беззащитного малыша. Об этом случае узнали во всем мире. Поэтому плюшевых медвежат, не сговариваясь, и в Америке, и в Германии назвали в честь Теодора Рузвельта - Тедди.

Каких только медведей не выпускали в начале XX века производители игрушки: с пищалками в животе, с механическими устройствами, всех цветов и размеров. Ну а немецкая фирма «Штайф», прославившаяся благодаря незатейливому мишке, первая освоила выпуск мягких игрушек из плюша и бархата в виде различных животных: кроликов, собак, кошек и других пушистых любимцев.

Рассказы детей о своих игрушках

- А какие забавные истории и случаи вы можете рассказать про свои игрушки?

(Дети берут свою любимую игрушку и ведут о ней разговор: как ее зовут, при каких обстоятельствах она появилась в доме и т. д.)

Подведение итогов

Ведущий. Как хорошо будет, если вы сохраните любовь к своим игрушкам, о которых вы сейчас рассказывали, на всю жизнь-

И даже когда игрушка становится старой и ломается, хороший хозяин никогда ее не обидит и не выбросит. Ведь мы, взрослые, знаем, что только дети умеют уберечь свои игрушки. Ведь рядом с игрушкой - большой, сильный, любящий ребенок. Игрушка счастлива с таким хозяином, она чувствует себя в безопасности. Ее любят, а что может быть сильнее вот такой любви...

Моя любимая игрушка –

Это не свинка, не рыбка, не хрюшка.

А всего-навсего толстое брюшко –

Так называю я жабку мою,

Мягкую, влажную, плюшевую.

Автор: Серена Кручфилд, 11 лет

К тому же игрушки - друзья, которые никогда не обманывают. Они всегда рядом с кроватью, и стоит их только взять в руки - на душе сразу становится легче. Кажется, что они все понимают, и если бы могли говорить, то сказали бы тысячу ласковых слов. И хотя они молчат, вы чувствуете, как они улыбаются вам в темноте. Потому что, в отличие от людей, всегда помнят ту любовь, которую дарите им вы, дети, и всегда ее возвращают.

Дополнительный материал для учителя

Загадки

Вот игра теперь для вас –

Стихи-загадки прочту сейчас.

Я начну, а вы кончайте –

Хором дружно отвечайте.

 

Он с бубенчиком в руке,

В сине-красном колпаке.

Он веселая игрушка,

А зовут его... (петрушка).

 

Вот упрямый человек!

Не заставишь лечь вовек!

Уложили... Глянь-ка!

Встал уж... (ванька-встанька).

 

Серый байковый зверушка,

Косоглазый, длинноушка.

Ты морковку ему дай-ка!

Вот обрадуется... (зайка).

 

Он и стройный, и красивый,

У него есть хвост и грива.

Но скакать не может... Жалко!

Лишь качает... (конь-качалка).

 

Бочку за бочкой

Тянут из мешочка.

Интересно все же, кто

Победит сейчас в... (лото).

 

Красные щечки,

Пестрые платочки,

Хлопают в ладошки

Веселые... (матрешки).

 

Стреляет, как пушка,

Игрушка... (хлопушка).

 

На одной ноге кружится,

Беззаботна, весела,

В пестрой юбке танцовщица.

Музыкальная... (юла).

 

Вот и ярмарке конец

Получите леденец! (Петушки на палочке.)

Любимой игрушкой крестьянских детей были кони. Конь в то время у людей вызывал огромное уважение. И этот образ для них был связан с солнцем. В старину солнце на Руси называли «колесом». От него и произошли слова «колесница», «кони». Люди считали, что солнце по небу передвигается на огненной колеснице, в которую запряжены крылатые кони. На крышах изб в деревне и сейчас можно увидеть деревянного конька, который смотрит на восток, откуда появляется солнце. Он как бы встречает, приветствует его. И это означает, что все жители дома ждут его и рады ему. А деревенские мальчишки и девчонки скакали на конях-качалках или просто на палке, на которую была надета вырезанная из дерева голова лошади. И громко радовались этой «солнечной» игрушке.

Когда пришел 1812 год, конь стал главной игрушкой и у городских ребят. Шла война с Наполеоном, и кони мчали воинов на суровые битвы. Дети скакали на игрушечных конях, размахивая игрушечными шашками. Оловянные, деревянные и бумажные солдаты сражались на столах. В то время появилась даже кукла Наполеон.

Среди твоих игрушек вряд ли можно увидеть коня, а если даже он и есть, то не занимает такого почетного места, и ты понимаешь, что к солнцу он не имеет никакого отношения, а передвигаться удобнее на машине, поезде, самолете. Вот и куклы твои разъезжают в гости друг к другу на заводных машинках, а может быть, по игрушечной железной дороге, где ты сам работаешь стрелочником или машинистом. Потому что ты живешь во времена технического прогресса, а окружают тебя механические машины, луноходы и космические ракеты.

Похожие статьи:

Классный час о вежливости, 2 класс

Конспект игрового классного часа для 2 класса

Классный час на тему: ЗОЖ, 2 класс

Классный час во 2 классе

Конспект классного часа: Посиделки с друзьями, 2 класс

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2016 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна