Конспект интегрированного занятия по математике в старшей группе детского сада

Интегрированное занятие для детей старшего дошкольного возраста

Тема занятия «Больше, меньше или поровну»

Цель занятия: организация использования умения детей сравнивать предметы и множества по различным признакам для решения практических задач.

Оборудование и материалы: кукла Почемучкин, колеса, пеньки, грибы-колпаки для задания «Поможем сказочным героям» по числу микрогрупп; счетный материал (счетные палочки, каштаны, семена фасоли и т.д.).

Предварительная работа

Прочитаем сказки В. Сутеева «Разные колеса» и «Под грибом».

Часть I. Важные признаки

Цели: формирование умения сравнивать предметы, дифференцировать различные характеристики предметов, выбирать их в соответствии с определяющими в данной ситуации параметрами.

В гости к детям приходит Почемучкин. У него снова началась «почемучкина болезнь». В различных ситуациях он не может найти ответ на вопросы «Где больше?», «Что меньше?» и просит детей помочь ему.

Вопросы детям

- Что не умеет делать наш гость?

- Что нужно сделать, например, чтобы определить, какой из предметов больше?

Педагог помогает детям прийти к выводу: для того чтобы ответить на вопросы Почемучкина, нужно уметь сравнивать предметы и множества предметов.

Учебная задача: научить Почемучкина сравнивать предметы по различным признакам.

Работа в микрогруппах «Поможем сказочным героям». Вниманию детей предлагаются рисунки, которые необходимо дополнить, принимая во внимание размеры добавляемых деталей.

Рисунок «Разные колеса». Для героев одноименной сказки В. Сутеева нужно подобрать по размеру колеса от старой телеги.

Рисунок «Лестница для Совы». Нужно собрать лестницу из разных по высоте пеньков к дуплу Совы — персонажа сказки «Винни-Пух». Выстраивая последовательность из пеньков, детям нужно принимать во внимание только их высоту (длину).

Рисунок «Под грибом». Для того чтобы все персонажи поместились под грибом, для каждого эпизода сказки нужно выбрать гриб определенного размера.

Рисунок «Колпаки для гномов». Персонажам сказки «Белоснежка и семь гномов» нужно подобрать колпаки так, чтобы все они стали одного роста.

Выполнив задание, дети каждой микрогруппы поясняют свой выбор, используя сравнительные характеристики предметов: больше, выше, шире, длиннее. Дети рассказывают, какие способы сравнения предметов они использовали: прикладывание, сравнение с образцом, измерение.

Часть II. Больше, меньше — сосчитай!

Цели: использование умения сравнивать множества предметов различными способами, передавать в речи результаты сравнения, использовать конструкции предположения.

Игра-разминка «Кого больше?»

Педагог. Давайте научим Почемучкина сравнивать количество людей и предметов.

Тур I. Педагог предлагает детям разделиться на группы в соответствии с заданием. Например, всем девочкам занять место слева, а мальчикам — справа от педагога. В одну группу собраться тем, кто любит манную кашу (винегрет, борщ, сосиски, мороженое), а в другую — тем, кто не любит эти блюда. Детям нужно сравнить, кого оказалось больше, разными способами: пересчитать, собрать в пары представителей разных групп, организовать перекличку (дети то одной, то другой группы по очереди называют имена; перекличка раньше закончится для той группы, где детей меньше).

Тур II. Дети делятся на две команды. По очереди команды будут выступать то в роли актеров, то в роли счетоводов. Команде актеров раздается два вида карточек, на которых нарисовано, в кого они должны перевоплотиться, например медведи и зайцы. Детям команды счетоводов нужно определить, в кого превратились актеры, сравнить, кого получилось больше — медведей или зайцев.

Тур III. Дети строятся в шеренгу напротив ряда стульев. Им предлагается разными способами определить, хватит ли стульев для всех. Выяснив, что стульев не хватает, дети должны предложить, как нужно поступать в подобной ситуации (уступить место старшему, девочке, потесниться).

Подвижная игра «Займи место». Стулья расставим по кругу. Пока играет музыка, дети бегут вокруг стульев. С последним аккордом нужно успеть занять место.

Дидактическая игра «Угадай. Проверь». Почемучкин приготовил детям задания на сравнение множеств. Дети, используя свой опыт сравнения множеств, сначала пытаются угадать, где больше предметов, а затем проверяют свою догадку.

Задание 1. Два ряда одинаковой длины, состоящие из равного количества одинаковых элементов (счетных палочек, семян фасоли, каштанов). Нужно определить, где больше элементов.

Задание 2. Два ряда разной длины, сложенные из одинакового количества элементов.

Задание 3. Два ряда одной длины, сложенные из разного числа одинаковых элементов.

Задание 4. Два одинаковых по длине ряда, первый из которых сложен из элементов большого размера. Во втором ряду элементов больше.

Задание 5. Домики (геометрические фигуры) одного размера, сложенные из разного количества элементов.

Итог занятия. При помощи педагога с опорой на сигнальные рисунки-подсказки дети рассказывают Почемучкину о том, как можно сравнивать предметы и множества.

Последующая работа

Сравнение предметов по различным признакам может и должно стать органичной частью самых разных видов деятельности: выполнения построек из конструктора, аппликаций; основой игровых заданий, бытовых операций. Нужно помочь детям выявить оптимальные способы сравнения предметов и множеств в различных ситуациях, научить использовать глазомер и интуицию, выдвигать предположения и проверять их.

Задания на сравнение могут дополнить различные игры. Например, продолжением игры «Раздели на группы» может стать задание сравнить число объектов в каждой группе.

Серия «Задания с секретом». Детям предлагается самостоятельно выбрать основание для сравнения; указать, при каких условиях будет правильным тот или иной ответ; придумать по рисунку вопрос, на который можно ответить по-разному. На рисунке 4 (приложение 1) показаны различные варианты подобных заданий.

Настольный кукольный театр (по сказке В. Сутеева «Под грибом»)

Дети садятся на ковер, слушают аудиозапись «Шум дождя».

Педагог. Слышите? Что это за звук? (Это шумит дождь.) Как вы думаете, мы слышим разницу, как идет сильный дождь или небольшой дождик? (Да.) А что вы слышите теперь? (Дождь усиливается.) Можете ли вы изобразить грибной дождик, сильный дождь и ливень хлопками?

Дети демонстрируют.

Педагог. Как вы думаете, какой дождь я изобразила при помощи треугольников? (Демонстрирует детям ряд маленьких треугольников, расположенных на большом расстоянии друг от друга.) Проверьте свою догадку — «озвучьте» узор.

Подберите нужные фигуры и «нарисуйте» с их помощью ливень.

Пальчиковая гимнастика «Дождик, лей!» Предложить детям, барабаня пальчиками по столу, «озвучивать» графическое изображение то усиливающегося, то затихающего дождя. Именно такое звуковое сопровождение понадобится для спектакля.

Педагог. О, да это уже не дождик и даже не дождь, а настоящий ливень! Именно в такую погоду и произошла история, которую я хочу вам рассказать.

Однажды мой знакомый муравей шел по лесу. Он нес тяжелую травинку. Да-да, просто тяжеленную. Ведь крохотная травинка весит намного больше, чем сам муравьишка! Вдруг начался дождик. (Дети «озвучивают» соответствующий графический рисунок.) Что делать муравьишке, где спрятаться? А дождь лил все сильнее. (Дети при помощи пальчиков передают звук усиливающегося дождя.) Муравей увидел гриб и спрятался под ним.

Педагог показывает две иллюстрации: 1) грибок и муравьишка одинакового размера; 2) муравей, бабочка, воробей, мышка и заяц под грибом.

Обсудим с детьми, как могли поместиться под таким крохотным грибком все эти животные. Приготовим для показа спектакля грибы разного размера, предложить детям подбирать с появлением новых персонажей гриб соответствующего размера.

Педагог рассказывает сказку. Дети помогают персонажам подбирать слова в тех фрагментах повествования, где герои знакомятся, обращаются друг к другу с просьбой, обсуждают, как поступить.

Педагог. Ну что, ребята, нашли в сказке ответ на наш вопрос «Как сумели поместиться под крохотным грибком, который и для одного муравьишки был мал, бабочка, воробей, мышь и заяц?» (Ответы детей.)

Разминка «Растите, грузди».

Меж еловых мягких лап (Руки в стороны, легкие движения вверх-вниз.)

Дождик как-кап-кап!  (Руки на поясе, топаем ногами.)

Где сучок давно засох — (Наклониться, коснуться руками пола.)

Серый мох, мох, мох. (Сохраняя исходное положение предыдущего упражнения, приподниматься и наклоняться, слегка поворачиваясь в стороны.)

Где листок к листку прилип — (Левую руку в сторону, наклониться, хлопнуть по ней правой. Повторить упражнение в правую сторону.)

Вырос гриб, гриб, гриб. (Присесть, медленно встать.)

Кто нашел его, друзья? (Руки в стороны ладонями вверх, пожать пленами.)

Это я, я, я. (Руки на пояс, выполнять прыжки.)

Предложим детям рассказать сказку от имени одного из персонажей, используя слова: пожалел, потеснились, заступились, помогли, подружились, благодарить.

Похожие статьи:

День мальчиков в детском саду. Старшая – подготовительная группа

Сценарий конкурсной программы в старшей группе по сказкам

Театральное представление в средней группе. Как солнце с морозом поссорились

Сценарий развлечения для детей подготовительной группы

Викторина по загадкам для детей старшей группы

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2024 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна