Классный час «Конфликты и способы их разрешения», 10 класс
Разработка классного часа для старших классов «Два шага до конфликта»
(Учимся предотвращать и разрешать конфликты)
Цели: Усвоить правила разрешения конфликтов. Развивать умение анализировать конфликтные ситуации и разрешать конфликты.
Форма: Психологический практикум.
Участники: Классный руководитель, учащиеся.
Оборудование: Бумага и бланки для тестирования, ручки, карандаши.
Ход практикума:
■ Педагог предлагает старшеклассникам обсудить следующие вопросы:
— «Спор» и «конфликт». В чем сходство и различие этих понятий?
— Что такое конфликтная ситуация?
— Приходилось ли вам попадать в конфликтную ситуацию?
— С какими людьми вы чаще всего конфликтуете? Почему?
— Что чаще всего является для вас причиной конфликта?
— Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувство достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
— Были ли вы свидетелем такого успешного разрешения конфликтов?
— Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?
■ Классный руководитель предлагает старшеклассникам ответить на вопросы теста, который поможет выявить их уровень конфликтности.
Тест «Знаем ли мы себя?»
Конфликтная ли вы личность? Чтобы узнать это, воспользуйтесь тестом, выбрав по одному ответу на каждый вопрос.
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) Не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем вызываю огонь на себя.
2. Жалуетесь ли вы родителям на учителей?
а) Нет;
б) только если имею для этого веские основания;
в) критикую по любому поводу не только учителей, но и тех подхалимов, которые всегда им поддакивают.
3. Часто ли вы спорите с друзьями?
а) Только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры — моя стихия.
4. Как вы реагируете, если кто-то пытается пройти без очереди?
а) Возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;
б) делаю замечание;
в) прохожу вперед и начинаю наблюдать за порядком.
5. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а) Не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от едких замечаний и, быть может, демонстративно откажусь от еды.
6. Если на улице, в транспорте вам наступили на ногу...
а) С возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях!
7. Если кто-то из близких купил вещь, которая вам не понравилась...
а) Промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным комментарием;
в) устрою скандал.
8. Не повезло в лотерее. Как вы к этому отнесетесь?
а) Постараюсь казаться равнодушным, но в душе дам себе слово никогда больше не участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происходящему с юмором, пообещав взять реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение.
Теперь подсчитайте набранные очки, исходя из того, что каждое а — 4 очка, б — 2, в — 0 очков.
От 22 до 32 очков. Вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций. Изречение «Платон мне друг, но истина дороже!» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости, если обстоятельства требуют высказываться принципиально, невзирая на лица.
От 12 до 20 очков. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь, если нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем профессиональном успехе или приятельских отношениях. При этом не выходите за рамки корректности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам уважение.
Ниже 10 очков. Споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но если слышите замечание в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша критика — ради критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами. Ваши несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь побороть свой вздорный характер.
■ Педагог предлагает учащимся соотнести результаты
тестирования с самооценкой своего уровня конфликтности, подумать, какие причины чаще всего порождают конфликты между людьми.
■ В завершение практикума предложите учащимся написать памятку «Как вести себя, чтобы избежать конфликтов?».
Примерный вариант памятки
— В общении с окружающими старайтесь быть внутренне готовы к решению возникающих проблем путем сотрудничества или компромисса.
— Будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа.
— Помните, что прямолинейность хороша, но не всегда.
— Критикуйте поступки, а не человека.
— Чаще улыбайтесь.
— Не забывайте о чувстве юмора.
— Не принижайте статус собеседника.
— Будьте хорошим слушателем.
— Проверяйте, правильно ли вы понимаете собеседника.
— Будьте независимы, но не самонадеянны.
— Не превращайте настойчивость в назойливость.
— Будьте справедливы и терпимы к людям. Не переоценивайте свои способности и возможности и не умаляйте способности и возможности других.
— Не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются.
— Реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах.
— Проявляйте выдержку, овладейте умением саморегуляции.
— В процессе общения старайтесь правильно оценить психическое состояние партнера, избегая суждений и острых проблем, если существует вероятность агрессивной реакции с его стороны.
— В процессе обсуждения проблемы важно не перебивать партнера, дать ему выговориться.
— Установите личностный, неформальный контакт с партнером по взаимодействию.
— Старайтесь смотреть на проблему глазами оппонента, встать на его место.
— Управляйте своим психическим состоянием, избегайте предконфликтных ситуаций при переутомлении и возбуждении.
Похожие статьи:
Классный час - деловая игра для старшеклассников «Биржа труда — рынок профессий», 9-11 класс
Посвящение в старшеклассники. Сценарий праздника интересный
Нет комментариев. Ваш будет первым!