Итоговый классный час в 8 классе

Час коллективной рефлексии, 8 класс

Участники: учащиеся 8-го класса и классный руководитель.

Цели:

1) сформировать у учащихся научные представления о коллективе и малой группе, об их роли в жизни человека и общества;

2) определить в процессе совместной рефлексивной деятельности уровень развития коллектива класса, используя при этом такие критерии-признаки коллективного сообщества, как сплоченность, взаимоответственность, взаимопомощь;

3) выявить проблемы жизнедеятельности классного коллектива и наметить пути их решения.

Подготовительная работа

I. Подбор литературы по теме классного часа.

II. Выполнение несколькими учениками задания: найти в справочной литературе определения таких понятий, как эгоизм, конформизм, коллективизм.

III. Составление классным руководителем карточек с заданиями и текстами.

Оформление, оборудование и инвентарь:

а) на доске написана тема классного часа и эпиграф:

Каждому из нас дано быть ближним,

Не оценишь, если не был лишним.

(О. Сулейменов);

б) на партах учащихся разложены карточки с текстами и методиками для определения индекса групповой сплоченности и изучения эмоционально-психологической атмосферы в классе, чистые листы бумаги.

Ход часа

I. Во вступительном слове классный руководитель обращает внимание учащихся на то, что жизнь человека неразрывно связана с функционированием различных групп. Сначала это семья, затем группа детского сада, школьный

класс, студенческая группа, далее трудовой коллектив... и, наконец, группа пожилых людей-пенсионеров.

В классе разворачивается беседа о том, что такое малая группа. В ходе нее у восьмиклассников формируется представление о малой группе как реально существующей группе людей, основанной на непосредственных контактах, взаимодействии и объединенной по какому-либо общему одному или нескольким признакам (общая цель, общее дело, общие интересы). Учащиеся узнают, что малые группы можно различать по следующим характеристикам:

— ведущей деятельности (учебные, спортивные, семейные, трудовые);

— длительности существования (постоянные и временные);

— характеру отношений (формальные и неформальные).

Пользуясь данной классификацией, ученики определяют и называют малые группы, участниками которых они являются.

II. Классный руководитель предлагает учащимся внимательно прочитать строки стихотворения Олжаса Сулейменова, написанные на доске и являющиеся эпиграфом классного часа, и ответить на два вопроса.

1. Какую роль играют малые группы в жизни человека?

2. Какую проблему затрагивает поэт в своем стихотворении?

Ученики отвечают на эти вопросы.

Учитель организует дискуссию, в ходе которой учащиеся пытаются определить, какая из двух точек зрения является наиболее правильной:

— какая группа, такой и я;

— какой я, такая и группа.

III. Выступления двух-трех учеников, которые выполняли до классного часа задание, связанное с поиском определений понятий: «эгоизм», «конформизм», «коллективизм». Для более точного и прочного усвоения учащимися этих понятий используется ситуационный метод. Ученикам предлагается определить, какие понятия необходимо применить при анализе и оценке следующих ситуаций.

1. Майский жук, один из героев сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», после услышанных отрицательных мнений других жуков о похищенной Дюймовочке быстро изменяет свое мнение об ее привлекательности и решает отпустить пленницу.

2. В одном из эпизодов сказки Г.Х. Андерсена «Голый король» несколько человек видят, что у короля нет платья, но они все вместе хвалят королевское платье.

3. Травля Лены Бессольцевой ее одноклассниками (сцена из кинофильма «Чучело»),

4. В летнем лагере проводится коллективная уборка его территории, а один отряд в полном составе убегает на речку, оставляя свой участок неубранным.

5. Накануне школьного смотра художественной самодеятельности ученики 9-го класса отложили все свои личные дела и надолго задержались в школе, чтобы провести генеральную репетицию конкурсного выступления.

IV. Учащиеся размышляют над тем: конформизм является положительным или отрицательным качеством. Затем они выполняют письменно задание. Каждому ученику необходимо записать такие слова, как уступчивость, самостоятельность, терпимость, подчинение, солидарность, покладистость, зависимость, приспособленчество, независимость, в три колонки. В первую колонку следует занести слова, которые являются близкими по смыслу понятию «конформизм» в его положительном значении; во вторую — близкие слова этому понятию в его отрицательном значении; а в третью колонку — слова, противоположные по смыслу понятия «конформизм».

После коллективного обсуждения результатов выполнения задания на доске появляется запись правильного распределения слов по колонкам:

— уступчивость, терпимость, покладистость, солидарность;

— зависимость, подчинение, приспособленчество;

— самостоятельность, независимость.

V. Краткое выступление классного руководителя:

— Сейчас мы познакомились с примерами реакции человека на давление группы, когда он подчиняется групповому решению, хотя внутренне с этим требованием не соглашается или полностью не осознает смысл данного решения. Но бывает и такой способ реагирования на требования группы, как сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее общественно значимых ценностей, норм, идеалов. Это называется коллективизмом. Не случайно группу, в которой преобладает данный способ реагирования, именуют коллективом. У коллектива много свойств и качеств, но два из них можно отнести к разряду основных. Я имею в виду направленность и сплоченность. Направленность характеризует социальную значимость дел и событий, происходящих в жизни группы. А сплоченность означает единство членов коллектива, их взаимопомощь и взаимоподдержку, наличие в данном человеческом сообществе товарищеского сотрудничества, взаимопонимания, интереса к проблемам и нуждам друг друга. Давайте воспользуемся созданной психологами методикой и попробуем определить, насколько наше сообщество класса приблизилось к тому уровню развития, когда группу можно по праву назвать коллективом.

VI. Каждый ученик самостоятельно выбирает из предлагаемых в методике «Наши отношения» одно из шести утверждений. Сначала он осуществляет свой выбор из шести утверждений первого блока опросника, а потом производит такое же действие с утверждениями второго блока.

I блок

1. Наш класс очень дружный и сплоченный.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный, трудно учиться в таком классе.

II блок

1. В нашем классе принято помогать без напоминания.

2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.

4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.

5. В нашем классе не принято помогать друг другу.

6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.

VII. Классный руководитель быстро обрабатывает результаты опроса и называет те суждения, которые были отмечены большинством учащихся.

Работа в малых группах, выполняющих следующее задание: графически изобразить «поле проблем» в жизни и работе классного коллектива и назвать способы их решения. Каждая группа информирует об итогах коллективного выполнения задания.

VIII. В заключение классный руководитель просит восьмиклассников подумать о своём личном вкладе в общее дело, о взаимосвязи личных и коллективных достижений.

Учитель предлагает учащимся во время паузы при чтении подобрать и назвать недостающие слова для следующего фрагмента рассказа.

«У туристов есть такое понятие "общий... (котел)". Каждый несет свою ношу не один километр, но когда наступает привал, то каждый расстается с тем, что нес на себе всю дорогу. Расстается, но зато... (получает) свою часть из общего котла. В коллективе, безусловно, вы что-то свое... (отдаете). Но отдаете... (легко), потому что знаете, что приготовленная в общем котле каша бывает... (вкуснее). Ваше вернется к вам, но таким, какого ни одному из вас не сварить в... (одиночку)».

Литература

1. Андерсен Г.Х. Сказки и истории. М., 1978.

2. Ерохина М.С. Дидактический материал по курсу «Человек и общество». Псков, 1994.

3. Классному руководителю о классном часе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М., 2003.

Похожие статьи:

Классный час на тему ЗОЖ, 7-8 класс

Сценарий семейного вечера для 8 - 9 класса

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2024 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна