Итоговый классный час в 8 классе
Час коллективной рефлексии, 8 класс
Участники: учащиеся 8-го класса и классный руководитель.
Цели:
1) сформировать у учащихся научные представления о коллективе и малой группе, об их роли в жизни человека и общества;
2) определить в процессе совместной рефлексивной деятельности уровень развития коллектива класса, используя при этом такие критерии-признаки коллективного сообщества, как сплоченность, взаимоответственность, взаимопомощь;
3) выявить проблемы жизнедеятельности классного коллектива и наметить пути их решения.
Подготовительная работа
I. Подбор литературы по теме классного часа.
II. Выполнение несколькими учениками задания: найти в справочной литературе определения таких понятий, как эгоизм, конформизм, коллективизм.
III. Составление классным руководителем карточек с заданиями и текстами.
Оформление, оборудование и инвентарь:
а) на доске написана тема классного часа и эпиграф:
Каждому из нас дано быть ближним,
Не оценишь, если не был лишним.
(О. Сулейменов);
б) на партах учащихся разложены карточки с текстами и методиками для определения индекса групповой сплоченности и изучения эмоционально-психологической атмосферы в классе, чистые листы бумаги.
Ход часа
I. Во вступительном слове классный руководитель обращает внимание учащихся на то, что жизнь человека неразрывно связана с функционированием различных групп. Сначала это семья, затем группа детского сада, школьный
класс, студенческая группа, далее трудовой коллектив... и, наконец, группа пожилых людей-пенсионеров.
В классе разворачивается беседа о том, что такое малая группа. В ходе нее у восьмиклассников формируется представление о малой группе как реально существующей группе людей, основанной на непосредственных контактах, взаимодействии и объединенной по какому-либо общему одному или нескольким признакам (общая цель, общее дело, общие интересы). Учащиеся узнают, что малые группы можно различать по следующим характеристикам:
— ведущей деятельности (учебные, спортивные, семейные, трудовые);
— длительности существования (постоянные и временные);
— характеру отношений (формальные и неформальные).
Пользуясь данной классификацией, ученики определяют и называют малые группы, участниками которых они являются.
II. Классный руководитель предлагает учащимся внимательно прочитать строки стихотворения Олжаса Сулейменова, написанные на доске и являющиеся эпиграфом классного часа, и ответить на два вопроса.
1. Какую роль играют малые группы в жизни человека?
2. Какую проблему затрагивает поэт в своем стихотворении?
Ученики отвечают на эти вопросы.
Учитель организует дискуссию, в ходе которой учащиеся пытаются определить, какая из двух точек зрения является наиболее правильной:
— какая группа, такой и я;
— какой я, такая и группа.
III. Выступления двух-трех учеников, которые выполняли до классного часа задание, связанное с поиском определений понятий: «эгоизм», «конформизм», «коллективизм». Для более точного и прочного усвоения учащимися этих понятий используется ситуационный метод. Ученикам предлагается определить, какие понятия необходимо применить при анализе и оценке следующих ситуаций.
1. Майский жук, один из героев сказки Г.Х. Андерсена «Дюймовочка», после услышанных отрицательных мнений других жуков о похищенной Дюймовочке быстро изменяет свое мнение об ее привлекательности и решает отпустить пленницу.
2. В одном из эпизодов сказки Г.Х. Андерсена «Голый король» несколько человек видят, что у короля нет платья, но они все вместе хвалят королевское платье.
3. Травля Лены Бессольцевой ее одноклассниками (сцена из кинофильма «Чучело»),
4. В летнем лагере проводится коллективная уборка его территории, а один отряд в полном составе убегает на речку, оставляя свой участок неубранным.
5. Накануне школьного смотра художественной самодеятельности ученики 9-го класса отложили все свои личные дела и надолго задержались в школе, чтобы провести генеральную репетицию конкурсного выступления.
IV. Учащиеся размышляют над тем: конформизм является положительным или отрицательным качеством. Затем они выполняют письменно задание. Каждому ученику необходимо записать такие слова, как уступчивость, самостоятельность, терпимость, подчинение, солидарность, покладистость, зависимость, приспособленчество, независимость, в три колонки. В первую колонку следует занести слова, которые являются близкими по смыслу понятию «конформизм» в его положительном значении; во вторую — близкие слова этому понятию в его отрицательном значении; а в третью колонку — слова, противоположные по смыслу понятия «конформизм».
После коллективного обсуждения результатов выполнения задания на доске появляется запись правильного распределения слов по колонкам:
— уступчивость, терпимость, покладистость, солидарность;
— зависимость, подчинение, приспособленчество;
— самостоятельность, независимость.
V. Краткое выступление классного руководителя:
— Сейчас мы познакомились с примерами реакции человека на давление группы, когда он подчиняется групповому решению, хотя внутренне с этим требованием не соглашается или полностью не осознает смысл данного решения. Но бывает и такой способ реагирования на требования группы, как сознательное согласие с мнением группы, принятие и активное отстаивание ее общественно значимых ценностей, норм, идеалов. Это называется коллективизмом. Не случайно группу, в которой преобладает данный способ реагирования, именуют коллективом. У коллектива много свойств и качеств, но два из них можно отнести к разряду основных. Я имею в виду направленность и сплоченность. Направленность характеризует социальную значимость дел и событий, происходящих в жизни группы. А сплоченность означает единство членов коллектива, их взаимопомощь и взаимоподдержку, наличие в данном человеческом сообществе товарищеского сотрудничества, взаимопонимания, интереса к проблемам и нуждам друг друга. Давайте воспользуемся созданной психологами методикой и попробуем определить, насколько наше сообщество класса приблизилось к тому уровню развития, когда группу можно по праву назвать коллективом.
VI. Каждый ученик самостоятельно выбирает из предлагаемых в методике «Наши отношения» одно из шести утверждений. Сначала он осуществляет свой выбор из шести утверждений первого блока опросника, а потом производит такое же действие с утверждениями второго блока.
I блок
1. Наш класс очень дружный и сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры.
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный, трудно учиться в таком классе.
II блок
1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В нашем классе отказываются помогать друг другу.
VII. Классный руководитель быстро обрабатывает результаты опроса и называет те суждения, которые были отмечены большинством учащихся.
Работа в малых группах, выполняющих следующее задание: графически изобразить «поле проблем» в жизни и работе классного коллектива и назвать способы их решения. Каждая группа информирует об итогах коллективного выполнения задания.
VIII. В заключение классный руководитель просит восьмиклассников подумать о своём личном вкладе в общее дело, о взаимосвязи личных и коллективных достижений.
Учитель предлагает учащимся во время паузы при чтении подобрать и назвать недостающие слова для следующего фрагмента рассказа.
«У туристов есть такое понятие "общий... (котел)". Каждый несет свою ношу не один километр, но когда наступает привал, то каждый расстается с тем, что нес на себе всю дорогу. Расстается, но зато... (получает) свою часть из общего котла. В коллективе, безусловно, вы что-то свое... (отдаете). Но отдаете... (легко), потому что знаете, что приготовленная в общем котле каша бывает... (вкуснее). Ваше вернется к вам, но таким, какого ни одному из вас не сварить в... (одиночку)».
Литература
1. Андерсен Г.Х. Сказки и истории. М., 1978.
2. Ерохина М.С. Дидактический материал по курсу «Человек и общество». Псков, 1994.
3. Классному руководителю о классном часе / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М., 2003.
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!