Классный час на 1 сентября в 1 классе
Классный час беседа «Знакомство с маркизом Этикетом». Разработка
Познавательная беседа-диалог о поведении в классе, правилах общения с учителем и одноклассниками для младших школьников 1 класса
Цель занятия:
• ознакомление учеников с историей и понятием этикета;
• привитие интереса к правилам хорошего тона.
Оборудование. К данному и последующим занятиям (нетрадиционным урокам, классным часам) необходимо подготовить два-три рисунка (картины, фотографии) джентльмена (барона, рыцаря) в реверансе или в момент приветствия. Данные рисунки с изображением «маркиза Этикета» будут сопровождать речь учителя на занятиях по этике.
На первое занятие учитель может пригласить пятиклассника (старшеклассника), который сыграет роль маркиза Этикета. А на последующих уроках (занятиях, классных часах) учитель будет вести речь от имени маркиза Этикета, ссылаясь на рисунки (портреты, фотографии).
Описание занятия (классного часа, нетрадиционного урока)
Ситуация «Знакомство.
Правило поднятой руки»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Как вас много и какие вы все красивые! Сегодня вы в первый раз пришли в школу. Похлопайте в ладошки те, у кого сегодня хорошее настроение. Давайте я попробую угадать, почему вы сегодня так радуетесь. Если я угадаю, вы хлопаете в ладошки. Договорились?
Вы рады, потому что у вас есть красивый ранец; потому что вы сегодня очень нарядны и красивы; потому что вы сегодня первый раз пришли в школу; потому что вы встретились со своей учительницей. Все это очень хорошо, ребята, но, наверное, вам очень хочется познакомиться со мной получше, правда?
Учитель: Меня зовут... Если забудете мое имя, подойдите ко мне и спросите. Хорошо? Я ваша первая учительница. Я мечтала стать учителем еще с детства. Я очень люблю детей. У меня есть... Я люблю... Не люблю... Самое большое мое увлечение... Мы с вами будем учиться вместе, и я всегда буду рада вам помочь.
Расскажу вам обо всем:
Отчего бывает гром,
Как работают заводы,
И какие там станки,
И о том, как садоводы
Разбивают цветники,
И про север, и про юг,
И про все, что есть вокруг,
И про уголь, и про газ,
Про тайгу и про Кавказ,
Про медведя, про лису
И про ягоды в лесу.
Научу вас рисовать,
Строить, шить и вышивать,
Усадив ребят в кружок,
Прочитаю вам стишок.
Вместе с вами разберемся,
Почему Олег дерется,
Почему у Гали с Ниной
Он матрешку отнимал,
Почему слона из глины
Миша сразу поломал?
(Н. Найденова «Ольга Павловна»)
Учитель: Со мной вы познакомились, а как мне с вами познакомиться? Я придумала! Сейчас я сосчитаю до трех, а вы все вместе громко назовете свои имена.
Договорились? Раз, два, три! Ничего не поняла, какое- то «Уа-уа»! Давайте еще громче! Раз, два, три!
Ребята, в чем дело, почему я не могу услышать ваши имена? Что же делать?
Ребята предлагают разные варианты. Надо постараться сначала озвучивать все, кроме поднимания руки. В ходе обсуждения учитель подводит учеников к нужному правилу.
Ребята, давайте попробуем знакомиться таким способом: если хочешь ответить или задать вопрос — подними руку. Давайте выберем, как удобнее всего поднимать руку. Таким образом, мы вместе с детьми установили новое правило и сразу оговорили его выполнение.
Для чего нам нужно это правило? (Чтобы познакомиться.)
Учитель: Давайте попробуем. Кто хочет сообщить нам свое имя?
Учитель спрашивает трех-четырех ребят и вводит знак «Поднятая рука». Ребята, нравится ли вам работать по новому правилу? Значит, вы согласны принять его в нашу школьную жизнь? (Ответы учеников.) Оказывается, это правило существует в наших школах уже очень давно — просто так принято вести себя ученикам на всех уроках и внеклассных занятиях. «Правило поднятой руки» — маленькая часть принятых в школе правил поведения учеников.
Мы даже и не заметили, как стали говорить о правилах поведения в школе. Сегодня нас с вами ожидает неожиданная встреча с удивительным человеком.
Ситуация «Кто такой маркиз Этикет»
Учитель: А вот и он (показывает портрет маркиза Этикета или приглашает пятиклассника в костюме (с элементом костюма, например, шляпа с перьями) средневекового маркиза). Вы удивлены его внешностью? А кто вообще маркиз Этикет?
Учитель (или пятиклассник от имени маркиза Этикета):
Глубокоуважаемые дети,
И дамы, господа!
Увидев все на свете,
Приехал я сюда.
Позвольте, я представлюсь:
Маркиз де Этикет —
Известный на планете
Воспитанный эстет.
Простите за нескромность,
Но много, много лет
Живу я в разных странах,
Знаком мне белый свет.
Я там, где уваженье,
Воспитанность и честь,
Приветствия, почтенье,
Прощенье, а не месть.
Учитель: Вот он кто, этот маркиз! А почему маркиз? Помните в сказке о маркизе Карабасе? Кот в сапогах из своего хозяина сделал не только богатого маркиза, но и воспитанного человека. Значит маркиз — это не только богатый, но и воспитанный, тактичный, очень обходительный человек, знающий, как и где себя вести. А странное имя Этикет нашего маркиза связано с целой наукой, которую мы и постараемся освоить в начальной школе.
Этикет — совокупность норм и правил, отражающих представления о должном поведении людей в обществе. Подобные своды правил известны человечеству еще со времен Древнего Египта. Слово «этикет» впервые было употреблено в современном его значении на приеме при дворе короля Франции Людовика XIV (1638-1715), когда гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны себя вести при дворе короля.
Этикет — часть социального уровня культуры разных народов: правила взаимоотношений мужчин и женщин, младших и старших, начальников и подчиненных. Это выработанные столетиями приемы общения людей в разных странах и у разных народов. Порой подобные правила носят законный характер, но, чаще всего, это определенные манеры поведения людей в обществе, которые приняты среди воспитанных людей. В России до реформ Петра I, т. е. до XVIII в., основная масса населения жила в соответствии с традиционным укладом, нашедшим свое выражение в сборнике правил — Домострое (XVI в.), где были прописаны правила содержания домашнего хозяйства, отправления православных церковных обрядов («как верить христианам в Святую Троицу и Пречистую Богородицу и как поклоняться кресту Христову...»; «как почитать архиреев, а также всех священников и монахов» и т. д.). Очень строгими считались определенные правила гостеприимства. Известно, что важна была даже встреча гостя, при которой учитывались происхождение гостя и его возраст. К равному гости въезжали во двор, а затем подъезжали к крыльцу. К более высокому по чину шли через двор пешком. Было не принято старшим ездить к младшим. Петр I активно начал внедрять этикет западного образца, новшества вводились практически насильно. Эта вынужденная смена образа жизни была принята далеко не всеми и коснулась только богатых людей.
Начиная с XVIII в. изучение этикета входит в обязательную программу образования. В частности, в женских пансионах обязательным элементом обучения были уроки этикета, на которых девушки разыгрывали сцены из светской жизни и репетировали свое поведение в различных ситуациях: как встретить гостя, как согласиться на мазурку или дать вежливый отказ, как встретиться с пожилыми родственниками и т. д.
В настоящее время этикет можно разделить на несколько видов: светский этикет — как вести себя со старшими людьми, в транспорте, общественных местах, например, в школе, театре, магазине; как общаться с девушками и женщинами; воинский этикет — это свод правил общения младших по званию со старшими — своими командирами; дипломатический этикет — манеры поведения дипломатов, министров друг с другом и при ведении переговоров с представителями разных стран; служебный этикет — умение вести себя с подчиненными и начальниками на любой работе.
Вот теперь, ребята, вы убедились, что этикет — это целая наука умения вести себя в обществе. Именно поэтому мы и пригласили маркиза Этикета побыть с нами несколько лет и научить нас премудростям хорошего тона, правилам поведения в обществе и общественных местах.
А теперь постарайтесь доказать маркизу Этикету, что самые главные азы хороших манер нам уже известны.
Мини-игры по этикету
Учитель по очереди приглашает к классной доске по два ученика — мальчика и девочку. Необходимо жестами, пантомимой и вежливыми словами в течение двух минут обыграть сценки-ситуации:
• В автобус входит старушка. Что делает мальчик?
• Мальчик и девочка столкнулись в коридоре школы. Что им делать?
• Утром, когда вы проснулись и встали с кровати, — как надо вести себя с родителями, бабушкой или дедушкой, братьями или сестрами?
• Как надо себя вести по дороге в школу?
• При входе в класс что надо сделать?
• А если вы обидели кого-то?
• Как поздороваться с учителем или своими новыми друзьями-одноклассниками?
• Если тебе хочется чихнуть на уроке или в автобусе, что ты будешь делать?
• Как необходимо вести себя на переменке в школьном коридоре?
• Почему нельзя ругаться и сквернословить?
• Как можно попросить своего друга одолжить на некоторое время ручку или книгу?
По окончании занятия (урока) учитель делает вывод, что знакомство и постоянная дружба с маркизом Этикетом просто необходимы не только детям, но и любому взрослому.
Похожие статьи:
Сценарий линейки на 1 сентября День знаний в школе
1 сентября в 1 классе. Сценарий
Нет комментариев. Ваш будет первым!