Внеурочные занятия по экологическому воспитанию, 3 класс

Конспекты внеурочных занятий на экологическую тему для детей начальной школы

Занятие 1. Сказка-исследование «Как девочка Катя порядок на лугу наводила»

Оборудование: презентация по теме сказки, книги, атласы- определители насекомых для школьников, детские энциклопедии и другой информационный материал.

Ожидаемые результаты:

Личностные: мотивация ребенка к познанию, развитие его эмоциональной сферы, образного мышления; освоение элементарных правил нравственного поведения в мире природы.

Метапредметные: умение находить и использовать различные способы поиска и фиксирования информации, описывать отдельные объекты; овладение логическими действиями анализа и синтеза.

Предметные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы - взаимосвязях в природе между растениями и насекомыми; ответственности человека за вмешательство в естественные процессы в природе.

Во время чтения сказки демонстрируется соответствующая презентация.

Сказка-исследование «Как девочка катя порядок на лугу наводила»

Жила-была девочка Катя. Она была хорошо воспитана и очень любила наводить везде порядок. Пошла она как-то на луг погулять и надумала навести там свой порядок, а то очень уж много там лишнего развелось.

Идет Катя по лугу и видит: сидит на клевере шмель. Жужжит, возится на цветке, будто взлететь никак не может. Решила ему Катя помочь из цветка выбраться - потрясла цветок тихонько, шмель с него и свалился.

- Лети, шмелик, лети! Да больше в такие цветки не забирайся. А то в следующий раз тебе помогать некому будет! - на прощанье напутствовала шмеля Катя.

А шмель будто и не обрадовался вовсе, сердито зажужжал, несколько раз перед лицом Катюши туда-сюда, туда-сюда полетал да и убрался восвояси.

Пошла Катя дальше, идет и видит: на травинке зеленый кузнечик сидит, усами шевелит, лапками покачивает да стрекочет о чем-то по-своему.

- Вот бездельник, чего это ты тут расселся? - укорила Катя кузнечика. - Среди бела дня свои песни распеваешь, а дела никакого не делаешь! Давай-ка скачи отсюда подобру-поздорову, полезным делом займись. Хоть еды себе на обед раздобудь. Кстати, а что же кузнечики на обед едят? - задумалась Катя. - А может, они и не едят ничего?

Кузнечик поглядел, поглядел на Катю, да как прыгнет, только его и видели. А Катя дальше по лугу идет да по сторонам поглядывает. Смотрит, на цветке бабочка-крапивница сидит.

- Ах ты, моя красавица, - радостно заговорила с ней девочка. - Уж тебя-то я не трону, ты же луг украшаешь, не зря здесь сидишь!

Но бабочке, видно, слова Кати не понравились, взмахнула она своими крылышками да и полетела прочь.

- И чего это тебе мои слова не понравились? Я же ничего плохого вроде не сказала, - удивилась Катя.

Тут Катя увидела, как маленький красно-оранжевый жучок с черными точками на спине - божья коровка - съел малюсенького клещика и за другим малышом потянулся.

- Как тебе не стыдно маленьких обижать! Разве тебе не говорили, что малышей обижать нельзя? Давай-ка уходи с моего луга. Да подумай хорошенько о своем поведении, - грозно сказала Катя и прогнала божью коровку с луга.

В это время над лугом майский жук пролетел. Катя приветственно помахала жуку рукой и сказала:

- А тебя я хорошо знаю. Каждую весну ты к нам прилетаешь, чтобы с ребятами в догонялки играть! Живи на моем лугу да детишками обзаводись! То-то весело поиграем на следующий год!

После прочтения сказки ребятам предлагается обсудить поведение девочки на лугу, хороший ли порядок она навела там. Для того чтобы ответить на этот вопрос, учащимся предлагается сначала выяснить особенности жизнедеятельности насекомых, которые упоминаются в сказке. С этой целью ребята проводят мини-исследования с помощью дополнительных источников информации по плану:

1. Где обитают насекомые?

2. Чем питаются (взрослые насекомые и их личинки)?

3. Как связаны с другими обитателями луга?

4. Как вы думаете, что произойдет с лугом, если из него исчезнет этот вид насекомых?

Возможны разные варианты организации работы: по группам, индивидуально - по выбору учеников, по рекомендации учителя. После завершения работы с литературой ребятам предлагается рассказать друг другу о полученной информации и только после этого переходить к вопросу: «Правильно ли Катя наводила порядок на лугу?» После обсуждения этого вопроса можно предложить ребятам составить советы для Кати: как нужно вести себя на лугу.

Занятие 2. Сказка об одиноком дубе

Ожидаемые результаты:

Личностные: мотивация ребенка к познанию; развитие его эмоциональной сферы, образного мышления.

Метапредметные: умение находить и использовать различные способы поиска информации; овладение логическими действиями — умением устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы.

Предметные: овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений природы - размножение растений, способы распространения плодов и семян влияние, факторов среды на жизнь и развитие растений, взаимосвязи в природе, роль птиц в природе и жизни человека.

Сказка об одиноком дубе

Среди долины ровныя,

На гладкой высоте

Цветет, растет высокий дуб

В могучей красоте...

Русская народная песня

Такие прекрасные слова есть в одной из старинных русских народных песен. Песня очень красивая, но грустная. Поется в ней об одиноком красавце-дубе, который рос посреди широкого поля. А мы с вами, ребята, послушаем другую версию истории, которая могла случиться с одиноким дубом. Вот послушайте.

С давних времен жил да был посреди большого поля старый дуб. Другие дубы жили в лесу дружной кампанией, а этот был совсем один. Ни одного деревца не росло возле него. Много лет боролся дуб с непогодой: зимой - с лютым морозом, летом - с жарой да засухой. Сильные ветры пытались повалить могучее дерево, но ничего у них не вышло, крепко держался дуб своими корнями за землю. Год от года становился он все крепче, все сильнее, всем ветрам назло поднимая свои ветви навстречу солнышку.

Много птиц и зверей находили приют и защиту под сенью гостеприимного дерева. Для каждого у дуба было припасено что-то хорошее: кому — нежный лакомый листочек для прокорма, кому - кусок коры для лечения, а кому - просто ласковый шелест листвы, убаюкивающий и успокаивающий. Даже люди, проходя мимо дуба в жаркую летнюю пору, обязательно останавливались, чтобы отдохнуть в тенечке.

Вот как-то раз прилетела к дубу Сорока.

— Здр-р-равствуй, Старинушка! Как поживаешь?

— Скриплю себе понемногу, - отвечает ей Дуб. - Да, видно, стар я делаюсь. Грустно мне стало одному в чистом поле жить. Другие-то деревья все больше в лесах живут, рядом со своими детками, братьями да родителями. У людей, я знаю, пословица есть: человек без родины что дерево без корней. А я вот с корнями, да без родных - всю жизнь один. Тоскливо мне стало, наверное, скоро погибну.

— И правда, сколько лет я на свете живу, сколько всего перевидала - деревья чаще всего в лесу попадаются. Как говорится, где родился, там и пригодился. Слушай, а как же ты в чистое поле попал?

Учитель. Здесь мы ненадолго сказку остановим и попробуем сами ответить на вопрос Сороки.

Учащимся предлагается выдвинуть свои предположения, как мог дуб оказаться один посреди поля. Варианты ответов обсуждаются (например, посадил человек, занесло ветром). Учащиеся приходят к выводу о способах распространения плодов и семян в природе.

После небольшого раздумья отвечает Дуб Сороке:

- Это очень старая история. Когда-то давным-давно, когда я был очень маленьким, просто желудем, какая-то большая птица подобрала меня с земли из-под родительского дуба, где я лежал рядом со своими братишками и сестренками. Подняла меня в воздух и унесла далеко-далеко от дома. А потом выронила посреди поля, вот на этом самом месте, где я сейчас и расту. С тех пор я никогда ничего о своих родственниках не слышал. Может, ты, Сорока, чего слыхала?

- Нет, ничего не слыхала. Тут в округе я дубов не видала, всё больше осины да березы попадаются.

- А жаль... Очень мне хотелось бы весточку от родных получить, а еще лучше - оказаться в окружении своих родственников. Да видно, не бывать этому! Даже детей у меня нет: желуди, что вырастают на моих ветвях, не дают всходов. А я всё старею и старею... Видно, так и погибну один, и никто моему горю не поможет...

- Ты погоди помирать-то, - засуетилась Сорока. - По вашим дубовым меркам ты еще совсем молодой! Триста лет для дуба - это просто детство! Слыхала я, что где-то далеко растет дуб, которому две тысячи лет. Вот это - преклонный возраст. А ты ну просто мужчина в полном расцвете сил, как говорил знаменитый Карлсон, который живет на крыше. Давай-ка мы вот что сделаем. Полечу-ка я в окрестные леса, порасспрошу знающих людей, как тебе помочь, а ты уж потерпи, не вздумай погибнуть! Мы обязательно что-нибудь придумаем.

Полетела Сорока за помощью. Долго ли, коротко ли летела, прилетела в дальний лес, думала, может, там родственников дуба найдет. Только присела на ветку отдохнуть, как вдруг всё вокруг как зашумит, как затрещит. Деревья так закачались, что наша Сорока чуть с ветки не свалилась. Зажмурила она от страха глаза да посильнее лапками за ветку ухватилась. Через малое время, когда все вокруг немного поутихло, открыла Сорока глаза и видит - сидят неподалеку от нее на поваленном дереве два старика. Оба лицом черные, лохматые, бородатые, одежда на них вся грязная, оборванная - просто нечистая сила, да и только. Сидят и меж собой потихоньку разговаривают. Притаилась Сорока на дереве и стала слушать.

- Ну что, Злобыдан, как твои успехи? Много ли ты зла на белом свете посеял?

- Да уж немало! На соседний лес пожар напустил, хотел весь его спалить, жаль, что не вышло. Люди помешали, быстро огонь потушили. Только часть деревьев все равно погибла, а с ними и вся живность, что на них жила: птички, букашки там всякие. И другим радости мало глядеть на эти обгорелые головешки. А я сейчас посижу, отдохну малость да опять за свои злые делишки возьмусь. Не зря же меня Злобыданом зовут. А у тебя, Тосковей, какие новости, чем ты занимаешься?

- И я без дела не сижу. Вот, дуб вековой извести решил. Такую тоску на него напустил, скоро он от нее и зачахнет. То-то я порадуюсь!

- Это ты хорошо придумал, а то больно уж он добрый, всех любит, всех привечает! Правда, и его все любят да уважают. Но если Дуб засохнет, все про него быстро забудут, добра-то в мире сразу и поубавится! А не сорвется у тебя дельце-то? Очень уж Дуб крепкий да могучий.

- Не сорвется. Я все хитро подстроил. Дуб-то в поле один растёт, ни одного деревца рядом нет, вот и обидно ему. Сколько желудей ни выращивает он на своих ветвях, а все не впрок. Холодно желудятам на открытом месте прорастать-то, поэтому они и гибнут. А знать, почему желуди погибают, Дуб не может. И помочь ему некому, ведь про его тоску никто не знает. Может, и нашлись бы добрячки-помощнички, да откуда же им взяться?

- Так ему и надо, пускай от тоски помирает! То-то мы с тобой порадуемся. Слушай, а если вдруг найдутся добрячки, что они сделать смогут?

- Могут-то могут, только вряд ли. Для этого надо, чтобы сорок раз кто-нибудь о Дубе добром вспомнил да поблагодарил его за доброе дело. А кто вспомнит, так сразу получит золотой желудь. Если сорок золотых желудей собрать вместе вот в это решето, да к тому Дубу отнести, да разбросать вокруг него, те желуди прорастут, встанет на том месте целая дубрава - сразу тоска У Дуба пройдет. Целую дубраву ни моя тоска, ни твоя злоба никак не одолеют! Ой, что это я разболтался! И ты давай помалкивай, а то как бы не сорвалось мое злодейство.

- Что ты, что ты! Мы же с тобой старинные злодеи, чем больше зла натворим, тем нам приятнее. Уж ты не сомневайся, я никому твой секрет не раскрою. Про таких, как мы с тобой, люди говорят - два сапога пара. Ладно, поговорили - и хватит. Пора нам по домам идти, отдохнуть немножко, а там опять за свои вредные дела возьмемся, — с такими словами распрощались друг с другом Тосковей и Злобыдан да и сгинули.

А Сорока, что всё это время тихонько на ветке сидела да всё слышала, за голову схватилась:

- Что делается, что делается! Ни за что бы не поверила, что такое бывает, если бы своими глазами не видела, своими ушами не слышала! Так вот от чего наш Дуб погибает — это на него негодник Тосковей тоску напустил. Надо Дубу помогать! Полечу-ка я домой, всем расскажу, какая беда с ним приключилась. Дуб много добра за свою жизнь сделал, пора и нам ему тем же отплатить. На Руси так говорят: «За добро добром платят»!

Учитель. На сегодня мы сказку остановим, продолжим ее на следующих занятиях. Сейчас давайте вместе подумаем: а смогли бы мы помочь Дубу, если бы оказались в сказке? Как можно узнать, кому в жизни Дуб пользу приносит? (Организуется обсуждение с ребятами.)

1. Спросить у старших.

2. Прочитать в книгах.

3. Найти в Интернете.

4. Вспомнить свой жизненный опыт.

5. Понаблюдать в природе.

Занятие 3. Экскурсия к дубу

Цель: формирование навыков наблюдения и описания биологических объектов; освоение навыков поведения в природе.

(При отсутствии подходящих объектов на доступном расстоянии от школы возможна замена на виртуальную экскурсию с использованием заранее подготовленной презентации, набора гербарных экземпляров растений, коллекций, фотографий.)

Ожидаемые результаты:

Личностные: мотивация ребенка к познанию; освоение правил поведения в мире природы; готовность работать в группе и самостоятельно.

Метапредметные: освоение доступных способов изучения природы - наблюдение, описание, фиксирование результатов наблюдений.

Предметные: овладение начальными сведениями об особенностях биологических объектов, их разнообразии и взаимосвязях.

Сценарий экскурсии

1. Актуализация знаний. Мотивация.

Учитель. На предыдущем занятии мы с вами читали сказку об одиноком дубе. Давайте вспомним, почему мы сегодня отправились на экскурсию, что мы хотим узнать?

Дети. Узнать, какую пользу и кому приносят дубы.

Учитель. Другими словами, мы постараемся узнать, с кем в природе дубы связаны, в чем заключаются эти связи. Для начала давайте посмотрим, кто из вас внимательный и наблюдательный. Скажите, а как можно узнать дуб среди других растений?

Дети. Это дерево, у него темная морщинистая кора, листья большие с волнистым краем, на дубе растут желуди.

Учитель. Молодцы! Вы верно назвали характерные признаки дуба. Вот так и ученые, проводя свои исследования, опираются на описание - выделение самых характерных, важных признаков. В будущем и вам пригодятся эти знания для проведения ваших исследований. А теперь постарайтесь выбрать среди наборов листьев (гербариев), плодов, фрагментов коры (спилов деревьев) те, которые относятся к дубу. (Дети выбирают.)

Учитель. Молодцы! Чтобы узнать что-то новое, то есть провести исследование, нужно уметь наблюдать. Сегодня у нас тоже маленькое исследование, поиск. То новое, что мы хотим узнать, ученые называют - цель исследования. Так какова цель нашего исследования?

Дети. Мы хотим узнать, с кем в природе дубы связаны, в чем заключаются эти связи.

Учитель. Для того чтобы добиться цели, мы будем собирать информацию с помощью наблюдения. А чтобы ее лучше запомнить, мы будем фиксировать информацию в специальных карточках. Сначала все внимательно наблюдаем, смотрим, слушаем, затем каждая группа заполняет свою карточку с заданиями. (Карточку 4 получают все группы. По окончании работы в группах происходит обсуждение результатов.)

2. Сбор и фиксирование информации. Работа в группах.

Карточка 1.

Какие растения встречаются возле дуба?

Деревья

Кустарники

Травы

 

 

 

 

 

 

Карточка 2.

Какие животные встречаются около дуба (на нем)?

Птицы

Насекомые

Другие животные (черви, улитки, звери и другие)

 

 

 

 

 

 

Карточка 3. Как связаны другие организмы с дубом? (Что привлекает их в дубе?)

Кому дуб дает пищу

Кто живет на дубе (между корней, под корой, на ветвях)

Для кого дуб создает благоприятные условия (затеняет, задерживает ветер, спасает от холода и др.)

 

 

 

 

 

 

Карточка 4. Что мы узнали об исследованиях?

Исследование - это

Собирать информацию для исследования можно с помощью

Фиксировать информацию можно с помощью

3. Рефлексия. Игра «Дуб и его друзья».

Первый шаг. Командам предлагается нарисовать дуб.

Второй шаг. Сравнение результатов команд. Победителем считается команда, которая указала (использовала) больше характерных признаков дуба.

Третий шаг. На рисунках допишите названия организмов, которые связаны с дубом, то есть «дружат» с ним.

Четвертый шаг. Обсуждение вопроса «Какие действия помогли нам сегодня добиться цели?». (Наблюдение, описание, фиксирование информации.)

Занятие 4. Сказка об одиноком дубе (продолжение)

Стала Сорока из лесу выбираться, продолжая на лету разговаривать сама с собой:

- Я первая Дубу спасибо скажу. Спасибо тебе, дуб, за доброту, за помощь! Сколько раз я на твоих ветвях отдыхала, сил набиралась. Не грусти, дуб, не тоскуй, мы тебе обязательно поможем! Не зря говорят: «Друзья познаются в беде!»

Только сказала Сорока такие слова, как откуда ни возьмись в решете, которое Сорока прихватила с поляны, где Злобыдан с Тосковеем разговаривали, золотой желудь появился. Обрадовалась Сорока, застрекотала по-своему, по-сорочьи, крыльями захлопала. Тут на шум Сойка прилетела.

- Чего это ты так расшумелась, сестрица? - спрашивает она Сороку.

- Да как же не шуметь, не кричать, когда в чистом поле могучий дуб от тоски пропадает!

- Постой, постой! Это какой такой дуб? Уж не тот ли, которому недавно триста лет исполнилось?

- Он самый и есть!

- Что ты говоришь?! Этот дуб моя прапрапрабабушка посадила. Что за беда с ним случилась?

- Негодник Тосковей нагнал на него тоску смертную. Если мы дубу не поможем и не наберем сорок золотых желудей вот в это решето - всё, конец дубу придет.

- А где же их собирать-то, желуди эти? Я сейчас же полечу на их поиски! Сколько нас, соек, дуб кормил своими желудями, мы век ему благодарны будем!

Не успела Сойка проворить эти слова, как в решете еще один золотой желудь появился. Обрадовались Сойка с Сорокой и решили скорее лететь в разные стороны, чтобы всем - и зверям, и птицам, и людям рассказать, в какую беду дуб попал. Пусть все помогают дуб из беды выручать!

Как только Сойка с Сорокой улетели, из-за деревьев появилась Пустельга:

- Чуть дождалась, пока эти трещотки наговорятся! Не зря о чересчур разговорчивых людях говорят «трещат как сороки». Сойка, конечно, не сорока, но ее ближайшая родственница, они из одного семейства врановых. Я их трескотни вообще-то не боюсь - просто их самих пугать не хотелось, я - Пустельга, хищная птица, хоть и небольшая. О каком это дубе они тут говорили, уж не о том ли, где наше родное гнездо было? Мы, пустельги, очень любим устраивать свои гнезда на одиноко стоящих деревьях. Это что же получается: если б того дуба в поле не было, так и гнезда построить было бы негде, значит, я и мои братья и сестра не родились бы?! Я и мои родственники благодарны дубу за приют, за помощь! Полечу и я друзей дуба искать. Кажется, я знаю, кто дубу помочь может.

Пустельга улетела, а после ее слов в решете еще один золотой желудь появился. Позвала Пустельга на помощь Человека.

- Пустельга тревогу бьет, угроза ее родному дому! А мы, люди, испокон веку пустельгу уважали. Это большой друг хлебного поля — за один день пустельга поедает пятнадцать-двадцать мелких грызунов, вредителей поля. За лето получается около тысячи штук. Мы зовем пустельгу мышеловкой непрерывного действия. Очень полезная для хлебных полей птица! Мы всегда рады ей помочь. Дуб посреди поля - родной дом для пустельги. Спасибо тебе, Дуб, за дом для пустельги! Ты уж давай держись, не погибай - без тебя наше поле погибнет. Вот и мой золотой желудь для лечения Старого дуба!

Учитель. Ребята, давайте и мы Дубу поможем! Расскажите, что вы узнали в результате нашего исследования на предыдущем занятии о дружбе дубов с другими организмами, какую информацию о пользе дубов для человека вы нашли самостоятельно. Пусть и ваши золотые желуди попадут в волшебное решето.

Ответы:

Около дубов растут грибы.

Дубовые столбы люди используют в строительстве.

Из дубовых досок делают прочную мебель.

Дубовыми вениками парятся в бане.

Дубовые кадки хороши для квашения капусты и солений.

Дубы выделяют в воздух кислород, как и другие растения.

Кора дуба обладает лечебными свойствами.

Кору пробкового дуба используют для изготовления пробок для термосов, бутылок, шлемов.

Желуди - корм для многих животных, например кабанов.

В Древней Греции дубовая ветвь была символом силы, мудрости.

Дубы защищают от ветра другие деревья и растения.

В тени дуба летом можно спрятаться от жары.

Совсем немного времени понадобилось Сойке, Сороке и Пустельге, чтобы рассказать всем друзьям дуба о грозящей ему беде и как от этой беды избавиться. Вскоре они снова встретились, смотрят, а решето уже полным-полно золотыми желудями!

- Смотрите, смотрите, сколько мы сумели набрать золотых желудей, - радостно затрещала Сорока. - Правду говорят: друзья в беде познаются. Свою благодарность за помощь прислали дубу белки и зайцы, кабаны и лоси, дятлы и синицы, и многие- многие звери и птицы.

- И тихие дождевые черви, и другие невидимые нам обитатели почвы благодарны дубу за то, что он кормит их своими опавшими листьями, - добавила Сойка.

- Благодарны дубу и мелкие нежные травянистые растения, которые растут под его раскидистой кроной. Он защищает их и от палящего летнего солнца, и от злого холодного ветра, - подхватила Пустельга.

- Как здорово, что у дуба нашлось столько верных друзей! Теперь поскорее отнесем золотые желуди к дубу, посадим их, и пусть из них вырастут молодые дубочки - на радость старому дубу, и всем нам, и людям, и зверям, и птицам, - завершила разговор Сорока.

Учитель. Спасибо и вам, ребята, за помощь! Сегодня вы побывали в сказке. Подумайте, а может, и в настоящей жизни дубам помощь требуется? Попробуйте сами посадить и вырастить хотя бы один дубочек! А может, ваша помощь нужна птицам? Не проходите мимо тех, кто нуждается в помощи! Помните: как аукнется, так и откликнется! За добро добром платят!

Похожие статьи:

Экологические игры для младших школьников

Игровая программа в начальной школе для родителей с детьми

Экологическая сказка для детей 6-8 лет

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2024 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна