Цели: познакомить с русской народной сказкой «Морозко»; учить делить текст на части; обогащать словарный запас; развивать внимание, память, творческие способности.
Планируемые результаты: предметные: осмыслять особенности волшебной сказки, давать характеристику героя волшебной сказки; метапредметные: составлять план урока (определение темы, цели и задач урока, планирование действий по выполнению задач урока, оценка выполненных действий), находить необходимую информацию в книге; личностные: работать с текстом повествовательного характера.
Оборудование: видеозапись отрывка экранизации сказки «Морозко», карточки с текстом речевой разминки, выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Ученики рассказывают, к какой сказке они подготовили иллюстрацию.)
III. Актуализация знаний
— Прочитайте пословицы и поговорки и отгадайте, о чем речь. (Мороз.)
• Два друга — он да вьюга.
• Он и железо рвет, и на лету птицу бьет.
• Он ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
— Какое произведение мы будем сегодня изучать?
— Знаете ли вы эту сказку? Расскажите кратко, о чем она.
IV. Работа по теме урока
(Чтение сказки. Можно показать отрывок экранизации этой сказки.)
— Передайте ваши впечатления.
— Какие слова и выражения были непонятны?
— Совпало ли содержание этой сказки с той, что вы знали?
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
С. 76—79
— Прочитайте первую часть до слов «Повез бездомную в лес...». Выделите слова, которые характеризуют падчерицу и мачехину дочку.
— Прочитайте вторую часть до слов «Старуха глянула — и руки врозь...». Обсудите с соседом по парте, каким был Морозко. Что он хотел: заморозить, напугать или испытать падчерицу?
— Как падчерица разговаривала с Морозко?
— Найдите и выделите в диалоге падчерицы и Морозко слова с ласкательными суффиксами.
— Почему Морозко решил одарить падчерицу? Чем она ему понравилась? Выберите ответ.
• Падчерица была очень красивая.
• Падчерица была очень послушная.
• Падчерица была очень добрая, приветливая.
— Прочитайте третью часть до конца сказки. Почему Морозко не дал подарков старухиной дочке? Какая она: ласковая, грубая, невежливая, терпеливая или себялюбивая?
2. Выполнение заданий в «Творческой тетради»
— Выберите из текста сказки слова, которые характеризуют падчерицу, мачеху, мачехину дочку, старика. Выпишите эти слова в «Творческую тетрадь».
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал...
• На этом уроке я похвалил бы себя за...
• После урока мне захотелось...
• Сегодня я сумел...
VIII. Подведение итогов урока
— Что вы скажете об этой сказке?
- Почему народ сочинил ее?
Домашнее задание
Приготовить характеристику одного из героев сказки (по желанию).