Развивающие игры для учащихся 2-3 класса
Развивающие игры для младших школьников
Путаница
Цель: развитие внимания, логического мышления.
Описание. На доске в произвольном порядке записаны слова, которые говорят герои произведения. Педагог читает
Слова главных героев
«Скажи мне: что бы ты сделал, чего тебе нельзя делать, если бы тебе немедленно не вернули осла?»
«Что бы я сделал? Я купил бы себе другого осла. Но теперь ты скажи мне: разве это было бы разумно при моём тощем кошельке?»
«Если мне немедленно не приведут осла, произойдёт нечто ужасное, я сделаю то, чего я не должен делать».
Текст
Угроза
У муллы украли осла. Разгневанный потерпевший бегает по базару и кричит во всю глотку: ___________________
Толпа любопытных заметно испугана этими словами, и вдруг неожиданно осёл оказывается около муллы, хотя никто не видел, кто его привёл. Тем не менее все рады, что дело так благополучно закончилось. Но тут один солидный человек спрашивает муллу: ___________________
Тогда мулла ответил: __________________________________________________________
(Восточная история.)
Кто больше трудится?
Цель: развитие мышления.
Описание. После прочтения фрагмента сказки педагог делает остановку и предлагает детям придумать её окончание так, чтобы разгадать загадку: «Кто больше трудится – лентяй иль ревностный работник?»
Кольцо Джафара
А ну, загадку разгадай,
Коль думать ты охотник:
Кто больше трудится - лентяй
Иль ревностный работник?
Но прежде чем найдёшь ответ,
Послушай сказку древних лет.
Жил при дворе мудрец Джафар
В одной стране на юге.
А так как был он очень стар,
Его носили слуги.
Однажды на пути домой
С далёкого базара
Скатился перстень золотой
С мизинца у Джафара.
Сказал носильщикам Джафар:
- Весь город обойдите
и драгоценный царский дар -
кольцо моё найдите!
Ему носильщики в ответ:
- Искать нам неохота.
Нам до пропажи дела нет,
Своя у нас работа.
Тебя нам велено таскать,
А не кольцо твоё искать.
Далее дети пытаются придумать окончание сказки.
- Ну, если так, - сказал рабам
Джафар на эти речи, -
Кольцо искать я буду сам! -
И сел рабам на плечи.
Пришлось тащиться им опять
С Джафаром до базара...
И было б легче им искать
Колечко без Джафара!
С. Маршак
Ошибочка!
Цель: развитие внимания, памяти, мышления.
Описание. Детям предлагается найти ошибку в русской пословице (если она есть) и исправить её.
Делу - время, потехе - минута. (Час.)
Поговорка - цветочек, пословица - семечко. (Ягодка.)
Глупа та птица, которой гнездо своё не нравится. (Не мило.)
Долог день до вечера, когда кушать нечего. (Делать.)
Один ум хорошо, а два - некрасиво. (Лучше.)
Кашу маслом не измажешь. (Испортишь.)
Без труда не вытянешь и щуку из пруда. (Рыбу.)
И Санкт-Петербург не сразу строился. (Москва.)
Не говори «ура», пока не перепрыгнешь. («Гоп».)
В тесноте, да не в засаде. (Обиде.)
Цыплят по весне считают. (По осени.)
Кончил дело - отдыхай смело. (Гуляй.)
Семь раз отмерь - семь раз отрежь. (Один.)
Ученье - свет, а неученье - мрак. (Тьма.)
Мал золотник, да всё равно пригодится. (Дорог.)
Нет друга - ищи, а нашёл - береги. (Всё правильно.)
Чай пить - не дрова палить. (Рубить.)
Будет и на нашей улице весна. (Праздник.)
Сам кашу пересолил, сам и расхлебывай. (Заварил.)
На вкус и цвет товарища нет. (Всё правильно.)
Любишь кататься - люби и саночки таскать. (Возить.)
Труд кормит, а лень нет. (Портит.)
Москва - всем городам столица. (Мать.)
У страха глаза большие. (Велики.)
В гостях хорошо, а дома плохо. (Лучше.)
Не спеши ногами, торопись делом. (Языком.)
Один раз солгал, другой раз тоже солжёшь. (Не поверят.)
Трусливому зайке и пенёк волк. (Всё правильно.)
Кто за всё берётся, тому всё удаётся. (Ничего не удаётся.)
Груша от яблони недалеко падает. (Яблоко.)
Деньгами горю не поможешь. (Слезами.)
Дареному коню в зубы не смотрят. (Всё правильно.)
Что посеешь, то и съешь. (Пожнёшь.)
На чужой роток не накинешь платок. (Всё правильно.)
Знает Мурка, чьё мясо съела. (Кошка.)
Жизнь дана на экстремальные дела. (Добрые.)
От скуки бери топор в руки. (Дело.)
Собирай по ягодке, наберёшь кувшинчик. (Кузовок.)
Двое пашут, а остальные руками машут. (Семеро.)
За тремя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. (Двумя.)
Не откладывай на завтра то, что хочешь сделать сегодня. (Можно.)
Грамоте учиться — всегда пригодится. (Всё правильно.)
Старый друг лучше двух подруг. (Новых двух.)
Слово заблудилось!
Цель: развитие внимания, памяти, мышления.
Описание. Среди слов каждой строки есть одно, о котором не шла речь в данной сказке. Задача детей: узнать это слово, а также назвать сказку.
- Герда, Кай, розы, санки, поцелуй, вечность, ключик. («Снежная королева», Х.-К. Андерсен.)
- Мука, тесто, окошко, волк, заяц, лиса, петух, дед, баба. («Колобок».)
- Король, королева, тыква, феи, пир, подарки, шестнадцатилетие, веретено, сон. («Спящая красавица», Ш. Перро.)
- Кум Тыква, профессор Груша, графини Вишни, маленький Вишенка, царь Горох, мастер Виноградинка, служанка Земляничка, принц Лимон, синьор Помидор. («Чиполлино», Д. Родари.)
- Принцесса, королевство, дождь, перины, горошина, сапоги- скороходы, принц. («Принцесса на горошине», Х.-К. Андерсен.)
- Пирожки, яблоки, река, сестра, брат, волк, избушка на курьих ножках, Баба Яга. («Гуси-лебеди».)
- Маша, лес, избушка, стул, лиса, ложка, миска, кровать. («Три медведя».)
- Девочка, короб, пирожок, яйцо, пенек, медведь. («Маша и медведь».)
- Мама, бабушка, девочка, заяц, волк, корзинка, пирожки, лес. («Красная Шапочка», Ш. Перро.)
- Алёнушка, Иванушка, сокол, след от копытца, козлёнок, купец, ведьма. («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
- Дед, баба, девочка, Кащей Бессмертный, костер, снег, облако. («Снегурочка».)
- Синьор Помидор, Карабас Барабас, Тортила, Мальвина, Пьеро, Артемон, Дуремар. («Золотой ключик, или Приключения Буратино», А. Толстой.)
- Хвостик, воздушный шарик, пчёлы, мёд, сгущёнка, зеркальце, ружьё. («Винни-Пух и все-все-все», А. Милн.)
- Крот, ласточка, привидение, эльфы, мышь, майские жуки, жаба. («Дюймовочка», Х.-К. Андерсен.)
- Дед, баба, внучка, сани, рыба, лиса, волк, воз, хвост. («Лиса и волк».)
- Мачеха, сёстры, принц, звездочёт, король, фея, часы, туфелька. («Золушка», Ш. Перро.)
- Сирота, корова, Одноглазка, Двуглазка, Триглазка, яблонька, колдун. («Хаврошечка».)
- Плюшки, варенье, мальчик, привидение, домоправительница, моторчик, кикимора. («Малыш и Карлсон», А. Линдгрен.)
- Мельница, волшебная лампа, осёл, король, принцесса, кот, сапоги, людоед. («Кот в сапогах», Ш. Перро.)
- Бармалей, Авва, Бумба, джинн, Кика, Чичи, Таня, Ваня. («Приключения доктора Айболита», К. И. Чуковский.)
- Фургон, девочка, Гингема, Бастинда, Тотошка, Гудвин, водяной. («Волшебник Изумрудного города», А. Волков.)
- Осёл, собака, кот, петух, слон, музыканты, разбойники. («Бременские музыканты», бр. Гримм.)
- Деревня, вёдра, щука, печь, царь, Несмеяна, гном. («По щучьему велению».)
- Корыто, землянка, невод, море, старуха, старик, внучка. («Сказка о рыбаке и рыбке», А. Пушкин.)
«Страшилки»
Цель: развитие творческого воображения, речи.
Описание. Педагог читает «страшилку», делая остановку перед кульминационным моментом, и предлагает детям придумать юмористическое окончание произведения.
Белое пианино
Одной девочке купили белое пианино. Однажды она села за пианино и начала играть. Вдруг из пианино появилась чёрная рука и говорит:
-Девочка, девочка, дай деньги! Девочка, девочка, давай деньги!
Девочка испугалась и отдала деньги, которые мама дала ей на продукты. Чёрная рука исчезла.
Вечером девочка обо всём рассказала маме. Но мама ей не поверила, она решила, что девочка истратила деньги на что-нибудь другое и не хочет сознаваться. Мама решила проверить и села за белое пианино. Только она начала играть, как из пианино снова высунулась чёрная рука и говорит:
-Женщина, женщина, отдай деньги! Женщина, женщина, отдавай деньги!
Мама девочки не на шутку испугалась и отдала деньги.
Вечером к ним пришла бабушка, ей обо всём рассказали. Бабушка не поверила и села за пианино, но только она начала играть, как из пианино вылезла чёрная рука:
-Бабушка, бабушка, дай деньги! Бабушка, бабушка, отдай деньги!
Бабушка перепугалась и дала деньги.
А потом они позвонили в милицию и всё рассказали.
Приехали в их квартиру милиционеры, открыли крышку пианино, а там...
Дети предлагают свои варианты концовки, затем педагог читает окончание «страшилки».
...а там сидит Карлсон и считает деньги:
- На варенье хватит, на конфеты хватит, на плюшки ... не хватит!
(Э. Успенский.)
Лохматая рука
Одну девочку родители оставили дома на три дня. Ночью девочка услышала страшный шум. Она проснулась и увидела у себя в окне большую лохматую руку. Рука просила хлеба. Девочка дала ей булку, и рука скрылась.
На следующую ночь повторилось то же самое. Девочка позвала милицию. Милиционеры сели под кровать и сказали, чтобы девочка не давала хлеба. В двенадцать часов в окне появилась рука и сказала:
- Дай хлеба, дай хлеба, дай хлеба!
Девочка не дала. Рука попросила опять, девочка опять не дала. Тогда в окне появилась...
Дети предлагают свои варианты концовки, затем педагог читает окончание «страшилки».
...Тогда в окне появилась огромная обезьяна и спросила:
- А что, хлебушек кончился?..
(Э. Успенский.)
Придумываем окончание сказки
Цель: развитие творческого воображения, речи.
Описание. Читается фрагмент сказки, затем детям предлагается придумать её окончание.
Отчего у месяца платья нет?
Заглянул полумесяц к портному,
Не к небесному, а к земному.
- Сшей мне, мастер, нарядное платье.
Буду по небу в праздник гулять я.
Снял портной с полумесяца мерку,
Приглашает его на примерку.
Но всего за четырнадцать дней
Вдвое сделался месяц полней.
И в плечах и в груди ему тесно, -
Так поправился месяц небесный.
Чуть не плачет с досады портной:
- Что за бес пошутил надо мной!
Ваша светлость слегка пополнела
Иль от стирки материя села, -
Я, по правде сказать, не пойму:
Ладно! Новую мерку сниму.
Вот проходят за сутками сутки,
Не теряет портной ни минутки.
Ну, а месяц, гуляка ночной,
Стал тем временем полной луной.
Примеряет он тесное платье
И, вздыхая, бормочет проклятья:
- Греховодник, мошенник, злодей!
Постыдился бы добрых людей.
За последних три дня и три ночи
Стало платье тесней и короче!
Ничего не ответил портной.
Где уж спорить портному с луной!
Снял он мерку с заказчика снова:
- Будет к празднику платье готово!
Швы у платья портной распорол,
Грудь расширил, надставил подол.
Доработать осталось немножко,
А уж месяц стучится в окошко...
Окончание сказки.
Да не месяц, а тоненький серп:
В это время он шёл на ущерб.
Не луна, а всего половинка:
Только рожки да круглая спинка.
Весь затрясся от гнева портной:
- Нет, довольно шутить надо мной!
Угодить вам пытался я сдуру.
Что ни день, вы меняли фигуру:
То вы делалаись круглым, как блин,
То худым, точно этот аршин.
Шить вам платье - пустое занятье.
Оставайтесь-ка лучше без платья.
С. Маршак
Прощальная игра
А вот прощальная игра...
Нам книгу закрывать пора;
Мы все надеемся, что с ней
Ты стал немножечко умней,
Узнал ты много слов смешных
И много всяких всячин.
И, если ты запомнил их,
Не зря твой день потрачен.
И нам с тобой пришел черед
Сыграть в игру «Наоборот».
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь: ...
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь: ...
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь: ...
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты: ...!
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты: ...
Теперь начало я скажу,-
Ну, отвечай: ...!
Д. Чиарди
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей от 6 до 11 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!