Развивающие игры для детей 4-5 лет в детском саду. Картотека с целями
Игры для детей средней группы ДОУ
Игра «Лишнее слово»
Цель: развитие внимания логики, умения объединять предметы в группы и подбирать обобщающие слова.
Ход игры
Ведущий (взрослый) читает по очереди игрокам по четыре слова. Дети определяют, какое слово лишнее. При этом они должны объяснить, почему они так думают. Можно усложнить игру и попросить детей называть каждую группу предметов одним словом. Если дети затрудняются, то ведущий должен им помочь подобрать название для группы.
В эту игру можно играть не только с существительными, но и с прилагательными, и с глаголами: в ряду синонимов нужно назвать один антоним. В этом случае не нужно подбирать обобщающие слова. Перед началом игры следует объяснить детям, что в русском языке есть слова, схожие по значению.
Слова для первого варианта игры:
Огурец, помидор, лук, яблоко — овощи
Юбка, платье, шапка, рубашка — одежда
Берёза, дуб, сосна, земляника — деревья
Стол, стул, кровать, дверь, кресло — мебель
Кастрюля, тарелка, чайник, чемодан — посуда
Слова для второго варианта игры:
Красивый, прекрасный, симпатичный, страшный
Храбрый, злой, смелый, отважный
Улыбаться, смеяться, хохотать, плакать
Ароматный, душистый, благоухающий, вонючий
Игра «Что я вижу»
Цель: развитие речи, внимания, расширение кругозора.
Для проведения игры понадобится книжка с картинками, которые игроки будут рассматривать. Если под рукой нет книги, можно рассматривать, например, предметы в комнате или на улице. Ведущий (взрослый) говорит: «Я вижу что-то, оно красное! Оно маленькое и круглое, съедобное. Что это?» Например, это помидор. Когда ребёнок находит правильный предмет и называет его, он становится ведущим.
Игра «Пропущенные числа»
Цель: развитие навыков счёта и внимания.
Ведущий (взрослый) считает до 10. При этом он умышленно пропускает некоторые числа. Игроки должны назвать ошибки ведущего.
Выигрывает тот, кто нашёл больше ошибок.
Игра «Магазин»
Цель: развитие внимания и памяти.
Вам понадобятся игрушки, если вы будете играть в магазин игрушек, или продукты, если ваш магазин будет продовольственным, и т. д. Ведущий (взрослый) отправляет детей по очереди в магазин и просит купить несколько определённых предметов. Лучше всего начинать с одного-двух предметов, в дальнейшем количество предметов можно увеличить. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Игра «Кассир»
Цель: развитие внимания, мелкой моторики, работа с графическими образами цифр.
Для проведения игры вам понадобятся монеты и бумажные купюры различного достоинства (можно нарисовать и использовать «игрушечные» деньги). Ведущий (взрослый) кладёт на стол перед каждым игроком деньги в равном количестве и одинакового достоинства. Детям нужно распределить эти деньги по кучкам в зависимости от достоинства монеты или купюры.
Тот, кто первым сделает это, становится победителем.
Игра «Озвучиваем сказку»
Цель: развитие внимания и творческого мышления.
Ведущий (взрослый) читает детям сказку, которую им предстоит озвучить. Затем он вместе с детьми обговаривает, какие звуки в каком месте сказки должны звучать. Затем несколько раз с малышами отрабатывает фрагменты, в которых идёт озвучка. И только потом ведущий читает сказку полностью, а дети озвучивают её в нужных местах.
Мышонок-огородник
(Сказка для озвучивания)
В норке за сараем жил маленький мышонок. Он очень мечтал вырастить большой-пребольшой урожай гороха и поэтому с нетерпением ждал, когда же наступит весна.
Он ждал её долгими зимними вечерами. Тогда, когда за окном завывал ветер. (Дети дуют в стеклянную бутылку). И тогда, когда за окошком тихо кружились снежинки. (Дети медленно ударяют карандашом или ручкой по стеклянному бокалу или по металлофону).
Однажды утром мышонок проснулся и услышал звон капели. (Дети стучат карандашом по стеклянной бутылке). Он быстро откинул одеяло и подбежал к окну. (Дети стучат ладошками по крышке стола). Сосульки под крышей сарая стали таять. Пришла весна.
Мышонок отправился в свою кладовочку, чтобы проверить семена гороха.
Он просмотрел все семена, перебирая и пересыпая их из корзинки в корзинку. (Дети пересыпают горох из миски в миску).
Потом мышонок стал читать книгу «Всё о горохе» и готовиться к посевной. (Дети листают страницы книги).
Когда солнышко прогрело землю, мышонок отправился в огород. (Дети стучат ладошками по крышке стола). Он подготовил грядки и посеял горох. (Дети пересыпают горох из миски в миску).
Вскоре появились первые листочки. Мышонок ухаживал за ними. Дождик поливал молодой горошек (Дети быстро стучат пальчиками по крышке стола), а солнышко давало силу.
Вскоре на горошке появились стручки, которые росли, росли и стали совсем огромными. Пришло время собирать урожай. Мышонок собрал стручки, а потом стал их вскрывать. (Дети рвут ЛИСТЫ бумаги). Стручок за стручком, стручок за стручком. Горошины он ссыпал в корзины. (Дети пересыпают горох из миски в миску).
Гороха было очень-очень много. Мышонок угостил горохом всех своих друзей. Так сбылась его мечта.
Игра «Что какого цвета?»
Цель: закрепление знания цветов, расширение кругозора.
Ход игры
Ведущий (взрослый) задаёт детям определённый цвет, например, жёлтый. Дети по очереди называют предметы жёлто го цвета.
Если ребёнок затрудняется придумать предмет, то он может показать какой-нибудь предмет этого цвета в комнате или на улице. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
Примерные предметы жёлтого цвета:
Солнце
Одуванчик
Цыплёнок
Сыр
Дыня
Лимон
Игра «Дополни предложение»
Цель: развитие речи, фантазии, расширение кругозора.
Ведущий (взрослый) произносит начало предложений, а дети игроки по очереди придумывают их продолжение.
Примерные предложения:
Мама испекла ... (пироги и ватрушки).
В вазе стояли ... (розы и гвоздики)
Игра «Съедобное-несъедобное »
Цель: развитие внимания и логики.
Ведущий (взрослый) бросает мяч одному из игроков и произносит какое-либо слово (арбуз, булочка, зонтик и т. д.) Игрок должен поймать мяч, если ведущий произнёс слово, обозначающее съедобный предмет, или отбросить мяч, если предмет несъедобный. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся.
Игра «Где мы были, вам не скажем, что мы делали - покажем»
Цель: развитие моторики, фантазии и внимания.
Ведущий (взрослый) при помощи считалочки делит игроков на две команды. Игроки первой команды договариваются между собой о том, людьми каких профессий они будут (маляры, повара, водители и т. д.) Затем они говорят: «Где мы были, вам не скажем. Что мы делали — покажем». Игроки второй команды должны угадать, кого они изображают. Затем команды меняются ролями.
Игра «Непослушная статуя»
Цель: развитие внимания.
Ведущий (взрослый) при помощи считалочки делит игроков на две команды. Игроки первой команды закрывают глаза или отворачиваются. Ведущий считает медленно до трёх. За это время игроки второй команды должны принять какие-нибудь позы. Через три секунды игроки первой команды открывают глаза и в течение десяти секунд стараются запомнить позы игроков второй команды. Затем они снова закрывают глаза или отворачиваются. Ведущий считает до трёх и помогает одному из игроков первой команды изменить позу. Игроки второй команды должны отгадать, кто из игроков первой команды изменил позу, т. е. стал «непослушной статуей». Если они отгадывают правильно, то команды меняются местами и игра продолжается.
Игра «Послушная тень»
Цель: развитие внимания.
Ведущий (взрослый) при помощи считалочки выбирает двух игроков. Один игрок будет тенью другого. «Тень» должна повторять действия другого игрока, по возможности синхронно. Если игрок-«тень» в течение минуты не сделает ни одной ошибки, он становится основным игроком и выбирает себе «тень» из числа других игроков.
Игра «Птички на дереве, собачки на землю»
Цель: развитие внимания, координации движений.
Ведущий (взрослый) при помощи считалочки делит игроков на две команды: «птички» и «собачки». «Птичек» должно быть больше, чем «собачек». Цель «собачек» — ловить «птичек». В случае опасности «птички» могут подняться на какое-нибудь возвышение (бордюр, скамейка, бортик песочницы и т. д.) и произнести: «Птички — на дереве, собачки — на земле». В этом случае «птичка» находится в безопасности. Игра продолжается до тех пор, пока «собачки» не переловят всех «птичек».
Игра «Солдатики на посту»
Цель: развитие внимания, координации движений.
Ведущий (взрослый) объявляет себя «командиром», а всех остальных «солдатиками», которых он будет разводить по постам. Ведущий выстраивает детей в колонну по одному, сам встаёт впереди. Затем по его команде колонна начинает движение. Когда «командир» хлопнет в ладоши, последний «солдатик» должен замереть на посту, т. е. ребёнок, идущий последним, должен остановиться и не двигаться. Таким образом «командир» должен расставить всех «солдатиков». Когда дети хорошо усвоят смысл игры, можно предложить попробовать себя в качестве командира каждому из них.
Игра «Кто кем будет? Что чем станет?»
Цель: развитие логики, расширение кругозора.
Ход игры
Ведущий (взрослый) называет предметы, а игроки по очереди отвечают, во что эти предметы могут превращаться, кем или чем могут стать.
Ведущему следует учитывать, что возможны варианты ответов.
Примерные пары слов:
Яйцо — цыплёнок
Жёлудь — дуб
Семечко — подсолнух
Гусеница — бабочка
Икринка — рыбка
Мука — хлеб
Дерево — дрова
Железо — паровоз
Кирпичи — дом
Ткань — платье
Игра «Угадай, кто это?»
Цель: развитие логики, расширение кругозора.
Ход игры
Ведущий (взрослый) называет несколько слов (желательно прилагательных), описывающих какое-нибудь животное. Задача игроков: как можно быстрее угадать, о ком идёт речь. Побеждает тот, кто угадает большее количество животных.
Примерное описание животных:
Длинная, безногая, ядовитая, пёстрая — змея
Серый, злой, зубастый, голодный — волк
Маленький, трудолюбивый, колючий — ёжик
Пушистая, рыжая, проворная, хитрая — лиса
Большой, неуклюжий, бурый, косолапый — медведь
Маленький, серенький, трусливый, длинный — заяц
Игра «Закончи предложение»
Ведущий (взрослый) по очереди бросает игрокам мяч и говорит начало предложения. Игрок должен закончить предложение и бросить мяч обратно ведущему.
Примерные варианты предложений:
У лисы длинный хвост, а у зайца...
Мы смотрим глазами, а слушаем ...
Картошка — овощ, а яблоко —...
Птицы летают, а рыбы ...
Кошки мяукают, а собаки …
Зимой холодно, а летом ...
Днём светло, а ночью ...
Апельсин сладкий, а лимон ...
Слон большой, а мышка ...
Игра «Времена года»
Цель: развитие внимания, логики, расширение кругозора.
Ходи игры
Ведущий (взрослый) выбирает любое время года и называет его игрокам. Затем он начинает перечислять явления и предметы, связанные с этим временем года. Время от времени он произносит «неправильные» слова. Услышав слово, которое не имеет отношения к выбранному времени года, дети должны хлопнуть в ладоши.
Примерные слова для времён года:
Зима: снег, иней, вьюга, бабочки, снежинки, комары, Новый год, ёлка, Дед Мороз, жара, пурга, снеговик, позёмка, лёд, подснежники, снегопад, варежки, радуга;
Лето: грибы, ягоды, цветы, капель, дождик, пляж, жара, листопад, бабочки, пчёлы, радуга, подснежники, солнце, загар, панамка, шуба, купальник, Снегурочка;
Весна: почки, листопад, подснежники, Новый год, капель, ледоход, сирень, скворечники, проталинки, мать-и-мачеха, земляника, 8 Марта, скворцы;
Осень: урожай, листопад, панама, школа, ландыши, дождь, 1 сентября, уборочная, снеговик, зонт, пальто, шорты, астры, хризантемы, одуванчики.
Игра «Профессии»
Цель: развитие речи, логики, расширение кругозора.
Ход игры
Ведущий (взрослый) произносит слова, в числе которых есть названия профессий. Услышав слово, обозначающее профессию, игроки должны поднять вверх руки.
Примерный список слов:
Лентяй, ящерица, сестра, трудяга, родитель, повар, брат, дедушка, бабушка, водитель, двоечник, садовник, парикмахер, зритель, медведь, учитель, слушатель, студент, пациент, школьник, ребёнок, врач, кондуктор, пеликан, заяц, мартышка, столяр, пассажир, дирижёр, артист, пекарь, неряха, бездельник, отличник, кондитер, продавец, смельчак, толстяк, капитан, мама, милиционер, ворона, дворник, плотник, чайник, дрессировщик, самосвал, строитель, читатель.
Игра «Где вы – кто вы?»
Цель: развитие речи, логики, внимания, расширение кругозора.
Ход игры
Игроки хором кричат: «Где мы?» Ведущий (взрослый) им отвечает (например, «в магазине») и спрашивает их: «Кто вы? ». Игроки по очереди или хором отвечают. Можно играть и с одним ребёнком.
Например:
Корабль — моряки, капитаны, пассажиры
Библиотека — читатели, библиотекари
Музей — экскурсоводы, посетители
Стадион — спортсмены, болельщики
Столовая — повара, посетители
Стройка — строители
Поезд — машинисты, пассажиры
Театр — зрители, актёры
Больница — врачи, пациенты
Завод — рабочие, инженеры
Школа — ученики, учителя
Пекарня — пекари
Ракета — космонавты
Пасека — пчеловоды
Игра «Лягушата»
Цель: развитие координации движений.
Ход игры
Ведущий (взрослый) кладёт на пол недалеко друг от друга обручи или рисует на полу или земле круги — это «кочки на болоте». Задача игроков, прыгая из круга в круг, пройти через всё «болото».
При этом ведущий с детьми произносят такой текст:
На болоте живут лягушата!
Ква-ква-ква! Озорные ребята!
Они прыгают с кочки на кочку!
Собирают для мамы цветочки!
Побеждает самый ловкий.
Игра «Лесная тропинка»
Цель: развитие координации движений и внимания.
Ход игры
Ведущий (взрослый) идёт впереди, дети идут за ним, приговаривая:
По лесной тропинке
Мы с тобой идём.
Песенку весёлую
Мы с тобой поём.
Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!
Тра-ля-ля-ля-ля-ля!
По лесной тропинке
Мы с тобой идём!
Лужицы и кочки —
Всё мы обойдём!
Тра-ля-ля! Тра-ля-ля!
Тра-ля-ля-ля-ля-ля!
Далее ведущий неожиданно говорит детям слова: «кочка» или «лужа». При слове «кочка» дети должны присесть, при слове «лужа» — подпрыгнуть на двух ногах. Выигрывает самый внимательный ребёнок.
Игра «Мышеловка»
Цель: развитие координации движений.
Ход игры
Ведущий (взрослый) при помощи считалочки выбирает «кота Ваську» и «мышек». Они произносят текст по ролям.
Ведущий:
Раз, два, три, четыре, пять —
Вышли мышки погулять.
Вдруг кот Васька из-за двери:
«Кот Васька»:
— Ой, глазам своим не верю.
Подойдите-ка поближе,
Я не трону, не обижу!
«Мышки»:
Мышкам с Васей не дружить.
Нам играть — тебе водить.
Остальные игроки встают в крут, держась за руки. «Мышки» бегают внутри круга и снаружи.
Ведущий и игроки, образующие крут, произносят такой текст:
Ах, как мыши надоели!
Всё в кладовке нашей съели.
Съели сало, съели кашу
И конфеты съели наши!
Берегитесь-ка, плутовки —
Мы поставим мышеловки!
С последними словами игроки, образующие круг, приседают. Это значит, что «мышеловка захлопнулась». Те «мышки», которые остались внутри круга, попались в «мышеловку», они выбывают из игры. Игра ведётся до тех пор, пока не останется одна — самая ловкая «мышка». Затем игра повторяется с другими «мышками».
Игра «Птички и кошки»
Цель: развитие координации движений.
Ход игры
Ведущий (взрослый) при помощи считалочки выбирает «кошку». Остальные игроки — «птички».
У каждой из «птичек» есть свой «домик». «Домики» — это лежащие на полу обручи или скакалки, замкнутые в виде круга. «Кошка» садится на стул в центре комнаты и закрывает глаза — она спит.
Ведущий произносит текст:
Раз, два, три, четыре, пять
Хотят птички погулять.
Но совсем немножко
Боятся птички кошку.
«Птички» приближаются к «кошке» со словами:
Чик-чирик! Мы птички!
Птички-невелички,
Воробьи, синички.
Собираем крошки,
Прямо под окошком.
Ой! Проснулась кошка!
Чик-чирик!
После слов «чик-чирик» «кошка» может ловить «птичек».
«Птички» могут укрываться в своих «домиках». Пойманная «птичка» становится «кошкой».
Игра «Рыбаки и рыбка»
Цель: развитие навыков порядкового счёта, внимания и координации движений.
Ход игры
Ведущий (взрослый) рассаживает игроков в круг. Все они будут «рыбаками». Дети держат ладошки перед собой лодочкой. Ведущий в своих ладошках держит маленькую картонную рыбку. Он несколько раз проходит по кругу, проводя своими ладошками между ладошек детей, и незаметно кладёт рыбку одному из игроков. При этом он произносит текст:
Рыбаки ловили рыбу
На реке, на реке...
Расставляли они сети
На реке, на реке...
Тянут, тянут они сети
На реке, на реке...
Только, видно, рыбы нету
В той реке, в той реке...
Рыбка, рыбка, выходи!
С этими словами игрок, в ладошках которого оказалась рыбка, должен быстро выбежать из крута.
Остальные игроки должны постараться его задержать. Если игрок не смог выбежать из круга, он должен пересчитать всех «рыбаков», начиная со своего места (первый, второй, третий и т. д.)
Игра «Платочек»
Цель: развитие внимания и координации движений.
Ведущий (взрослый) при помощи считалочки выбирает водящего. Остальные игроки встают в крут, лицом к центру круга. Водящий бегает или ходит за пределами круга с платочком в руке. Он должен незаметно положить платочек у кого-нибудь за спиной и продолжить движение по кругу. Если водящий успевает пройти круг, пока игрок не заметит платочек у себя за спиной, то игрок считается проигравшим. Если игрок замечает платочек, то он должен поднять его, а затем постараться догнать водящего. Если игроку удаётся его догнать, то он сам становится водящим.
Игра «Рыба, птица, зверь»
Цель: развитие речи, расширение кругозора.
Ведущий (взрослый) быстро повторяет слова: «Рыба, птица, зверь; рыба, птица, зверь и т. д.» Игроки по очереди говорят ему «стоп» в любой момент. Если ведущий остановился на слове «рыба», то игрок должен назвать какую-нибудь рыбу, если на слове «зверь» — зверя, если на слове «птица» — птицу. Игроки должны следить друг за другом и избегать повторения одних и тех же названий птиц, рыб и зверей. Если игрок затрудняется с ответом или повторил уже названное ранее слово, то он выбывает из игры. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся и назвал больше всех рыб, птиц и зверей.
Игра «Мамы и малыши»
Цель: развитие речи.
Ход игры
Ведущий (взрослый) по очереди бросает игрокам мяч и называет животных. Игрок должен поймать мяч, назвать детёныша этого животного и бросить мяч обратно. Если игрок ошибается — выбывает из игры.
Например:
Овца — ягнёнок
Корова — телёнок
Лошадь — жеребёнок
Курица — цыплёнок
Утка — утёнок
Гусыня — гусёнок
Свинья — поросёнок
Лиса — лисёнок
Волчица — волчонок
Тигрица — тигрёнок
Львица — львёнок
Зайчиха — зайчонок
Олениха — оленёнок
Крольчиха — крольчонок
Игра «Летает или нет»
Цель: развитие внимания, расширение кругозора.
Ведущий (взрослый) произносит названия каких-нибудь предметов, животных, птиц и на каждое слово поднимает руки вверх. А игроки должны поднимать руки лишь тогда, когда ведущий произносит название того, что может летать (самолёт, воздушный шар, воробей и т. д.) Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный игрок.
Игра «Пуговка за пуговкой»
Цель: развитие логики, мелкой моторики и внимания.
Ведущий (взрослый) предлагает двум игрокам разложить на две кучки пуговицы по определённому принципу. Например, разделить пуговицы по цветам, по форме или по количеству дырочек (2 или 4). Выигрывает тот, кто выполнит задание правильно и быстро.
Игра «В старом чулане»
Цель: развитие умения различать части предметов, развитие речи.
Ход игры
Ведущий (взрослый) вместе с игроками произносит такой текст:
В старом чулане
У бабушки Ани,
Куда я залез —
Много чудес...
Но все они «БЕЗ».
Далее ведущий называет предмет, а игрок, на которого он указывает, должен сказать, какой детали может не хватать у этого предмета.
Например:
Стоя — без ножки
Чайник — без носика
Чемодан — без ручки
Стул — без спинки
Платье — без кармана
Шкаф — без дверцы
Сапоги — без подошвы
Пианино — без клавиш
Книга — без обложки
Пальто — без рукавов
Кастрюля — без крышки
Велосипед — без педалей
Компьютер — без мышки
Пенал — без карандашей
Картина — без рамы
Телефон — без трубки
Пылесос — без шланга
Плеер — без наушников
Самовар — без краника
Игра «Топ-хлоп»
Цель: развитие логики, внимания, расширение кругозора.
Ведущий (взрослый) произносит различные высказывания. Среди них могут быть правильные и неправильные. Если высказывание правильное, то дети должны хлопнуть в ладоши, а если неправильное — топнуть ногами.
Игра «Кто за кем?»
Цель: развитие памяти и логики.
Ход игры
Для проведения этой игры понадобятся 5—6 игрушек. Ведущий (взрослый) произносит такой текст:
«Игрушки стояли в очереди, они хотели прокатиться на речном трамвайчике. Первым стоял бегемотик, потом мишка, потом кукла, за ней котёнок, а за котёнком — щенок».
При этом ведущий выстраивает игрушки друг за другом.
«Вдруг на пристани появилась продавщица мороженого со своей тележкой. Всем очень захотелось мороженого, и все побежали к ней».
Ведущий разрушает выстроенную им очередь.
«Когда игрушки вернулись, они забыли, кто за кем стоял. Давайте им поможем».
Ведущий выбирает игрока, который должен по памяти восстановить очередь из игрушек.
Например:
Новый год наступает зимой.
Летом всегда идёт снег.
Картошку обычно едят сырой.
1 сентября ученики идут в школу.
Игра «Нужно-не нужно»
Цель: развитие внимания и логики.
Ведущий (взрослый) говорит, что он делает, и спрашивает, какие предметы для этого нужны. Например: «Я варю борщ. Капуста нужна? » Дети отвечают: «Нужна». «Свёкланужна?» — «Нужна». «Бананы нужны?» — «Не нужны». Тот игрок, который ошибается, выбывает из игры. Варианты сюжетов для игры могут быть разными: строительство дома, пошив платья, написание картины, уборка дома, стирка, ремонт машины и т. д.
Игра «Три слова – шаг»
Цель: развитие речи, логики, внимания, расширение кругозора.
Ход игры
Игроки становятся в линию на старт. Через девять шагов от них — финиш. Каждому игроку по очереди ведущий (взрослый) задаёт вопрос. Отвечая на этот вопрос, игрок может сделать не более трёх шагов. На каждый шаг он должен дать по три варианта
Кто дойдёт до финиша первым, тот выиграл.
Варианты вопросов и ответов:
Что можно купить?
Платье, костюм, брюки — 1 шаг
Хлеб, молоко, конфеты — 2 шаг
Цветы, ведро, горшок — 3 шаг
Что можно варить?
Картошку, свёклу, морковь — 1 шаг
Курицу, мясо, рыбу — 2 шаг
Суп, компот, кашу — 3 шаг
Варианты вопросов:
Что можно читать?
Чем можно рисовать?
Что может летать?
Что может плавать?
Что может прыгать?
Что может быть сладким?
Что полезно кушать?
Игра «Черепашки»
Цель: развитие координации движений.
Ведущий (взрослый) натягивает верёвку между двумя стульями или стойками. Дети, изображая черепашек, должны проползти под верёвкой и не задеть её. Можно натянуть верёвки в нескольких местах комнаты, если размер помещения позволяет. Ведущий следит за игроками. «Черепашки», задевшие верёвку, выбывают из игры.
Игра «Пятнашки»
Цель: развитие координации движений.
Для проведения этой игры понадобятся маленькие коврики или обручи. Ведущий (взрослый) при помощи считалочки выбирает «пятнашку», который будет водить. Остальные игроки должны от него убегать. Спрятаться от «пятнашки» они могут в домиках — внутри обруча или на коврике.
Если играющий дотронется рукой до пола, то его тоже нельзя «пятнать». Если «пятнашке» удаётся дотронуться до кого-нибудь из игроков, то пойманный игрок становится «пятнашкой».
Игра «Ищем клад»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, развитие логики, внимания и координации движений.
Ход игры
Перед началом игры дети вместе с ведущим (взрослым) рисуют план комнаты или детской площадки. При этом ведущий подробно объясняет детям, что и как они обозначили: какие фигуры на плане обозначают окно, дверь, стол, стулья, диван (если это план комнаты); и горку, песочницу, кусты, деревья (если это план детской площадки). Важно обратить внимание детей, что план — это как бы вид сверху. Затем ведущий прячет на этой территории какую-нибудь игрушку или какое-нибудь лакомство. При этом место «клада» он обозначает на плане. Дети должны найти «клад», пользуясь планом. В случае затруднения ведущему нужно направить поиск в нужное русло. Это может выглядеть примерно так: вот стол, а вот окно, а «клад» находится между ними. При этом ведущий показывает предметы на плане и в комнате.
С детьми постарше тоже можно играть в эту игру. Если они легко ориентируются по плану местности, то можно расширить его и нарисовать, например, план квартиры, дома, улицы, дачного участка и т.д.
Игра «Флюгер»
Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания и координации движений.
Ход игры
Ведущий (взрослый) перед началом игры объясняет детям, что такое флюгер: он показывает направление ветра.
Ведущий предлагает детям стать флюгерами. Он говорит, например, что ветер дует справа. Это значит, дети должны повернуться лицом направо. Если ведущий говорит, что ветер дует слева, значит, дети должны повернуться лицом налево. Если ведущий говорит «шторм», дети кружатся на месте, если он говорит «штиль», то они замирают. Тот, кто ошибается, выбывает из игры. Побеждает самый внимательный игрок. С детьми постарше можно играть с использованием названий сторон света.
Игра «Весёлые маляры»
Цель: развитие внимания, умения согласовывать слова.
Ход игры
Ведущий (взрослый) произносит такой текст:
Нынче нам не до игры.
Мы сегодня — маляры.
Мы покрасим, спору нет,
Всё сейчас в зелёный цвет.
Цвет может быть выбран любой, по желанию ведущего. Далее он называет имена существительные, чередуя между собой существительные мужского, женского и среднего рода, а также существительные во множественном числе. Дети в ответ должны называть прилагательные, обозначающие цвет, согласовывая их с именами существительными.
Например:
Троллейбус — зелёный
Дом — зелёный
Машина — зелёная
Пальто — зелёное
Шапка — зелёная
Варежки — зелёные
Игра «Радуга»
Цель: развитие внимания, закрепление знания основных цветов.
Ведущий (взрослый) рассаживает игроков в круг. Дети держат ладошки перед собой лодочкой. Ведущий в своих ладошках держит маленькие шарики или жетоны красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, голубого, синего, фиолетового цветов. Он несколько раз проходит по кругу, проводя своими ладошками между ладошек детей и незаметно кладёт семи игрокам шарики. Если игроков меньше семи, то можно раздавать детям по два шарика. При этом ведущий произносит текст:
Над рекой повисло
Волшебное коромысло.
Разноцветное, семицветное,
Волшебное коромысло.
Радуга, появись!
Радуга, покажись!
С последними словами те дети, у кого в ладошках есть цветные шарики или жетоны, выходят из круга. Из своих предметов они вместе выкладывают радугу, т. е. располагают предметы по цветам в той последовательности, в какой они идут в радуге. Остальные дети смотрят, правильно ли выстроилась радуга.
Игра «День рождения буквы Р»
Цель: развитие фонематического слуха, навыков правильной артикуляции звука «Р».
Ведущий (взрослый) говорит, что сегодня буква «Р» отмечает свой день рождения. Всех детей она ждёт к себе в гости. Но что же подарить букве «Р»? Она принимает в подарок только те предметы, в названиях которых есть буква «Р». Дети должны по очереди называть подарки для буквы «Р». Ребёнок, который не смог придумать слово с буквой «Р», выбывает из игры. Побеждает тот, кто смог придумать больше всего подарков для буквы «Р».
Варианты подарков для буквы «Р»:
Сарафан
Серёжки
Браслет
Брюки
Компьютер
Роза
Расчёска
Грузовик
Краски
Карандаши
Картина
Ромашки
Кресло
Вертолёт
Мороженое
Игра «Расскажи сказку»
Цель: развитие речи, памяти, логики.
Ведущий (взрослый) выкладывает перед ребёнком картинки — иллюстрации к какой-нибудь сказке. По картинкам ребёнок должен рассказать сказку. Если малыш затрудняется, ведущий сначала сам должен рассказать ему сказку, а затем попросить малыша повторить её за ним. Для усложнения задания можно перепутать последовательность картинок. В этом случае ребёнку нужно сначала разложить картинки по порядку, а затем рассказать сказку.
Игра «Сравни предметы»
Цель: развитие внимания, логики, речи.
Ведущий (взрослый) предлагает детям сравнить две игрушки. Например, медвежонка и зайчика. Сначала ребёнок должен сказать, чем похожи эти игрушки. Например: «Обе игрушки мягкие, пушистые, улыбающиеся». Затем ребёнок должен назвать их отличия. Например: «У зайчика длинные ушки, а у мишки короткие, зайчик белый, а медвежонок коричневый». Подобным образом можно сравнивать любые игрушки. Более подготовленным детям можно усложнить задание и предложить сравнивать похожие игрушки. Например, две куклы, две машинки и т. д.
Похожие статьи:
Игры на развитие творческих способностей у детей 4-8 лет
Развивающие игры для детей 3-5 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!