Игры на развитие внимания для детей 3-4 лет
Игры на развитие внимания у детей младшего дошкольного возраста
Наши ротики молчат, наши руки говорят
❀ Ведущий готовит простые вопросы, которые требуют ответа «да» или «нет». Например: «У кошки четыре лапы?», «Летом идет снег?», «Собаки умеют летать?», «Можно бросать мусор на землю?» и т. д.
❀ Дети должны отвечать на вопросы, используя только свои руки: чтобы сказать «да», они поднимают руки вверх, «нет» — разводят в стороны.
❀ Игру можно разнообразить, заменив движения руками на движения ногами, повороты тела и пр.
Тот, кто слушал, молодец
❀ Ведущий образует круг из детей. Дети должны держаться за руки. Ведущий произносит слова и сопровождает их движениями, которые дети вслед за ним должны повторить.
Мы в ладоши громко хлопнем
И ногой затем притопнем.
Головою помотаем
И руками помахаем.
Сделаем шажок назад,
Улыбнемся,
Развернемся,
Снова за руки возьмемся.
❀ Ведущий сам может придумать разнообразные варианты заданий: присесть, прыгнуть вправо, кивнуть головой три раза, наклониться вперед, попрыгать на одной ноге и т. д.
Лисички и зайчики
❀ Стулья ставят по кругу, сиденьями вовнутрь. Половина детей садится на стулья — это «зайчики», остальные встают сзади — это «лисы».
❀ Одной «лисичке» «зайчика» должно не хватить, и она стоит за пустым стулом. Для начала ею должен быть взрослый. Эта «лисичка» подмигивает какому-нибудь «зайчику».
❀ Задача «зайчика»: перебежать на пустой стул к подмигнувшей «лисичке». Задача «лисички», стоящей сзади: руками задержать этого «зайчика». Если не удержала — сама подмигивает следующему «зайчику».
❀ Через некоторое время «зайчики» и «лисички» меняются ролями.
Можно ли это есть?
Необходимый инвентарь: мяч, мел.
❀ Число игроков — от двух до шести.
❀ Игровое поле расчерчивается линиями на расстоянии одного шага одна от другой (можно играть на широкой лесенке). Дети встают за последнюю черту.
❀ Взрослый бросает поочередно каждому ребенку мяч, называя различные предметы. Если звучит «съедобное» слово, игрок должен поймать мяч, «несъедобное» — пропустить или отбросить.
❀ Правильно выполнив задание, ребенок переходит на одну линию (одну ступеньку) вперед. Выигрывает и становится водящим тот, кто первый пересечет последнюю черту.
Съедобное-несъедобное
❀ Дети выстраиваются в линейку. Обозначается финишная прямая. Ведущий объясняет правила: дети должны идти только тогда, когда он называет съедобные слова, и останавливаться, когда он называет несъедобные. Тот, кто не успел остановиться, возвращается на стартовую прямую и начинает движение с начала.
❀ Игра начинается. Ведущий произносит: «Колбаса, мороженое, супчик, песок...» Смотрит, кто продолжает идти на слово «песок». Спрашивает детей, правильно ли, что такой-то ребенок не остановился. А почему? Неверно сделавшего шаг ребенка отправляют в начало.
❀ Ведущий продолжает: «Морковка, пирожки, помидоры, мармелад, пылесос».
❀ И так до тех пор, пока первый ребенок не дойдет до финишной прямой. Затем он или любой другой ребенок по желанию или выбранный с помощью считалки становится ведущим.
❀ В следующий раз порядок игры можно изменить, сделав разрешенным ход на несъедобные слова, а на съедобные ввести правило «нет движения».
❀ Игру можно разнообразить тем, что противоположности «съедобное-несъедобное» заменить на противоположности «холодное-горячее»: солнце, лед, суп, снег, ванна, мороженое, чай, сок и т. д. Или «тяжелое-легкое»: гиря, перышко, мячик, кирпич, слон, бабочка и т. д.
Монах в красных штанах
❀ Дети выстраиваются в линейку. Обозначается финишная прямая. Ведущий объясняет детям правила игры. С помощью считалки выбирается «монах».
❀ Он выходит на середину игрового поля и произносит слова:
— Я монах в красных штанах. Пришел за красочкой.
Дети должны спросить:
— За какой красочкой?
Монах отвечает:
— За красной.
❀ Дети должны внимательно посмотреть на свою одежду. Тот, кто нашел на себе красное, — проходит на другую сторону игрового поля. Тот, у кого ничего красного в одежде не оказалась, должен попытаться проскочить через «монаха», который не хочет его пропускать.
❀ Ребенок, которого «монах» поймает, сам становится «монахом». Если «монах» никого не поймал, игра продолжается:
— Я монах в зеленых штанах. Пришел за красочкой.
— За какой красочкой?
— За зеленой.
и так далее.
Повтори движение
Игра помогает научиться произвольному управлению своим телом
❀ В сознании ребенка складывается схема управления человека своим телом, появляется представление о его возможностях. Важно, что, получив подобные представления, ребенок сам, заняв место ведущего, будет моделировать движения для демонстрации другим детям.
❀ Выбираются ведущий и контролер. Ведущий показывает различные движения, начиная от самых простых: махов руками до танцевальных па, с поворотами и прыжками.
❀ Контролер должен следить за правильностью выполнения движений. Всех, кто будет ошибаться, контролер удаляет с игрового поля.
❀ Игроки должны повторять все движения ведущего, их задача — не ошибиться и как можно дольше остаться в игре. Игрок, оставшийся последним, сам становится ведущим, а ведущий переходит на роль контролера.
Цветовое ассорти
Необходимый инвентарь: несколько листов цветного картона, игрушки повседневного использования.
❀ Листы картона разных цветов складываются на пол на расстоянии 40-50 см друг от друга. Вместе с ребенком называете эти цвета, немного поговорите с ним о том, что бывает такого цвета. Затем попросите ребенка внимательно посмотреть на все свои игрушки и разложить их по цветам к определенным картонным карточкам.
❀ Эту игру можно проводить с несколькими детьми, тогда в нее будет внесен дух соревновательности. Разделить карточки между детьми.
❀ Если в игрушке присутствует несколько цветов, следует относить ее к той карточке, цвет которой преобладает.
❀ В командной игре многоцветная игрушка может быть отнесена к любой карточке, если в ней присутствует этот цвет. В этом варианте главное — сообразительность и скорость. Выигрывает тот ребенок, у которого игрушек с нужным цветом будет больше.
Детское лото
Несколько вариантов развивающей игры с карточками детских лото, в которые можно играть с детьми. При желании карточки можно сделать и самим.
Вариант 1
❀ Для этого нужно взять картинки, на которых изображена девочка (мальчик, мишка и т. п.), выполняющая какие-то действия. Например, девочка расчесывает волосы, кушает, качается на качелях, чистит зубы и т. д. На маленьких карточках изображены отдельные предметы, которые помогают девочке совершать то или иное действие: расческа, ложка, тарелка, зубная щетка, качели и т. д.
❀ Показываете одну картинку, например, где девочка чистит зубы, и две карточки: зубную щетку и кастрюлю. Ребенок должен выбрать, какая картинка подходит к большой карточке.
❀ Усложняем задачу, вводя не две маленькие карточки, а четыре, шесть и т. д.
❀ Затем можно попросить ребенка разложить карточки сразу для двух картинок с действиями.
Вариант 2
❀ Картонку делите на четыре части, в три квадратика приклеиваете изображения, например, овощей, а в четвертый — предмет одежды.
❀ Ребенок должен определить, что лишнее в этой карточке, объяснить, почему.
❀ Чем старше ребенок, тем ближе по смыслу должна быть лишняя категория. Например, три овоща и один фрукт, три легковых машины и один грузовик, три воздушных шарика и мяч.
Вариант 3: «Что где растет?»
❀ Подготавливаются тематические картинки: огород, сад, лес. На маленьких карточках рисуются грибы, ягоды, овощи, фрукты.
❀ Вместе с ребенком сначала рассуждаете где, что может расти. Затем просите ребенка разложить маленькие карточки к соответствующим большим картинкам.
❀ Такую же игру можно сделать по темам «Домашние и дикие животные», «Морские и речные обитатели» и т. д.
Вариант 4
❀ На картоне размером 6x6 см рисуете овощи, фрукты, животные, игрушки, люди и т. д. Затем разрезаете каждую картинку на две части. Часть картинок делите на верх и низ, другую часть — на лево и право.
❀ Можно брать картинки 10x10 см и разрезать на 4 квадратика. Для этого идеально подходят открытки.
❀ Цель: правильно сложить изображение на карточке.
Вариант 5
❀ Подготовьте отдельные карточки с изображением домашних животных и их детенышей.
❀ Игра начинается так. Вы говорите: «Пошли звери гулять и заблудились. Помоги отыскать теленку свою маму» и т. д.
❀ Можно сделать карточки с изображениями диких животных.
Вариант 6
❀ Готовятся карточки: на одной приклеивает один предмет, на другой много таких же предметов (5-6).
❀ Просите ребенка показать карточку, где один мишка, затем — где много мишек. Сосчитайте, сколько их.
❀ Можно приготовить карточки, где изображено неравное количество одинаковых предметов.’ Таким образом ребенок будет учиться определять, где больше, где меньше.
Мяукаем и хрюкаем
❀ «Надоело нам мяукать, Мы хотим как поросята — хрюкать!» — говорят котята в известной сказке К. Чуковского. Цель игры — разобрать эту путаницу.
❀ Игроков делят на две команды, одна команда — котята, вторая — поросята, они, соответственно, мяукают и хрюкают. Дети немного упражняются в своих мяукательно-хрюкательных способностях.
❀ После этого каждому завязывают глаза и перемешивают всех между собой.
❀ Необходимо как можно быстрее собраться своей командой.
Кто внимательный?
Игра развивает остроту слуха, умение правильно воспринимать словесную инструкцию независимо от силы голоса, которым её произносят, способствует концентрации внимания.
❀ Ребенок сидит на расстоянии 2-3 метров от взрослого, на столе лежат игрушки. Взрослый предупреждает: «Я буду шепотом давать тебе задания, поэтому слушать надо внимательно».
❀ Примеры заданий:
Возьми куклу и посади в машину.
Возьми куклу из машины.
Обойди стул вокруг два раза.
Принеси мне книжку.
и так далее.
Бег на носочках
Игра развивает слуховое внимание, координацию и чувства ритма
❀ Взрослый стучит в бубен тихо, громко и очень громко. Соответственно звучанию ребенок выполняет движения: под тихий звук идет на носочках, под громкий — шагом, под самый громкий — бежит.
Где позвонили?
Игра развивает слуховое внимание, умение определять направление звука, закрепляет навыки ориентации в пространстве
❀ Ребенок закрывает глаза, а взрослый стоит в стороне и звенит в звоночек. Ребенок, не открывая глаз, должен рукой указать направление, откуда доносится звук. Игру повторяют 4-5 раз.
❀ Звонить нужно не очень громко.
Автор: Наталья Коскова
Похожие статьи:
Развивающие игры для детей 1-2 года в домашних условиях
Игры на развитие внимания и памяти для детей старшей группы
Задание: Соедини по точкам для детей 3-5 лет
Нет комментариев. Ваш будет первым!