Развивающие игры для детей от 2 до 3 лет в домашних условиях

Игры для малышей от двадцати четырех до тридцати месяцев

Завтрак для игрушек

Цель: Игра формирует абстрактное мышление, умение сопоставлять реальные предметы с их изображением, развивает слух, речь, память, фантазию.

Приобретите набор из искусственных продуктов (яблоки, лимоны, сливы, хлеб и др.). Попросите малыша найти то, что ему знакомо: «Где здесь банан? Покажи».

Расскажите, какой вкус у каждого продукта: «Какой вкус у яблока? Сладкий!»

Предложите «накормить» игрушки завтраком (обедом, ужином). Расскажите, что нравится его любимцам (лошадке — яблоко, обезьянке — банан, коту — молоко, собаке — колбасу или косточка и т. д.).

В наборе обязательно должны быть неизвестные малышу «лакомства». Эта маленькая хитрость поможет вам ввести в рацион малыша новые продукты.

 

Узоры из разноцветных кубиков

Цель: Игра развивает пространственное мышление, память, усидчивость.

Играя с малышом, покажите, как можно складывать узоры из кубиков, комбинируя их. Предложите собрать одноцветную дорожку, затем дорожку с чередующимися цветами (красный-синий).

Пусть малыш проявит самостоятельность. Спрашивайте, что он хочет изобразить. Постепенно усложняйте задания.

Составляйте квадраты из различных частей. Сначала соберите квадрат из двух прямоугольников. Разобрав его, предложите малышу собрать квадрат. Так малыш освоит соотношение части и целого,

Когда ребенок научится складывать простой квадрат, покажите, как сложить квадрат из нескольких кубиков, чтобы стороны прямоугольника были одинаковыми.

Спрашивайте малыша, какого цвета квадрат он складывает.

 

Машинка с прицепом

Цель: Игрушка развивает умение продумывать действия, мелкую и крупную моторику.

Обратите внимание малыша на то, что в прицепе можно перевозить кубики и другие мелкие игрушки.

Покажите, как отцепить и прицепить прицеп.

Предложите малышу поиграть «в стройку» и перевезти кубики, из которых вы вместе с ним построите домик.

Берите машинку с прицепом на прогулку, чтобы нагружать песком, камешками или снегом.

 

Лото

Цель: Игра развивает мелкую моторику, память, речь, мышление, кругозор.

Приобретите малышу лото с яркими крупными картинками.

Предметы, изображенные на них, должны быть ему знакомы.

Просматривая карточки, спрашивайте малыша: «Что здесь нарисовано? Кто это?» Если малыш затрудняется ответить, подскажите.

Затем рассмотрите картинки на игровом поле. Попросите малыша найти карточки, совпадающие с картинками на поле, и положить их на место, называя изобра-женные предметы.

Когда все игровое поле будет закрыто, похвалите ребенка.

 

Вверх и вниз

Цель: Упражнение развивает координацию движений, укрепляет мышцы ног.

Это самый простой тренажер, который можно использовать в домашних условиях.

Возьмите гладкую, тщательно обработанную доску шириной 20-25 см и длиной 1,5-2м.

Положите один конец доски на диван — у вас получится невысокая горка.

Предложите малышу подняться по доске, придерживайте его за руку. Затем помогите ему осторожно спуститься.

Во время ходьбы рассказывайте вместе с малышом такое стихотворение:

Идет бычок, качается,

Вздыхает на ходу:

«Ой-ой, доска кончается,

Сейчас я упаду!»

(А. Барто)

Внимание! Игра проводится только в присутствии взрослых!

 

Догонялки

Цель: Игра развивает координацию, улучшает осанку и является отличной профилактикой плоскостопия.

Предложите малышу побежать вдогонку за мячиком, машинкой или другой движущейся игрушкой.

Научите малыша бегать на носочках под песенку - потешку. Пойте тоненьким голосом, в быстром темпе. Такими же должны быть и ваши движения — легкими, семенящими:

Маленькие ножки

Бежали по дорожке.

А эти строчки пропойте низким голосом, шагайте медленно, опираясь на всю стопу:

Большие ноги

Шли по дороге.

 

Водяная мельница

Цель: Игра развивает познавательный интерес, мелкую моторику, знакомит с действием физического закона о силе тяжести.

Поставьте мельницу в большой таз. Покажите, как лить воду на лопасти мельницы, чтобы они крутились.

Попросите малыша подставить под мельницу ковшик или миску, чтобы вода попадала в них.

Внимание! Проверьте прочность деталей конструкции мельницы: она должна быть изготовлена из безопасной, прочной пластмассы.

 

Веселый пластилин

Цель: Игра развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, фантазию и память.

Купите набор разноцветного пластилина с добавлением воска: он меньше липнет к рукам.

Тщательно разомните и согрейте пластилин, чтобы он стал эластичным.

Сначала покажите малышу, как нужно отщипывать от куска пластилина маленькие кусочки и складывать их на картон.

Помогите юному скульптору пальчиком прижать кусочек пластилина, чтобы он прилип к поверхности.

Попросите вылепить несколько «оладьев» для кукол, разложив их по тарелочкам.

Рассказывая сказку о Колобке, покажите, как сделать колобок из пластилина.

С ребенком трех лет можно лепить и других персонажей из этой сказки. Дайте задание малышу — вылепить заготовки для фигурок: шарики, цилиндры и т. д. Похвалите ребенка: «с его помощью» у вас получился настоящий зверинец.

 

Гараж

Цель: Игра развивает мелкую моторику, фантазию, память, учит различать основные цвета.

Купите малышу многоуровневый гараж с машинками, раскрашенными в основные цвета.

Научите ребенка скатывать машинки по наклонным желобам и дорожкам гаража, поднимать их на лифте, вращая ручку лебедки.

Закрепляйте умение различать основные цвета. Попросите поставить машинку определенного цвета в гараж с дверцей такого же цвета.

Покажите, как подбирать ключ к дверце и как открывать гараж, поворачивая ключ.

Используйте гараж в сюжетных играх с использованием фигурок людей или маленьких кукол. Пусть малыш придумает, как будут путешествовать игрушки.

Внимание! Если в комплекте имеются мелкие съемные детали, уберите их или разрешайте играть малышу только в вашем присутствии.

 

У меня зазвонил телефон

Цель: Игра формирует игровые навыки, развивает речь, воображение, мелкую моторику.

Ваш малыш наверняка уже не раз проявлял любопытство, наблюдая, как вы разговариваете по телефону. Скажите ему: «Ну вот, теперь и у тебя будет свой телефон!» Покажите, как пользоваться игрушкой: правильно прикладывать трубку к уху, набирать номер, вести воображаемый диалог.

Научите ребенка нажимать на кнопки и крутить диск указательным пальцем.


Мячик, поскачи!

Цель: Игра совершенствует координацию движений.

Бросайте мяч об пол или стенку и ловите его двумя руками, приговаривая: «Мячик, мячик, поскачи!»

Предложите ребенку повторить ваши действия. Ничего, если мяч несколько раз ударится о пол, прежде чем малыш его поймает.

Учите малыша несколько раз ударять по мячу одной или двумя руками. Рассказывайте стихотворение:

Мой веселый, звонкий мяч,

Ты куда пустился вскачь?

Желтый, красный, голубой.

Не расстанемся с тобой!

Я тебя ладошкой хлопал,

Ты скакал и громко топал,

А потом ты покатился

И назад не воротился.

Покатился в огород,

Докатился до ворот,

Подкатился под ворота,

Добежал до поворота,

Там попал под колесо.

Лопнул, хлопнул, вот и все.

(С. Маршак)

 

Твой первый календарь

Цель: Игра развивает память, логику, дает начальные понятия о классификации.

Купите большой настенный календарь, на котором крупным шрифтом написаны дни недели.

Расскажите о том, как называются дни недели, и о том, что в году четыре времени года сменяют друг друга.

Ежедневно переставляйте рамку в календаре и говорите, какой день недели наступил. Через некоторое время спросите: «Какой сегодня день недели?»

Можно сделать бумажный циферблат с названиями дней недели и стрелкой, которую малыш будет переводить сам.

 

Театр на ладошке

Цель: Игра развивает фантазию, речь, память, творческие и артистические способности.

Почитайте малышу книжку с картинками, сюжет которой вы будете разыгрывать (например, «Колобок»),

Купите куклы-бибабо, надевающиеся на руку. Сделайте маленькую ширму

Рассмотрите игрушки вместе с малышом и спросите у него: «Узнаешь, кто это? Помнишь сказку?»

Пусть малыш выберет себе игрушку, помогите ему надеть ее на руку

Возьмите вторую игрушку и начинайте: «Я — Лиса, А ты кто?» Если малыш растерялся, напомните ему, что он, например, Колобок.

После нескольких репетиций вы сможете показать настоящий спектакль.

 

Парочки

Цель: Игра развивает зрительную память, внимание.

Подберите несколько пар одинаковых картинок с изображениями предметов, знакомых малышу (животные, фрукты, птицы, транспорт и т. д.).

Выложите четыре пары картинок. Пусть ребенок их рассмотрит и расскажет, что нарисовано.

Переверните картинки изображениями вниз. Откройте одну из них и попросите малыша найти ее парочку.

Если малыш быстро справится с заданием, пусть получит картинку в награду. Открывайте карточки до тех пор, пока все пары не буду найдены.

Игра проходит весело и азартно на детском празднике.

 

Кубики с картинками

Цель: Игра развивает память, координацию, сообразительность, мелкую моторику.

Составьте картинку из кубиков.

Раздвиньте кубики, не переворачивая их, чтобы картинка «рассыпалась» на отдельные фрагменты.

Попросите малыша самому составить картинку из кубиков.

Когда малыш научится составлять картинку, перемешайте кубики так, чтобы ему пришлось искать нужные фрагменты для составления картинки. Покажите, как переворачивать кубики, чтобы найти нужную грань.

 

Обводим всё!

Цель: Игра развивает согласованность движений глаз и рук, помогает научиться рисовать.

Первые рамки для обводки геометрических фигур можно изготовить из картона.

Когда малыш научится работать аккуратно, пусть попробует обводить монеты, основания кубиков и другие предметы.

Постепенно усложняйте задания. Предложите обвести фигуру, нарисованную на бумаге. Сначала это может быть домик, состоящий из простых геометрических фигур (квадрат, треугольник), затем — силуэты животных, птиц.

Самое сложное задание — обводка пунктирных изображений.

Внимание! Выбирайте шаблоны с контурами крупных, легко узнаваемых предметов.

 

Я леплю из пластилина…

Цель: Во время лепки малыш учится работать не только ладошками, но и пальчиками, а это требует внимания и точности движений.

Лепить можно из воска, глины, гипса, соленого теста. Но самым удобным материалом, безусловно, является пластилин. Попросите малыша раскатать небольшие кусочки пластилина между ладонями, чтобы сделать колбаску. Немного подправьте готовое «изделие», заострите один конец заготовки — получится карандашик.

Если положить в один ряд колбаски разного цвета, получится забор.

Если соединить концы колбаски, получатся колечко, баранка или бублик.

Для того чтобы сделать длинную тоненькую змейку, колбаску нужно покатать между ладошками или по столу, чтобы она стала тоньше.

Вертикально закрепите на картоне карандаш. Слепите вместе несколько колец разного размера и цвета. Помогите малышу надеть колечки на карандаш, Получится пирамидка.

 

Я считаю до трех!

Цель: Игра развивает речь, память, мышление.

Купите дидактический набор или кубики с цифрами, счетные палочки, геометрические фигуры.

Покажите цифру. Рядом положите соответствующее ей количество предметов, например, кубиков. Назовите цифру. Попросите малыша повторить.

Попросите ребенка принести количество предметов (ракушек, желудей, шариков и т. п.), которое указано на карточке. «Попросить» об этом может любимая кукла.

Внимание! Не предлагайте запоминать новые цифры, пока ребенок не запомнил предыдущие!

 

Кукла Маша, кукла Даша

Цель: Игра развивает познавательные навыки, усидчивость, расширяет кругозор, словарный запас, фантазию, формирует умение придумывать сюжет для игры.

Купите кукольную одежду, обувь, мебель, бытовую технику, предметы быта.

Расскажите ребенку, что одежда бывает зимняя, летняя, нижняя, спортивная, нарядная и т. д.

Предложите одеть куклу на прогулку, в гости, в садик.

 

Машинка с дистанционным управлением

Цель: Игра развивает мелкую моторику, умение ориентироваться, внимание.

Покажите, как нужно управлять машинкой.

Когда малыш поймет, что по его желанию машинка может двигаться в разные стороны или останавливаться, можно доверить ему самостоятельное управление.

Усложните игру: например, попросите его объехать небольшое препятствие справа или слева, поехать в дальний путь, преодолевая различные препятствия.

Напевайте потешку:

Токи, токи, тошки.

Еду по дорожке.

Дорожка кривая,

Ни конца, ни края.

Ехали, ехали ...

Приехали!

 

Паровозик из Ромашкино

Цель: Игра развивает внимание, мелкую моторику, умение играть в сюжетные игры, расширяет кругозор.

Детали сборной железной дороги должны быть крупными и легко соединяться. Соберите макет вместе с малышом.

Расскажите, какие расстояния можно преодолеть на поезде. Покажите, как нужно останавливать тепловоз (паровоз) на станциях, Если в комплекте станций нет, их можно построить из кубиков.

А теперь прикрепите к тепловозу вагоны. Путешествие начинается. На пути следования могут возникнуть препятствия (например, на рельсы упадет дерево). Чтобы избежать аварии, от машиниста потребуются внимание, быстрота реакции.

Напевайте песенку:

Будет (имя ребенка) машинистом,

Он поедет быстро-быстро!

Чух-чух! Чух-чух!

Во весь дух!

От тридцати до тридцати шести месяцев

Математические паззлы

Цель: Игра помогает освоить порядковый счет, запомнить цифры.

Купите мягкие или твердые паззлы с цифрами от 1 до 5.

Покажите малышу, как вкладывать паззлы в гнезда.

Когда вы вместе с ребенком сложите все паззлы, назовите цифры по порядку.

Возьмите вкладыш с картинкой. Попросите малыша пересчитать предметы, изображенные на ней, назвать число и вставить вкладыш в гнездо, расположенное под этой цифрой.

Рассказывайте стишок:

Раз, два, три, четыре, пять!

Все могу я сосчитать!

Туфли, зонтик и панаму!

И, конечно, папу с мамой!

 

Играем в баскетбол

Цель: Игра развивает крупную моторику, координацию движений глаз и рук, способность управлять телом.

Кольцо с сеткой прикрепите к стене на уровне вытянутой руки ребенка.

Покажите, как можно забросить мяч в кольцо. Помогите ему забросить свой первый мяч.

Похвалите малыша: «Молодец, вот какой ты меткий!»

Соберите веселую детскую компанию. Устройте соревнование: «Кто самый меткий?» Победителя обязательно наградите.

Учите малыша попадать в кольцо с разных расстояний, справа и слева, одной и двумя руками и т. д.

Когда маленький «баскетболист» почувствует себя уверенно, прикрепите кольцо повыше.

 

Гулливер в Стране лилипутов

Цель: Игра развивает мелкую моторику, фантазию, координацию.

Из модулей строительного конструктора можно построить город для лилипутов. Огородите территорию крепостной стеной с воротами, в домики «поселите» игрушечных обитателей.

Расскажите малышу, как Гулливер попал в Страну лилипутов. Ему приходилось быть очень осторожным и перешагивать через дома так, чтобы не сломать их.

Предложите ребенку побыть в роли сказочного великана. Учите его переступать через препятствия, поднимая ноги и сохраняя при этом равновесие.

 

Би – би!

Цель: Игра развивает фантазию, мелкую моторику, быстроту реакции и координацию движений.

Малышей интересуют машинки с мелкими деталями: открывающимися дверцами, поднимающимся капотом, вращающимся рулем,

Посадите в машинку маленького человечка или зверюшку.

Расскажите ребенку, что на дороге могут происходить самые разные ситуации: столкновения, подъемы и спуски и т. д. Продумайте маршрут и предложите ему попутешествовать по квартире.

Вспомните и спойте веселую потешку:

Из-за леса, из-за гор

Едет дедушка Егор.

Сам на лошадке,

Жена на коровке,

Дети на телятках,

Внуки на котятках.

Внимание! Выбирая игрушки с мелкими деталями, проверьте, чтобы они не отламывались.

 

Музыкальные прятки

Цель: Игра развивает музыкальный слух, сообразительность, речь.

Попросите ребенка отвернуться. Когда вы спрячетесь от него, дайте сигнал к началу поисков: сыграйте простую мелодию на любом игрушечном музыкальном инструменте.

Попросите ребенка угадать, на каком инструменте вы играли.

Когда придет очередь ребенку прятаться, а вам — искать и угадывать, давайте иногда неправильные ответы. Малыши любят исправлять ошибки взрослых,

 

Конкурс «Архитекторов»

Цель: Игра развивает мелкую моторику, наблюдательность, фантазию и творческие способности малыша.

Предложите малышу построить многоэтажный дом, замок, похожий на те, что построили вы. Сравните оба сооружения и похвалите юного «строителя».

Используйте детали, различающиеся по форме и цвету, чтобы ребенок не боялся фантазировать, учился выбирать необходимые детали.

В игрушечном городке могут проживать самые разные животные и куклы. Развивайте фантазию малыша, предлагайте ему интересные сюжеты для игр. Задавайте вопросы, чтобы малыш рассказал о том, кто живет в волшебном городке.

 

Ловись, рыбка!

Цель: Игра развивает координацию движений, умение сосредоточиваться.

Для игры понадобится рыболовный набор (удочка с магнитом вместо крючка и пластмассовые рыбки с металлическими вставками).

В прозрачную, наполненную водой банку или аквариум опустите рыбок. Покажите ребенку, как поймать рыбку, подведя удочку поближе к ней.

Спрашивайте, какого цвета пойманная рыбка, сколько рыбок он поймал,

Когда маленький «рыболов» освоится, устройте конкурс: «Самый удачливый рыболов». Пусть ребенок посоревнуется со своей любимой игрушкой.

 

Краски разные нужны

Цель: Игра развивает изобразительные навыки, умение соблюдать границы рисунка, совершенствует мелкую моторику рук и память.

Покажите, как нужно раскрашивать карандашом, кисточкой, пальчиком и т. д.

Попросите найти фломастер или карандаш определенного цвета, Предложите закрасить огурец зеленым карандашом, солнце — желтым, яблоко — красным и т. д.

Рисовать, не выходя за контур, ребенку еще трудно. Точность движений вырабатывается постепенно.

 

Давай потанцуем!

Цель: Игра развивает координацию и мышление.

Возьмите две мягкие игрушки. Одну дайте малышу (например, мишку), другая (зайчик, поросенок, цыпленок и др.) останется у вас.

Покажите, как зайчик умеет весело плясать: «Мишка, давай потанцуем!»

Чтобы мишка заплясал, помогите малышу повторить ваши движения.

Включите музыку или пойте веселую песенку. Танцуйте вместе с веселыми зверятами.

Маленькие ножки, маленькие ножки!

За водой ходили маленькие ножки.

Дома танцевали маленькие ножки.

Ой, как танцевали маленькие ножки!

 

Где же наши ручьи?

Цель: Игра развивает координацию, память, знакомит малыша с частями тела.

Разучите с ребенком веселую песенку:

Где же наши ручки (спрячьте руки за спиной),

Где же наши ручки?

Вот, вот наши ручки (покажите руки),

Пляшут наши ручки!

Также весело можно поискать ножки, глазки и т, д,

 

Вершки и корешки

Цель: Игра развивает логическое мышление, память.

Малыш пришел посмотреть, что вы делаете на кухне? Воспользуйтесь этим и познакомьте ребенка с обобщающими понятиями: «Это фрукты: яблоки, груши».

Вспомните сказку «Вершки и корешки». Рассмотрите, где у овощей вершки, а где — корешки. Разделите продукты на две группы: со съедобными и несъедобными корешками.

Чтобы малыш правильно употреблял предлоги, спросите его: «Где морковка?» — «В холодильнике»; «Где яблоки?» — «На столе» и т. д.

Попросите найти маленькие и большие, круглые и продолговатые продукты.

Попросите распределить продукты по цвету, например, найти все зеленые фрукты.

 

Найди половинку

Цель: Эта игра развивает логику, учит различать цвета, развивает мышление, зрение.

Возьмите два одинаковых набора разноцветных открыток. Разрежьте открытки из одного набора пополам.

Положите перед малышом целую открытку из одного набора и 3-4 половинки — из другого.

Покажите половинку открытки и попросите найти подходящую к ней, чтобы составить целую картинку.

Покажите, как можно решить эту задачку: вместе с ним прикладывайте половинку к другим разрезанным картинкам.

В дальнейшем игру можно усложнить, предложив на выбор 8 различных половинок.

Еще более сложной будет задача, если картинки разрезать на 3 или на 4 части. Степень сложности задания подбирайте сами, исходя из возможностей малыша.

 

Солнышко

Цель: Игра совершенствует координацию движений и чувство ритма, учит коллективизму.

Возьмите мячик диаметром 12-15 см. Посадите ребенка спинкой к себе. Пусть другие члены семьи рассядутся по кругу. Расставив ноги, вы «открываете двери» для «солнышка». А теперь катайте мяч — маленькое «солнышко».

По небу солнце ходит

И в домики заходит.

И к Ване заходит (мячик катится к Ване),

И к маме заходит (мячик от Вани катится к маме),

И к Ване заходит,

И к маме заходит...

Если кто-нибудь выбрасывает, не отдает мяч, скажите: «К кому “солнышко" теперь протянет свои «лучики»? К Олегу, наверное». После этого продолжайте игру.

 

Расскажу про кошку

Цель: Игра развивает мелкую моторику, воображение и артистизм.

Любое стихотворение можно превратить в настоящее представление:

Подставляй ладошку (протяните вперед руку ладонью вверх),

Расскажу про кошку (погладьте ладонь другой рукой).

Будем пальчики считать? (пошевелите пальцами)

Будем пальчики считать (сожмите пальцы в кулак и разожмите)!

Раз-два-три-четыре-пять (поочередно загибайте пальцы на руке)!

Вот — кулак (сожмите пальцы в кулак),

А вот — ладошка (разожмите пальцы).

На ладошку села кошка

(поставьте на ладонь пальцы второй руки — это кошкины «лапки»)!

И крадется потихоньку («пробегите» пальцами по руке до плеча),

И крадется потихоньку... (Спрячьте кисть другой руки под мышки.)

Видно, мышка там живет!

 

Справа - слева

Цель: Игра приучает ориентироваться в пространстве, развивает речь и сообразительность.

Посадите малыша, а вокруг него разложите его любимые игрушки.

Предложите дать вам игрушку, которая находится сбоку (перед ним, справа, слева и т. д.).

Малыш должен назвать игрушку и дать ее вам.

Теперь разложите игрушки вокруг себя и предложите самому малышу дать вам задание.

Раз-другой доставьте малышу такое маленькое удовольствие — перепутайте правую и левую стороны. Детям очень нравится поправлять папу или маму.

 

Какой игрушки не хватает?

Цель: Игра развивает наблюдательность и память.

Разложите перед ребенком 5-6 игрушек. Пусть малыш рассматривает их в течение минуты, затем попросите его отвернуться.

Уберите одну или две игрушки, остальные переставьте.

Попросите малыша сказать, какой игрушки не хватает.

 

Елочки и грибочки

Цель: Игра развивает абстрактное мышление и воображение.

Научите ребенка составлять картинки из мозаики. Можно мозаику купить, а можно вырезать из картона карточки разного цвета и размера (треугольники, квадраты, круги, прямоугольники и т. д.).

Подготовьте ровную поверхность. Возьмите зеленую треугольную карточку, объясните, что елочки бывают зеленого цвета, и положите ее на бумагу.

Покажите красную карточку (полукруг), скажите, что шляпки у грибочков бывают красными. Размещайте карточки поочередно: елочка-грибочек, елочка-грибочек, приговаривая:

Елочки нарядные

Встали все в рядок,

И за каждой елочкой —

Красненький грибок!

Предложите малышу продолжить выкладывать ряд самостоятельно. Если малыш ошибется, скажите: «Проверь, все ли у тебя правильно». Можно диктовать: «Елочка-грибочек-елочка...» Более сложный вариант: «Елочка-грибочек-белый цветочек» и т. д.

 

Потанцуем!

Цель: Танцы развивают чувство ритма, артистические способности.

Чтобы научить малыша танцевать под веселую песенку предложите ему повторять за вами движения и слова песенки:

Мы ногами — топ-топ-топ (идите, высоко поднимая ноги),

А в ладошки — хлоп, хлоп, хлоп (хлопайте в ладоши)!

Ай да малыши, ай да крепыши!

По дорожке мы шагаем (идите, высоко поднимая ноги)

И в ладошки ударяем (хлопайте в ладоши).

Топ-топ, ножки, топ (стоя на месте, топайте)!

Хлоп-хлоп, ручки, хлоп (хлопайте в ладоши)!

Ай да малыши (покружитесь, руки на поясе)!

Ай да крепыши!

(А. Ануфриева)

 

Игрушки играют в прятки

Цель: Игра развивает внимание, память.

Покажите малышу его любимую игрушку и скажите, что она умеет быстро бегать и прятаться. Попросите ребенка отвернуться или закрыть глаза. Незаметно переставьте игрушку на другое место. Когда малыш откроет глаза, предложите ему найти ее.

В следующий раз спрячьте игрушку так, чтобы видна была только ее часть.

Если играют несколько детей, пусть одни дети прячут игрушку, а другие — ищут. Правда, хранить секрет малышам очень трудно. Поэтому предложите закрыть пальчиком рот, ведь нужно молчать и не подсказывать.

 

Подскажи словечко!

Цель: Игра развивает память и речь.

Прочитайте стихотворение целиком. Предупредите малыша, что в следующий раз он должен будет вам подсказывать.

Читая стихотворение во второй раз, пропускайте последнее слово строки, например:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

Тише, Танечка, не плачь!

Не утонет в речке мяч.

(А. Барто)

Потом попросите малыша подсказывать два последних слова в каждой строчке.

И наконец, вам останется произнести только первое слово, а малыш закончит строчку или даже все стихотворение.

 

Беби-йога

Цель: Эти упражнения укрепляют мышцы спины, предупреждают искривление позвоночника.

Сначала делаете упражнение вы, затем его выполняет малыш,

Кошечка. Встаньте на колени, упершись руками в пол. Прогибайте спину, опуская поясницу, а голову поднимите вверх — это ласковая кошечка.

Выгните спину, делая ее полукруглой, и опустите голову — это сердитая кошечка. Повторите 4-6 раз,

Кобра. Лягте на пол лицом вниз, положите руки рядом с плечами и упритесь ладонями в пол. Сделайте вдох и медленно поднимайте голову, а затем верхнюю часть туловища как можно выше, прогибаясь назад. Задержитесь в этом положении несколько секунд и на выдохе вернитесь в исходное положение.

 

Семья понарошку

Цель: Игра развивает воображение, мышление, речь, умение общаться.

Дети любят играть «в семью». Роли мамы и папы достаются старшим детям. Ваш малыш пока еще только выполняет указания старших, причем с удовольствием.

Как дети играют? Они воспроизводят модель семейных отношений.

Наблюдая за детьми, родители могут понять, что тревожит малышей, что они хотели бы изменить в отношениях с родными.

 

Запутывалка

Цель: Игра развивает координацию, внимание.

Скажите ребенку, что будете называть части тела, а он должен до них дотронуться. Предупредите, что нужно быть очень внимательным.

Произнесите: «Ухо!» — и дотроньтесь до уха.

Предложите ребенку повторить ваши действия.

Когда малыш решит, что ничего сложного в игре нет и он все знает, сделайте «ошибку»: например, скажите: «Нос!» — а дотроньтесь до уха. Ребенок будет в восторге! Теперь его задача — не сбиться.

 

Бывает — не бывает

Цель: Игра развивает мышление, внимание, речь.

Скажите малышу: «Мягким может быть хлеб, а еще подушка, а еще что может быть мягким?»

Спрашивайте малыша: «Что бывает круглое? Что бывает острое? Что бывает жидкое?»

Играйте по дороге в детский сад или на прогулке, во время поездки или в очереди к врачу.

Предложите ребенку самому задавать вам подобные вопросы. А вы время от времени допускайте «ошибки», чтобы понять, насколько внимателен малыш или насколько хорошо он понимает свойства предметов.

 

Магазин

Цель: Игра развивает воображение, речь, умение считать.

Поиграйте с малышом «в магазин».

Разложите «товары»: камешки или желуди — это картофель и т. д.

Заполните ценники — цифры должны быть крупными.

Чем расплачиваться? Можно пуговицами — чем не деньги?

Если ребенок хочет, чтобы все было совсем «по-взрослому», предложите нарисовать бумажные деньги или взять уже готовые из игры «Монополия».

Правила простые: продавец продает, покупатель покупает.

Понаблюдайте, какую модель поведения выбирает ребенок в той или иной роли: вежливый, внимательный, агрессивный и т. д.

 

Съедобное — несъедобное

Цель: Игра развивает сообразительность и реакцию.

В эту простую, веселую игру хорошо играть в компании.

Игроки выстраиваются в ряд. Водящий с небольшого расстояния бросает каждому по очереди мячик, называя какой-нибудь предмет. Если это что-то съедобное, мячик нужно поймать, если нет — отбить (или просто не ловить).

Правильно среагировавший игрок делает шаг вперед, если же он ошибся — возвращается на шаг назад.

Самый внимательный игрок, который первым смог добраться до водящего, сам становится водящим.

Когда подряд называются съедобные предметы, то легко запутаться, внезапно услышав слово, обозначающее что-нибудь несъедобное, Детям очень нравится, когда кто-то случайно «съест» машину или «откажется» от вкусного мороженого.

 

Кто разбудил щенка?

Цель: Игра развивает музыкальный слух и память.

Возьмите игрушечного щенка и разные музыкальные игрушки или инструменты.

Правила очень простые. Щенок спит, а другие игрушки, спрятавшись под платком или за картонной ширмой, хотят его разбудить. Малыш должен отгадать, кто разбудил щенка.

Попросите его рассказать, какие именно звуки он услышал. Например, погремушка гремит, колокольчик звенит, дудочка гудит и т. д.

В следующий раз щенок будет ждать гостей. У каждого — свой музыкальный инструмент: у медвежонка — дудочка, у зайчика — погремушка, у поросенка — барабан и т. д.

Спрячьтесь за дверью или ширмой и поиграйте на каком-нибудь инструменте. Малыш должен догадаться, какой гость сейчас появится.

Для начала достаточно трех игрушек и трех музыкальных инструментов.

 

Сказка со счастливым концом

Цель: Игра развивает воображение и учить быть добрым и внимательным.

Дети просто обожают слушать сказки! Единственное, что может их огорчить, — это грустный конец сказочной истории, Не беда! Придумайте вместе с ним другой конец — счастливый,

Например, пусть Колобок перехитрит Лису, убежит от нее и вернется к бабушке и дедушке. И, конечно, Колобку станет стыдно из-за того, что он доставил им столько огорчений.

А медведь в сказке «Теремок» может помочь маленьким друзьям построить настоящий большой терем, чтобы в нем все могли поместиться.

Так можно изменить любую сказку, открывая малышу простые истины: нужно уважительно относиться к старшим, слушаться их и ценить людей, которые тебя любят, внимательно относиться к окружающим.

И тогда любая история будет со счастливым концом!

Похожие статьи:

Агушечки для детей группы раннего возраста

Игры дома с ребенком 1 год

Игры для развития воображения у дошкольников 1-3 лет

Развивающие задания для дошкольников 2-3 лет

Развивающие игры для детей 3-4 лет с родителем дома

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2024 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна