Классный час в 5 классе
Классный час в 5 классе на тему «Песня - душа народа»
Нацию объединяют язык и песня. Но в последнее время молодежь поет все меньше. Можно сказать, несколько поколений молодежи фактически отторгнуты от родной песенной традиции. Поэтому проведение воспитательного мероприятия, посвященного народной песне, представляется автору очень целесообразным. Дети споют знакомые песни, приобщатся к истокам народной культуры, а главное - смогут получить представление о критериях оценки песни и исполнителя. А это поможет им ориентироваться в потоке музыки, который буквально обрушивается на них из теле- и радиоэфира.
Цели: приобщать детей к традиционному народному песенному творчеству; воспитывать художественный вкус, эстетическое чувство, к родному краю; формировать у детей положительное отношение к русской народной музыке и ее исполнителям; пробуждать желание петь и слушать русские народные песни.
Форма: песенный конкурс «Кто кого перепоет?»
Подготовительная работа с детьми
а) попросить учителя музыки разучить с детьми слова и мелодии песен для конкурса (из дополнительных материалов к сценарию); это можно сделать на уроках музыки;
б) объединить детей в две команды («Гармошка» и «Балалайка»), предупредив, что им придется участвовать в песенном состязании;
в) выбрать из детей двух ведущих, которые будут читать задания для команд; каждый ведущий записывает на листочке бумаги задания для одной из команд, чтобы читать их потом по очереди;
г) пригласить в качестве жюри конкурса троих старшеклассников; они будут оценивать знание слов, слаженность, музыкальность исполнения.
Оборудование:
а) подготовить длинную полоску бумаги (20-30 см) для жеребьевки: два участника будут тянуть ее в разные стороны. У кого окажется более длинный кусок, тот и будет первым;
б) детали народного костюма (короны, платки, кушаки).
Музыкальное оформление
Народную песню можно петь без музыкального сопровождения, но при желании можно подобрать караоке русских народных песен, которые будут исполняться в конкурсах: «Валенки», «Ой, мороз, мороз», «Ой, цветет калина», «Я на горку шла», «Живет моя отрада в высоком терему», «Ой, при лужку, при лужке».
План классного часа
1. Вступительное слово.
2. Конкурс «Кто кого перепоет?»
3. Заключительное слово. Идейно-эмоциональная точка мероприятия.
4. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово
Классный руководитель. Раньше песня сопровождала человека на протяжении всей жизни. Если в начале было слово, то потом была песня. Песня утешала в горестях, крепила веру в унынии, вселяла надежду. С ней творили молитву. С ней укладывали спать младенца: дух своего народа он впитывал с колыбельной. С песней пахали в поле и пасли стада, играли свадьбы, оплакивали усопших. Шли в бой, жизнью жертвуя за Отечество. Песня, как драгоценность, передавалась из поколения в поколение.
Но часто ли мы сейчас слышим народную песню? Многие не знают слов, не могут повторить мелодию. А ведь великий русский композитор Михаил Иванович Глинка говорил, что «песня - это душа народа». А это значит, что, теряя песню, мы теряем душу.
Сегодня мы попробуем восстановить утраченные связи. Мы будем петь хорошие русские песни. И каждый сможет почувствовать, сколько радости, душевной чистоты, искренности дарит народная песня.
Наш конкурс называется «Кто кого перепоет?» И я передаю слово ведущим.
II. Конкурс «Кто кого перепоет?»
Ведущий 1. Итак, в нашем конкурсе участвуют две команды: команда «Гармошка» и команда «Балалайка». Им предстоит сразиться в песенном состязании и доказать свое право на звание...
Вместе. «Птички певчие»!
Ведущий 2. Оценивать исполнение будет нейтральное жюри в составе трех семиклассников (имена, фамилии).
Ведущий 1. Условия конкурса таковы. Мы загадываем название песни, и одна из команд начинает петь первый куплет и припев. Задача второй команды: подхватить песню на втором куплете, спеть и припев, если он есть. Затем песню опять подхватывает первая команда, и так до конца. Сначала мы разыграем, кто будет первый начинать.
Классный руководитель. Я прошу подойти ко мне по одному представителю от каждой команды.
Дети подходят к учителю.
У меня есть полоска бумаги. Вы беретесь за оба конца. Я считаю: «Раз, два, три». На счет «три» каждый начинает тянуть эту полоску на себя. У кого в руках останется более длинный кусок, тот и будет первым. Начали! Раз, два, три!
Дети тянут полоску бумаги, определяется победитель.
Ведущий 2. Итак, начинает команда (название). Внимание, первая песня. (Читает задание.) Эта песня о том, что надо следить за своей зимней обувью и вовремя ее ремонтировать.
Исполняется песня «Валенки».
Ведущий 1. А теперь очередь команды (название). Ваша песня о том (читает задание), что снижение температуры плохо сказывается на самочувствии людей и коней.
Исполняется песня «Ой, мороз, мороз».
Ведущий 2. Команда (название). Вам надо спеть песню о том (читает задание), что по сравнению с цветами ягодного дерева любовь девичья никогда не отцветает.
Исполняется песня «Ой, цветет калина».
Ведущий 1. Задание для команды (название). Песня о том (читает задание), что, поднимаясь на вершину горы, можно и переутомиться.
Исполняется песня «Я на горку шла».
Ведущий 2. Песня для команды (название). О том (читает задание), как трудно назначить свидание девице, которая живет на большой высоте.
Исполняется песня «Живет моя отрада».
Ведущий 1. Задание для команды (название). Песня о том (читает задание), как оседлать дикого коня и упросить его отвезти тебя к любимой девице.
Исполняется песня «Ой, при лужку, при лужке».
Ведущий 1. Ну что ж, все песни на сегодня пропеты, просим жюри дать оценку командам.
Выступление членов жюри.
Если одна команда показала явное преимущество, то ведущие подводят такой итог:
Ведущий 1. Итак, в нашем конкурсе победила команда (название).
Ведущий 2. Мы присваиваем ей звание «Птички певчие!»
Если явного преимущества не показала ни одна команда, возможен такой вариант оценки:
Ведущий 1. Очень трудно оценить исполнителей.
Ведущий 2. Обе команды хорошо пели!
Классный руководитель. Так кто же победил в нашем песенном марафоне?
Ведущие и все дети (вместе). Победила песня!
III. Заключительное слово. Идейно-эмоциональная точка мероприятия
Классный руководитель. Каждый день с телеэкранов на нас обрушиваются сотни песен. Реклама может сделать любую из них хитом. Но уже через несколько дней ни песню, ни исполнителя никто не вспоминает.
Как же нам самим разобраться, хороша песня или плоха, как правильно оценить исполнителя?
На этот вопрос, мне кажется, очень точно ответил великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев еще 200 лет назад. Есть у него Рассказ под названием «Певцы».
Писатель случайно оказался в маленьком русском селе. Узнав, что в сельском кабаке проводится соревнование певцов, он зашел в этот кабак. Состязались двое местных жителей. Их пение оценивали случайные посетители, которые оказались в кабачке и поспорили, кто кого перепоет.
Первый исполнитель - его имени автор не называет - пел веселую плясовую песню. Он так заливался, так играл своим голосом, что у всех ноги сами просились в пляс.
Все громко хвалили его, выражая свой восторг. Но его песня никого не задела за душу, и все ждали выступления другого певца, Якова. Вот как описывает Тургенев его пение.
Яков помолчал, взглянул кругом и закрылся рукой. Когда же наконец Яков открыл свое лицо-оно было бледно, как у мертвого... Он глубоко вздохнул и запел... Первый звук его голоса был слаб и неровен и, казалось, не выходил из его груди, но принесся откуда-то издалека, словно залетел случайно в комнату. Странно подействовал этот трепещущий, звенящий звук на всех нас; мы взглянули друг на друга, а жена Николая Иваныча так и выпрямилась. За этим первым звуком последовал другой, более твердый и протяжный, но все еще видимо дрожащий, как струна... за вторым - третий, и, понемногу разгорячаясь и расширяясь, полилась заунывная песня. «Не одна во поле дороженька пролегала», - пел он, и всем нам сладко становилось и жутко. Я, признаюсь, редко слыхивал подобный голос: он был слегка разбит и звенел, как надтреснутый; в нем была и неподдельная глубокая страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь. Русская, правдивая, горячая душа звучала и дышала в нем и так и хватала вас за сердце, хватала прямо за его русские струны. Песнь росла, разливалась. Яковом, видимо, овладевало упоение: он уже не робел, он отдавался весь своему счастью... Он пел, и от каждого звука его голоса веяло чем-то родным и необозримо широким, словно знакомая степь раскрывалась перед вами, уходя в бесконечную даль. У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы.
Писатель вдруг услышал глухие, сдержанные рыдания. Он оглянулся и увидел, что некоторые слушатели плакали: один отвернулся, чтобы не показывать слез, другой тихонько всхлипывал в углу, с горьким шепотом покачивая головой, по суровому лицу третьего катилась тяжелая слеза. Соперник Якова поднес сжатый кулак ко лбу и не шевелился.
Когда Яков закончил петь, никто не крикнул, даже не шевельнулся; все как будто ждали, не будет ли он еще петь; но он раскрыл глаза, вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его...
- Яша, - проговорил Дикий-Барин, положил ему руку на плечо и - смолк. Мы все стояли как оцепенелые. Соперник тихо встал и подошел к Якову. «Ты... твоя... ты выиграл», - произнес он наконец с трудом и бросился вон из комнаты.
В этом отрывке, мне кажется, и заключается тот основной признак, по которому и можно оценивать и песню, и исполнителя. Истинная песня задевает душу, делает человека лучше, чище, добрее.
Но, чтобы отличить хорошее от плохого, нужно иметь образец, с чем сравнивать. И вот таким образцом для вас может стать русская народная песня.
IV. Подведение итогов (рефлексия)
Классный руководитель. Понравился ли вам, ребята, наш сегодняшний классный час? Какие чувства испытали вы после встречи с русской народной песней?
Примерные ответы детей:
- Когда мы пели народные песни, я представляла себе бескрайние российские просторы.
- Мои ассоциации - это размах, удаль, широкая душа.
- У меня появилось очень хорошее настроение.
- От русской песни замирает сердце.
- Когда песня хорошая, от нее - мурашки по коже.
Дополнительный материал
Живет моя отрада
Живет моя отрада
В высоком терему,
А в терем тот высокий
Нет хода никому,
А в терем тот высокий
Нет хода никому.
Я знаю, у красотки
Есть сторож у крыльца,
Но он не загородит
Дороги молодца,
Но он не загородит
Дороги молодца.
Войду я к милой в терем
И брошусь в ноги к ней!
Была бы только ночка,
Да ночка потемней,
Была бы только тройка,
Да тройка порезвей,
Была бы только тройка,
Да тройка порезвей.
Ой, цветет калина
Ой, цветет калина в поле у ручья,
Парня молодого полюбила я.
Парня полюбила на свою беду:
Не могу открыться, слов я не найду.
Не могу открыться, слов я не найду.
Он живет, не знает ничего о том,
Что одна дивчина думает о нем.
У ручья с калины облетает цвет,
А любовь девичья не проходит, нет.
А любовь девичья не проходит, нет!
А любовь девичья с каждым днем сильней,
Как бы мне решиться рассказать о ней?
Я хожу, не смея волю дать словам.
Милый мой, хороший, догадайся сам.
Милый мой, хороший, догадайся сам!
Ой, мороз, мороз
Ой, мороз, мороз, не морозь меня.
Не морозь меня, моего коня.
Моего коня белогривого,
У меня жена, ох, ревнивая.
У меня жена, ох, красавица,
Ждет меня домой, ждет печалится.
Я вернусь домой на закате дня,
Обниму жену, напою коня.
Ой, мороз, мороз, не морозь меня.
Не морозь меня, моего коня.
Я на горку шла, тяжело несла
Я на горку шла, тяжело несла.
Уморилась, уморилась, уморилася.
Знамо дело, уморилась, уморилася.
В решете да овса полтора зерна.
Уморилась, уморилась, уморилася.
Знамо дело, уморилась, уморилася.
Я домой пришла, овес высыпала.
Уморилась, уморилась, уморилася.
Овес высыпала да мужа выругала,
Аль не видишь, уморилась, уморилася.
Я блинов напекла да не наелась досыта,
Уморилась, уморилась, уморилася!
Не наелась досыта, с миленьким плясать пошла,
Да уморилась, уморилась, уморилася.
Ой, не видишь, уморилась, уморилася.
Я б вам пела и плясала, да уж больно я устала.
Уморилась, уморилась, уморилася.
Знамо дело, уморилась, уморилася!
Валенки
Валенки, да, валенки.
Ой, да не подшиты, стареньки.
Нельзя валенки носить,
Не в чем к миленькой сходить.
Припев (2 раза):
Валенки, валенки,
Эх, не подшиты стареньки.
Ой, ты Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Не ходи на тот конец,
Ох, не носи девкам колец.
Припев (2 раза).
Валенки, да, валенки
Ой, да не подшиты, стареньки.
Чем подарочки носить,
Лучше б валенки подшить.
Припев (2 раза).
Суди, люди, суди, бог,
Как же я любила,
По морозу босиком
К милому ходила.
Припев (2 раза).
Ой, при лужку, при лужку
Ой, при лужку, при лужку,
При широком поле,
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.
При знакомом табуне
Конь гулял на воле.
Ты гуляй, гуляй, мой конь.
Пока не споймаю.
Как споймаю, зануздаю
Шелковой уздою.
Вот споймал парень коня,
Зануздал уздою.
Вдарил шпорами под бока,
Конь летел стрелою.
Вдарил шпорами под бока,
Конь летел стрелою.
Ты лети, лети, мой конь,
Лети, не споткнися.
Возле Танина двора
Конь, остановися.
Конь остановился,
Вдарил копытами,
Чтобы вышла красна девка
С черными бровями.
Чтобы вышла красна девка
С черными бровями.
Но не вышла красна девка,
Вышла ее мати:
«Здравствуй, здравствуй,
Милый зять, пожалуйте в хату!»
А я в хату не пойду,
Пойду во светлицу.
Разбужу я крепким сном
Спящую девицу.
Разбужу я крепким сном
Спящую девицу.
А девица не спала,
Друга поджидала.
Правой ручкой обняла,
Крепко целовала.
Похожие статьи:
Агитбригада по ПДД, 5 класс. Сценарий
Классный час в 5 классе. Азбука общения
Нет комментариев. Ваш будет первым!