О празднике Рождество Христово для школьников
Про Рождество Христово для детей школьного возраста
Рождество Христово называют «матерью всех праздников», и это справедливо: ведь с рождением Иисуса Христа — сына Божьего, Спасителя мира — начинается его земная жизнь, ведущая через страдания и смерть к чудесному Воскресению. Значение этой святой ночи трудно переоценить. От нее берет начало весь ход новой истории и само наше летосчисление.
Уже более двух тысяч лет прошло с тех пор, как в небольшом городке Вифлееме появился на свет Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей. Придя на землю, Он не был встречен почетом. У Него не было ни колыбели, ни даже пристанища — Он родился в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.
Первыми гостями Богомладенца стали простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом, и волхвы (древние мудрецы), шедшие с дарами Царю Мира с востока. Вифлеемская звезда указала им путь в Иерусалим.
Праздник Рождества был установлен в IV веке римским императором Константином, который принял христианство и специальным указом его узаконил. С тех пор христиане благоговейно относятся к святой ночи Рождества Христова. Дома и храмы заранее украшают еловыми ветками, вечная зелень которых издавна считается символом древа жизни. Во всех храмах, в больших и малых церквах, в рождественскую ночь повсеместно совершаются торжественные богослужения, прославляющие Христа, а главные торжества в России проходят в храме Христа Спасителя в Москве. Праздничная служба начинается в 22.00: звонят колокола, горят все подсвечники и паникадила, читаются главы из Евангелия, повествующие о рождении Младенца Христа. Хор радостно поет славословия, и особенно трогательно звучат в нем детские голоса. Церковные песни, объясняющие смысл праздника, поют и в ночь Рождества, и в последующие дни на протяжении недели.
В праздник Рождества множество паломников-христиан устремляется в те благословенные места, которые навечно связаны с рождением Младенца Иисуса. Они участвуют в торжественном шествии из Иерусалима в Вифлеем (ныне Бейт-Лахм, Иордания), расстояние между которыми составляет 12 км, повторяя завершающий этап трудного пути Девы Марии и Иосифа из Назарета в Вифлеем. Минуя знаменитые Врата Смирения, процессия направляется к Храму Рождества, который построен на том самом месте, где располагался хлев. В этом храме совершается главнейшая, торжественнейшая рождественская служба.
Из всех православных праздников день Рождества — самый «детский», ведь он связан с памятью о пребывании Спасителя нашего во младенческом возрасте. В это время детям уделяется особенное внимание. В день Рождества они находят поделкой подарки, а в период Святок в храмах проводятся детские утренники.
Рождество Христово празднуется соответственно раз и навсегда заведенному порядку, так же как и другие православные праздники. Ему предшествует сорокадневный пост, во время которого христиане больше молятся, читают Закон Божий и воздерживаются от «скоромной» пищи. Канун Рождества — рождественский сочельник. Такое название объясняется тем, что в этот день едят сочиво — постную кашу с овощами. С утра принято убирать в доме, ставить тесто, мыться, а садиться за стол можно только тогда, когда на небе появится первая вечерняя звезда.
Под окнами колядовала молодежь. Вот как об этой веселой забаве сказано у Н.В. Гоголя:
«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила; глянули звезды; месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.
Колядовать у нас называется петь подокнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяин, или хозяйка, или кто останется дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат...
...Толпы парубков и девушек показались с мешками; песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. Чудно блестит месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие только может внушать смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки, а на шалости сам лукавый подталкивает сзади. Шумнее раздавались на улице крики и песни. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю.
Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же умел сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы, вместо колядки, отпускал щедровку и ревел во все горло:
Щедрик, ведрик!
Дайте вареник!
Грудочку кашки!
Кильце ковбаски!
Хохот награждал затейника. Маленькие окна поднимались, и сухощавая рука старухи высовывалась из окошка с колбасою или с куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик; один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась, и еще белее казался свет месяца от блеска снега!»
Колядовщики своими песнопениями желали хозяевам доброго здоровья, богатства, хорошего урожая, хозяйственного благополучия, а те одаривали их в ответ угощением и мелкими деньгами. Вот какие колядки можно было услышать под окнами домов в этот вечер:
На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом —
Туда жито кустом.
Куда коза рогом —
Туда сено стогом.
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;
Сколько елок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.
Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья,
С Новым годом,
Со всем родом!
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину.
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте
Колядовщикам!
Коляда, мол яда,
Уродилась коляда!
Кто подаст пирога —
Тому двор живота,
Еще мелкой скотинки —
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки —
Завалим лазейки,
Кто не даст лепешки —
Завалим окошки,
Кто не даст пирога —
Сведем корову за рога,
Кто не даст хлеба —
Уведем деда,
Кто не даст ветчины —
Тем расколем чугуны!
Обойдя множество домов и набрав мешок угощений, молодежь собиралась в чьей-либо избе на посиделки: расшалившиеся и нагулявшие аппетит парни и девчата высыпали на стол все, что наколядовали, и устраивали веселую пирушку. Подкрепившись, пели, плясали, вели разговоры. Тут наступало самое время появляться ряженым. Рядиться любили в зверей (традиционно центральной фигурой святочного маскарада являлся медведь) или в нечистую силу, которая врывалась в избу с криками и воплями, а вскоре выпроваживалась на мороз, посрамленная. Эта игра имела символическое значение: перед великим праздником Рождества необходимо очистить жилище от злых духов.
Под Рождество девушки гадали на свою судьбу. Бывало, гадали и юноши. Это время «перезимья» было для молодежи веселым и беззаботным: осенние полевые работы оставались позади, а пора прясть и ткать еще не наступала. Из глубины веков дошло до нас множество способов гадания.
Девушки, конечно же, гадали на суженого. Один из самых распространенных способов — «сеять снег». Девушки набирали его в подол и кружились, рассеивая во все стороны:
Сею-вею снежок,
Ожидаю, дружок!
Приходи, дружок,
Сюда на снежок!
Сею-вею красу
На девичью косу.
Снежок, рассыпайся,
Коса, заплетайся!
Косу заплету,
Надвое заплету,
Круг головки обовью!
Затем приговаривали: суженый богатый, ступи сапогом; суженый бедный — лаптем!
На следующий день рассматривали следы и по ним судили о женихе.
Собравшись в тесный кружок, желающие испытать свою судьбу складывали в блюдо колечки, сережки, запонки и т. п. — по одной вещице с каждого, затем накрывали его салфеткой, встряхивали и начинали петь так называемые подблюдные песни. Каждая из этих песен имела свое значение: одна предвещала скорую свадьбу, другая — болезнь, а то и смерть. После того как песня была пропета, водящий наугад вынимал первую попавшуюся вещицу; владелец ее по песне определял свою судьбу. Гадание традиционно начиналось с хвалебной песни хлебу:
Уж мы песни поем,
Хлебу честь воздаем!
Хлебу белому долог век,
Жнеям нашим более всех!
Жнеи наши не стареют,
Золотые их серпы не тупеют.
Кому мы спели — тому добро,
Кому вынется, тому сбудется,
Скоро сбудется, не минуется!
Большинство подблюдных песен пророчило здоровье, счастье и благополучие, но были среди них и такие, каких впечатлительным особам лучше и не слышать.
❄ На печи дежа высоко взошла.
Кому мы спели, тому добро.
Кому вынется, тому сбудется! (К благополучию)
❄ Летит соловей через житенку,
Несет соловей жита горсточку.
Ладо, ладу!
Кому мы поем, тому честь воздаем. (К счастью)
❄ За рекой мужики живут богатые, слава!
Гребут жемчуг лопатами, слава!
Кому песню поем, тому добро, слава!
Тому жить богато и хорошо, слава! (К богатству )
❄ Греблась, греблась курочка
У царя подокном, илею!
Да еще выгребла курочка
Жемчужинку с перстеньком, илею!
Выпойся, выпойся, песенка,
Да на счастливого, илею! (К богатству)
❄ Как на золотом гумешке три ворошка, илею!
Да что из первого ворошка — хлеб пекчи, илею!
Да из второго-то ворошка — кашу варить, илею!
Да из третьего ворошка — кисель варить, илею!
Пойся, пойся, песенка, да все на счастливого, илею! (К богатству)
❄ Мышь пищит, сто рублей тащит.
Диво ули уляду!
Кому спели, тому добро! (К деньгам)
❄ Рылся кочеток на завалинке,
Вырыл кочеток жемчужинку.
Кому спели, тому добро! (К богатству)
❄ Скачет груздочек по ельничку,
Ищет груздочек беляночку;
Не груздочек скачет — боярский сын,
Не беляночку ищет — боярыню.
Кому спели — тому доброе слово,
Кому вынется, тому скоро сбудется.
Скоро сбудется, не минуется! (К свадьбе)
❄ Кот кошурку звал спать в печурку:
«В печурке спать тепло, хорошо!»
Диво ули уляду!
Кому спели, тому добро! (К свадьбе)
❄ Ласточка, касаточка.
Слава, ой ладо мое!
Не вей гнезда в высоком терему,
Ведь не жить тебе здесь и не летывать.
А вей гнездо у Ивана в саду,
Ведь жить тебе здесь и летывать.
Да кому мы спели, тому добро!
Кому вынется, тому сбудется,
Не минуется.
Слава, ой ладо мое! (К замужеству)
❄ Курочка ряба по проулочку брела.
Петушок не слеп — за ней вослед.
Диво ли ладу!
Кому спели — тому добро! (К замужеству)
❄ Сей, матушка, мучицу, пеки пироги, слава!
К тебе будут гости, ко мне женихи, слава!
К тебе в лаптях, ко мне в санях, слава! (К свадьбе)
❄ Сидит волчище да на пунчище,
Слава! Ой, ладо мое!
Откинул хвост на двенадцать верст,
Слава! Ой, ладо мое!
Кому вынется, правда сбудется.
Слава! Ой, ладо мое!
— Ребята, чье кольцо?
— Мое.
— Тебе нонешним годом жениться,
В золотой венец обрядиться! (К женитьбе)
❄ Идет кузнец из кузницы, слава!
Несет кузнец три молота, слава!
«Кузнец, кузнец! Ты скуй мне венец! Слава!
Из остаточков золот перстень, слава!
Из обрезочков булавочку, слава!
Мне в том венце венчатися, слава!
Мне тем перстнем обручатися, слава!
Мне тою булавкою убрус притыкать, слава!»
Да кому мы пропели, тому добро! Слава! (К замужеству)
❄ На дубчике два голубчика
Целуются, милуются.
То диво, то слава!
Кому выльется,
Тому сбудется,
Тому сбудется, не минуется. (К свадьбе)
❄ Медведь-пыхтун, слава!
По реке плывет, слава!
Кому пыхнет во двор, слава!
Тому зять в терем, слава!
Кому мы спели, тому добро, слава!
Кому вынется, тому сбудется, слава!
Скоро сбудется, не минуется, слава! (К свадьбе)
❄ Вился клен с березою — не развился.
Ладу, ладу!
Кому выйдется, правда сбудется,
Тому добро! (К свадьбе)
❄ На загнетке сижу, долги нитки вожу.
Еще посижу, еще повожу. (Сидеть в девках еще год)
❄ Сидит курочка в печурочке,
Ей год годовать и горе горевать.
Ай, диво млада!
Кому песню поем,
Тому добро,
Тому сбудется, не забудется.
Ай, диво млада! (Сидеть в девках)
❄ Ползет жучок по завалинке.
Ой, люли!
Несет лычко в мочалинке.
Ой, люли!
Кому сбудется, тому и справится.
Ой, люли!
А чей перстенек — того и песенка.
Ой, люли! (К бедности)
❄ Ходит старушка посереде,
На ней сарафан весь истрескался,
Изверескался.
Илею, илею!
Кому мы песню поем,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Идею, млею! (К бедности)
❄ Прибежал боровок
Белорыл, белоног,
Подрыл конопляный ровок.
Диво!
Кому эта песенка
Да достанется,
Тому вынется,
Скоро сбудется.
Диво! (К бедности)
❄ Золотая парча развевается,
Кто-то в дорогу собирается.
Илия!
Кому мы спели, тому добро,
Кому вынется, тому сбудется
Илия! (К дороге)
❄ Стоят саночки-самокаточки
Снаряженные.
На них подушечки
Раскладены.
Они к лесу стоят,
Покатиться хотят.
Диво!
Кому песню поем,
Тому с добром,
Тому сбудется,
Не минуется.
Диво! (К дороге)
❄ Лодочка от одного берега отстала,
А ко другому не пристала. Диво!
Кому вынется колечко —
Несчастливо то сердечко. Диво! (К разлуке)
❄ Стоят санки у лесенки,
Хотят санки уехати.
Ладу, ладу!
Кому мы поем,
Тому честь воздаем! (К дороге, к разлуке)
❄ Заинька-ковыляинька,
Слава те!
Ковылять тебе на чужу сторону.
Слава те!
Кому кольцо вынется,
Тому сбудется, не минуется. (Мужчине — к дороге, женщине — к замужеству на чужую сторону)
❄ Сидела я у окошечка,
Ждала себе милого.
Не могла дождатися,
Спать ложилася.
Утром встала — спохватилася,
Гляжу на себя — вдова.
Кому мы поем,
Тому добро будет,
Тому сбудется,
Не минуется.
Идет смерть по улице,
Несет блин на блюде.
Кому кольцо вынется,
Тому сбудется,
Скоро сбудется,
Не минуется. (К смерти)
❄ Стоит корыто, другим накрыто.
Диво уди уд яду!
Кому спеди, тому добро! (К смерти)
С зеркалами девушки гадали вечером на чердаке, с распущенными волосами, в окружении самых близких подруг, без поясов. Снятие пояса символизировало готовность вступить в общение с нечистой силой, ведь пояс издревле считался оберегом, аналогом защитного круга. Самые смелые снимали с себя и кресты. Место для гаданий тоже выбиралось не случайно: на чердаках и в банях, как известно, нет икон. Из помещения удаляли всех посторонних, включая домашних животных — птиц, кошек. Два зеркала устанавливали одно против другого и освещали их с двух сторон свечами. Девушка смотрела поверх одного зеркала в глубину другого и видела длинный коридор, освещенный огнями, уходящий вдаль и постепенно темнеющий. Она говорила: «Суженый-ряженый! Приди ко мне ужинать!» Ее подруги не должны были смотреть в зеркало и разговаривать. Девушка долго или коротко пристально смотрела в конец представившегося коридора, и в зеркале появлялся суженый... Рассмотрев его, она говорила: «Чур меня!» Считалось, что если этого не сказать, суженый может выйти из зеркала, и тогда произойдет несчастье (вероятнее всего, сильнейшее нервное потрясение...).
Ставили на стол зеркало, перед ним — свечу, девушка садилась за стол и звала: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать!» Вскоре зеркало начинало темнеть, свеча — коптить. В этот момент девушка должна была быстро протереть зеркало полотенцем и снова посмотреть в него: ее суженый будет смотреть на нее из-за плеча. Полюбовавшись женихом, девушка говорила: «Чур меня!», и видение исчезало. Привидеться, разумеется, могло что угодно. В мире нечистой силы, в котором все вывернуто наизнанку, свадьба представлялась похоронами, а жених являлся в образе черта или мертвеца. Сама атмосфера Святок располагала к ожиданию чего-то пугающего, фантастического. «Почти на протяжении всех Святок девушки живут напряженной, нервной жизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые до самого Крещения свободно расхаживают по земле и пугают православный люд» (Максимов С. В. Собрание сочинений, 1912).
Девушка становилась перед зеркалом так, чтобы видеть в нем месяц, и пристально смотрела на него. Через некоторое время ей начинало казаться, что месяцев на небе стало несколько. Здесь ей нужно было не растеряться и быстренько сосчитать, сколько их. В доме будущего мужа будет именно столько родственников...
Молодежь ходила под окна домов подслушивать чужие разговоры. В зависимости от того, о чем в доме говорили, каким тоном, кто участвовал в беседе, делали заключение о своей судьбе.
Девушки выходили на улицу и спрашивали первого встречного мужчину, как его зовут. Такое же имя будет и у жениха той девушки, на которую загадали. Если спросить женщину — можно узнать имя свекрови.
Бросали валенок за ворота и смотрели, в какую сторону он носком ляжет. Куда укажет, туда и замуж идти. Ну, а если на свои же ворота показывает — год еще дома сидеть.
Девушка брала венок, ломоть хлеба и кусок дерева, складывала эти вещи в пустой горшок, накрывала полотенцем, а затем вынимала первую попавшуюся вещь, которая и указывала ее судьбу: венок — к свадьбе, хлеб — к девичеству еще на год, дерево — к смерти.
Ложась спать, девушка клала под подушку гребень и загадывала: «Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать». Суженый должен был присниться в эту же ночь. Гадание «на сон» считалось наиболее опасным: снявшая с себя крест девушка становилась совершенно беззащитной перед нечистой силой, которая во сне бесчинствовала, разумеется, куда более безобразно, чем наяву. Могло произойти и такое: «Вот я стала ложиться спать, положила гребенку под головушку и сказала: «Суженый- ряженый, приди ко мне мою косу расчесать». Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь, не помолившись Богу». Ночью пришел черт и вырвал гадающей полкосы. Девушка подняла крик, проснулись родители, отец взял кнут, лупцует да приговаривает: «Не загадывай, каких не надо, загадок, не призывай чертей!» (Максимов С. В. Собрание сочинений, 1912)
Вывешивали из окошка белое полотенце, а на ночь зазывали суженого: «Суженый-ряженый, приди и утрись!». Если утором полотенце оказывалось мокрым — значит, скоро свадьба, а если сухим — год еще в девушках сидеть.
Девушки выходили на улицу и зазывали:
Залай, собаченька, залай, серый волчок!
Или так:
Снежок, снежок,
Укажи, где женишок!
Знать, в какой сторонке собака залает —
Там мой суженый ожидает!
Откуда собака отзовется — туда и замуж идти. Чем ближе лай — тем ближе к дому родному жить.
Лили расплавленный воск вводу и рассматривали причудливые фигуры, которые толковали по-разному в зависимости от фантазии: младенец — к прибавлению в семействе, кольцо — к свадьбе, гроб — к смерти и т. д.
Комкали большой лист бумаги, сжигали его и рассматривали тень, отбрасываемую на стену кучкой пепла, поворачивая ее на блюде и так, и эдак. Контуры тени подсказывали, чего ожидать в новом году.
Девушки собирали несколько разных колец и перстней, клали их в решето, засыпали крупой или зерном и перемешивали, а затем по очереди брали горсть крупы и смотрели, попалось ли в горсть кольцо. Если не попалось, то перемен в судьбе не ожидается. Если кольцо попалось дешевое, медное — выйдешь замуж за бедняка, если серебряное — за простого парня из хорошей семьи, если с камушком — за боярина, золотое — за купца. В случае, когда девушке попадалось ее собственное кольцо или же то, что ей больше всего нравится, ей стоило рассчитывать на исполнение своего желания.
Клали на стол кольцо, кусочек хлеба и крючок, накрывали салфеткой и вынимали — кому что достанется. Кольцо предвещало красивого жениха, хлеб — богатого, а крючок — бедного и сгорбленного, «как крючок».
Загадывали желание и звали из другой комнаты кошку. Если первой появится ее правая лапа — желание сбудется, если левая — нет.
Девушки ходили подглядывать в чужие окна во время ужина: если сидят за столом тихо — родня мужа будет хорошая, если смеются — веселая, если разговаривают громко и приветливо — счастливая, если ругаются — злая. Богатый стол предвещал обеспеченную жизнь, скудный стол — бедную. Особое внимание обращали на мужчину: если он в этот момент пьет — муж будет пьяница, если солит пищу — будет хороший хозяин, хлебосол. Когда видны головы ужинающих, это значит, что родные проживут долго и в добром здравии, если же лиц не видно — ждут их болезни и скорая смерть. Особенно бывало страшно застать самый конец ужина: это предвещало скорую смерть для подглядывающего.
Ходили подслушивать церковное пение: хвалебное предвещало радость, брачное — свадьбу, ну а заупокойное — смерть.
В полной темноте, ночью, девушки шли к заброшенному чулану, амбару или кладовой, смотрели по очереди в замочную скважину и приговаривали: «Черти, черти, не утайте, мне милого покажьте!» Суженый должен был глянуть на девушку из глубины чулана.
Девушки лепили из хлеба, оставшегося после ужина, различные фигурки, клали их за порог и звали собаку, предлагая той угощение. Чью фигуру раньше других собака схватит, той девушке и замуж идти. Если она не притронется ни к одной, всем девушкам придется сидеть дома, а собаке, вероятнее всего, будет много неприятностей...
В новогоднюю ночь писали на бумажках заветные желания, а в полночь при первом ударе часов сжигали их. Если бумажка успеет сгореть до последнего удара — желание сбудется.
Ложась спать, девушка загадывала: «Господи Иисусе, три святителя в избе: один видит, другой скажет, третий судьбу предскажет». Затем закусывала угол подушки, накрывалась одеялом и мысленно продолжала приговаривать, пока не уснет. Во сне ей виделась ее судьба.
Девушка клала под постель своей матери сковородку и сковородник так, чтобы та не знала, и приговаривала: «Сужечый-ряженый, приходи к теще блины есть». Утром девушка расспрашивала мать, что ей приснилось, втайне надеясь, что во сне являлся к матери будущий зять.
Девушка, которая никак не могла дождаться от суженого заветных слов о свадьбе, поступала так: перед его приходом наклонялась надпоротом и шептала заклинание. Через такой заколдованный порог юноша не мог перейти до тех пор, пока долгожданного слова не скажет, а потому останавливался он прямо на пороге и, наконец, решался. Слова заклинания вот каковы: «Не в чистом поле, не на святом угорье, не у ломи-камня, а в своем дому, Ваня, по тебе одному над родимым порогом вздох! Да шатнется под тобой порог!»
Гадать было принято под Рождество, но ни в коем случае — вдень Рождества. Вообще для гадания больше всего подходят три зимних вечера: под Новый год, под Рождество и под Крещение.
* * *
Собравшись за праздничным столом, христиане встречают Рождество Христово. Принято обмениваться подарками (эта традиция пошла от волхвов, которые преподнесли дары Младенцу Иисусу), поздравлять друг друга и загадывать заветные желания. Считается, что в эту священную минуту небо раскрывается навстречу земле и сами силы небесные внемлют просьбам людей: ни одно их желание не останется неисполненным. Разумеется, это касается только добрых желаний.
С благословенным днем Рождества связано множество примет и обычаев. Как и в другие большие православные праздники, в Рождество нельзя заниматься домашними делами. С Рождества до самого Крещения грех охотиться в лесу. В деревнях пастухи с утра «обсевали» избы — разбрасывали горстями овес, приговаривая: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке — ребяток!», или: «Ягнята за лавочкой, телятки у лавочки, а поросятки по всей избе!» Это действие способствовало тому, чтобы в доме всегда был достаток. Следовало обильно посыпать зерном всех членов семьи, а хозяйке нужно было успеть наварить к завтраку большой горшок каши.
На Рождество принято принимать гостей. В старину посиделки, игры, песни, обходы домов продолжались весь период, называемый Святками, который начинается вдень Рождества, 7 января (25 декабря по старому стилю), и заканчивается 18 января (5 января по старому стилю). Святки — значит «святые вечера».
Молодежь собиралась на посиделки, чтобы только веселиться — девушки даже не брали с собой рукоделия, — и развлекалась песнями, гаданиями и играми.
Настали святки. То-то радость!
Гадает ветреная младость,
Которой ничего не жаль,
Перед которой жизни даль
Лежит светла, необозрима;
Гадает старость сквозь очки
У гробовой своей доски,
Все потеряв невозвратимо;
И все равно: надежда им
Лжет детским лепетом своим.
(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)
Ряженые разыгрывали целые представления. Одно из самых популярных называлось «игрой в кузнеца». В дом входил «кузнец» — парень с перемазанным сажей лицом и с большим деревянным молотом в руках, а с ним — «старики» с приклеенными бородами. Сначала «кузнец» предлагал девушкам постарше «перековать» их на молодых, а когда те отказывались — принимался «перековывать» пришедших с ним «стариков». Один из них залезал под накрытую покрывалом лавку, а «кузнец» бил по ней молотом, и в результате вместо «старика» из-под лавки появлялся молодой парень. После того как все «старики» становились молодыми, «кузнец» принимался «ковать» девушкам подарки, а те должны были выкупать их поцелуями, перемазываясь при этом сажей на потеху всей компании. Играли также в «молчанку», в
«фанты» и другие игры. Как правило, все они способствовали психологическому раскрепощению стеснительных молодых людей, которые в процессе игры могли познакомиться с девушками как бы «невзначай». «Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши Святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых... Только в святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь воскресает только на Святки» (Снегирев И. Песни русского народа, 1838).
На протяжении Святок отменяются однодневные посты в среду и пятницу.
Рождество Христово — всенародно любимый праздник. Сейчас, когда к нам вернулись подзабытые на время обычаи предков, мы снова посещаем Рождественские богослужения, отправляем детей колядовать, устраиваем дружеские посиделки за праздничным столом и с неподдельным интересом гадаем на свою судьбу.... В этот праздничный день рассказывайте детям о том, как появился на свет Младенец Христос, полистайте вместе с ними Библию в картинках...
* * *
Ярко звездными лучами
Блещет неба синева...
«Отчего, скажи мне, мама,
Ярче в небе звезд сиянье
В ночь святую Рождества?
Словно елка в горном мире
В эту полночь зажжена,
И алмазными огнями,
И сияньем звезд лучистых
Вся украшена она...»
«Правда, сын мой. В Божьем небе
Ночью нынешней святой
Зажжена для мира елка
И полна даров чудесных
Для семьи она людской.
Посмотри, как ярко звезды
Светят миру там вдали:
Светят в них дары святые —
Для людей благоволенье,
Мир и правда для земли...»
Г. Гейне
* * *
Встаньте и пойдите
В город Вифлеем;
Души усладите
И скажите всем:
«Спас пришел к народу,
Спас явился в мир!
Слава в вышних Богу,
И на земли мир!
Там, где отдыхает
Бессловесна тварь,
В яслях почивает
Всего мира Царь!»
А. Фет
* * *
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.
Ни ушей, ни взоров лишних.
Вот пропели петухи —
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.
Ясли тихо светят взору,
Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.
И над Ним горит высоко
Та звезда далеких стран;
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан.
А. Фет
* * *
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере.
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки.
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то.
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе,
Один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода,
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
Б. Пастернак
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!