О празднике Рождество Христово для школьников

Про Рождество Христово для детей школьного возраста

Рождество Христово называют «матерью всех праздников», и это справедливо: ведь с рождением Иисуса Христа — сына Божьего, Спасителя мира — начинается его земная жизнь, ведущая через страдания и смерть к чудесному Воскресению. Значение этой святой ночи трудно переоценить. От нее берет начало весь ход новой истории и само наше летосчисление.

Уже более двух тысяч лет прошло с тех пор, как в небольшом городке Вифлееме появился на свет Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей. Придя на землю, Он не был встречен почетом. У Него не было ни колыбели, ни даже пристанища — Он родился в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Первыми гостями Богомладенца стали простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом, и волхвы (древние мудрецы), шедшие с дарами Царю Мира с востока. Вифлеемская звезда указала им путь в Иерусалим.

Праздник Рождества был установлен в IV веке римским императором Константином, который принял христианство и специальным указом его узаконил. С тех пор христиане благоговейно относятся к святой ночи Рождества Христова. Дома и храмы заранее украшают еловыми ветками, вечная зелень которых издавна считается символом древа жизни. Во всех храмах, в больших и малых церквах, в рождественскую ночь повсеместно совершаются торжественные богослужения, прославляющие Христа, а главные торжества в России проходят в храме Христа Спасителя в Москве. Праздничная служба начинается в 22.00: звонят колокола, горят все подсвечники и паникадила, читаются главы из Евангелия, повествующие о рождении Младенца Христа. Хор радостно поет славословия, и особенно трогательно звучат в нем детские голоса. Церковные песни, объясняющие смысл праздника, поют и в ночь Рождества, и в последующие дни на протяжении недели.

В праздник Рождества множество паломников-христиан устремляется в те благословенные места, которые навечно связаны с рождением Младенца Иисуса. Они участвуют в торжественном шествии из Иерусалима в Вифлеем (ныне Бейт-Лахм, Иордания), расстояние между которыми составляет 12 км, повторяя завершающий этап трудного пути Девы Марии и Иосифа из Назарета в Вифлеем. Минуя знаменитые Врата Смирения, процессия направляется к Храму Рождества, который построен на том самом месте, где располагался хлев. В этом храме совершается главнейшая, торжественнейшая рождественская служба.

Из всех православных праздников день Рождества — самый «детский», ведь он связан с памятью о пребывании Спасителя нашего во младенческом возрасте. В это время детям уделяется особенное внимание. В день Рождества они находят поделкой подарки, а в период Святок в храмах проводятся детские утренники.

Рождество Христово празднуется соответственно раз и навсегда заведенному порядку, так же как и другие православные праздники. Ему предшествует сорокадневный пост, во время которого христиане больше молятся, читают Закон Божий и воздерживаются от «скоромной» пищи. Канун Рождества — рождественский сочельник. Такое название объясняется тем, что в этот день едят сочиво — постную кашу с овощами. С утра принято убирать в доме, ставить тесто, мыться, а садиться за стол можно только тогда, когда на небе появится первая вечерняя звезда.

Под окнами колядовала молодежь. Вот как об этой веселой забаве сказано у Н.В. Гоголя:

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила; глянули звезды; месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Колядовать у нас называется петь подокнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяин, или хозяйка, или кто останется дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат...

...Толпы парубков и девушек показались с мешками; песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. Чудно блестит месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие только может внушать смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки, а на шалости сам лукавый подталкивает сзади. Шумнее раздавались на улице крики и песни. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю.

Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же умел сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы, вместо колядки, отпускал щедровку и ревел во все горло:

Щедрик, ведрик!

Дайте вареник!

Грудочку кашки!

Кильце ковбаски!

Хохот награждал затейника. Маленькие окна поднимались, и сухощавая рука старухи высовывалась из окошка с колбасою или с куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик; один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась, и еще белее казался свет месяца от блеска снега!»

Колядовщики своими песнопениями желали хозяевам доброго здоровья, богатства, хорошего урожая, хозяйственного благополучия, а те одаривали их в ответ угощением и мелкими деньгами. Вот какие колядки можно было услышать под окнами домов в этот вечер:

На новое вам лето,

На красное вам лето!

Куда конь хвостом —

Туда жито кустом.

Куда коза рогом —

Туда сено стогом.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько елок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек.

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья,

С Новым годом,

Со всем родом!

 

Коляда, коляда,

Ты подай пирога,

Или хлеба ломтину.

Или денег полтину,

Или курочку с хохлом,

Петушка с гребешком!

Отворяйте, хозяева, сундучки,

Вынимайте пятачки!

По копеечке давайте

Колядовщикам!

 

Коляда, мол яда,

Уродилась коляда!

Кто подаст пирога —

Тому двор живота,

Еще мелкой скотинки —

Числа бы вам не знать!

А кто не даст ни копейки —

Завалим лазейки,

Кто не даст лепешки —

Завалим окошки,

Кто не даст пирога —

Сведем корову за рога,

Кто не даст хлеба —

Уведем деда,

Кто не даст ветчины —

Тем расколем чугуны!

Обойдя множество домов и набрав мешок угощений, молодежь собиралась в чьей-либо избе на посиделки: расшалившиеся и нагулявшие аппетит парни и девчата высыпали на стол все, что наколядовали, и устраивали веселую пирушку. Подкрепившись, пели, плясали, вели разговоры. Тут наступало самое время появляться ряженым. Рядиться любили в зверей (традиционно центральной фигурой святочного маскарада являлся медведь) или в нечистую силу, которая врывалась в избу с криками и воплями, а вскоре выпроваживалась на мороз, посрамленная. Эта игра имела символическое значение: перед великим праздником Рождества необходимо очистить жилище от злых духов.

Под Рождество девушки гадали на свою судьбу. Бывало, гадали и юноши. Это время «перезимья» было для молодежи веселым и беззаботным: осенние полевые работы оставались позади, а пора прясть и ткать еще не наступала. Из глубины веков дошло до нас множество способов гадания.

Девушки, конечно же, гадали на суженого. Один из самых распространенных способов — «сеять снег». Девушки набирали его в подол и кружились, рассеивая во все стороны:

Сею-вею снежок,

Ожидаю, дружок!

Приходи, дружок,

Сюда на снежок!

Сею-вею красу

На девичью косу.

Снежок, рассыпайся,

Коса, заплетайся!

Косу заплету,

Надвое заплету,

Круг головки обовью!

Затем приговаривали: суженый богатый, ступи сапогом; суженый бедный — лаптем!

На следующий день рассматривали следы и по ним судили о женихе.

Собравшись в тесный кружок, желающие испытать свою судьбу складывали в блюдо колечки, сережки, запонки и т. п. — по одной вещице с каждого, затем накрывали его салфеткой, встряхивали и начинали петь так называемые подблюдные песни. Каждая из этих песен имела свое значение: одна предвещала скорую свадьбу, другая — болезнь, а то и смерть. После того как песня была пропета, водящий наугад вынимал первую попавшуюся вещицу; владелец ее по песне определял свою судьбу. Гадание традиционно начиналось с хвалебной песни хлебу:

Уж мы песни поем,

Хлебу честь воздаем!

Хлебу белому долог век,

Жнеям нашим более всех!

Жнеи наши не стареют,

Золотые их серпы не тупеют.

Кому мы спели — тому добро,

Кому вынется, тому сбудется,

Скоро сбудется, не минуется!

Большинство подблюдных песен пророчило здоровье, счастье и благополучие, но были среди них и такие, каких впечатлительным особам лучше и не слышать.

❄ На печи дежа высоко взошла.

Кому мы спели, тому добро.

Кому вынется, тому сбудется! (К благополучию)

 

❄ Летит соловей через житенку,

Несет соловей жита горсточку.

Ладо, ладу!

Кому мы поем, тому честь воздаем. (К счастью)

 

❄ За рекой мужики живут богатые, слава!

Гребут жемчуг лопатами, слава!

Кому песню поем, тому добро, слава!

Тому жить богато и хорошо, слава! (К богатству )

 

❄ Греблась, греблась курочка

У царя подокном, илею!

Да еще выгребла курочка

Жемчужинку с перстеньком, илею!

Выпойся, выпойся, песенка,

Да на счастливого, илею! (К богатству)

 

❄ Как на золотом гумешке три ворошка, илею!

Да что из первого ворошка — хлеб пекчи, илею!

Да из второго-то ворошка — кашу варить, илею!

Да из третьего ворошка — кисель варить, илею!

Пойся, пойся, песенка, да все на счастливого, илею! (К богатству)

 

❄ Мышь пищит, сто рублей тащит.

Диво ули уляду!

Кому спели, тому добро! (К деньгам)

 

❄ Рылся кочеток на завалинке,

Вырыл кочеток жемчужинку.

Кому спели, тому добро! (К богатству)

 

❄ Скачет груздочек по ельничку,

Ищет груздочек беляночку;

Не груздочек скачет — боярский сын,

Не беляночку ищет — боярыню.

Кому спели — тому доброе слово,

Кому вынется, тому скоро сбудется.

Скоро сбудется, не минуется! (К свадьбе)

 

❄ Кот кошурку звал спать в печурку:

«В печурке спать тепло, хорошо!»

Диво ули уляду!

Кому спели, тому добро! (К свадьбе)

 

❄ Ласточка, касаточка.

Слава, ой ладо мое!

Не вей гнезда в высоком терему,

Ведь не жить тебе здесь и не летывать.

А вей гнездо у Ивана в саду,

Ведь жить тебе здесь и летывать.

Да кому мы спели, тому добро!

Кому вынется, тому сбудется,

Не минуется.

Слава, ой ладо мое! (К замужеству)

 

❄ Курочка ряба по проулочку брела.

Петушок не слеп — за ней вослед.

Диво ли ладу!

Кому спели — тому добро! (К замужеству)

 

❄ Сей, матушка, мучицу, пеки пироги, слава!

К тебе будут гости, ко мне женихи, слава!

К тебе в лаптях, ко мне в санях, слава! (К свадьбе)

 

❄ Сидит волчище да на пунчище,

Слава! Ой, ладо мое!

Откинул хвост на двенадцать верст,

Слава! Ой, ладо мое!

Кому вынется, правда сбудется.

Слава! Ой, ладо мое!

— Ребята, чье кольцо?

— Мое.

— Тебе нонешним годом жениться,

В золотой венец обрядиться! (К женитьбе)

 

❄ Идет кузнец из кузницы, слава!

Несет кузнец три молота, слава!

«Кузнец, кузнец! Ты скуй мне венец! Слава!

Из остаточков золот перстень, слава!

Из обрезочков булавочку, слава!

Мне в том венце венчатися, слава!

Мне тем перстнем обручатися, слава!

Мне тою булавкою убрус притыкать, слава!»

Да кому мы пропели, тому добро! Слава!   (К замужеству)

 

❄ На дубчике два голубчика

Целуются, милуются.

То диво, то слава!

Кому выльется,

Тому сбудется,

Тому сбудется, не минуется. (К свадьбе)

 

❄ Медведь-пыхтун, слава!

По реке плывет, слава!

Кому пыхнет во двор, слава!

Тому зять в терем, слава!

Кому мы спели, тому добро, слава!

Кому вынется, тому сбудется, слава!

Скоро сбудется, не минуется, слава! (К свадьбе)

 

❄ Вился клен с березою — не развился.

Ладу, ладу!

Кому выйдется, правда сбудется,

Тому добро! (К свадьбе)

 

❄ На загнетке сижу, долги нитки вожу.

Еще посижу, еще повожу.   (Сидеть в девках еще год)

 

❄ Сидит курочка в печурочке,

Ей год годовать и горе горевать.

Ай, диво млада!

Кому песню поем,

Тому добро,

Тому сбудется, не забудется.

Ай, диво млада! (Сидеть в девках)

 

❄ Ползет жучок по завалинке.

Ой, люли!

Несет лычко в мочалинке.

Ой, люли!

Кому сбудется, тому и справится.

Ой, люли!

А чей перстенек — того и песенка.

Ой, люли! (К бедности)

 

❄ Ходит старушка посереде,

На ней сарафан весь истрескался,

Изверескался.

Илею, илею!

Кому мы песню поем,

Тому сбудется,

Тому сбудется,

Не минуется.

Идею, млею! (К бедности)

 

❄ Прибежал боровок

Белорыл, белоног,

Подрыл конопляный ровок.

Диво!

Кому эта песенка

Да достанется,

Тому вынется,

Скоро сбудется.

Диво! (К бедности)

 

❄ Золотая парча развевается,

Кто-то в дорогу собирается.

Илия!

Кому мы спели, тому добро,

Кому вынется, тому сбудется

Илия! (К дороге)

 

❄ Стоят саночки-самокаточки

Снаряженные.

На них подушечки

Раскладены.

Они к лесу стоят,

Покатиться хотят.

Диво!

Кому песню поем,

Тому с добром,

Тому сбудется,

Не минуется.

Диво! (К дороге)

 

❄ Лодочка от одного берега отстала,

А ко другому не пристала. Диво!

Кому вынется колечко —

Несчастливо то сердечко. Диво! (К разлуке)

 

❄ Стоят санки у лесенки,

Хотят санки уехати.

Ладу, ладу!

Кому мы поем,

Тому честь воздаем! (К дороге, к разлуке)

 

❄ Заинька-ковыляинька,

Слава те!

Ковылять тебе на чужу сторону.

Слава те!

Кому кольцо вынется,

Тому сбудется, не минуется. (Мужчине — к дороге, женщине — к замужеству на чужую сторону)

 

❄ Сидела я у окошечка,

Ждала себе милого.

Не могла дождатися,

Спать ложилася.

Утром встала — спохватилася,

Гляжу на себя — вдова.

Кому мы поем,

Тому добро будет,

Тому сбудется,

Не минуется.

Идет смерть по улице,

Несет блин на блюде.

Кому кольцо вынется,

Тому сбудется,

Скоро сбудется,

Не минуется. (К смерти)

 

❄ Стоит корыто, другим накрыто.

Диво уди уд яду!

Кому спеди, тому добро! (К смерти)

С зеркалами девушки гадали вечером на чердаке, с распущенными волосами, в окружении самых близких подруг, без поясов. Снятие пояса символизировало готовность вступить в общение с нечистой силой, ведь пояс издревле считался оберегом, аналогом защитного круга. Самые смелые снимали с себя и кресты. Место для гаданий тоже выбиралось не случайно: на чердаках и в банях, как известно, нет икон. Из помещения удаляли всех посторонних, включая домашних животных — птиц, кошек. Два зеркала устанавливали одно против другого и освещали их с двух сторон свечами. Девушка смотрела поверх одного зеркала в глубину другого и видела длинный коридор, освещенный огнями, уходящий вдаль и постепенно темнеющий. Она говорила: «Суженый-ряженый! Приди ко мне ужинать!» Ее подруги не должны были смотреть в зеркало и разговаривать. Девушка долго или коротко пристально смотрела в конец представившегося коридора, и в зеркале появлялся суженый... Рассмотрев его, она говорила: «Чур меня!» Считалось, что если этого не сказать, суженый может выйти из зеркала, и тогда произойдет несчастье (вероятнее всего, сильнейшее нервное потрясение...).

Ставили на стол зеркало, перед ним — свечу, девушка садилась за стол и звала: «Суженый-ряженый, приди ко мне ужинать!» Вскоре зеркало начинало темнеть, свеча — коптить. В этот момент девушка должна была быстро протереть зеркало полотенцем и снова посмотреть в него: ее суженый будет смотреть на нее из-за плеча. Полюбовавшись женихом, девушка говорила: «Чур меня!», и видение исчезало. Привидеться, разумеется, могло что угодно. В мире нечистой силы, в котором все вывернуто наизнанку, свадьба представлялась похоронами, а жених являлся в образе черта или мертвеца. Сама атмосфера Святок располагала к ожиданию чего-то пугающего, фантастического. «Почти на протяжении всех Святок девушки живут напряженной, нервной жизнью. Воображение рисует им всевозможные ужасы, в каждом темном углу им чудится присутствие неведомой, страшной силы, в каждой пустой избе слышится топот и возня чертей, которые до самого Крещения свободно расхаживают по земле и пугают православный люд» (Максимов С. В. Собрание сочинений, 1912).

Девушка становилась перед зеркалом так, чтобы видеть в нем месяц, и пристально смотрела на него. Через некоторое время ей начинало казаться, что месяцев на небе стало несколько. Здесь ей нужно было не растеряться и быстренько сосчитать, сколько их. В доме будущего мужа будет именно столько родственников...

Молодежь ходила под окна домов подслушивать чужие разговоры. В зависимости от того, о чем в доме говорили, каким тоном, кто участвовал в беседе, делали заключение о своей судьбе.

Девушки выходили на улицу и спрашивали первого встречного мужчину, как его зовут. Такое же имя будет и у жениха той девушки, на которую загадали. Если спросить женщину — можно узнать имя свекрови.

Бросали валенок за ворота и смотрели, в какую сторону он носком ляжет. Куда укажет, туда и замуж идти. Ну, а если на свои же ворота показывает — год еще дома сидеть.

Девушка брала венок, ломоть хлеба и кусок дерева, складывала эти вещи в пустой горшок, накрывала полотенцем, а затем вынимала первую попавшуюся вещь, которая и указывала ее судьбу: венок — к свадьбе, хлеб — к девичеству еще на год, дерево — к смерти.

Ложась спать, девушка клала под подушку гребень и загадывала: «Суженый-ряженый, приди ко мне мою косу расчесать». Суженый должен был присниться в эту же ночь. Гадание «на сон» считалось наиболее опасным: снявшая с себя крест девушка становилась совершенно беззащитной перед нечистой силой, которая во сне бесчинствовала, разумеется, куда более безобразно, чем наяву. Могло произойти и такое: «Вот я стала ложиться спать, положила гребенку под головушку и сказала: «Суженый- ряженый, приди ко мне мою косу расчесать». Сказавши так-то, взяла я и легла спать, как водится, не крестясь, не помолившись Богу». Ночью пришел черт и вырвал гадающей полкосы. Девушка подняла крик, проснулись родители, отец взял кнут, лупцует да приговаривает: «Не загадывай, каких не надо, загадок, не призывай чертей!» (Максимов С. В. Собрание сочинений, 1912)

Вывешивали из окошка белое полотенце, а на ночь зазывали суженого: «Суженый-ряженый, приди и утрись!». Если утором полотенце оказывалось мокрым — значит, скоро свадьба, а если сухим — год еще в девушках сидеть.

Девушки выходили на улицу и зазывали:

Залай, собаченька, залай, серый волчок!

Или так:

Снежок, снежок,

Укажи, где женишок!

Знать, в какой сторонке собака залает —

Там мой суженый ожидает!

Откуда собака отзовется — туда и замуж идти. Чем ближе лай — тем ближе к дому родному жить.

Лили расплавленный воск вводу и рассматривали причудливые фигуры, которые толковали по-разному в зависимости от фантазии: младенец — к прибавлению в семействе, кольцо — к свадьбе, гроб — к смерти и т. д.

Комкали большой лист бумаги, сжигали его и рассматривали тень, отбрасываемую на стену кучкой пепла, поворачивая ее на блюде и так, и эдак. Контуры тени подсказывали, чего ожидать в новом году.

Девушки собирали несколько разных колец и перстней, клали их в решето, засыпали крупой или зерном и перемешивали, а затем по очереди брали горсть крупы и смотрели, попалось ли в горсть кольцо. Если не попалось, то перемен в судьбе не ожидается. Если кольцо попалось дешевое, медное — выйдешь замуж за бедняка, если серебряное — за простого парня из хорошей семьи, если с камушком — за боярина, золотое — за купца. В случае, когда девушке попадалось ее собственное кольцо или же то, что ей больше всего нравится, ей стоило рассчитывать на исполнение своего желания.

Клали на стол кольцо, кусочек хлеба и крючок, накрывали салфеткой и вынимали — кому что достанется. Кольцо предвещало красивого жениха, хлеб — богатого, а крючок — бедного и сгорбленного, «как крючок».

Загадывали желание и звали из другой комнаты кошку. Если первой появится ее правая лапа — желание сбудется, если левая — нет.

Девушки ходили подглядывать в чужие окна во время ужина: если сидят за столом тихо — родня мужа будет хорошая, если смеются — веселая, если разговаривают громко и приветливо — счастливая, если ругаются — злая. Богатый стол предвещал обеспеченную жизнь, скудный стол — бедную. Особое внимание обращали на мужчину: если он в этот момент пьет — муж будет пьяница, если солит пищу — будет хороший хозяин, хлебосол. Когда видны головы ужинающих, это значит, что родные проживут долго и в добром здравии, если же лиц не видно — ждут их болезни и скорая смерть. Особенно бывало страшно застать самый конец ужина: это предвещало скорую смерть для подглядывающего.

Ходили подслушивать церковное пение: хвалебное предвещало радость, брачное — свадьбу, ну а заупокойное — смерть.

В полной темноте, ночью, девушки шли к заброшенному чулану, амбару или кладовой, смотрели по очереди в замочную скважину и приговаривали: «Черти, черти, не утайте, мне милого покажьте!» Суженый должен был глянуть на девушку из глубины чулана.

Девушки лепили из хлеба, оставшегося после ужина, различные фигурки, клали их за порог и звали собаку, предлагая той угощение. Чью фигуру раньше других собака схватит, той девушке и замуж идти. Если она не притронется ни к одной, всем девушкам придется сидеть дома, а собаке, вероятнее всего, будет много неприятностей...

В новогоднюю ночь писали на бумажках заветные желания, а в полночь при первом ударе часов сжигали их. Если бумажка успеет сгореть до последнего удара — желание сбудется.

Ложась спать, девушка загадывала: «Господи Иисусе, три святителя в избе: один видит, другой скажет, третий судьбу предскажет». Затем закусывала угол подушки, накрывалась одеялом и мысленно продолжала приговаривать, пока не уснет. Во сне ей виделась ее судьба.

Девушка клала под постель своей матери сковородку и сковородник так, чтобы та не знала, и приговаривала: «Сужечый-ряженый, приходи к теще блины есть». Утром девушка расспрашивала мать, что ей приснилось, втайне надеясь, что во сне являлся к матери будущий зять.

Девушка, которая никак не могла дождаться от суженого заветных слов о свадьбе, поступала так: перед его приходом наклонялась надпоротом и шептала заклинание. Через такой заколдованный порог юноша не мог перейти до тех пор, пока долгожданного слова не скажет, а потому останавливался он прямо на пороге и, наконец, решался. Слова заклинания вот каковы: «Не в чистом поле, не на святом угорье, не у ломи-камня, а в своем дому, Ваня, по тебе одному над родимым порогом вздох! Да шатнется под тобой порог!»

Гадать было принято под Рождество, но ни в коем случае — вдень Рождества. Вообще для гадания больше всего подходят три зимних вечера: под Новый год, под Рождество и под Крещение.

* * *

Собравшись за праздничным столом, христиане встречают Рождество Христово. Принято обмениваться подарками (эта традиция пошла от волхвов, которые преподнесли дары Младенцу Иисусу), поздравлять друг друга и загадывать заветные желания. Считается, что в эту священную минуту небо раскрывается навстречу земле и сами силы небесные внемлют просьбам людей: ни одно их желание не останется неисполненным. Разумеется, это касается только добрых желаний.

С благословенным днем Рождества связано множество примет и обычаев. Как и в другие большие православные праздники, в Рождество нельзя заниматься домашними делами. С Рождества до самого Крещения грех охотиться в лесу. В деревнях пастухи с утра «обсевали» избы — разбрасывали горстями овес, приговаривая: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке — ребяток!», или: «Ягнята за лавочкой, телятки у лавочки, а поросятки по всей избе!» Это действие способствовало тому, чтобы в доме всегда был достаток. Следовало обильно посыпать зерном всех членов семьи, а хозяйке нужно было успеть наварить к завтраку большой горшок каши.

На Рождество принято принимать гостей. В старину посиделки, игры, песни, обходы домов продолжались весь период, называемый Святками, который начинается вдень Рождества, 7 января (25 декабря по старому стилю), и заканчивается 18 января (5 января по старому стилю). Святки — значит «святые вечера».

Молодежь собиралась на посиделки, чтобы только веселиться — девушки даже не брали с собой рукоделия, — и развлекалась песнями, гаданиями и играми.

Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Все потеряв невозвратимо;

И все равно: надежда им

Лжет детским лепетом своим.

(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)

Ряженые разыгрывали целые представления. Одно из самых популярных называлось «игрой в кузнеца». В дом входил «кузнец» — парень с перемазанным сажей лицом и с большим деревянным молотом в руках, а с ним — «старики» с приклеенными бородами. Сначала «кузнец» предлагал девушкам постарше «перековать» их на молодых, а когда те отказывались — принимался «перековывать» пришедших с ним «стариков». Один из них залезал под накрытую покрывалом лавку, а «кузнец» бил по ней молотом, и в результате вместо «старика» из-под лавки появлялся молодой парень. После того как все «старики» становились молодыми, «кузнец» принимался «ковать» девушкам подарки, а те должны были выкупать их поцелуями, перемазываясь при этом сажей на потеху всей компании. Играли также в «молчанку», в

«фанты» и другие игры. Как правило, все они способствовали психологическому раскрепощению стеснительных молодых людей, которые в процессе игры могли познакомиться с девушками как бы «невзначай». «Всматриваясь в святочные обычаи, мы всюду видим, что наши Святки созданы для русских дев. В посиделках, гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению суженых... Только в святочные дни юноши и девы сидят запросто рука об руку; суженые явно гадают при своих суженых, старики весело рассказывают про старину и с молодыми сами молодеют; старушки грустно вспоминают о житье девичьем и с радостью подсказывают девушкам песни и загадки. Наша старая Русь воскресает только на Святки» (Снегирев И. Песни русского народа, 1838).

На протяжении Святок отменяются однодневные посты в среду и пятницу.

Рождество Христово — всенародно любимый праздник. Сейчас, когда к нам вернулись подзабытые на время обычаи предков, мы снова посещаем Рождественские богослужения, отправляем детей колядовать, устраиваем дружеские посиделки за праздничным столом и с неподдельным интересом гадаем на свою судьбу.... В этот праздничный день рассказывайте детям о том, как появился на свет Младенец Христос, полистайте вместе с ними Библию в картинках...

* * *

Ярко звездными лучами

Блещет неба синева...

«Отчего, скажи мне, мама,

Ярче в небе звезд сиянье

В ночь святую Рождества?

Словно елка в горном мире

В эту полночь зажжена,

И алмазными огнями,

И сияньем звезд лучистых

Вся украшена она...»

«Правда, сын мой. В Божьем небе

Ночью нынешней святой

Зажжена для мира елка

И полна даров чудесных

Для семьи она людской.

Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там вдали:

Светят в них дары святые —

Для людей благоволенье,

Мир и правда для земли...»

Г. Гейне

* * *

Встаньте и пойдите

В город Вифлеем;

Души усладите

И скажите всем:

«Спас пришел к народу,

Спас явился в мир!

Слава в вышних Богу,

И на земли мир!

Там, где отдыхает

Бессловесна тварь,

В яслях почивает

Всего мира Царь!»

А. Фет

* * *

Ночь тиха. По тверди зыбкой

Звезды южные дрожат.

Очи матери с улыбкой

В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних.

Вот пропели петухи —

И за ангелами в вышних

Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,

Озарен Марии лик.

Звездный хор к иному хору

Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко

Та звезда далеких стран;

С ней несут цари востока

Злато, смирну и ливан.

А. Фет

* * *

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было Младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере.

Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи.

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки.

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то.

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе,

Один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода,

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

Б. Пастернак

Похожие статьи:

Сценарий на Рождество Христово для детей

Сценарий рождественской сказки для детей воскресной школы

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2024 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна