Ролевые игры для детей. Значение ролевых игр для детей

Ролевые игры для детей. Значение ролевых игр для детей

Ролевые игры важны для ребенка, прежде всего тем, что в ходе игры ребенок примеряет на себя те или иные социальные роли. Проигрывание ролей помогает ребенку расширить его представления о мире вокруг него. И, что немаловажно, формирует у него необходимые для жизни в обществе умения. Участвуя в игре, дети, начиная уже с шести лет, группируются по признакам пола.

Мальчики играют в «мужские» игры, а девочки в «женские». Мальчики любят игры, в которых они могут показать свою ловкость, смелость, силу. Девочки, как правило, играют в больницу, школу, семью. Игра определяет характер половой идентификации.

Именно в игре ребенок впервые знакомится с ролями женщины, мужчины, матери, отца. От того, насколько верно будут поставлены акценты в таких играх, во многом зависит и то, какими мужчинами и женщинами вырастут дети. Как они будут строить семью, научатся ли правильно устанавливать взаимоотношения, необходимые для гармоничной жизни.

Игра является некой проекцией будущей жизни ребенка. Притязания ребенка в игре играют определяющую роль в развитии качеств личности. Ведь в игре дети вырабатывают способы общения друг с другом. Их притязания связаны с теми качествами, которые уже развиты. Но практика показывает, что желание быть лидером, заводилой в игре связано с уверенностью ребенка в успехе. Если у него уже есть опыт конкретной игры и у него все получалось, то в новых обстоятельствах он будет стремиться быть первым. Уверенность в том, что все участники игры примут первенство претендующего ребенка, подкрепляется, как правило, наличием у него каких-либо подкрепляющих его значимость вещей, необходимых для игры. Это может быть мяч или скакалка, или набор кукольной посуды, машинок и пр. Значимым для участников игры может быть и тот факт, что в игре принимает участие взрослый, являющийся мамой или папой или бабушкой конкретного ребенка. Это обстоятельство усиливает его притязание на лидерство независимо от желания детей видеть его таковым.

Следует отметить, что уже из группы шестилетних детей выделяются те дети, которые могут лидировать в организации ролевых игр. Это активные дети, претендующие на главные роли и умеющие так организовать игру, что их действия дают им некоторое право быть «героями». Как правило, они помнят все детали игры, все правила и знают все роли. Это дает им возможность подсказывать тем детям, которые неуверенны в себе, или забыли свои роли, как именно им вести себя в заданных условиях.

Вообще социальные позиции, которые занимают дети, весьма разнообразны. В игровой группе могут быть лидеры с положительной направленностью, которые стремятся к правильной организации игр, погашению конфликтов, если они разгораются в ходе борьбы за роли. Есть лидеры с отрицательной направленностью. Они агрессивны, драчливы и смелы. Слабые дети, входящие в группу, их боятся и уступают первенство, не оспаривая его. Но в каждой группе есть такие дети, которых сверстни­ки отвергают. Причин для отвержения может быть много. К примеру, неопрятный вид или заикание ребенка. А может быть у него слабо развита память и он все время забывает правила игры, действует медленно и тормозит игру. Такое участие, как правило, вызывает раздражение участников игры и отторжение медлительного и забывчивого ребенка.

У ребенка чрезвычайно развита потребность в общении со сверстниками. Именно в игровой деятельности у него появляется реальная возможность применять на практике полученные и усвоенные им нормы и правила общежития. Игра учит находить нужные способы поведения, проявлять доброжелательность и толерантность. Для ребенка, вступившего в игру, очень важны правила. Дети внимательно следят за их исполнением, тщательно перепроверяют роли и исполне­ние их остальными детьми. Создается впечатление постоянного и тотального контроля всех за всеми. Выполнение правил, предусмотренных игрой, влияют на формирование у детей элементов самоконтроля. Если ребенок не ис­полняет правило, детское сообщество сурово наказывает его вплоть до изгнания из игры. Это очень болезненное явление, поэтому очень важно научить ребенка выполнять правила, соответствующие выбранной роли.

Интерес, который дети проявляют к игре, настолько велик, что в ее ходе они могут выполнить действия, непривлекательные для детей в иных, неигровых условиях. В игре важно то, что ребенок, играющий роль глубоко переживает игровые действия персонажа. Если персонаж взрослый, то играющий ребенок знакомится с чувствами, присущими взрослому миру, что помогает ему в некотором роде расширить уже существующие понятия о нем.

Похожие статьи:

Правила организации игровой деятельности ребенка

Развивающие игры для детей от 6 до 11 лет

Ролевые игры для детей от 2 до 4 лет

Подвижные игры для детей от 6 до 11 лет

Характеристика дошкольного возраста ребенка. Развитие и воспитание ребенка дошкольного возраста

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2024 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна