Принципы воспитания ребенка старшего дошкольного возраста. Проблемы детей дошкольного возраста
Учиться видеть прекрасное
Для того чтобы со временем стать ценителем прекрасного, ребенок должен в первую очередь научиться видеть это прекрасное. И это уже ваша забота - научить. Прочитайте ребенку отрывок из книги, который пришелся вам по душе, укажите на волнующий вас пассаж в музыкальном произведении, отведите в художественный музей и попробуйте на лучших образцах живописи объяснить, что такое настроение в изобразительном искусстве.
Так постепенно вы привьете ребенку культуру восприятия прекрасного. Если ваш ребенок научится видеть прекрасное, он со временем все (быт, свои проблемы, удачи и неудачи и т. д.) будет пропускать через это прекрасное, как через фильтр. И за такого человека, за его внутреннее лицо вы можете быть спокойны. Все постигается в сравнении. Если вы поднимете планку прекрасного (с чем принято сравнивать свои будни) высоко, это впоследствии оградит вашего ребенка от многих бед и сделает его очень интересным для других людей.
Естественно, что большее впечатление на детей оказывают те художественные произведения, которые им понятны. Вы подошли к картине «Неравный брак» и тихо восторгаетесь ею, а ребенок стоит рядом и через силу подавляет зевок: ну, картина и картина - что из того?.. А вы сопроводите просмотр хоть маленьким рассказом о бедной девушке, вынужденной выходить замуж за богатого старика; и там в толпе позади невесты стоит молодой человек, которого несчастная невеста любит и который сам любит эту девушку; и какое мучение, какая трагедия для обоих эта свадьба; а рядом с этим молодым человеком... художник изобразил себя.
Будьте уверены: после такого рассказа ребенок запомнит картину на всю жизнь и сохранит к ней трепетное отношение.
Общение с живой природой
Имеет большое и непреходящее воспитательное значение общение ребенка с живой природой. Как все разумно и оригинально и гармонично устроено в ней! Вот с кого нужно брать пример - с природы!.. Выезжайте на пикники, а также за ягодами и грибами, за лекарственными растениями, займитесь изготовлением образцов для гербария, ходите в туристические походы... Дети очень любят посиделки у костра. Истории, рассказанные в это время (вы, конечно, заготовите истории с моралью), ребенок с удовольствием берет в свой багаж.
Небольшой уголок живой природы вы можете устроить у себя дома. Собрать на подоконниках в красивых горшках разнообразные растения. Ухаживая за растениями (или животными), всякий человек невольно как бы очищается - становится лучше и добрее. И ваш ребенок не исключение.
Интерес исследователя
Увлеките ребенка интересом ученого-исследователя: что будет, если насыпать в горшок земли и поливать ее? Что вырастет?.. Ваш ребенок наверняка заинтересуется и будет регулярно поливать землю в горшке. Разумеется, усилия его не пропадут даром, и в горшке взрастут всевозможные сорняки. Но и это будет радость для ребенка. А если вы в свое время незаметно подбросите в горшок семечко какого-нибудь красивого цветка (например, пурпурной глоксинии), то устроите настоящий сюрприз для ребенка. Можете даже придумать какую-нибудь сказку про волшебный цветок. Ребенок высоко оценит это.
Ребенок хочет поделиться...
Потребляя информацию, регулярно с вашей подачи впечатляясь, ребенок как бы наполняется, у него возникает необходимость поделиться с кем-нибудь своими впечатлениями. И он стремится к своим друзьям и передает им все то прекрасное, что получил от вас, - передает, понятно, насколько способен передать. Этот момент очень важен, как и всякий момент, в который ребенок проявляет активность.
Если ребенок справляется...
Если ребенок занят каким-то важным для него делом (позволим себе напомнить, что даже игра для ребенка - важное дело, поскольку во время игры он развивается), то маме не рекомендуется в это дело по поводу и без повода вмешиваться; ей не нужно быть навязчивой, не нужно стремиться непременно управлять. Такое стремление со стороны родителей подавляет инициативу ребенка, делает его неуверенным, и впоследствии формируется личность несамостоятельная, ищущая поддержки (мамы, друга, начальника и т. д.) в любом деле, принимающая с оглядкой любое решение. Если ребенок справляется сам со своими играми, трудностями, то ему не следует помогать; в преодолении препятствий закаляется характер, обретаются навыки. Только в том случае, когда ребенок сам попросит помощи, эту помощь можно оказать, — но не во всей полноте. Для ребенка будет больше пользы, если мама не сделает за него его дело, а объединит с его усилиями свои усилия, если с проблемой они справятся сообща... Никогда не повредит и поинтересоваться мнением ребенка. Практика показывает, что его мнение может быть весьма оригинальным. И, конечно же, ребенку очень польстит, если мама спросит у него совета и сообразно с этим советом поступит.
Что делать если ребенок ворует? Увы, случается воровство
Пока вы воспитаете в своем ребенке совершенную личность, много воды утечет, и споткнетесь вы и остановитесь не на одном пороге. Возможно, столкнетесь и с мелким воровством - увы, ваш любимец не святой и на своем тернистом пути попробует всего. Ваша задача - вовремя обратить внимание на незнакомую игрушку, вдруг появившуюся в доме, или на авторучку, которую ребенок принес из школы (и вы уверены, что не покупали ему такую), и выяснить (мягко) происхождение этих вещей. Ребенок вряд ли признается, что своровал; скорее скажет, что нашел, что подарили. А вы и не тяните из него признание, вам это не нужно; вам, опытному человеку, и без признаний все понятно, — ведь вы когда-то и сами прошли по этим ступенькам. Лучше расскажите ребенку какую-нибудь, сочиненную вами на ходу, притчу про некоего несуществующего мальчика, который пристрастился к воровству и что из этого вышло... Не указывайте на своего ребенка пальцем, не называйте его вором, в противном случае очень сильно травмируете его (а некоторые психологи считают, что и закодируете на воровство); он ведь догадывается, что поступил некрасиво.
Попробуйте объяснить ребенку известную истину: поступать с людьми надо так, как если бы ты хотел, чтобы с тобой поступали... Ты же не хочешь, чтобы у тебя «вдруг пропала» любимая игрушка»!.. Ты же не хочешь, чтобы тебя обозвали обидным словом, тем более не имея на то никаких оснований.
Игрушки в школе
Не позволяйте ребенку носить игрушки в школу. Игрушки в школе - очень распространенное явление. Ребенку трудно бывает расстаться с любимой игрушкой (особенно если вы купили ее недавно), очень хочется также этой игрушкой похвастать в классе. Есть и еще любопытный момент: ребенку трудно бывает вставать рано, когда сон так сладок, ребенок чувствует некую незащищенность, ему хочется опоры; и такую опору он видит в игрушке - она как бы поддерживает его.
Но игрушка в школе - лишняя вещь. На перемене ребенку не до игрушки: организм просит движения, и дети бегают и прыгают до седьмого пота. А вот когда начинается урок, они тихонько достают из-под парты игрушку... Уж тут не до новых знаний!..
Дети меняются игрушками
Если вы обнаруживаете у ребенка в портфеле или дома на столе незнакомую игрушку или какой-нибудь иной предмет, это еще не значит, что игрушка или тот предмет непременно украдены. Вы должны помнить, что дети любят меняться и иногда на переменках в школе или во дворе дома на прогулке устраивают настоящие торги с большим числом участников и с большим количеством меняемых и вымениваемых предметов.
В ход здесь, помимо игрушек, могут идти предметы самые неожиданные: винтики и радиодетали, обломки часового механизма и наклейки от жевательных резинок, гладкий камешек с берега моря и кусочек свинца, брошки и заколки для волос...
Ничего предосудительного в таких обменах нет. Пожалуй, такие обмены можно даже приветствовать, поскольку они учат ребенка ориентироваться в мире ценностей (пока не очень высоких), учат умению сказать «да» или «нет». Но на всякий случай вы должны держать их на контроле: чтобы вашего малыша кто-нибудь слишком сильно не «нагрел».
Маленький симулянт
Приходит время, и ребенок, устав от школы и школьных впечатлений, может начать хитрить и выдумывать несуществующие болезни или симулировать ему известные. Он может пожаловаться, например, что у него болит голова или живот. В этом случае проверить правдивость не представляется возможным... Что ж, назначьте ребенку постельный режим. В любом случае вы не ошибетесь. Если ребенок действительно чувствует недомогание, постельный режим ему будет во благо; если же ребенок лукавит, тот же самый постельный режим будет ему в наказание.
Ребенок прибегает к помощи обмана
В этом возрасте ребенок иногда прибегает к помощи лжи. Но именно - «прибегает к помощи», поскольку ложь в шесть-семь лет не столько средство добиться каких-то благ, сколько способ самозащиты. С помощью лжи (неумелой и часто слишком очевидной) ребенок старается скрыть некоторые свои школьные «успехи».
Не следует наказывать ребенка за обман. Не рекомендуется публично выводить юного обманщика на чистую воду и этим унижать его. Ложь в этом возрасте достойна укоризны. Переговорите с ребенком наедине, объясните, что тайное непременно становится явным.
Нет комментариев. Ваш будет первым!