Как бороться с агрессией ребенка
Детская агрессия. Причины и пути её устранения
Девочку уговаривают идти в детский сад.
Она категорически отказывается:
— Нет! Не пойду! Там все дерутся!
— Так уж и все? Наверняка есть кто-то, кто не дерется.
— Точно. Есть!
— Ну вот видишь! И кто ?
— Татьяна Александровна — наша воспитательница.
Однажды наша двухлетняя Танюшка пришла из детского сада с ссадиной над правой бровью. Присмотревшись, мы увидели, что это след от укуса. Человеческого укуса. Как выяснилось позже, Таню укусил ее одногруппник — малыши не смогли поделить игрушку.
С чьей-то легкой руки (а может, и не очень легкой) этого ребенка можно было бы занести в разряд «маленьких монстров», а по-научному, агрессивных детей. Конечно, мне как маме очень неприятно созерцать такие отметины на лице любимой дочери. Однако как психолог я понимаю, что нельзя раздувать конфликт, не выяснив до конца все обстоятельства сложившейся ситуации, ведь в другой раз вполне вероятно, что в роли кусающего может оказаться и сама Танюшка. Возраст у них сейчас такой! Вот и попробуем разобраться, почему маленькие дети кусаются, каковы причины детской агрессии; кого можно занести в разряд агрессивных детей, а главное, как с этим бороться.
В любом детском коллективе может появиться ребенок, который нападает на других детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, грубо разговаривает. Он часто теряет контроль над собой, раздражается, спорит, ругается со взрослыми, абсолютно не слушается. Нередко он специально злит окружающих людей. Это — «гроза» всего детского коллектива, источник огорчений воспитателей и родителей.
Психологи утверждают, что если в течение долгого времени (полгода и более) в поведении ребенка проявляется хотя бы пять из перечисленных признаков, то можно предположить, что он агрессивен.
Агрессивного ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять. Однако, как и любой другой, он нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его агрессия — это, прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта и неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг события. Как стать любимым и нужным — неразрешимый вопрос, стоящий перед этим маленьким человечком. Он ищет способы привлечения внимания взрослых и сверстников. Но, к сожалению, эти поиски не всегда заканчиваются так, как хотелось бы.
Такие дети, в силу возраста, не замечают страха и беспокойства, которые вселяют в окружающих. Они думают, что весь мир хочет обидеть именно их. Получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
И теперь я еще раз хочу подчеркнуть, что АГРЕССИВНЫЙ РЕБЕНОК - ЭТО ТОТ РЕБЕНОК, У КОТОРОГО В ТЕЧЕНИЕ ПОЛУГОДА И ДОЛЬШЕ ПРОЯВЛЯЕТСЯ ХОТЯ БЫ ПЯТЬ ПРИЗНАКОВ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ. На самом деле, таких детей не так много и им однозначно нужна помощь психолога или даже врача. Поэтому продолжим речь об агрессивных проявлениях в поведении нормальных детей и о том, что их может спровоцировать.
Известно, что зло порождает зло, поэтому взрослые, резко подавляющие агрессивность у детей, не устраняют ее, а, напротив, подпитывают.
Если же взрослые, находящиеся рядом с ребенком, вовсе не обращают внимание на его агрессивные реакции, то он очень скоро начинает считать, что такое поведение естественно. И одиночные вспышки гнева превращаются в поведенческие привычки.
Возникает резонный вопрос: откуда вообще у маленького ребенка возникают вспышки гнева? Как приходит в голову кого-то укусить, ущипнуть, поцарапать и т.д.? Если какое-то его поведение можно объяснить обычным подражанием, то в данном случае такие проявления возникают и тогда, когда «срисовать» их было не с кого.
Причины человеческой агрессии хорошо объясняет
А.П. Егидес в своей книге «Лабиринты общения». Общий смысл заключается в том, что это заложено в нас с древних времен, когда у человека были две главные жизненные задачи: нападать и защищаться. И без агрессии в тех условиях было просто не выжить. Шло время, условия поменялись, а агрессия на уровне так называемой «генной памяти» осталась.
Вернемся к ситуации с покусанной Танюшкой. Дети делили игрушку, и каждый отстаивал свое право на нее как умел. Такое поведение для детей в возрасте до Злет объяснимо. Поэтому не стоит пугаться и отчаиваться из- за агрессивных проявлений в поведении вашего маленького ребенка. Он учится общаться, проверяя все возможные способы. Когда-то он проверял «на зубок» окружающие предметы, теперь пришла очередь проверять человеческие взаимоотношения, определяя для себя зону дозволенного. И задача взрослых — правильно на это реагировать, направлять и корректировать.
Вот основные правила реагирования на агрессивное поведение ребенка.
1. Стоит объяснить ребенку его собственное поведение и состояние, а, главное, как это выглядит со стороны
2. Наказывать ребенка за агрессивное поведение можно и нужно, но действовать в соответствии с конкретными проступками, не унижая личного достоинства маленького человечка.
3. После неприятного для ребенка события (ссоры, неудачи) нужно давать ему выплеснуть эмоции. И лучшая тактика — активная игра (салки, жмурки, бег наперегонки и т.д.).
А вообще, как говорится, лучшее лечение — это профилактика! Родители должны собственным примером показывать, как можно усмирять свои вырывающиеся наружу негативные эмоции. Следует всегда помнить о том, что дети копируют поведение находящихся рядом с ними взрослых!
И не надо ограничивать общение ребенка со сверстниками, в том числе с теми, кого он обидел. Нужно учить общаться! При этом общение детей в возрасте до 3 лет должно в обязательном порядке проходить под наблюдением взрослых.
Все перечисленные рекомендации будут иметь положительный эффект, только если их выполнение будет иметь регулярный характер. Терпение и постоянная отработка навыков общения с окружающими — это залог успеха!
Похожие статьи:
Нет комментариев. Ваш будет первым!