Игры со словами, 1-2 класс

Лучшие игры со словами для детей начальной школы

1. Знайка и Незнайка

Учить правила и словарные слова бывает скучно и неинтересно. А можно просто, гуляя где-то или путешествуя, поиграть в Знайку и Незнайку. Незнайка будет называть слово так, как говорит, а Знайка после этого так, как оно пишется. Сами увидите, через несколько раундов Незнайка станет суперзнатоком русского языка.

2. Придумай слово

Как много на свете слов! Но можно придумать ещё больше — на каждую букву загаданного слова, так, чтобы новые слова начинались со всех букв исходного слова по очереди. Например, окно: О — осёл, К — конь, Н — ножницы, О — олень. Теперь устройте соревнование — кто же сможет это сделать быстрее других? Берём слово и — раз, два, три, начали!

3. Кто придумает самое длинное слово?

Слова бывают разной длины. Есть совсем коротенькие, из одной буквы — «в», «а», «и». А бывают длиннющие, из четырнадцати букв и больше, например «шпрехшталмейстер». В этой игре мы будем начинать с маленьких слов — например на букву «в». А дальше переходить к словам из трёх, потом из четырёх букв и т.д. (в, во, вол, высь, вышка, ворона, воробей, воротила, велосипед...). Побеждает тот, кто назовёт самое длинное слово на эту букву. Потом буква меняется, и игра начинается снова.

4. Состав слова

Оказывается, у любого слова, как и у человека, тоже есть части — только не руки, ноги и голова, а корень, суффикс, приставка и окончание. И с этими частями можно придумывать разные интересные игры: кто больше всех придумает слов с корнем «дом», приставкой «за» или суффиксом «онок»? Кто больше всех подберёт слов к заданной схеме — две приставки, корень и суффикс?

Спросите участников, кто придумает слово, в котором больше всего суффиксов или приставок? Например, в слове «недооценённый» приставок целых три!

5. Рассказ на одну букву

Предложите участникам игру, в которой каждый выбирает себе букву и пробует составить рассказ, состоящий из слов только на эту букву. Побеждает тот, у кого рассказ окажется длиннее. Вот, например, какой рассказ может получиться на букву «н»:

Ночью норка нашла незабудку. Нюхала носом недолго. «Ничего нового! — нахохлилась норка. — Никакая не незабудка, наверное, неизвестный науке нарцисс».

Или ещё один рассказ: Вася вчера видел Валю возле выставки ВДНХ.

6. Хлопки

В этой игре просто необходимо сидеть тихо и внимательно слушать, как ведущий читает рассказ, потому что, как только он произнесёт слово на заданную букву, нужно немедленно хлопнуть в ладоши. Эта весёлая игра прекрасно тренирует фонетический слух и внимание.

7. Переделанные слова

Кто из играющих может догадаться, что такое «ковора» или «косаба»? А ведь это слова «корова» и «собака», в которых просто переставлены местами буквы. Меняйте слова до неузнаваемости вместе с участниками игры и загадывайте их друг другу. Кто первым догадается, что такое «шкако» или «тухпе»?

8. Слова наоборот

Знакомы ли играющие с такими людьми, как Аниретак, Ашатан или Ашим? «Первый раз про таких слышим», — скажут они. А если так: Катерина, Наташа, Миша? Просто мы читаем слова наоборот. Задача этой увлекательной игры: один из желающих загадывает слово, а другой должен перевернуть его и сказать правильно. Прямо как в Королевстве кривых зеркал. Ну что, начнём? Итак, что такое «факш»?

9. Кто найдёт больше предметов на одну букву

Мы так привыкли к тому, что окружает нас каждый день, что почти этого не замечаем. Обратить внимание на давно знакомые вещи поможет эта игра. Итак, будем искать предметы, окружающие нас, на все буквы алфавита по порядку. Можно даже устроить соревнование, кто из игроков назовёт наибольшее количество предметов. Например, «А» — абажур, «Б» — балкон, «В» — ваза...

10. Узоры из букв

Каждый участник этой игры получает необычный узор из клеточек и букв.

Например, такой, как на картинке. Кто первый заполнит таблицу различными словами, тот и победил. А теперь пусть играющие попробуют придумать свои узоры из клеток и букв и загадать их друзьям!

А

 

 

 

А

 

А

 

А

 

 

 

А

 

 

 

А

 

А

 

А

 

 

 

А

11. Числа в словах

Предложите детям сыграть в необычные прятки. В этой игре необходимо искать числа, спрятанные в словах. Например, в слове «стригут» притаилось число 3, в слове «семья» — 7, а в слове «стог» — число 100. Смогут ли участники назвать свои слова со спрятанными числами?

11. Ребус

Кто незнаком с таким развлечением, как разгадывание ребусов, где слова зашифровывают с помощью рисунков, чисел и запятых? Предложите сыграть в эту игру, напомнив правила: если запятая одна — удаляется одна буква, если их две — то две буквы. Запятая впереди — удаляем букву в начале, а если запятая сзади — удаляем букву в конце. Попробуйте придумать свой ребус!

Пример ребуса

Ответ: опять двойка

12. Составим кроссворд

После придумывания ребусов предложите ребёнку составить кроссворд. Не думайте, что это очень сложно. Начнем с простых слов. Сначала запишем по вертикали слово, которое нужно угадать. Например, это будет слово «пудель». Теперь по горизонтали будем подбирать слова, которые совпадают с ним по буквам. Подобрали? Тогда заново нарисуйте кроссворд по клеточкам, а рядом напишите вопросы. Например, 1 — первое блюдо, 2 — маленький водоём, 3 — застывшая вода и т.д. Если угадывающий правильно заполнит все строчки, то в красных клетках у него появится название породы собак. Ну что, хороший кроссворд получился?

13. Палиндромы

Предложите всем желающим сыграть в «палиндромы» — это слова и предложения, которые слева направо и справа налево читаются одинаково. Например кок, шалаш. А вот и предложения-палиндромы: коростель летел лет сорок. А роза упала на лапу Азора. А вдруг и вы сможете придумать такие предложения и слова. Попробуйте!

14. Балда

В этой игре участники пишут буквы по очереди, чтобы получилось слово. Главное — не оказаться тем, кто допишет последнюю букву! Например, если играть вдвоём, ваш соперник начинает и пишет букву «В». Вы добавляете букву «А», он — «Т». Казалось бы, сейчас вы закончите слово, дописав букву «А» (вата). Но вы подставляете букву «К» — и соперник проигрывает, потому что ему ничего не остаётся, как написать букву «А» и закончить слово — «ватка». Он записывает на свой счёт букву «Б», и если игра будет так продолжаться, то доберётся и до слова «балда».

15. Что общего?

Что общего, например, у кошки и табуретки? Скажете, ничего? А вот и нет — четыре ноги. А у слона и ноты? Четыре буквы в названии. Называйте ребёнку пары различных, казалось бы, ничем не связанных предметов, а он пусть попробует найти у них что-то общее. Эта игра хорошо развивает мышление, речь и наблюдательность.

16. Что у зайца позади, а у цапли впереди?

Это... буква «Ц». А что стоит посреди Волги? Конечно, буква «Л». А чем кончаются день и ночь? Правильно, мягким знаком. Таких загадок про буквы можно придумать великое множество, а разгадывать их всегда весело и интересно!

17. Имя

Суть этой весёлой игры — придумать предложение, в котором каждое слово начиналось бы с букв, составляющих имя игрока! Например, Оля придумает предложение «Осёл ловит яблоко». Лена — «Лось ест нежный апельсин». А если попробовать составлять слова на каждую букву фамилии? Фомина — «Филин обожает мороженое и натуральные абрикосы». А на каждую букву отчества?

18. Рассказ из алфавита

Вот это задание так задание: предложите участникам игры придумать рассказ, чтобы каждое слово в нём начиналось со всех букв алфавита по порядку. Думаете, не получится? Давайте попробуем!

Астра белая выросла. Голубые деревья естественно желтеют. Зайцы и кроты латают мокрые норы. И так далее. А какой рассказ получится у вашего ребёнка?

19. Слово

Было слово — стало двадцать. Как же тут не удивляться?

Да, удивляться есть чему. Игрокам предстоит составить из одного слова даже не двадцать разнообразных названий, а гораздо больше! Выберите любое слово из четырёх букв, например «крот». Теперь на каждую его букву участники должны придумать:

* название страны;

* животное;

* растение;

* машину.

Легче всего это записать с помощью таблицы. Пусть ваш ребёнок посоревнуется с друзьями: кто справится с этим заданием быстрее всех?

20. Анаграммы

Анаграммы — это производные слова, которые получились путём перестановки букв в слове. Например, был бокал, а стала колба, был Милан, стал налим, был грот, стал торг. Кто же придумает больше?

Или, ещё примеры: кино-кони, ров-вор, ток-кот…

21. Слова в клетках

Слово посадили в клетки, и ему там очень скучно. Попросите ребёнка добавить ему побольше слов- друзей. Например, в клетке оказалось слово «роза». Оно написано по горизонтали. Надо придумать и записать остальные четыре слова по вертикали, чтобы все клетки в квадрате оказались заполненными. А теперь нарисуйте новый квадрат, запишите туда слово и попробуйте заполнить клеточки вместе.

22. В каких словах спряталось слово?

Выберите небольшое слово, например «кот». Затем по очереди называйте слова, в которых это маленькое слово спряталось, например «котельная», «трикотаж», «антрекот». Кто назовёт последнее слово, после которого уже никто ничего подобрать не сможет, тот и победил в этом кону. Выберите следующее слово и продолжайте до победного конца.

23. Первая буква

В этой игре для каждой буквы мы устроим необычный кроссворд. Давайте в этот раз у нас будет буква «К». Что же получается?

«К» + 1 буква — то, что произносит кукушка.

«К» + 2 буквы — животное для истребления мышей.

«К» + 3 буквы — то, чем покрыто тело человека.

Чем больше будет заданий в кроссворде, тем лучше, потому что, закончив его, участник меняется своим кроссвордом с соперником. После того как кроссворд разгадан, можно брать следующую букву и продолжать игру.

24. Отгадай глагол

Задача участников этой игры — угадать глагол, загаданный водящим. В этом им помогут вопросы, в которых этот глагол будет заменён другим словом. Например, ведущим загадан глагол «рисовать». Заменим его словом «плавать». Вопросы могут быть такие:

— Ты плаваешь ночью?

— Нет, днём.

— Где ты можешь плавать?

— Дома за столом.

— Что тебе помогает плавать?

— Кисточка, краски и карандаши.

После этого ответа любой догадается, что был загадан глагол «рисовать». Интересная игра, не правда ли?

25. Главная буква

Гласная буква — главная буква. Например, главной буквой мы назначаем букву «А» и подбираем слова, в которых есть только эта гласная (карандаш, шар, маскарад, сказка). Более лёгкий вариант — слова, в которых есть эта гласная и ещё какая-нибудь. Кто больше придумает таких слов, тот и выиграл. Определили победителя? Можно переходить к следующей гласной!

26. Расскажи сказку, используя первые слоги

Правило этой игры: рассказывая сказку, ни в коем случае не произносить второй и третий слоги в словах, называя только первый. Вот какой станет сказка «Репка»: по дед ре. Вы ре бо пре. Стал дед ре из зе тя... Забавно — не правда ли? Предложите участникам игры рассказать другие сказки таким образом.

27. Стихотворение с одинаковой гласной

А представьте себе, что было бы, если из всех гласных осталась только одна — «О». Вот, например, как выглядело бы известное стихотворение Агнии Барто:

Ношо Тоно громко ПЛОЧОТ.

Ороноло в рочко мочок.

Тошо, Тоночко, но плочь.

Но отонот в рочко моч.

Звучит очень смешно! Пусть ребёнок попробует прочитать так же и другие стихотворения. Затем можно поменять гласную (только «А» или только «У»). Справится ли он?

28. Составляем предложение

Цель этой игры — составить предложение, а задача каждого участника — ни в коем случае не сказать последнее слово в этом предложении. Например, первый сказал «ребята», второй — «пошли», третий — «в», четвёртый — «зелёный», пятый — «густой». Если шестой ничего не сможет придумать и скажет «лес», он считается проигравшим. Предложите детям сыграть в эту игру — и они точно пополнят свой словарный запас!

29. Угадай слово

Водящий говорит:

— Первая буква в моём слове — это «К».

Остальные могут задавать вопросы, например:

— Это ядовитая змея?

— Нет.

— У него есть копыта?

— Нет.

Если никто не может угадать слово, водящий говорит вторую букву — «О».

— Это приспособление для кормления птиц?

— Нет.

Водящий называет третью букву — «ш».

— Это кошка?

- Да.

Тот, кто угадал, становится водящим.

30. Три определения

Что может быть одновременно чёрным, блестящим и горячим? Уголь. А маленьким, холодным и прозрачным? Лёд. Пусть водящий назовёт три определения какого-нибудь предмета, а остальные попытаются угадать, что это. Тот, кто догадался, становится водящим и загадывает дальше.

31. Соедини слова, связанные между собой

В этой игре в один столбик нужно записать, например, города, в другой — их знаменитые архитектурные сооружения, причём они не должны оказаться на одной строке! Соперник должен догадаться, какие из них соответствуют друг другу, и соединить их линией. Кстати, можно загадывать также страны и их столицы, животных и среды их обитания и т.д.

32. Игра согласных

Да-да, гласные в этой игре не участвуют. Предложите участникам игры догадаться, какое слово зашифровано с помощью согласных «М», «Т», «Р». «Мотор»? А может быть, «метро»? Кто первым догадается, какое слово можно составить из этого набора букв, тот и победит.

33. Скрабл по-русски

Вы ещё не купили известную игру «Скрабл»? Ничего страшного, можно сделать её самим. Разрежьте белую бумагу на квадратики и напишите на каждом по одной букве алфавита. Согласные пусть повторяются по два раза, гласные — по три. Теперь все эти буквы положите в шапку. В первый ход можете взять себе по десять букв. Кто смог составить из них какое-нибудь слово, записывает на свой счёт столько очков, сколько букв он в нём использовал. После этого он берёт ещё одну букву, а ход переходит к следующему игроку. Если участник не смог в свой ход ничего составить, он просто берёт себе ещё одну букву, чтобы придумать слово в следующий раз. Игра заканчивается, когда свободных букв не останется. Игроки подсчитывают свои очки и объявляют победителя.

34. Бросаемся словами

Все игроки садятся в ряд, а водящий, бросая каждому по очереди мяч, называет какой-нибудь слог, например «са». Игроки должны добавить свои слоги или слог, чтобы получилось слово (са-рай, са-довник, са-ло).

35. Кто больше придумает определений?

Многие, конечно, знают, что такое определение (это слово, которое обозначает признак предмета), а о том, насколько этих определений много, даже не догадываются. Задача этой игры — придумать как можно больше определений, например, к слову «волк». (Злой, сердитый, голодный, лесной, серый и т.д.) Кто назовёт последнее, тот выиграл. Ему предоставляется возможность задать следующее слово-существительное, и игра продолжается.

36. Зашифрованные слова

Оказывается, слова можно зашифровывать не только с помощью различных знаков, но и с помощью предметов. Например, чтобы зашифровать слово «Москва», достаточно положить на стол матрёшку, огурец, сыр, карандаш, варежку и апельсин. Сложив первые буквы этих слов, мы получим искомое. Итак, каждый участник игры пытается составить слово из различных предметов, а потом остальные пытаются угадать, что же за слово он загадал.

37. Синонимы

В этой игре правила такие: один говорит слово, а второй должен сказать то же самое, но другим словом. Например, «смелый» — «храбрый», «холодный» — «студёный». В общем, подобрать синоним — слово, близкое по значению.

38. Почему так называется?

А сейчас мы будем разгадывать тайны этимологии — науки о происхождении слов. Например, почему такое название у подсолнуха, подорожника, подосиновика, смородины, медведя? Происхождение каких слов сможет объяснить ваш ребёнок?

39. Антонимы

Помните, в одной сказке был такой упрямый Фома, который делал всё наоборот. Если ему говорили: «Холодно!», он отвечал: «Тепло!» Предложите ребёнку сыграть в такого упрямого Фому, а заодно и вспомнить про то, что такое антонимы (слова, противоположные по значению). Например, белый — чёрный, низкий — ... и т.д. Один игрок называет слово, другой подбирает к нему антоним.

40. Ромашка

Ромашки, оказывается, бывают не только полевые, но и числовые и буквенные. Не встречали таких? Посмотрите на рисунок. Вот буквенная ромашка. Её заполняют буквами, но не до конца, чтобы можно было угадывать слова. А можно сделать ромашку числовую. В неё нужно дописать недостающие числа. Составьте сами такие ромашки и предложите своим друзьям заполнить их.

41. Выращиваем из корня другие деревья

У каждого слова, как и у дерева, есть корень. Из него можно вырастить другие слова. Например, дом — домик, бездомный, домовой. А какие слова вырастут у вашего ребёнка из корней «сад», «ход», «кот», «лес»? Предложите ему посоревноваться с друзьями: кто подберёт однокоренных слов больше всех?

42. Создаём новые слова

В этой игре нужно будет брать разные слова и соединять их между собой так, чтобы получились новые. Были слова «колобок», «лейка», «щётка», а ещё «супер», «макси», «мини», «анти». Смотрите, что получилось: суперколобок, мини-колобок, макси-колобок, антиколобок, суперлейка... и т. д. Что же это за чудо-предметы? Пусть ваш ребёнок опишет их, расскажет историю их появления на свет и для чего они используются.

43. Угадай слово по прилагательным

Поинтересуйтесь у участников игры, можно ли угадать предмет по одним только его признакам? Жёлтое, пушистое, тёплое, маленькое. Что это? Правильно, цыплёнок. Прозрачное, холодное, гладкое, хрупкое. А это? Конечно, лёд. Выберите водящего, который будет называть прилагательные. Остальные должны угадать, к какому предмету они относятся. Угадавший становится водящим.

44. Шарады

А вы знаете, что шарады были главным развлечением у кавалеров и дам XIX века? Почему бы и вашему ребёнку не посоревноваться в угадывании шарад? Причём необязательно составлять их в стихотворной форме. Например: первый слог — то, как говорит курица, второй слог — то, что учат артисты. Всё вместе — коронованная особа. Ну конечно же, это — король. Используйте для загадывания слова, которые можно сложить из предлогов и маленьких слов. Например, «фа-соль», «за-бор», «мышь-як» и т.д.

45. Обобщающее слово

Что общего между ручкой, карандашом и линейкой? Всё это — канцтовары. А между кубиками, куклой и погремушкой? Это — игрушки. Задача этой игры — подобрать обобщающее слово для ряда предметов. Причём один из игроков пусть называет предметы, а другой — придумывает к ним обобщающее слово. Через какое-то время можно поменяться ролями!

46. Превращения слов

Это невероятно, но каждый из участников игры может стать волшебником и превратить один предмет в другой. Но нужно соблюдать правило — за один раз поменять можно только одну букву. Посмотрите, как можно превратить мяч в гол: мяч — меч — мел — мол — гол. А теперь сами попробуйте превратить сок в суп, Вову в сову. Придумайте свои весёлые превращения.

Похожие статьи:

Игра «Поле чудес» в 4 классе. Сказки

Экологические игры для младших школьников

Игра «Поле чудес» в начальной школе. Животные

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2022 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна