Четырех-пятилетний малыш, активно осваивающий речь, постигающий сложности правильного произношения, интенсивно пополняющий свой словарный запас, вполне может «обогатить» себя (и однажды наверняка «обогатит») словами и выражениями, относящимися к области ненормативной лексики, проще говоря — словами и выражениями бранными, нецензурными.
Мамы, шокированные нехорошим выражением, прозвучавшим из ангельских уст, обычно начинают выспрашивать у своих малышей, где они плохие выражения слышали. Но это уже большого значения не имеет — где слышал ребенок непечатное слово — от других ли детей в детсадовской группе, от старших ли детей на улице, от иных ли взрослых, каждое второе или третье слово у которых «для связки слов в предложении», от папы ли, который в трудной ситуации не удержался, высказался... Важно, что ребенок непечатное слово усвоил, запомнил ситуацию, в которой слово было применено, и в похожей ситуации слово употребил.
Мама, конечно, может очень сильно переживать по этому поводу, но одни переживания ни к чему не приведут.
Все непечатные слова и выражения ребенок ее однажды услышит и будет знать — можно сказать, что это вопрос времени. Волноваться она должна по другому поводу: чтобы бранные и нецензурные слова и выражения не стали для ребенка обыденностью. То есть мама, которую малыш «порадовал» крепким словцом, должна начать бороться за культуру его языка.
В первую очередь мама должна обратить внимание на культуру собственного языка, на культуру языка других близких людей — взрослых и не взрослых. Быть может, кто-нибудь из домашних позволяет себе время от времени прибегать к сильным выражениям... Или даже мама сама не чурается крепкого выражения, иногда даже и по отношению к ребенку (идут по снежной целине, срезая путь, мама и дочка, маме снегу по колено, ребенок в комбинезоне проваливается чуть ли не по пояс, конечно, он застрял. Мама: «Алена, так тебя и так, ты что, ходить разучилась?» Алена в ответ: «Мама, и тебя так и так, да иду я, иду...» Спроси эту маму, и она ответит: ребенок должен понимать, кто перед ним; я — мать, величина священная, а эта мелочь кто? Ее дело ногами шибче перебирать, а она меня материть не стесняется! То, что мама первая не стеснялась, к делу как будто не относится...). Кроме того, мама должна придерживаться правильной тактики по отношению к сквернословящему малышу. Она поступит верно, если для начала сделает вид, будто не услышала бранного слова; не исключено, что ребенок, заметив отсутствие какой-либо реакции на сказанное, не возьмет слово в свою «копилку» и не будет это слово больше пускать в ход; если малыш повторит бранные слова, маме рекомендуется продемонстрировать огорчение по поводу услышанного, она должна не без строгости объяснить ребенку, что эти слова плохие и произносить их не следует.
Сильно ругать малыша или наказывать нельзя, поскольку такая реакция будет явно чрезмерной. Обычно оказывает требуемое воздействие следующий простой аргумент: эти сказанные слова плохие, они как заклятие из сказки могут принести вред говорящему.