Литературная игра для школьников 6 класса с ответами
Сценарий интеллектуальной игры по циклу произведений А. С. Пушкина «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и изучение художественных произведений, представляющих золотой фонд русской классики. К числу таких произведений, безусловно, принадлежат «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А. С. Пушкина.
При кажущейся простоте содержания повестей, входящих в цикл, их отличает серьезность постановки социально-философских и нравственных проблем. И постижение всей глубины проблематики каждого из произведений невозможно вне единства, созданного автором, ведь каждое произведение цикла «живет» словно «отсветом» другого и само, в свою очередь, «высвечивает» остальные.
Данный интеллектуальный турнир целесообразно организовать тогда, когда «художественное пространство» произведений освоено обучающимися в полной мере.
Интеллектуальный турнир состоит из разнообразных конкурсов, в ходе каждого из которых школьникам предлагается выполнить задания контролирующего, обучающего и творческого характера.
Одни конкурсные задания (тесты, викторины) обсуждаются коллективно всей командой; другие носят индивидуальный характер; для подготовки и выполнения третьих создаются творческие группы.
В состязаниях принимают участие две команды, сформированные учителем перед началом игры. Оценку деятельности обучающихся осуществляет педагог. Он же выступает в роли ведущего. Для облегчения подсчета очков целесообразно использовать специально изготовленные заранее картонные жетоны. Жетоны в ходе игры вручает соревнующимся помощник ведущего. Для того чтобы выполнить конкурсные задания, ребятам придется не только продемонстрировать непосредственное знание текстуального материала, но и проявить творческие способности, находчивость, смекалку.
В ходе подготовки к мероприятию создается презентация, на слайдах которой размещаются необходимая информация и иллюстративный материал.
Звучит вальс - фрагмент музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель».
Ведущий. «Прочел я четыре повести Пушкина... и, читая последнюю, уже мог от доброго сердца смеяться. Желал бы я, чтоб об этом узнал когда-нибудь мой товарищ, ему, верно, было бы приятно слышать, что произведения его игривого воображения иногда рассеивали хандру его несчастного друга», - писал ссыльный В. Г. Кюхельбекер, имея в виду «Повести Белкина». «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» написаны в сентябре - октябре 1830 года, в период знаменитой Болдинской осени. «Драмы были настоящим высоким трудом этой осенью, а отдохновением поэта можно считать “Повести Белкина”, ‘‘Летопись села Горюхина”, “Домик в Коломне”, написанные в то же время», - отмечал выдающийся пушкиновед второй половины XIX века Павел Васильевич Анненков. А современный литературовед Е. А. Маймин вслед за Аполлоном Григорьевым назвал этот прозаический цикл Пушкина «шалостями гения» [3]. Занимательные сюжетные коллизии, весьма ироничный тон повествования - все это позволяет рассматривать «Повести Белкина» как своего рода «шалость». Однако автор поставил здесь немало серьезных социальных и нравственно-этических проблем. Итак, «Повести Белкина» и в шутку и всерьез сегодня главный объект нашего внимания.
Турнир наш называется «Отдохновение поэта». Желаю успеха всем участникам состязаний!
Ход игры
I. Конкурсное задание «Кто этот Белкин?».
Ведущий. Во многих работах, посвященных жизни и творчеству Пушкина, приводится такой факт: один знакомый поэта, увидев у него на столе только что вышедшую книгу «Повести покойного Ивана Петровича Белкина», спросил: «Кто этот Белкин?» Пушкин ответил: «Кто бы он ни был, а писать повести надо вот так: просто, коротко и ясно». С последним нельзя не согласиться. Нас же сейчас интересует прежде всего: кто такой Белкин?
Условия игры. Ведущий приглашает двух человек (по одному от каждой команды). Конкурс проходит в форме анкетирования. «Стоимость» правильного ответа - 0,5 балла. Обучающиеся получают листы с заданием, вслух читают вопросы и сразу же отвечают на них. Их товарищи по команде внимательно слушают ответы, при необходимости поднимают руки и корректируют ответы представителей своих команд.
Иван Петрович Белкин (персональные данные)
Задание представителю команды 1.
1. Год и место рождения. (1798 год, село Горюхино.)
2. Фамилия, имя, отчество отца. (Петр Иванович Белкин.)
3. Чин отца. (Секунд-майор.)
4. Место службы Ивана Петровича Белкина. (Пехотный егерский полк.)
5. Причина, по которой Белкин вышел в отставку. (Смерть родителей.)
6. Семейное положение. (Холост, несмотря на то что «к женскому же полу имел он великую склонность».)
Задание представителю команды 2.
1. Преобразования, произведенные Белкиным в хозяйстве имения. (Замена барщины оброком.)
2. Творческое наследие Белкина. (Пять повестей и неоконченный роман, «множество рукописей, которые... частию употреблены его ключницею на разные домашние потребы».)
3. Дата смерти Ивана Петровича Белкина. (Осень 1828 года.)
4. Возраст, в котором скончался Иван Петрович Белкин. (30 лет.)
5. Причина смерти Белкина. («Простудная лихорадка, обратившаяся в горячку».)
6. Источник сюжета повестей Белкина. («Вышеупомянутые повести... слышаны им от различных особ».)
II. Конкурсное задание «Слово вовремя и кстати».
Ведущий. А. С. Пушкин часто снабжал свои произведения и отдельные главы произведений эпиграфами. Данному правилу он оставался верен и применительно к «Повестям Белкина». Конкурсное задание позволит проверить ваше знание эпиграфов к этим произведениям.
Условия игры. На слайде презентации (плакате) представлены портреты писателей, строки из произведений которых послужили эпиграфами к четырем из пяти повестей: Г. Р. Державин, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский и Д. И. Фонвизин.
В нижней части слайда (плаката) располагается список произведений, составляющих цикл «Повести Белкина».
В конкурсе участвуют два человека - по одному «знатоку» от каждой команды. По щелчку «мыши» на слайде появляется текст эпиграфа. Текст может также содержаться на карточках, которые вручаются игрокам. Состязающиеся должны ответить на вопросы: 1) Эпиграфом к какой повести являются данные цитаты? 2) Кто автор строк?
Правильный ответ увеличивает командный счет на 1 балл.
Задание команде 1.
Вдруг метелица кругом;
Снег валит клоками;
Черный вран, свистя крылом,
Вьется над санями.
(Данные стихотворные строки представляют собой цитату из баллады В. А. Жуковского «Светлана» и являются эпиграфом к повести «Метель».)
Задание команде 2.
«То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник». (Данная цитата является эпиграфом ко всему циклу «Повести Белкина». Это несколько перефразированная реплика Простаковой - героини комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».)
III. Конкурс «Во всех ты, душенька, нарядах хороша!».
Конкурс посвящен героиням пушкинских произведений. Задание обдумывается коллективно. Ребятам предстоит угадать, о какой героине идет речь, исходя из представленных ведущим сведений о деталях одежды той или иной из них. Ведущий, открывая соответствующие слайды презентации, последовательно, в виде тезисов, сообщает необходимую информацию командам. «Узнавание» совершается в три этапа. Если учащиеся сразу же, ознакомившись с первым тезисом, могут назвать героиню, команда получает 3 балла. В случае если персонаж угадан со второй либо с третьей попытки, на командный счет поступают соответственно 2 балла или только 1 балл.
Задание команде 1.
• Эта героиня:
1) согласно замечанию одного из персонажей, могла пойти по стезе многих «молоденьких дур»: «сегодня в атласе да бархате, а завтра, поглядишь, метут улицу вместе с голью кабацкою»;
2) в одном из ключевых эпизодов предстает «одетой со всей роскошью моды», сидящей «на ручке... кресел, как наездница на своем английском седле»;
3) в ранней юности не могла похвастаться нарядами (впрочем, те, кто ее видел, не обращали внимания на одежду: всех поражала необыкновенная красота ее лица); в финале произведения является «прекрасной барыней», «в карете в шесть лошадей...». (Дуня, «Станционный смотритель».)
Задание команде 2.
• Эта героиня:
1) шокировала гостей, надев платье с рукавами, как у Madame de Pompadour, и парик, как у Людовика XIV;
2) была удостоена комплимента со стороны автора: «Во всех ты, Душенька, нарядах хороша!»;
3) с легкостью сменила имидж с дворянского на крестьянский: надела «толстую рубашку, сарафан» и лапти; примерив «обнову», призналась, что «никогда еще так мила самой себе не казалась». (Лиза Муромская, «Барышня-крестьянка».)
IV. Викторина «Persona grata».
Ведущий. Выражение «persona grata» в переводе с латинского означает «желанная персона». Сегодня в центре нашего внимания главные герои прозаических произведений А. С. Пушкина.
Условия игры. Участники состязания могут сами выбрать категорию вопроса посильной сложности и той «стоимости», которая устраивает игроков. Система триггеров и гиперссылок в презентации позволяет представить конкурсные задания нужным образом. Если нет возможности создать презентацию, можно просто сделать необходимые записи на доске.
Персонажи |
Стоимость правильного ответа |
||
Бурмин («Метель») |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Вырин («Станционный смотритель») |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Алексей Берестов («Барышня- крестьянка») |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Сильвио («Выстрел») |
1 балл |
2 балла |
3 балла |
Вопросы, «стоимость» которых составляет 1 балл, носят тестовый характер, то есть это вопросы с выбором ответа. Вопросы «стоимостью» в 2 балла требуют краткого ответа. А выбрав вопросы «стоимостью» в 3 балла, игроки должны дать более или менее развернутый ответ.
Бурмин («Метель»)
1 балл. «Бурмин был, в самом деле, очень милый молодой человек. <...> Он казался нрава тихого и скромного, но молва уверяла, что некогда был он ужасным...» Варианты ответов: 1) повесою; 2) картежником; 3) дуэлянтом. (Правильный ответ — 1.)
2 балла. «Но более всего (более его нежности, более приятного разговора, более интересной бледности, более перевязанной руки)... [?] молодого гусара более всего подстрекало ее любопытство и воображение». Что же в поведении Бурмина заинтересовало Марью Гавриловну? (Молчание. Имеется в виду то, что герой не признавался в чувствах, которые испытывал к девушке.)
3 балла. «Непростительная ветреность» была причиной «преступной проказы» - венчания. Впоследствии Бурмин раскаялся. Так почему герой не пытался «отыскать ту, над которой подшутил... так жестоко»? («...Не знаю, как зовут деревню, где я венчался; не помню, с которой станции поехал. <...> Слуга, бывший тогда со мною, умер в походе...»)
Самсон Вырин («Станционный смотритель»)
1 балл. Какое угощение постоянно выпрашивали местные мальчишки у одинокого старого смотрителя? Варианты ответов: 1) конфеты; 2) орехи; 3) тульские пряники. (Правильный ответ - 2.)
2 балла. «Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей [?]». Какое горькое пожелание в адрес дочери сорвалось с уст героя? («...могилы».)
3 балла. Вырин отправился в Петербург, вознамерившись во что бы то ни стало вернуть домой «заблудшую овечку» - свою дочь. Он разыскал Минского, но последний выгнал смотрителя, сунув за обшлаг рукава «несколько пяти- и десятирублевых ассигнаций». Неужели отец согласился принять «выкуп» за дочь? («Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошел...»)
Сильвио («Выстрел»)
1 балл. Каких насекомых «отстреливал» у себя дома Сильвио - герой повести «Выстрел»?
Варианты ответов: 1) клопов; 2) мух; 3) тараканов. (Правильный ответ - 2.)
2 балла. «Ему было около тридцати пяти лет, и мы за то почитали его стариком. Опытность давала ему перед нами многие преимущества; к тому же его обыкновенная [?], крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые умы». Назовите качество героя, упомянутое здесь повествователем. (Угрюмость.)
3 балла. Выйдя в отставку, Сильвио жил «вместе и бедно и расточительно». Так говорили о нем. Как это следует понимать? («...ходил вечно пешком, в изношенном черном сертуке, а держал открытый стол для всех офицеров нашего полка»; «шампанское лилось притом рекою».)
Алексей Берестов («Барышня-крестьянка»)
1 балл. В какой подвижной игре принимал участие Алексей Берестов вместе с крестьянскими девушками?
Варианты ответов: 1) прятки; 2) жмурки; 3) горелки. (Правильный ответ - 3.)
2 балла. Алексей Берестов был изумлен нелепым видом дочери Муромского во время званого обеда. «Между тем он успел заметить [?], с намерением выставленную... со всевозможным кокетством. Это помирило его несколько с остальным ее нарядом». Что же это такое? (Ножка.)
3 балла. Как воспринял герой решение отца женить сына по расчету на дочке соседа? («— Как вам угодно, я не хочу жениться и не женюсь». Таким был ответ сына отцу. Далее автор передает ход мыслей героя: «...романическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами пришла ему в голову... Он написал Акулине письмо... и тут же предлагал ей свою руку».)
V. Кроссворд «Города и веси».
Ведущий. Вам предлагается разгадать кроссворд. Тема конкурса - топонимика «Повестей Белкина». Мы отправляемся в заочное путешествие по следам литературных героев.
Условия игры. Команды получают листы с одинаковым заданием, на выполнение которого отводится не более 5 минут. Затем соревнующиеся сдают листы ведущему, осуществляющему судейство в зависимости от того, сколько строк удалось заполнить командам в течение отведенного времени. За каждую заполненную строку целесообразно присуждать 1 балл. Проверка выполнения задания проводится коллективно в устной форме.
По горизонтали:
1. Населенный пункт, в сражении близ которого был смертельно ранен Владимир («Метель»),
2. Место, где скончался тяжело раненный Владимир («Метель»),
3. Имение помещика Муромского («Барышня-крестьянка»),
4. Село, где происходило венчание героев повести «Метель».
5. Имение помещика Берестова («Барышня-крестьянка»).
6. Имение родителей Марьи Гавриловны («Метель»).
7. Село, где прошла жизнь Ивана Петровича Белкина.
По вертикали: название имения А. С. Пушкина, где были написаны «Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
(Ответы. По горизонтали: 1. Бородино. 2. Москва. 3. Прилучино. 4. Жадрино. 5. Тугилово. 6. Ненарадово. 7. Горюхино. По вертикали: Болдино.)
VI. Конкурсное задание «Мысль изреченная».
Ведущий. «Точность и краткость - вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей - без них блестящие выражения ни к чему не служат», - утверждал Пушкин. Нам предстоит работа с афоризмами, то есть с краткими и меткими изречениями, принадлежащими как повествователю, так и персонажам повестей.
Суть задания состоит в том, чтобы восполнить пропуски или продолжить изречения, а также указать названия произведений, откуда заимствованы данные цитаты. Оценка деятельности обучающихся осуществляется следующим образом: 0,5 балла за «восстановление» высказывания и 0,5 балла за определение принадлежности этих фраз.
Задание команде 1.
1. Продолжите высказывание: «Нет ничего здоровее, как...» («...Просыпаться на заре».) Кому принадлежат эти слова? («Барышня-крестьянка». Муромскому.)
2. Вставьте ключевое слово в высказывание: «Между тем война со славою была окончена. <...> Время незабвенное! Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове [каком?]!» (Отечество.) Кому принадлежат эти слова? («Метель». Повествователю.)
Задание команде 2.
1. Продолжите высказывание: «В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай - ввелось в употребление другое, например...» («Ум ума почитай».) Кому принадлежат эти слова? («Станционный смотритель». Повествователю.)
2. Вставьте ключевое слово в высказывание: «Недостаток [чего?] менее всего извиняется молодыми людьми, которые в [этом] обыкновенно видят верх человеческих достоинств и извинение всевозможных пороков». (Смелости, в храбрости.) Кому принадлежат эти слова? («Выстрел». Повествователю.)
VII. Конкурсное задание «Без пословицы речь не молвится».
Ведущий. Этот конкурс юных лингвистов посвящен пословицам и народным выражениям, употребленным в речи либо повествователем, либо персонажами. Вам необходимо объяснить смысл пословиц (выражений), вспомнить, в каком контексте они были использованы, и поразмышлять об их роли в произведении.
Задание представителю команды 1.
Суженого конем не объедешь. (Данная пословица встречается в повести «Метель» в следующем контексте: «...В ночь Маша занемогла. <...> Открылась сильная горячка. <...> Но Марья Гавриловна сама, в беспрестанном бреду, высказывала свою тайну. Однако ж ее слова были столь несообразны ни с чем, что мать, не отходившая от ее постели, могла понять из них только то, что дочь ее была смертельно влюблена во Владимира Николаевича и что, вероятно, любовь была причиною ее болезни. Она советовалась со своим мужем, с некоторыми соседями, и наконец единогласно все решили, что, видно, такова была судьба Марьи Гавриловны, что суженого конем не объедешь...» В устах родителей фраза служит демонстрацией «примиренческой», компромиссной позиции по отношению к избраннику дочери, т. е. того, что они не намерены препятствовать ее браку с бедным прапорщиком. Однако ни мать, ни отец не знают, что воля Провидения свершилась и что лежащая в горячке Маша высшими, небесными стами уже отдана в жены тому единственному, кого ей только предстоит полюбить по-настоящему. Таким образом, в контексте общей проблематики произведения пословица обретает сверхсмысл.)
Задание представителю команды 2.
Стерпится - слюбится. (Данное выражение встречается в повести «Барышня-крестьянка» в диалоге отца и сына Берестовых. Иван Петрович объявил Алексею, что хочет его женить.
«- Воля ваша, Лиза Муромская мне вовсе не нравится.
- После понравится. Стерпится — слюбится».
Берестов был убежден, что связи, которые имел в свете Муромский, могут быть полезны Алексею для будущей карьеры. Григорий Иванович Муромский, отец Лизы, тоже надеялся на то, что «если Алексей будет всякий день» бывать у него в доме, дочь «должна будет... влюбиться» в молодого человека. Пословица, употребленная Берестовым-старшим, отражает жизненную позицию представителей старшего поколения в повести и, таким образом, имеет самое непосредственное отношение к основному конфликту произведения - расхождению во взглядах между «отцами» и «детьми». Родители главных героев, несмотря на кажущуюся прогрессивность некоторых из них (имеются в виду новые способы хозяйствования, внедряемые Муромским), всецело находятся во власти сословных предрассудков, в то время как дети совершают некий «прорыв», преодолевая представления косной морали, и готовы строить взаимоотношения на основе искренних и глубоких чувств.)
VIII. Конкурсное задание «Вечная книга».
Ведущий. Вечной книгой называют Библию. Сюжеты и образы Ветхого и Нового Завета находят непосредственное отражение в мировом искусстве: и в живописи, и в скульптуре, и в музыке, и, конечно, в литературе. Конкурс проходит на материале повести «Станционный смотритель». В состязаниях участвуют юные литературоведы и знатоки Библии.
Вопросы команде 1.
1. Какой евангельский сюжет был запечатлен на лубочных картинках в доме смотрителя? Перед вами репродукции знаменитых полотен: «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Суд Соломона» Н. Ге, «Кающаяся Мария Магдалина» Тициана. Выберите из предложенного ряда нужный образец. («Возвращение блудного сына».)
2. Какое отношение имеет история о блудном сыне к героям повести «Станционный смотритель»? Почему в доме смотрителя находились не репродукции известных художников, а всего лишь лубочные картинки? («В пушкинской повести “Станционный смотритель” картинки с изображением сюжетов притчи развешены по стене комнаты Самсона Вырина. Возможно, всю жизнь смотрят на них станционный смотритель и дочь его Дуня, да не извлекают урока из этой притчи, оттого что для них евангельский сюжет стал лишь украшением комнаты. Жизнь их словно зеркальное, перевернутое отражение этого евангельского сюжета. <...> Возможно, повесть Пушкина “Станционный смотритель ” - это предостережение писателя современникам, людям XIX века, для которых евангельские притчи утратили религиозный смысл, перестали быть живым нравственным уроком, а стали лишь частью быта или образом светского искусства», — читаем в монографии исследовательницы Н. В. Давыдовой.)
Вопросы команде 2.
1. Перед вами изображения различных библейских героев, представленные на полотнах известных художников: «Самсон и Данила» Антониса Ван Дейка, «Святое семейство» (Иосиф) Рафаэля Санти, «Соломон и царица Савская» Пьеро делла Франческа. Вспомните, имя какого героя Ветхого Завета носил станционный смотритель Вырин? Выберите из предложенного ряда нужный образец. (Самсон.)
2. Случайно ли Пушкин наделил «маленького человека» именем могучего и славного ветхозаветного героя? (Пушкинский Вырин - «маленький человек», которого всякий может обидеть, унизить. В имени героя заключена своего рода ироническая «перекличка» с его человеческой и социальной сущностью. Библейский персонаж Самсон обладал недюжинной физической силой. Как гласит легенда, однажды он разорвал руками льва, преградившего ему дорогу. Даже будучи плененным и ослепленным филистимлянами, он нашел в себе силы порвать цепи и, погибая, нанес непоправимый ущерб врагам. Пушкинский Вырин - воплощение социального бессилия, причем роль «униженного и оскорбленного» он принимает практически безропотно.)
Качественный уровень выступлений игроков оценивается по пятибалльной системе.
IX. Конкурсное задание «Наш вернисаж».
Ведущий. «Повести Белкина» иллюстрировали многие известные художники, в том числе М. В. Добужинский, А. В. Ванециан, Д. А. Шмаринов.
Задание командам.
1. Рассмотрите иллюстрации к повести «Станционный смотритель».
2. Как один и тот же эпизод интерпретирован разными художниками?
3. Различается ли трактовка образов?
4. Какая иллюстрация произвела на вас наибольшее впечатление и почему?
5. Составьте устный отзыв об иллюстрациях.
Обучающимся предлагается сравнить следующие иллюстрации: группе «искусствоведов» из команды 1 - «Дуня на могиле отца» (художники М. В. Добужинский и А. В. Ванециан); группе искусствоведов из команды 2 - «Минский в доме смотрителя» (художники М. В. Добужинский и Д. А. Шмаринов).
На выполнение данного задания требуется выделить определенное количество времени (от 5 до 10 минут). Ведущий разъясняет суть задания группам обучающихся и предоставляет ребятам возможность поработать самостоятельно. Когда дети подготовятся, можно будет начать «прослушивание». Качественный уровень выступлений оценивается по пятибалльной системе.
X. Конкурсное задание «Смысл названия».
Ведущий. Многозначительны не только имена героев, но и названия повестей. Заголовки трех повестей («Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка», «Гробовщик») фиксируют внимание читателя на том, что идейный смысл произведений связан с фигурой главного героя. А вот названия двух других повестей - это наименования явлений. «Метель» - наименование природного явления: снежная буря. «Выстрел» - явление, связанное с деятельностью человека: взрыв снаряда в канале ствола огнестрельного оружия, выбрасывающий пулю, снаряд на определенную дальность.
Представьте, что вам предложили принять участие в научной конференции и вы заняты подготовкой доклада.
Задание группе литературоведов команды 1.
Подготовьте тезисы доклада для воображаемой научной конференции на тему «Смысл названия повести “Выстрел”».
(Предполагаемый ответ:
Смысл названия повести «Выстрел». Тезисы доклада:
1. В основе сюжета повести лежит дуэльная история.
2. Выстрелы графа свидетельствуют о его легкомыслии и трусости, являются показателем «ведомости» героя. Так ли это?
3. Выстрел Сильвио - демонстрация превосходства или великодушия героя?
4. Простреленные предметы - наглядный нравственный урок героям повести.)
Задание группе литературоведов команды 2.
Подготовьте тезисы доклада для воображаемой научной конференции на тему «Смысл названия повести “Метель”».
(Предполагаемый ответ:
Смысл названия повести «Метель». Тезисы доклада:
1. Описание снежной бури занимает значительное место в повести.
2. Стихия противится побегу героини из родительского дома.
3. Стихийные силы своевольно распорядились судьбой героев.
4. Метель в повести - «знак» заблуждения героев и одновременно олицетворение самой жизни.)
На выполнение данного задания требуется выделить определенное количество времени (от 5 до 10 минут). Ведущий разъясняет суть задания группам обучающихся и предоставляет ребятам возможность поработать самостоятельно. По истечении отведенного времени дети читают составленные тезисы. Качественный уровень выступлений оценивается по пятибалльной системе.
XI. Конкурсное задание «Звуки музыки».
В то время пока искусствоведы и литературоведы заняты подготовкой своих выступлений, ведущий предлагает остальным игрокам принять участие в конкурсе музыковедов.
Ведущий. Однообразный и безумный,
Как вихорь жизни молодой,
Кружится вальса вихорь шумный;
Чета мелькает за четой...
Так писал А. С. Пушкин в «Евгении Онегине». Сейчас мы тоже окунемся в вихрь вальса. Я предлагаю послушать вальс Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести «Метель».
Задание командам.
Прослушайте фрагменты музыкальных иллюстраций Георгия Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель». Какие эпизоды произведения вы вспомнили, слушая музыку? Поделитесь своими впечатлениями.
Ответы игроков представляют собой импровизацию. За участие в конкурсе можно заработать от одного до пяти очков.
XII. Домашнее задание «На театральных подмостках».
Команды представляют на суд зрителей и соперников заранее подготовленные мини-спектакли. Интересные инсценировки могут получиться на материале повести «Барышня-крестьянка». Например, одна команда инсценирует эпизод первой встречи в лесу Лизы Муромской и Алексея Берестова, другая группа учащихся осуществляет постановку разговора Лизы и ее служанки Насти (начало повести). Качественный уровень театрализованных представлений оценивается по пятибалльной шкале.
По окончании конкурса ведущий подводит итоги. Хорошо, если это будет не только подсчет очков и объявление, кто опередил соперников, но и вручение наград победителям в различных «номинациях»: «За лучшую женскую роль», «За лучшую мужскую роль», «Непревзойденному знатоку художественного текста», «Знатоку музыкальной классики», «Победителю конкурса литературоведов» и других.
Звучит вальс - фрагмент музыкальных иллюстраций Г. Свиридова к повести А. С. Пушкина «Метель».
XIII. Заключительное слово.
Ведущий. «Давно ли вы перечитывали прозу Пушкина? Сделайте мне дружбу, прочтите сначала все повести Белкина. Их надо изучать каждому писателю. Я на днях это сделал и не могу вам передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение... надо не переставая изучать это сокровище», - такой совет давал Л. Н. Толстой начинающему литератору, дабы научиться писательскому мастерству. А каждого из нас пушкинские повести учат гуманизму: внимательному отношению к ближним, добру, милосердию и любви.
Похожие статьи:
Сценарий интеллектуальной игры для студентов с ответами
Сценарий интеллектуальной игры для старшеклассников с ответами
Интеллектуальная игра с ответами, 10-11 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!