Литературная игра по русским народным сказкам, 5 класс
Сценарий интеллектуальной игры по русским народным сказкам «Царство сказок» с ответами
Встреча со сказкой уже сама по себе праздник для человека любого возраста, а организация в школе праздника сказки вдвойне праздник. Пятиклассники, как никто другой, с огромным удовольствием откликаются на предложение провести подобное мероприятие. И к этому их располагает, помимо всего прочего, само содержание учебной программы, где значительное место отведено сказкам, фантастике, приключенческой литературе.
Игра построена на материале русских народных сказок.
Согласно сценарию, в игре принимают участие три команды. В роли ведущего может выступить сам педагог-словесник, он же оценивает выполнение заданий игроками. Для удобства подсчета очков в ходе состязаний можно вручать учащимся специальные жетоны (они заранее изготавливаются из картона, им можно придать форму цветочков, зверюшек и т. п.). Если позволяют материальные возможности, вместо жетонов можно использовать конфеты, что, безусловно, увеличит заинтересованность «пятиклашек» в выигрыше и усилит атмосферу праздника. У ведущего, разумеется, могут быть помощники, например, два скомороха.
Ход игры
Звучит музыкальная «заставка» к мероприятию — песня И. Николаева «Маленькая страна».
Ведущий. Сегодня нам предстоит отправиться в фантастическое путешествие - путешествие в Царство сказок.
1-й скоморох. Куда же мы отправимся? В Царстве сказок так много замечательных мест!
2-й скоморох. Да, все и не перечислишь!
2-й скоморох. А давайте пойдем куда глаза глядят.
1-й скоморох. Длинная дорога предстоит...
2-й скоморох. Да-а, путь не из легких... Как там в сказках говорится? Пока три короба сухарей не съешь да три пары железных башмаков не стопчешь...
Ведущий. Ну, зачем же сразу сухари, железные башмаки... Это все давно устарело. Я предлагаю спросить ребят, где они хотят побывать. Итак, первый конкурс.
I. Презентация маршрутов «Летучий корабль».
Ведущий. Внимание! Только у нас и только сейчас вам будет предоставлена возможность «открыть» «туристическое агентство» и разработать маршрут воображаемого путешествия. Куда вы пригласите первых посетителей вашего агентства? Почему вы выбрали именно эти «точки» на карте Царства сказок?
Условия игры. Команды поочередно проводят шуточную презентацию сказочных маршрутов. Это задание носит творческий характер и требует предварительной подготовки, поэтому лучше, если ребята заранее составят «сценарии» презентаций, красочно оформят рекламные плакаты. Жюри оценивает результаты «домашней работы» по пятибалльной системе.
1-й скоморох. Здорово! Классные маршруты! Скорее в путь!
Ведущий. Признаться, я в замешательстве. Маршруты, действительно, один интереснее другого.
2-й скоморох. А я думаю, торопиться не надо. В Царстве сказок и заблудиться недолго. Предложения-то все заманчивые... Но разве можно в наше время доверять только что открывшимся фирмам? Я предлагаю проверить, как ребята ориентируются на сказочных дорогах, хорошо ли знакомы со сказками.
Ведущий. Так мы и сделаем.
II. Конкурсное задание «Сказочная азбука».
Ведущий. Начнем со сказок «для самых маленьких». Сейчас командам вручат пакеты с набором букв. Вы должны, используя все находящиеся в вашем распоряжении буквы, постараться сложить слово - название одной из сказок.
Задание команде 1: «Колобок».
Задание команде 2: «Теремок».
Задание команде 3: «Морозко».
Успех зависит от быстроты выполнения задания. Команда, быстрее всех сложившая нужное слово, получает 2 балла, остальные группы учащихся - 1 балл.
III. Конкурсное задание «Сказочная мозаика».
Ведущий. Что такое пазлы, знают, я думаю, все присутствующие. А хорошо ли вы, ребята, знакомы с творчеством художника Виктора Михайловича Васнецова? Он создал множество прекрасных картин на сюжеты русских народных сказок и былин. Вы, наверное, удивлены: как связано творчество великого русского живописца с популярной игрой-головоломкой? Сейчас увидите.
Условия игры. Команды получают от ведущего набор «пазлов», изготовленных вручную, кустарным способом, на материале репродукций картин В. М. Васнецова «Ковер-самолет», «Иван-царевич на Сером волке», «Кащей Бессмертный». Репродукции заранее разрезаны на множество частей разнообразной формы. Задача команд - сложить из «кусочков» целостное полотно и вспомнить его название. Выигравшей считается команда, которая быстрее других справилась с заданием. Победители получают 2 балла, остальные - 1 балл.
IV. Викторина «В какой сказке говорится...».
Ведущий по очереди задает вопросы командам, открывая
Вопросы команде 1.
1. В какой сказке говорится про беспрецедентное спортивное состязание по прыжкам в высоту среди лиц мужского пола, победителя которого ожидал ценный приз - поцелуй царевны и женитьба на ней? («Сивка-Бурка».)
2. В какой сказке говорится про необычный брачный союз человека и существа из класса земноводных, повлекший за собой тяжкие испытания для обеих сторон? («Царевна-лягушка».)
Вопросы команде 2.
1. В какой сказке содержится рецепт приготовления диковинного, неповторимого по своим вкусовым качествам блюда из... столярного инструмента? («Каша из топора».)
2. В какой сказке говорится про то, как заяц стал «бомжем», а рыжая плутовка завладела всей заячьей недвижимостью, и лишь вмешательство третьего лица помогло восстановить справедливость? («Заюшкина избушка».)
Вопросы команде 3.
1. В какой сказке говорится про довольно скромный гостиничный комплекс в чаще лесного массива и про его обитателей, прославившихся своим гостеприимством? («Теремок».)
2. В какой сказке говорится про то, как довольно громоздкий отопительный «прибор» стал уникальным транспортным средством. («По щучьему веленью...»)
V. Конкурсное задание «Что такое перед нами?».
В ходе конкурса все свои усилия соревнующиеся направляют на узнавание волшебных предметов, о которых говорится в сказках. Ведущий поэтапно «обнародует» определенную информацию. Если предмет угадывается сразу, с первой попытки, команда получает три очка. В случае если предмет будет узнан со второй или с третьей попытки, на командный счет поступают соответственно либо два, либо только одно очко.
Задание команде 1.
Этот «прибор»:
1) состоял из двух предметов, которые в процессе манипуляций с ними были способны показать «все лесные места»: «где земляника растет, где цвет лазоревый цветет...»;
2) имел в составе «посудную» часть, изготовленную из драгоценного металла;
3) имел «пульт» управления, который являлся плодом фруктового дерева. (Серебряное блюдечко и наливное яблочко из одноименной сказки.)
Задание команде 2.
Этот предмет:
1) после долгих поисков был добыт отцом по просьбе любимой дочери, стал причиной разлуки близких родственников;
2) был оторван от родной почвы, но при приближении к месту естественного произрастания прирос к корню как ни в чем не бывало;
3) во время цветения восхищал всех красотой невиданной и неслыханной. (Аленький цветочек из одноименной сказки.)
Задание команде 3.
Этот предмет:
1) был незаменим во время пеших передвижений на дальние расстояния;
2) использовался в качестве безотказного навигатора;
3) имел шарообразную форму и успешно функционировал, не требуя подключения к источнику энергии. (Волшебный клубочек.)
VI. Конкурсное задание «Четвертый - лишний».
Готовясь к игре, ребята по просьбе учителя делают наглядные пособия, необходимые для проведения конкурса. Каждая команда изготавливает комплект из 4 иллюстраций. На рисунках должны быть изображены или сказочные персонажи, или предметы, играющие значительную роль в сюжете сказок. В ходе конкурса команды обмениваются своими «комплектами».
Рассматривая набор, предоставленный соперниками, ребята должны назвать проиллюстрированную сказку, а также найти «лишнее звено», то есть определить, какой персонаж (предмет) попал в набор из «чужой» сказки.
Задание команде 1 (детские рисунки): яблоня, русская печь, Баба Яга, Кощей Бессмертный. (Русская народная сказка «Гуси- лебеди». Лишнее звено - Кощей Бессмертный.)
Задание команде 2 (детские рисунки): щука, Царевна-лягушка, Баба Яга, гуси-лебеди. (Русская народная сказка «Царевна-лягушка». Лишнее звено - гуси-лебеди.)
Задание команде 3 (детские рисунки): жар-птица, волк, Елена Прекрасная, Змей Горыныч. (Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк». Лишнее звено - Змей Горыныч.)
VII. Конкурсное задание «Звери и птицы».
Ведущий. В сказках среди действующих лиц встречаются птицы и звери. Они, как люди, бывают добрые и злые, трудолюбивые и ленивые. Но чаще всего они добрые и стараются во всем помочь сказочным героям.
Условия игры. На слайде презентации (плакате, стенде, доске) даны изображения представителей фауны. Отвечая на вопросы ведущего, обучающиеся должны выбрать подходящего представителя из предложенного ряда. «Стоимость» правильного ответа - 1 балл.
Изобразительный ряд: 1) лиса; 2) волк; 3) заяц; 4) медведь; 5) корова; 6) лошадь; 7) мышь.
Вопросы команде 1.
1. Кто из лесных обитателей неверно провел инструктаж для новичка-любителя подледного лова (волка), в результате чего последний лишился хвоста? (Лиса.)
2. «- Красавица, влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь - все будет сработано». Кто из животных помог выполнить работу Хаврошечке? (Корова.)
Вопросы команде 2.
1. Кто в русской народной сказке про Кузьму Скоробогатого выполнял ту же роль, что и Кот в сапогах во французской сказке? (Лиса.)
2. Мурка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут. Кто был последним в этом ряду и помог справиться с огородной культурой? (Мышка.)
Вопросы команде 3.
1. В сказке «Царевна-лягушка» найти Кощееву смерть Ивану-царевичу помогали сокол, щука... А кто еще? (Медведь.)
2. Царь в сказке «Дочь-семилетка» велел девочке явиться во дворец «ни пешком, ни на лошади». Кто же доставил девочку на прием к царю? (Заяц.)
Изображения птиц: 1) петух; 2) орел; 3) сокол; 4) утка; 5) ворона; 6) перепел; 7) журавль.
Вопрос команде 1.
Царь в сказке «Дочь-семилетка» велел девочке явиться во дворец «ни с гостинцем, ни без подарочка». Юная умница принесла царю птицу, которая в момент вручения «порх - и улетела». Какая птица была этим гостинцем? (Перепел.)
Вопрос команде 2.
Кто из пернатых помог восстановить справедливость после рейдерского захвата лисой заюшкиной лубяной избушки? (Петух.)
Вопрос команде 3.
«Финист - ясный [кто?]». Доскажите название сказки. (Сокол.)
VIII. Конкурс «Волшебные слова».
1-й скоморох. Теперь мы убедились в том, что ребята отлично знакомы с русскими народными сказками.
2-й скоморох. С такими знатоками никакие напасти в пути не страшны.
1-й скоморох. Когда же мы отправимся в путешествие?
Ведущий. Немедленно. Но чтобы оказаться в Царстве сказок, надо произнести волшебные слова, а я, как назло, не могу вспомнить ни одного из них. Ребята, а вы знаете сказочные заклинания?
Задание командам.
Вспомните известные вам «волшебные слова», заклинания из сказок, приводимые в сказках.
Возможность высказаться вам будет предоставляться по очереди. Победит та команда, за которой осталось последнее слово, в то время как «словарный запас» соперников иссяк.
Примеры заклинаний: 1) крибле, крабле, буме; 2) по щучьему веленью, по моему хотенью.
Звучит сказочная мелодия. Затемнение. После того как зажигается свет, помещение, в котором проводится мероприятие, оказывается преображенным, украшенным воздушными шарами, блестящей мишурой и т. п.
Ведущий. Вот мы, наконец, и в Царстве сказок. Как здесь прекрасно! Но в сказках, знаете ли, всякое может случиться. Интересно, какие встречи нас тут ожидают?
IX. Конкурсное (домашнее) задание «Все сказки в гости будут к нам. ..».
Незадолго до игры команды получают домашнее задание: подготовить небольшие сценки, где действуют персонажи разных сказок. Задача соперников - «узнать» этих героев. Качественный уровень инсценировок оценивается по пятибалльной шкале, «узнавание» - по трехбалльной.
X. Конкурсное задание «Скоро сказка сказывается...».
Ведущий появляется с важным видом, будто намереваясь
Условия конкурса могут быть различными. Можно, к примеру, разрешить использовать домашние «заготовки». В этом случае «сказочники» прочтут истории, сочиненные заранее. А можно организовать проведение конкурса иначе. Пусть в сочинительстве участвует команда в целом, а сказка «рождается» экспромтом у всех на глазах: один игрок продумывает сказочный зачин, остальные ребята продолжают историю и доводят ее до счастливого завершения. Максимальный балл получают те «сказители», которые проявили больше фантазии и юмора.
По мере того как продвигается процесс сочинения сказок, Несмеяна начинает улыбаться, наконец, смеется и хлопает в ладоши.
XI. Финальный этап «Это ярмарки краски...».
Финал игры - веселая ярмарка. Белоснежка пригласит в Салон сказочной моды. Выставку-продажу поделок на темы сказок организует ООО «Семь Симеонов - семь работничков». Любители живописи побывают в картинной галерее «Ненаглядная красота», где познакомятся с иллюстрациями к различным сказкам. Посетителей Кунсткамеры удивят сказочные диковинки: шапка-невидимка, жар-птица, сапоги-скороходы, аленький цветочек и многое другое. Полакомиться сладостями можно будет в буфете «Скатерть-самобранка». А если с кем-нибудь из гостей болезнь приключится, их мигом поставит на ноги искусство врачевания доктора Всезнайки. Для оплаты сказочных услуг можно пустить в обращение сказочную «валюту».
Думается, праздник сказки запомнится ребятам надолго.
Похожие статьи:
Литературная викторина для 5-6 классов с ответами
Литературная викторина по сказкам Пушкина, 5 класс
Нет комментариев. Ваш будет первым!