Нравственный классный час в 7 классе. Сценарий

Конспект классного часа для 7 класса

Сценарий классного часа в 7 классе на тему «Русские миллионеры»

Современное общество нуждается в ответственных людях, которые серьезно относятся к самим себе, своему окружению и к своему развитию. На Западе сейчас активно продвигается образ человека, который сам себя сделал. В российской истории тоже немало таких людей. Выдающиеся купеческие династии - хороший пример для разговора о традициях предпринимательства в России, о соотношении денег и морали. Классный час, посвященный знакомству с русскими купеческими династиями, готовит творческая группа учеников, классный руководитель организует обсуждение.

Цели: познакомить детей с выдающимися династиями русских предпринимателей; формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как упорство, целеустремленность, трудолюбие; развивать способность к самоанализу, самовоспитанию; побуждать детей к работе над собой, к повышению своего образовательного уровня; воспитывать уважение к людям, которые достигли богатства своим трудом.

Подготовительная работа: поручить творческой группе (8 учеников) подготовить информационные сообщения по предложенным в сценарии темам (можно воспользоваться краткими текстами сценария). Чтобы обеспечить всех текстами, нужно сделать 2 ксерокопии информационного блока, разрезать их в соответствии с ролями.

План классного часа

I. Интерактивная беседа.

II. Информационный блок «Старые русские».

1. «Честное купеческое».

2. Прохоровская «Трехгорка».

3. Династия Морозовых.

4. Миллионеры Рябушинские.

III. Заключительная беседа.

IV. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа

Классный руководитель (задает вопросы).

- Ребята, поднимите руки, кто хотел бы стать богатым.

- А кто бы хотел открыть свое дело, стать предпринимателем, бизнесменом?

- Как вы считаете, может ли любой человек стать предпринимателем?

- Как вы думаете, почему не каждый предприниматель становится миллионером?

- Некоторые ученые считают, что способность к предпринимательству - это такой же талант, как способность к танцу, пению, музыке, живописи. Согласны ли вы с этим?

II. Информационный блок «Старые русские»

Классный руководитель. Богатых людей, предпринимателей сейчас называют «новыми русскими». Эти слова произносят часто с насмешкой, имея в виду хамство, невоспитанность, наглость новых богачей, их показную роскошь и презрение к окружающим. Но если есть «новые русские» богачи, значит, были когда-то и богачи «старые русские»? Какими они были? Как добывали свои богатства? На что тратили? Можем ли мы у них чему-нибудь научиться? Я даю слово нашей творческой группе, которая готовила информационный блок классного часа.

(К доске выходят представители творческой группы.)

1. «Честное купеческое»

Ученик 1. Мы подготовили краткий рассказ о том, кто такие купцы. До революции 1917 г. предпринимателей в России называли

купцами. Это были люди, которые занимались торговлей или производством. В зависимости от величины капитала купцы делились на гильдии:

1 -я гильдия - от 20 000 до 50 000 руб.;

2-я гильдия - от 8000 до 20 000 руб.;

3-я гильдия - до 8000 руб.

Ученик 2. Некоторые купцы за свою деятельность получали чин коммерции советника или мануфактур-советника. Эти чины давали за большой вклад в развитие экономики Российской империи и серьезную благотворительную деятельность. Самым заслуженным купцам присваивалось почетное гражданство. Чтобы победить конкурентов, русские купцы старались выпускать товары самого высокого качества. За это на товарах разрешалось ставить государственный герб России.

Ученик 1. Русские купцы очень дорожили своим честным именем. Многотысячные сделки совершались часто без всяких документов, под честное купеческое слово. За нарушение слова, мошенничество провинившегося ждало изгнание из гильдии и пожизненный позор.

Ученик 2. В купеческом бизнесе участвовали все члены семьи. Наследники продолжали семейное дело. Так в России сложились выдающиеся купеческие династии, которые внесли огромный вклад в экономику государства и получили дворянские титулы.

2. Прохоровская «Трехгорка»

Ученик 3. Мы расскажем о знаменитой купеческой династии Прохоровых. Они основали московскую трехгорную мануфактуру.

Ученик 4.200 лет назад выходец из семьи простых крестьян Василий Иванович Прохоров купил участок земли на берегу реки Пресни. Это место тогда называлось «Три горы». Вместе со своим компаньоном он построил тут фабрику по производству ситца. Четыре сына Василия Ивановича продолжили дело отца. Из небольшой фабрики они создали знаменитый на весь мир текстильный комбинат «Прохоровская Трехгорная мануфактура».

Ученик 3. Прохоровы понимали: чтобы выдержать конкуренцию, нужно учить рабочих, закупать новейшее оборудование. И они открывают первую в России ремесленную школу для детей фабричных рабочих, создают фабричный театр на 1300 мест, постоянно улучшают условия труда и быта своих рабочих.

Ученик 4. Сам царь Николай I высоко ценил заслуги Прохоровых перед Россией. Простые купцы получили звание мануфактур-советников, а позже им было присвоено почетное гражданство.

Ткани трехгорной мануфактуры были такого высокого качества, что на них разрешено было ставить государственный герб России. Ткани «Трехгорки» завоевывали золотые медали в Европе, Азии, Америке.

Ученик 3. На Всемирной Парижской выставке в 1900 г. предприятие удостоилось высшей награды - Гран-при. А его хозяин был удостоен ордена Почетного легиона. Этот орден ему вручили «за заботу о быте рабочих и по санитарному делу». А в 1912 г. за выдающуюся благотворительную и общественную деятельность Николай Иванович Прохоров был «возведен в потомственное дворянство».

3. Династия Морозовых

Ученик 5. Мы расскажем о династии купцов Морозовых. Это самая знаменитая фамилия в истории русского бизнеса. От своих крестьянских предков они получили упорство в достижении цели и невероятную работоспособность.

Ученик 6. Основатель династии Савва Морозов создал ткацкую мастерскую в своем селе Зуево под Владимиром. Работал сам на единственном станке и сам же пешком ходил в Москву продавать товар. Выходил на заре и к вечеру был в Москве. Его товар - кружево, бахрома, ленты - был такого высокого качества, что скупщики встречали его еще на дороге, чтобы первыми забрать все.

Упорство и трудолюбие позволили крепостному крестьянину Морозову вырваться из нужды. Он сумел купить себе «вольную» и стал купцом первой гильдии.

Ученик 5. Морозовы тоже создали свое текстильное производство - Никольскую мануфактуру во Владимирской области, которая входила в тройку самых прибыльных предприятий России. За свои заслуги в развитии отечественной промышленности Морозовы получили потомственное почетное дворянство.

Ученик 6. Морозовы были старообрядцами, соблюдали все религиозные обряды и традиции, детей воспитывали в строгости и послушании, приучали к труду. Внук основателя династии, тоже Савва Морозов (его называли «Савва Второй»), получил прекрасное образование. Он учился на физико-математическом факультете Московского университета, изучал химию в Кембридже. В 25 лет он стал управлять семейным бизнесом, закупал новые машины, заботился о рабочих.

Ученик 5. Его годовой доход в 10 раз превышал доход тогдашнего министра финансов. В народе ходили легенды о несметном богатстве Саввы. Но сам богач на себя почти ничего не тратил - ходил в стоптанных туфлях, в залатанных брюках. Савва Морозов не жалел денег на благотворительность. Он щедро жертвовал на больницы, помогал художникам, артистам, музыкантам. В его доме можно было встретить Шаляпина, Врубеля, Горького, Станиславского.

Ученик 6. Савва Морозов дорожил своей деловой репутацией. Он знал, что такое честное купеческое слово, и никогда не давал его зря. Морозов был патриотом. Он основал банк, чтобы русские купцы могли брать кредиты у себя на родине, а не в зарубежных банках. Он гордился тем, что он русский.

4. Миллионеры Рябушинские

Ученик 7. Мы хотим рассказать о династии купцов Рябушинских. Предки их тоже были крестьянами.

Основатель династии Михаил Яковлев начинал с торговли, был купцом третьей гильдии. Но после войны 1812 г. разорился и пошел в приказчики к купцу. Он становится очень религиозным человеком, переходит в старообрядчество. Смена веры приводит к перемене фамилии. Яковлев становится Ребушинским - так называлась его родная слобода. Позднее уже его дети заменят в фамилии букву «е» на «я». Так была основана одна из самых богатых и славных купеческих династий в России.

Ученик 8. Михаил Ребушинский вновь становится купцом, торгует хлопчатобумажными тканями. Сначала он скупает товар у кустарей-одиночек, потом сам начинает выдавать кустарям заказы.

Его дела быстро идут в гору. Детей своих он воспитывает в строгости, не дает им никаких поблажек. Когда старшему сыну исполнилось 1 б лет, отец заставил его открыть собственное дело. Для этого сдал сыну в аренду одну из своих лавок и отпускал ему товар со своего склада, как и другим купцам.

Два младших сына помогают ему в делах: ведут учет хозяйства.

Ученик 7. Постепенно дело Ребушинского расширяется, он открывает свою фабрику по выпуску шерстяных и полушелковых тканей, занимается оптовой торговлей, создает банк. После его кончины остались 3 сына, 2 дочери и 15 внуков. Он завещает им 2 миллиона рублей. Его наследники не растратили завещанных им капиталов, но увеличили их многократно, поставив фамилию Рябу- шинских на первые места в государстве.

Ученик 8. Они владеют заводами, банками, газетами, открывают ночлежки, бесплатные столовые. «Рябушинские - это целая эра в истории России» - так говорят об этой купеческой династии историки. Перед революцией 1917 г. один из братьев Рябушинских собрал крупнейшую коллекцию старинных русских икон, другой дал средства на исследование Камчатки, третий организовал под Москвой Аэродинамический институт. Все члены этой замечательной семьи никогда не надеялись на счастье и удачу. Всего они добивались только своей энергией и упорством. «Все для дела - ничего для себя» - таков был девиз основателя знаменитой династии Рябушинских, и этот девиз унаследовали его дети и внуки.

III. Заключительная беседа

Классный руководитель. Вот такими были они, «старые русские». Спасибо, ребята, за интересные сообщения.

(Представители творческой группы занимают свои места.)

Ребята, сегодня вы познакомились с выдающимися династиями русских предпринимателей. Сейчас модно говорить о людях, которые сделали сами себя. Можно ли сказать, что основатели этих династий сделали сами себя?

(Дети высказывают свои мнения.)

Какие общие черты вы заметили у представителей всех трех династий?

Примерные ответы детей:

- Они были крепостными.

- Они были староверами.

- У них было много детей.

- Они воспитывали детей в строгости.

- Они отказывали себе во всем, чтобы разбогатеть.

- Не старались истратить все деньги на себя, были скромными в жизни.

- У них на первом месте было дело.

- Они стали почетными гражданами.

- Выпускали товары самого высокого качества, получали призы на выставках.

- Высоко ценили честность и порядочность.

- Занимались благотворительностью, помогали бедным.

Классный руководитель. Есть такая поговорка: «Деньги

портят человека». Как вы считаете, почему деньги не испортили представителей этих династий?

Примерные ответы детей:

- Потому что они много трудились.

- Их спасала вера в Бога.

- Работали не ради денег, а ради дела.

- Они видели, что на их деньги строятся города, люди получают работу, жизнь улучшается, государство богатеет.

Классный руководитель. Да, деньги не испортили этих людей, потому что главным для них было дело, а не богатство. И последний вопрос. Как вы считаете, могут ли современные «новые Русские» поучиться чему-нибудь у «старых русских»?

Примерные ответы детей:

- Можно научиться бережливости, скромности, целеустремленности, упорству, трудолюбию и т. п.

- У них были честь и достоинство. Это пример для нас.

- Можно поучиться патриотизму. Им хотелось, чтобы русские товары были лучшими.

- Можно поучиться, как дорожить своим именем.

- Можно поучиться, как строить общественные больницы, столовые, как помогать бедным.

Классный руководитель. Сегодня вы узнали о выдающихся русских предпринимателях, основателях знаменитых купеческих династий. Их деловой успех складывался из каждодневного упорного труда. Они умели зарабатывать деньги, знали им цену и сознавали ответственность за свое богатство. Они жили по правилу: «Бог дает богатство в пользование и потребует по нему отчета». И мне кажется, они сумели распорядиться своим богатством - многое из того, чем мы пользуемся сейчас, построено или заложено первыми русскими предпринимателями.

IV. Подведение итогов

Классный руководитель. Ребята, наш сегодняшний разговор я начала с вопроса, хочет ли кто-нибудь из вас стать предпринимателем. Как бы вы сейчас ответили на этот вопрос? Примерные ответы детей:

- Понял, что бизнес требует от человека очень много сил, но все равно хочется попробовать себя.

- Бизнесом заниматься очень тяжело, рискованно, лучше ходить на работу и получать зарплату.

- Решения не изменил - попытаюсь стать бизнесменом, заработать миллион.

- Бизнесменам плохо, их никто не любит, им все завидуют. Не хочу и не хотел заниматься бизнесом.

Похожие статьи:

Классный час на тему ЗОЖ, 7-8 класс

Внеклассное мероприятие в школе. День работников Сельского хозяйства

Беседа для учащихся 7 класса

Конспект классного часа на тему: Здоровый образ жизни, 7 класс

День рождения пионерской организации. Сценарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!

© 2011 - 2016 Ваш Домовёнок
Материалы, представленные на страницах нашего сайта, созданы авторами сайта, присланы пользователями, взяты из открытых источников и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Все авторские права на материалы принадлежат их законным авторам.
При копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна